Осуществление уголовного преследования по просьбе иностранного государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществление уголовного преследования по просьбе иностранного государства



 

Данный вид межгосударственного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства регулируется, как и рассмотренные выше, нормами международных договоров и нормами национального права. В частности, в РФ вопросы осуществления уголовного преследования регулируются ст. 459 УПК РФ, а также некоторыми ведомственными актами. Среди последних следует особо отметить указание Генеральной прокуратуры РФ от 12.03.2009 N 68/35 "О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств".

Выполнение просьбы о возбуждении уголовного преследования возложено в РФ на Следственный комитет при Генеральной прокуратуре.

Согласно нормам международных договоров о правовой помощи уголовное преследование возбуждается только в отношении конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

Осуществление уголовного преследования по запросу иностранного государства - это деятельность следователя (органа дознания) на основании запроса иностранного компетентного органа и решения внутреннего компетентного органа в отношении определенного лица (подозреваемого или обвиняемого), направленная на изобличение его в совершении преступления и при наличии достаточных данных, обеспечение применения к нему мер наказания.

Условиями осуществления уголовного преследования по запросу иностранного государства являются следующие:

- преступление должно быть совершено иностранным гражданином или лицом без гражданства;

- деяние должно быть совершено вне пределов территории РФ;

- деяние признается преступлением по законам РФ и запрашивающей стороны;

- лицо, в отношении которого поступил запрос об осуществлении уголовного преследования, не было осуждено в запрашивающем государстве.

Согласно Минской конвенции СНГ о правовой помощи 1993 г. уголовное преследование не может быть возбуждено также и в том случае, если в отношении лица в иностранном государстве было принято иное окончательное решение по делу.

Практика межгосударственного общения по рассматриваемому вопросу свидетельствует о возможности возникновения двух ситуаций:

14) в Российскую Федерацию направляются материалы дела, по которому уголовное преследование уже возбуждено компетентными органами иностранного государства. В данном случае повторно уголовное дело в РФ возбуждаться не должно, а просто продолжается его расследование в соответствии с нормами УПК РФ;

15) в Российскую Федерацию направляются иностранным государством материалы в случае, когда уголовное преследование возбуждено иностранным государством не было.

В указанном случае, при соблюдении вышеназванных условий, должен быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела, причем просьба об уголовном преследовании на территории РФ является поводом для возбуждения уголовного дела, т.е. такие материалы имеют статус материалов доследственной проверки, и решение по ним должно приниматься в порядке ст.ст. 144-145 УПК.

Материалы в отношении российского гражданина, совершившего преступление на территории иностранного государства, в случае, когда уголовное преследование не возбуждено, представляются в Генеральную прокуратуру РФ для принятия соответствующего процессуального решения на территории РФ (ч. 2 ст. 459 УПК). Так, запрос об осуществлении уголовного преследования на территории РФ должен рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела.

Материалы, приложенные к запросу, не имеют для следователя, прокурора и суда обязательного значения и являются носителями информации о совершенном деянии, которая подлежит оценке в соответствии с требованиями УПК РФ. Вместе с тем, как уже говорилось выше, на них полностью распространяются правила о допустимости доказательств, добытых на территориях иностранных государств, в соответствии с международными договорами о правовой помощи и правах человека.

Вместе с тем в Конвенции СНГ 1993 г. содержатся положения, которые отсутствуют в других договорах о правовой помощи:

- при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судами учитываются предусмотренные законодательством договаривающихся сторон смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства независимо от того, на территории какой стороны они возникли (ст. 76);

- при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам двух или более стран, рассматривать их компетентен суд той договаривающейся стороны, на территории которой закончено предварительное расследование.

 

Литература для углубленного изучения

 

1. Бастрыкин А.И. Исполнение договоров о правовой помощи, заключенных СССР с другими социалистическими государствами (уголовно-процессуальные проблемы) // Исполнение международных договоров СССР. Вопросы теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1986.

2. Волженкина В.М. Оказание правовой помощи по уголовным делам в сфере международного сотрудничества. СПб., 2000.

3. Евдокимов В.Б., Михайленко К.Е. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам на примере стран СНГ. М., 2004.

4. Милинчук В.В. Институт правовой помощи по уголовным делам. Действующая практика и перспективы развития. М., 2001.

5. Лазутин Л.А. Правовая помощь по уголовным делам как межотраслевой нормативный комплекс. Екатеринбург, 2008.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.006 с.)