Понятие, формы и виды международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, формы и виды международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства



 

Помощь - это препятствие

для будущего и существующего зла.

 

Платон

 

Понятие международного сотрудничества. Традиционно международное, а точнее, межгосударственное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства рассматривается как компонент международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Под последним в литературе обычно понимается сотрудничество различных государств по борьбе с преступными деяниями, общественная опасность которых требует объединения усилий нескольких государств.

Необходимость такого сотрудничества обусловлена целым рядом факторов.

Во-первых, возросла международная активность преступности, которая усугубляется размыванием государственных границ и межгосударственной экономической интеграцией. В связи с техническим прогрессом, развитием информационных технологий, а также вследствие изменений в банковской сфере и структуре торговли преступность уже более не связана национальными границами, т.е. она часто стала носить транснациональный (трансграничный) характер.

Во-вторых, усилился рост организованных форм преступности.

В-третьих, нередко доходы от преступной деятельности укрываются за границей.

В-четвертых, появились совершенно новые формы преступности (налоговые, экологические, компьютерные преступления и др.), а также

наметилось "совершенствование" преступности, связанной с легализацией доходов от преступной деятельности.

Рост и качественное совершенствование преступности требует от государств координации усилий по противодействию ей. В этой связи все большее значение приобретает развитие межгосударственного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Долгое время оно регулировалось в основном нормами международного права. Однако с учетом растущих потребностей в сотрудничестве в данной сфере активная нормотворческая работа началась и на национальном уровне. Значительным шагом явилось включение в УПК РФ части, посвященной международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства. Ни один из ранее действовавших УПК не регулировал порядок взаимодействия с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства - это постоянная, совместная, согласованная, широкая по масштабам и разнообразная по формам деятельность правоохранительных органов различных государств, урегулированная международным и национальным правом, затрагивающая общие интересы и направленная на достижение единой цели в борьбе с преступностью; на расследование и правильное разрешение уголовных дел; а также на обеспечение прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и лиц, незаконно и необоснованно обвиненных или осужденных за совершение преступления.

Формы осуществления международного сотрудничества. Существуют разнообразные формы осуществления международного сотрудничества:

а) в рамках международных организаций (опосредованное);

б) прямое (непосредственное) сотрудничество государств по оказанию правовой помощи на основании международных договоров, межведомственных соглашений и на основании принципа взаимности (путем передачи компетенции запрашиваемому государству);

в) непосредственное сотрудничество государств при совместном осуществлении компетенции в борьбе с преступностью (создание совместных следственных бригад, осуществление трансграничных преследований и т.д.).

В рамках названных форм сотрудничества можно выделить конкретные его виды.

1. Сотрудничество в рамках международных организаций может осуществляться в следующих видах:

а) взаимодействие с органами предварительного расследования иностранного государства путем направления и исполнения запросов через международную организацию (Интерпол, Европол);

б) передача подозреваемых (обвиняемых) лиц международным уголовным судебным учреждениям;

в) исполнение просьб международных уголовных судебных учреждений и международных следственных органов о сотрудничестве.

До недавнего времени система органов национальной юстиции была единственной эффективной институциональной системой. Но в результате процессов интеграции и глобализации для защиты общих интересов всего международного сообщества в целом появилось огромное число разных международных организаций и органов, в том числе и в уголовной сфере. Так, в литературе и международно-правовых документах все чаще стали встречаться такие понятия как "международная уголовная юстиция"*(462) и "органы международной уголовной юстиции"*(463).

Международный орган уголовной юстиции - это любая организационная структура, функционирующая на постоянной или временной основе, действующая на основании международного права и в соответствии с ним, созданная государствами или международными организациями в целях осуществления преследования и правосудия по уголовным делам.

Все международные органы уголовной юстиции можно разделить на две группы: международные органы, непосредственно осуществляющие уголовное преследование и органы, способствующие его осуществлению.

Международные органы, непосредственно осуществляющие уголовное преследование - это органы специальной компетенции. В их состав входят: международные уголовные судебные учреждения (Трибунал по бывшей Югославии, Трибунал по Руанде, Международный уголовный суд) и международные следственные органы.

Трибуналы по Югославии и Руанде созданы резолюциями Совета Безопасности ООН для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в серьезных нарушениях международного гуманитарного права и являются учреждениями ad hoc. Их юрисдикция носит приоритетный характер по отношению к национальной. Это означает, что они вправе истребовать дело, находящееся в производстве национальных органов и относящееся к их компетенции, на любой стадии.

Международный уголовный суд, договор об учреждении которого был подписан в Риме в 1998 г., являет собой принципиально новую модель международного уголовного судебного учреждения. Во-первых, потому, что он является первым постоянно действующим судом, а во-вторых, его юрисдикция по отношению к национальной носит комплементарный (вспомогательный) характер. Он призван обеспечить неотвратимость наказания лицам, виновным в серьезных нарушениях гуманитарного права, в совершении агрессии и военных преступлений, в тех случаях, когда органы государств по каким-либо причинам не смогли выполнить эту задачу. Статут Международного уголовного суда, подписанный, но в настоящее время еще не ратифицированный Россией, содержит множество положений, устанавливающих обязанности государств по исполнению поручений Суда и сотрудничества с ним.

Необходимо отметить, что не существует единой целостной системы постоянных органов, осуществляющих международное расследование по уголовным делам, за исключением Канцелярии Прокурора и Палаты предварительного производства Международного уголовного суда.

Все существовавшие международные следственные органы могут быть классифицированы в зависимости от способа их создания на: органы, учрежденные договором, и органы, созданные решением международных организаций и органов. Из числа органов первого вида можно назвать только Международную комиссию по установлению фактов, которая была учреждена ст. 90 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны. Наиболее популярным из-за быстроты создания и большей эффективности является второй из указанных способов создания. Международные комиссии для проведения расследования в основном создаются решениями Совета Безопасности. Так, ими были учреждены Комиссия по расследованию нарушений международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии (1993), в Руанде (1994), в Сомали (1993), в Бурунди (1995), в Судане (2003), В Ливане (2004) и многие другие. Нормативной основой деятельности таких комиссий являются резолюция Совета

Безопасности, но при проведении следственных действий на территориях государств они должны учитывать национальное право.

К числу международных органов, способствующих осуществлению уголовного преследования другими органами, могут быть отнесены многие международные организации. Но особенно заметную роль среди них играют: ООН, Интерпол, Европол, Евроюст, Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег.

В рамках ООН рассматриваются проблемы предупреждения преступности, принимаются конвенции по борьбе с различными видами преступлений и резолюции, содержащие общие принципы сотрудничества в уголовной сфере, а также создаются специальные органы и комитеты по борьбе с ними.

В 1990 г. СССР вступил в Международную организацию уголовной полиции (Интерпол). В структуре МВД было создано Национальное центральное бюро Интерпола (далее - НЦБ РФ)*(464) как орган по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств-членов Интерпола и Генеральным секретариатом этой организации. НЦБ РФ является координационным центром, который:

1) направляет в Генеральный секретариат и НЦБ иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения органов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления;

2) принимает меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и органами иностранных государств запросов органов РФ;

3) направляет поступившие из Интерпола и НЦБ иностранных государств и подлежащие исполнению на территории РФ запросы в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы РФ.

Деятельность Интерпола по передаче информации при расследовании уголовных дел или просьб о выдаче преступника с предварительным его розыском признается очень эффективной, а потому многие международные договоры прямо предписывают в соответствующих случаях обращаться в Интерпол (например, ст. 16 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., ст. 15 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., ст. 30 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, ст. 13 Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г. и др.).

К основным видам деятельности Интерпола можно отнести:

- уголовную регистрацию в целях идентификации преступников и некоторых преступлений;

- международный розыск преступников;

- сбор и обобщение статистических данных о преступности в каждой стране и отдельно о международных преступлениях;

- оказание технической помощи по просьбе Национальных центральных бюро заинтересованных стран.

Одним из центральных направлений деятельности Интерпола является международный розыск, т.е. розыск, проводимый за пределами государства, на территории которого было совершено преступление.

Можно выделить следующие виды розыскных операций, проводимых Интерполом: 1) розыск преступников с целью их последующей выдачи; 2) розыск подозреваемых с целью наблюдения за их поведением; 3) розыск пропавших без вести лиц; 4) розыск похищенных ценностей.

В своей деятельности Интерпол не связан никакими процессуальными сроками и, соответственно, не предусматривается каких-либо санкций к нарушителям сроков исполнения запросов. Кроме того, Интерпол не обладает полномочиями по самостоятельному возбуждению уголовных дел и их расследованию.

Можно сказать, что основная задача Интерпола на сегодняшний день - это организация международного розыска, поэтому многие ученые определяют его как "оперативный банк информации о преступлениях и преступниках"*(465), "координационную службу розыска преступников"*(466).

В этом смысле существует значительное отличие между Интерполом и органом, созданным в рамках Европейского Союза - Европолом (решение ЕС о его создании было принято еще в 1992 г., но фактически начал действовать с января 1999 г.). Конечно, согласно Конвенции о Европоле, в первую очередь, он должен поддерживать расследования в государствах-членах путем передачи необходимой информации. Однако при этом должностные лица Европола имеют право участвовать в совместных следственных группах. Кроме того, на государства-члены возложена обязанность рассматривать запросы Европола, касающиеся вопросов инициирования, проведения и координации уголовного расследования. Между Интерполом и Европолом заключено соглашение о взаимодействии, что дает возможность через Интерпол получить доступ к информационным базам Европола.

2. Непосредственное сотрудничество государств путем передачи компетенции запрашиваемому государству.

Вопросы непосредственного сотрудничества государств являются предметом совмещенного международного и национального правового регулирования. Проблема соотношения и любые возникающие в этой связи коллизии в РФ должны решаться на основе правила, закрепленного в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Согласно ему в случае противоречия между положениями международного договора и закона РФ приоритетному применению подлежат положения договор. Во всех остальных случаях международные и российские нормы должны применяться совместно.

Международные источники, регламентирующие вопросы сотрудничества государств можно разделить на несколько групп: 1) международные договоры, единственным предметом регулирования которых являются вопросы оказания правовой помощи и выдачи; 2) международные договоры и соглашения, в которых нормы правовой помощи играют вспомогательную роль.

Договоры первой группы могут быть по субъектно-территориальной сфере действия классифицированы на региональные и двусторонние.

В настоящее время не существует ни одного международного универсального договора (т.е. такого, в котором бы участвовали все страны, или хотя бы большинство) о правовой помощи и выдаче.

Россия участвует в следующих региональных международных договорах: Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г. и Европейской конвенции о выдаче 1957 г.

Россией заключены локальные договоры о правовой помощи со многими государствами (всего их около 40)*(467). Также существует три двусторонних договора о выдаче с участием России (с Индией, Китаем и Бразилией).

Договоры второй группы представлены:

1) конвенциями о борьбе с отдельными видами преступлений (универсальными и региональными).

Пример: универсальные - Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; региональные - Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1977 г., Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.;

2) межправительственными соглашениями о борьбе с преступностью (многосторонними и двусторонними).

Пример: Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г.;

3) межведомственными соглашениями правоохранительных органов РФ.

Последние из указанных соглашений активно заключаются такими органами, как Генеральная прокуратура РФ; Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Следственный комитет РФ. Одной только Генеральной прокуратурой заключено более сорока подобных соглашений.

Пример: Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой Республики Армения и Прокуратурой РФ (1993).

Как правило, в таких соглашениях стороны обязываются оказывать друг другу помощь по следующим вопросам: выполнение отдельных процессуальных действий, выполнение надзорных функций, связанных с расследованием преступлений, рассмотрение вопросов о реабилитации незаконно осужденных, содействие в розыске без вести пропавших, пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности и т.д.

Сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства может осуществляться не только на основании международных договоров и соглашений, но и на основе принципа взаимности. Обращение к названному принципу особенно актуально при отсутствии между государствами соответствующих договорных обязательств. Данный принцип означает предоставление иностранному государству или иностранным гражданам определенных прав, льгот или оказание им содействия в данном государстве при условии, что аналогичные права, льготы или содействие будут предоставлены данному государству или его гражданам в соответствующем иностранном государстве.

Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством соответствующего федерального ведомства (Верховного Суда, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры) оказать от имени РФ правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Нормы о возможности оказания содействия иностранному государству на основе принципа взаимности имеются в законодательстве многих государств. Статья 453 УПК РФ также предусматривает такую возможность.

Видами непосредственного сотрудничества государств в области уголовного судопроизводства являются:

1) оказание правовой помощи;

2) выдача для привлечения к уголовной ответственности;

3) передача производства по уголовным делам;

4) возбуждение уголовного преследования по просьбе иностранного государства;

5) передача осужденных для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

3. Непосредственное сотрудничество государств при совместном осуществлении компетенции в борьбе с преступностью. Данный вид межгосударственного сотрудничества является новым и вызван ростом транснациональных преступлений. Главным отличием от предыдущего вида является то, что при такой форме взаимодействия не происходит передачи компетенции от одного государства к другому, они осуществляют ее совместно. Происходит это путем создания международных (совместных) следственно-оперативных бригад по расследованию преступлений. Например, такая возможность предусматривалась в Решении Совета глав государств СНГ о межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на период 2000-2003 гг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.023 с.)