Понятие и виды выдачи. Выдача для привлечения лица к уголовной ответственности. Выдача для приведения приговора в исполнение. Выдача на время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды выдачи. Выдача для привлечения лица к уголовной ответственности. Выдача для приведения приговора в исполнение. Выдача на время



 

Понятие и виды выдачи. В международно-правовых документах для обозначения выдачи используются различные термины. Помимо собственно термина "выдача" также используются такие как "экстрадиция" и "передача". Сам термин "экстрадиция" впервые был использован в договоре 1781 г., заключенном королем Франции Луи XVI и принцем Базельским Бишопом*(469).

В российском законодательстве встречается лишь понятие выдачи. Однако необходимо иметь ввиду, что термины "экстрадиция" и "выдача" являются синонимами.

Невзирая на некоторую несогласованность в применении терминов "выдача" и "передача", можно с уверенностью сказать, что "выдача" используется для обозначения процедуры непосредственного межгосударственного взаимодействия по поводу доставления обвиняемого или осужденного под юрисдикцию запрашивающего государства. Для обозначения же сотрудничества государств с международными уголовными трибуналами используется термин "передача" ("surrender", "transfer").

Например, термин "transfer" употребляется в ст. 29 Устава Международного трибунала по бывшей Югославии и ст. 28 Устава Международного уголовного трибунала по Руанде. В ст. 102 Статута Международного уголовного суда используется термин "surrender".

Иностранными и отечественными авторами предложено множество определений выдачи. Все существующие варианты определения выдачи отличаются незначительно. Под ней обычно понимается процесс доставления под компетентную уголовную юрисдикцию в соответствии с международными договорами (соглашениями), национальными нормативными актами или принципом взаимности обвиняемого или осужденного лица для привлечения к уголовной ответственности или исполнения наказания.

Выдачу можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. В зависимости от цели выделяют следующие ее виды:

а) для привлечения к уголовной ответственности;

б) для приведения приговора в исполнение;

в) выдача на время.

2. По правовому основанию (т.е. источникам, ее регламентирующим):

а) выдача на основании универсальных конвенций по пресечению отдельных видов преступлений;

б) выдача на основании региональных и двусторонних договоров о взаимной правовой помощи и выдаче;

в) выдача на основании межведомственных соглашений правоохранительных и судебных органов;

г) выдача на основе принципа взаимности.

Согласно договорам о взаимной правовой помощи выдача характеризуется как обязанность договаривающихся государств и производится по запросу для привлечения лица к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности. Вопросы выдачи лиц регулируются как международными договорами, так и нормами уголовно-процессуального закона.

Для привлечения к уголовной ответственности договоры регулируют: условия, при которых возможно осуществление выдачи; необходимые реквизиты требований о выдаче; документы, прилагаемые к требованию о выдаче; срок рассмотрения требования о выдаче; основания для отказа в выдаче; отсрочку выдачи; пределы уголовного преследования выданного лица; выдачу за совершение нескольких преступлений; повторную выдачу; право выдаваемого лица на защиту; процедуру уведомления о результатах производства по уголовному делу.

Условия осуществления выдачи, закрепляемые в договорах довольно многочисленны. Но обычно называются следующие:

- деяние должно являться преступлением, влекущим выдачу.

Обобщая договорную практику России, можно сказать, что к числу таких преступлений чаще всего относятся деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается лишение свободы на срок не менее одного года, или более тяжкое (ст. 56 Конвенции СНГ 1993 г., ст. 56 Договора между СССР и Республикой Куба 1984 г.);

- лицо, в отношении которого направлена просьба о выдаче, не должно являться гражданином запрашиваемого государства.

При этом, несмотря на довольно широкую сферу применения, невыдачу собственных граждан нельзя считать общепризнанной, поскольку для некоторых государств (Великобритании, США, Канады) характерна совершенно иная практика, когда собственные граждане могут быть выданы. Правда, в этом случае должны выполняться следующие условия: а) необходимо наличие договора, предусматривающего выдачу; б) взаимность предусмотренной договором практики*(470).

К числу государств, допускающих с определенными изъятиями выдачу собственных граждан, относятся также Эстония, Грузия, Казахстан. Но Конституции всех названных государств требуют, чтобы в таком случае возможность выдачи собственных граждан была предусмотрена специальными договорами;

- лицу, в отношении которого направлена просьба о выдаче, не должно быть предоставлено запрашиваемым государством право убежища;

- уголовное преследование за деяние, в связи с которым требуется выдача, не должно осуществляется в порядке частного обвинения;

- не должно существовать препятствий для осуществления уголовного преследования по закону запрашиваемой стороны (например, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности);

- в запрашиваемом государстве в отношении лица, выдача которого требуется, не должно быть вынесено приговора или постановления о прекращении производства по делу за то же преступление;

- преступление, в связи с которым запрашивается выдача, не должно являться политическим.

Отдельными двусторонними договорами могут устанавливаться дополнительные условия или основания к отказу в выдаче (например, выданное лицо не должно предстать в запрашивающем государстве перед чрезвычайным трибуналом или полевым судом; или выданное лицо не должно быть подвергнуто наказанию в виде смертной казни и др.).

Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации. Большинство договоров устанавливают императивную обязанность запрашивающего государства не осуществлять преследование выданного лица за иные преступления, кроме тех, за которые оно выдано, а также обязанность не передавать выданных лиц третьим государствам без согласия запрашиваемого государства (ст. 66 Договора между РФ и Азербайджаном 1992 г., ст. 66 Договора между РФ и Кыргызстаном 1992 г., ст. 11 Договора с Индией 1998 г., ст. 15 Договора с КНР 1995 г., ст. 66 Конвенции СНГ 1993 г.).

Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации, определяются содержанием запроса о выдаче. Следовательно, лицо, выданное иностранным государством, не может быть привлечено к уголовной ответственности без согласия выдавшего его государства за преступление, которое не указано в запросе о выдаче. Однако такое согласие не требуется, если:

- выданное лицо покинуло территорию РФ, но затем добровольно возвратилось в Российскую Федерацию;

- выданное лицо в течение определенного срока (согласно ч. 2 ст. 461 УПК - 44 суток, а по Европейской конвенции о выдаче 1957 г. - 45 суток) со дня окончания уголовного судопроизводства не покинуло территорию РФ.

Выдача для приведения приговора в исполнение. Выдача для приведения приговора в исполнение, согласно договорам о правовой помощи, производится за деяния, которые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон, являются наказуемыми, и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев. По некоторым договорам назначенный судом срок лишения свободы должен превышать один год (ст. 37 Договора между СССР и Республикой Кипр 1984 г.).

Положения договоров, посвященные этому виду выдачи, содержат дополнительное требование к документам, прилагаемым к запросу. В частности, к нему обязательно прилагается копия вступившего в законную силу приговора и текст закона, по которому данное деяние признается преступлением. Также необходимо сообщить срок уже отбытого осужденным наказания (ст. 61 Договора между РФ и Республикой Кыргызстан 1992 г., ст. 61 Договора между РФ и Республикой Молдова 1993 г.).

Выдача лица на время. Необходимость в ней может возникнуть при применении отсрочки выдачи. Согласно действующим международным договорам выдача может быть отсрочена до окончания уголовного преследования, отбытия наказания или освобождения по любому законному основанию, если лицо, в отношении которого направлена просьба о выдаче, привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание за другое преступление на территории запрашиваемого государства.

Так, если иностранный гражданин, выдача которого запрашивается, уже подвергается в РФ уголовному преследованию за другое преступление, то его выдача может быть отсрочена Генеральной прокуратурой до прекращения уголовного преследования, либо до исполнения приговора.

В таких ситуациях отсрочка выдачи способна повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или затруднить расследование преступления. По этой причине большинство договоров содержат положение, согласно которому запрашивающее государство может просить выдать ему лицо на время для проведения необходимых процессуальных действий, гарантируя, что выданное лицо будет возвращено не позднее трех месяцев со дня выдачи (ст. 64 Договора между РФ и Литовской Республикой 1992 г., ст. 58 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран и др.).

Выдача на время предусмотрена и в целях дачи свидетельских показаний лицами, находящимися под стражей в запрашиваемом государстве (ст. 70 Договора между СССР и КНДР 1957 г.).

 

Порядок направления запроса о выдаче. Содержание и форма запроса о выдаче

 

Вводное понятие. Запрос (просьба) о выдаче - это оформленный в соответствии с международными договорами РФ документ, направляемый в соответствующий орган иностранного государства с просьбой о доставлении лица под юрисдикцию РФ для осуществления уголовного преследования или приведения приговора в исполнение.

Наряду с термином "запрос" встречаются и иные. Например, используются термины "поручение" (Европейская конвенция о правовой помощи 1959 г., Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.) и "просьба" (Договор между РФ и Азербайджаном о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г.). Все названные термины применительно к вопросам выдачи имеют одинаковое значение и могут рассматриваться как синонимы.

Национальные органы, принимающие решения о выдаче, различаются. В некоторых странах вопросы выдачи входят в компетенцию исполнительной власти (Австрия, Бельгия). В других решение вопроса о выдаче является полномочием судов (Аргентина, Швейцария).

В случае возникновения необходимости направления запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, все необходимые материалы, подготовленные следователем, прокурором, судом, предоставляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса по существу. При положительном его решении Генеральная прокуратура РФ направляет данный запрос компетентному органу иностранного государства.

Порядок направления запросов. Международными договорами о выдаче с участием России предусмотрены три порядка направления соответствующих запросов:

1) по дипломатическим каналам (этот вариант встречается чаще всего и предусмотрен ст. 12 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., ст. 9 Договора между РФ и Индией и др.);

2) через центральные компетентные органы (ст. 5 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам);

3) указанные в договоре компетентные органы сносятся друг с другом по дипломатическим каналам (ст. 10 Договора о выдаче между РФ и Бразилией).

Учитывая, что выдача осуществляется для определенных целей, еще до предъявления запроса необходимо, чтобы в запрашивающем государстве было вынесено решение о возбуждении уголовного дела и предъявлении обвинения лицу либо вынесен приговор к лишению свободы.

Содержание и форма запроса о выдаче. Просьба о выдаче, адресованная любому государству, оформляется в письменной форме, скрепляется печатью. Он составляется на государственном языке запрашивающего государства и должен содержать перевод на язык запрашиваемого государства (в общении с государствами-участниками СНГ может быть использован только русский язык). При подписании Европейской Конвенции о выдаче Россией была сделана оговорка, согласно которой при направлении в Россию документов, относящихся к выдаче, требуется их заверенный перевод на русский либо на английский, французский языки.

Согласно положениям Конвенции о выдаче 1957 г. и Конвенции СНГ 1993 г. запрос о выдаче обязательно должен содержать:

- наименование запрашивающего учреждения;

- фамилия, имя лица, в отношении которого направлена просьба о выдаче, сведения о его гражданстве, местожительстве и местопребывании и другие сведения о его личности, а также, по возможности, описание внешности этого лица, его фотографию и отпечатки пальцев;

- подробное описание деяния (в том числе времени, места его совершения; его юридическая квалификация), его последствий, включая причиненный материальный ущерб;

- текст закона запрашивающей стороны, на основании которого данное деяние признается преступлением, включая соответствующее положение закона, предусматривающее наказание за данное преступление.

К просьбе о выдаче должны быть приложены следующие документы:

- заверенная копия постановления о заключении под стражу, выданного компетентным органом запрашивающего государства.

Если выдача запрашивается для приведения приговора в исполнение, то к запросу также необходимо прикладывать:

- копию приговора по уголовному делу, вступившего в законную силу;

- справку об отбытой части наказания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.015 с.)