Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструментальные произведения, которые предваряются специальными словесными текстами — программами, рассказывающими об их содержании, называются программными.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программная музыка расширила возможности инструментального искусства. Музыка в соединении со словом получила возможность раскрывать сюжеты, характеры, определенные ситуации и даже «рисовать» пейзажи. Сама эта конкретность облегчает восприятие музыки и ее понимание. Музыкальный театр Музыкальный театр — это музыкально-драматическое или хореографическое, танцевальное произведение, в котором исполнители поют (опера) или танцуют (балет). Музыкальный театр соединяет сценическое искусство с музыкальным и танцевальным. Опера соединяет вокальную и инструментальную музыку, поэзию, драматургию, хореографию и изобразительное искусство (декорации). Синтез искусств делает оперу не только самым сложным, но и самым ярким, самым впечатляющим из всех жанров музыкального искусства. Сама природа оперного искусства определяет его значимость. В оперном спектакле участвует большой коллектив исполнителей — солисты, хор, оркестр. Мощное и многокрасочное звучание музыки в сочетании с живописной яркостью театрального зрелища определяет огромное эмоциональное воздействие оперы на большую аудиторию слушателей. Лучшие оперы заключают в себе общественно значимое содержание. Со дня рождения оперы прошло почти четыреста лет. У себя на родине, в Италии, опера стала излюбленным жанром многих выдающихся композиторов: Д. Верди, Д. Россини, Д. Пуччини и др. Свой вклад в развитие этого жанра внесли многие музыканты других европейских стран: французские композиторы Ж. Визе, Ж. Массне, Ш. Гуно; немецкий — Р. Вагнер, австрийский — В.-А. Моцарт и др. При этом в каждой стране развитие оперы шло своим особым путем. Национальный характер, своеобразие таланта каждого композитора придавали ей индивидуальность. Русская музыкальная классика охватила все жанры оперного искусства. «Иван Сусанин» М. И. Глинки — героико-трагическая опера, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — лирическая, его же «Пиковая дама» — драматическая; «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского — величественные народные музыкальные драмы, а его же «Сорочинская ярмарка»— опера комическая. «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — опера-сказка. Восприятие оперы требует от слушателей определенной подготовки и усилий. У нее своя, особая условность и свои, особые сценические законы. То обстоятельство, что в опере поют, а не говорят, как в обычной жизни, для некоторых оказывается препятствием, и они считают ее «неправдоподобной». Но для того, кто умеет слушать оперу (а этому умению тоже надо учиться), понятно, что условность оперного «языка» так же правомерна, как стихотворная форма поэтических произведений, как плоскость живописного полотна, на котором художник передает трехмерное пространство. И если условность оперы понята и усвоена, слушателю открывается удивительный и необычный мир человеческих чувств, переживаний и отношений. Особенности оперы как жанра музыкального театра рассмотрим на примере оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». В этой опере воскрешаются события 1612 г., когда захватчики пытались поработить русскую землю. Содержание ее — рассказ о героическом подвиге крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины. Опера начинается с увертюры (вступления), где обычно звучат главные музыкальные темы произведения. Увертюра вводит нас в круг основных музыкальных образов, которые раскрываются на протяжении всего музыкально-сценического действия. Мощные аккорды оркестра, объединенные короткой мелодией, переходят в хоровое пение: «Страха не страшусь, смерти — не боюсь, лягу за родную Русь...» Образы героев оперы создаются музыкальными средствами в ариях, песнях, романсах, т. е. в вокальных партиях. Ария — по-итальянски песня — одна из самых важных составных частей оперы. Это то же, что монолог в драме. Кроме арий, в опере используется речитатив — своего рода музыкальная декламация, нечто среднее между разговорной речью и пением. Редкая опера обходится без ансамблей. Это дуэты, трио, квартеты и т. д. Большую роль в опере играет хор. Хоровые сцены занимают в «Иване Сусанине» важное место. Это как бы голос самого народа, выражение его духа. Хорошо известен и часто исполняется финальный победный хор «Славься, славься, родная отчизна моя!», ставший символическим выражением победного торжества народа, отстоявшего родную землю от захватчиков. Он прозвучал на Красной площади 24 июня 1945 г. во время Парада Победы. Русская опера занимает особое место в музыкальной культуре. Ни в одной опере до Глинки не было героя такой душевной силы и простоты, как в «Иване Сусанине». Никто до Мусоргского не показал в таком многообразии жизнь народа в переломные моменты его истории. Никто до Чайковского так глубоко не проникал в тонкие душевные переживания своих героев, не раскрывал всю красоту человеческих отношений. Оперное искусство живет и развивается в наши дни. Создано и создается много прекрасных опер в национальных республиках. Это «Алмаст» основоположника армянской оперы А. Спендиарова; грузинские «Даиси» 3. Палиашвили и «Похищение Луны» О. Так-такишвили; «Кёр-Оглы» азербайджанского композитора У. Гаджибекова; «Тарас Буль-ба» Н. Лысенко и «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса (Украина) и др. В их основу положены большие события из жизни народа, они воспевают красоту и благородство человека. Балет Балет (от французского — танец, пляска)— театральное представление, содержание которого воплощено в танцах и пластических движениях, сопровождаемых оркестровой музыкой. Образы хореографического искусства создаются с помощью условных приемов, соответствующих жестов, поз, движений. Их сочетание и тщательный подбор направлены к тому, чтобы создать живые и волнующие характеры, передать танцем, мимикой и жестом сложные человеческие чувства. У языка танцевального искусства глубокая народная основа. Даже самые сложные приемы классического балета имеют своим истоком народный танец. Например, задолго до появления пальцевой техники танец на пальцах был известен грузинской народной хореографии, а стремительные вращения, прыжки и повороты в воздухе — присущи русскому и украинскому народному танцу. Хореографию — искусство танца часто называют «зримой музыкой». Как и музыкальный, хореографический образ развертывается во времени и подчиняется одним и тем же ритмическим законам. Оба они «говорят без слов». Так же как музыкальные интонации, движения танца (танцевальные па) настолько выразительны, что могут передавать сложную гамму человеческих эмоций. Древние видели в танце единство душевной и телесной гармонии. Долгое время считалось, что балет — только праздник для глаз. Такое отношение к балету было порождено не только особой условностью используемых им средств и приемов, но и его оторванностью от национальных и бытовых традиций танцевального народного искусства. Реформатором балета стал П. И. Чайковский, превративший музыку в основу хореографического действия, широко использовавший для танцев подлинно народные мелодии. В его балетах музыка приобрела способность «живописать» и «говорить», а балетный спектакль превратился в сложный жанр театрального искусства. В «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Щелкунчике» живет реальная, земная тема человеческой любви, верности, борьбы за счастье. Образы нежных и самоотверженных девушек, влюбленных и отважных юношей олицетворяют силы добра в его борьбе со злом. Романтически возвышенная любовь, побеждающая все препятствия и несущая в себе очищение,— основная тема балетной музыки Чайковского. Сюжет балета «Лебединое озеро»— история любви принца Зигфрида к Одетте, превращенной злым волшебником в Белого лебедя. Языком танца композитор, балетмейстер, художник, танцовщик в образе Принца создают образ порывистый, всегда стремящийся к возвышенно-прекрасному идеалу юности. Этот идеал воплощен в облике девушки-лебедя, существа идеальной чистоты и нежности. В балете этот образ создается движением, пластикой человеческого тела. Все движения Белого лебедя устремлены ввысь, воплощая идею полета. Исходная поза — поднятое на кончики пальцев тело танцовщицы, с простертой вперед рукой, согнутой у кисти. Движение рук, то вытянутых вверх, то опущенных вдоль тела, напоминает взмах крыльев. Быстрые короткие шажки, ритмичное дрожание до крайности вытянутых мышц ног — пластическое выражение желания Одетты подняться, освободиться, взлететь. Хореография — искусство обобщенно-поэтической образности. В условных образах Белого и Черного лебедей (Одетты и Одил-лии), Злого гения и Принца находит отражение извечная тема борьбы доброго и злого начал. Советский балет впервые за всю историю мировой хореографии обратился к темам большой общественной значимости. В балет пришли героика народной борьбы, большие социальные идеи и явления: восстание народа («Красный цветок» Р. Глиэра), французская революция («Пламя Парижа» Б. Асафьева) и др. При этом происходит процесс взаимообогащения и развития многонациональной хореографии, используются национальные мотивы и танцы разных народов. Выдающимся произведением советского балетного искусства по праву считается «Спартак», созданный в содружестве с композитором А. И. Хачатуряном хореографом Ю. Н. Григоровичем и художником С. Б. Вир-саладзе (спектакль удостоен Ленинской премии). Драматургия балета построена на острых контрастах. Жестокий римский полководец Красе и вождь восставших рабов Спартак, подруга Красса — коварная и властолюбивая Эгина и нежная, любящая Фригия — подруга Спартака. Сцены грандиозных сражений и битв сочетаются с лирическими дуэтами влюбленных, тяжелая поступь похожего на марш танца римских легионеров сменяется стремительными пробегами восставших, скорбные танцы рабов — бурными сценами оргии. Чтобы лучше представить себе особенность хореографического решения спектакля, сопоставим два центральных образа — Спартака и Красса. Образ Спартака воспринимается как символ светлых порывов и стремлений. Он излучает одновременно доброту и мужество. Его танец, построенный на невероятных взлетах и прыжках, кажется свободным и легким. Создается впечатление, что, приземляясь, он готов оттолкнуться и взлететь вновь. А в дуэте с Фригией он полон нежного чувства: движения становятся трепетными, чуткими и одновременно скорбными. Образ Красса отличает жесткость и угловатость пластики, резкие, отрывистые, повелительные повороты. Каждое его движение твердо, четко, величаво. Он полон самолюбования и жестокости. Резким рывком Красе поднимается в воздух и камнем падает на землю, как бы врастает в нее. В сценах с Фригией он холоден и хвастлив. Так средствами хореографической пластики создаются два противоположных характера, два разных сценических образа: вождя восставших рабов и жестокого и мстительного, бездушного римского военачальника. Пластическое решение в балете возникает на основе музыки. Музыка А. И. Хачатуряна, наполненная темпераментом, динамикой, насыщенная яркими контрастами, увлекает мужественной героикой, страстностью, лиризмом. И хотя в балете воспроизведено очень давнее время, решение спектакля делает «Спартак» предельно современным, созвучным нашим дням, когда многие народы ведут героическую борьбу за свою свободу и независимость. При всей условности искусство балета способно создать образы огромной социальной и художественной значимости. Советский балет и его артисты продолжают традиции русской балетной школы, получившей мировую известность и признание, высокого искусства русских балерин, особенно Анны Павловой. Вы познакомились с основными видами музыкального искусства. Но сама музыка много богаче и разнообразнее. Музыка создается для спектакля и кинофильма. И случается, что спектакль давно сошел со сцены, кинофильм почти забыт, а созданная для них музыка живет самостоятельной жизнью. Так произошло, например, с музыкой Т. Н. Хренникова к спектаклям «Много шума из ничего» В. Шекспира и «Давным-давно» А. Гладкова (в кино — «Гусарская баллада») и др. Песни, музыкальные пьесы и другие произведения выдающихся советских композиторов звучат по радио, с профессиональной сцены и в художественной самодеятельности. Музыку любят все. Вопрос в том, какая музыка нравится и что ждет от нее человек. Обычно этот вопрос сводится к спорам о музыке «легкой» и «серьезной». При этом под «легкой» музыкой подразумевается такая, которая не требует подготовленности для восприятия и служит людям для отдыха и развлечения. Такая музыка нужна. Но как жизнь человека не состоит только из развлечений, забав и веселья, так и музыка не может быть сведена только к легкой. Восприятие серьезной музыки требует определенной подготовленности, слушание ее — некоторых усилий. Но и читать книги вначале тоже было трудно, а теперь любой из нас читает настолько бегло, что это уже не волнует при выборе книг. Так же можно овладеть основами музыкальной грамоты, которая поможет в восприятии трудной, серьезной музыки. Не научившись этому, невозможно ощутить логику развития музыкальной мысли, без чего любое музыкальное произведение будет только хаосом звуков. Выдающийся советский музыкант-пианист С. Рихтер говорит: «...наше ухо гораздо быстрее и легче воспринимает привычное, знакомое, неоднократно слышанное. Знаю по себе, что, слушая новое произведение, испытываешь всегда определенное внутреннее сопротивление». Без постоянного преодоления этого «сопротивления» невозможно развить музыкальное чувство и музыкальное ухо. Тот, кто ограничивается только «легкой» или «развлекательной» музыкой, обедняет себя эмоционально и духовно. Потому что опера, балет, соната, симфония несут в себе такие сложные чувства и переживания, не испытав которых человек заведомо обедняет свой духовный мир. Ему скучно на симфоническом концерте или оперном спектакле не только потому, что он не понимает сложного языка этой музыки. Ему чужды и непонятны пока тонкие чувства и переживания, воплощенные в исполняемых произведениях. Хорошая музыка воспитывает такое качество души, как эмоциональная восприимчивость и чуткость, без которых нельзя разделить радость и проникнуться состраданием к другому человеку. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»,— точно сказал В. А. Сухомлин-ский. Насколько беднее и невыразительнее был бы язык человеческих чувств без ярких музыкальных впечатлений и переживаний. Музыка многое может дать человеку. «... Она дает нам чистое выражение души, тайн внутренней жизни человека, которые долго накапливаются и бродят в сердце, прежде чем выйти наружу,— писал Р. Рол-лан.— Часто, благодаря своей глубине и непосредственности, музыка является первым симптомом тех стремлений и склонностей, которые впоследствии переходят в слова, а затем в действие». То, что происходит в душе людей, когда они слушают музыку, можно определить древнегреческим словом «катарсис»— глубокое потрясение, очищение через переживания. Музыка объединяет и сплачивает людей, заставляет их пережить сложнейшие чувства, придает людям силы, вливает в них мужество в самые трагические моменты жизни. Вот почему великие композиторы, создавая прекрасную музыку, мечтали о том, чтобы их искусство дошло до людей, очищало и обогащало их чувства. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидете жизнь в новых тонах и красках. Музыка еще больше приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства»,— писал, обращаясь к молодежи, Д. Д. Шостакович. Сравнив музыку с другими видами искусства, определите ее особенности. При помощи каких выразительных средств создается музыкальный образ? За что мы любим песни? Как отличить хорошую песню от плохой? Зачем человеку нужна «серьезная» музыка и как научиться ее слушать? Ваш любимый композитор? Музыка моего народа. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Ни корабль, ни коляска, ни верховой конь, ни твои собственные ноги не позволяют тебе так глубоко и так далеко проникнуть в чужие страны, как это делает хорошая книга. М. Сервантес С художественной литературой мы знакомимся в самом раннем детстве, когда еще не умеем читать. Взрослые вводят нас в мир книг, знакомят с их сказочными и реальными героями. А позднее, когда таинство чтения откроется каждому, книга станет верным нашим другом и советчиком. Литература — великое искусство. Она способна волновать и радовать, вызывать сочувствие и негодование, любовь и ненависть. Литература дает нам героев, которые становятся нашими друзьями. Она обогащает ум и сердце. Искусство слова Обычно говорят «литература и искусство», желая тем самым выделить литературу из других искусств, подчеркнуть ее особое место. Литература (от «литера»—буква)— искусство слова. Этим объясняются все ее особенности как вида искусства. Слово непосредственно связано с человеческой мыслью, а мыслью можно охватить все. Поэтому словом можно описать и выразить как видимый мир— природу, внешний облик человека, так и то, что увидеть нельзя,— мысли и чувства, тончайшие движения души и малейшие изменения во взаимоотношениях людей. Литература непосредственнее, чем все виды искусства, соприкасается с наукой и философией. Нередко новые идеи проникают в другие виды искусства после того, как они получили свое осмысление в литературе. В основе некоторых видов искусства лежит литературное произведение: пьеса — основа спектакля, сценарий — кинофильма, либретто — оперы и балета, стихи — песни. Иногда литературные произведения становятся непосредственным источником музыкального или живописного произведения. Оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки вызваны к жизни произведениями А. С. Пушкина, «Слово о полку Иго-реве» стало литературным источником оперы A. П. Бородина «Князь Игорь» и картины B. М. Васнецова «После побоища». Искусство писателя состоит в том, чтобы дать читателям возможность увидеть, понять и почувствовать то, что увидел, почувствовал и понял он сам. Писатели находят такое сочетание слов и так их составляют, что простое описание природы, человека, самый обычный разговор людей превращаются в художественный образ. Чтобы вызвать в сознании читателей представление о действительности, в художественной литературе подробные описания часто заменяются словами-образами, или тропами,— сравнениями, метафорами, эпитетами и т. д. В «Медном всаднике» А. С. Пушкина воспроизводится действительное историческое событие — наводнение в Петербурге 7 ноября 1824 г. Вот как оно описано живым свидетелем события, ученым-историком: «Погреба, подвалы и все нижние жилья тотчас наполнились водой... Разъяренные волны свирепствовали на Дворцовой площади, которая с Невою составляла одно огромное озеро, излившееся Невским проспектом, как широкою рекою...» И это же событие изображено у Пушкина: ... воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен. Описание ученого точно и подробно передает происшедшее. Но у писателя это же событие представлено так, что мы начинаем видеть затопленный водой город, а сравнение с тритоном вызывает конкретное, чувственно-наглядное, образное представление. В романе «Воскресение» Л. Н. Толстой, создавая портрет Катюши Масловой, использует такое сравнение: ее глаза были черными, как мокрая смородина. У читателя возникает яркий зрительный образ: глаза светятся и блестят, как вымытая дождем спелая ягода. Такое сравнение помогает увидеть своеобразную природную красоту Катюши и ее чистоту. Выразительность художественной речи достигается и тем, что, сопоставляя обычные слова, писатель раскрывает в них неожиданный смысл. Привычные слова —«поток», «железный», поставленные рядом, обозначают нечто совсем иное, чем каждое из них само по себе. «Железный поток»— образ массы людей, движущейся неудержимо, как поток, но поток твердый, несгибаемый — железный. Так, соединив два обыкновенных слова и назвав ими свой роман, А. С. Серафимович образно передал характер революционного движения народа. Писатель обычно не просто рассказывает, а рисует словами, так что читатели начинают как бы физически ощущать, видеть изображаемое наглядно, зримо. «... Когда читаешь книгу,— говорил А. М. Горький,— то кажется, все герои, волшебно одухотворенные силою слов, окружают тебя, физически соприкасаясь с тобой, ты до боли остро чувствуешь их страдания, смеешься над ними и плачешь, ненавидишь их и любишь, тебе слышны их голоса, виден блеск радости и влажный туман скорби в их глазах». Для всех нас литературные герои — живые, реальные люди, которых мы так хорошо знаем, что спорим о том, насколько верно воплощены их образы в фильмах или иллюстрациях. И в этом еще одна особенность литературы. Писатель, создав художественный образ, разбудил наше воображение, дал возможность нам самим на основе всего им написанного, вместе с ним творить этот образ. Образ, созданный при помощи слова,— воображаемый. Вот почему в сознании каждого из нас возникает свой образ литературного героя. Мы можем рассказать, как выглядит Анна Каренина, Катюша Маслова, Павел Власов, Павел Корчагин. Но вспомнить, какими словами они описаны, мы не сможем, если, конечно, специально не заучили текст. В этом тоже одно из таинств художественного слова. Оно одело мысль писателя, воплотило ее в конкретный образ, сделало живыми литературных героев — и как бы отошло в сторону. Герои отделились от своей словесной оболочки и зажили самостоятельной жизнью в сознании читателей. Литература — это человековедение. Но человек — в центре всех видов искусства. Почему, говоря о литературе, мы особо это подчеркиваем? Литература может дать более широкое и разностороннее, чем все другие виды искусства, изображение человека, показать всю его жизнь, во всех ее проявлениях и сложности. У каждого литературного героя — свой индивидуальный, неповторимый облик, и вместе с тем каждый из них обладает общими с другими людьми чертами. Благодаря этому мы постоянно сопоставляем героев литературы с реальными людьми и находим при этом много сходных черт, признаков. Так, искреннего и бескомпромиссного борца со злом мы называем Дон Кихотом, враля — Хлестаковым, подхалима — Молчалиным, ханжу — Тартюфом, скупого — Шейлоком, мелочного в своей скупости — Плюшкиным, инертного человека — Обломовым. В жизни эти черты не так броски, не так сильно выявлены, как у литературных героев. В художественной литературе все подчинено раскрытию внутреннего мира человека. Портрет создает зрительное представление о герое произведения, диалог раскрывает его отношение к другим людям, его характер. Пейзаж дается через восприятие человека и тем самым помогает понять состояние, мысли, чувства, настроения героя, его отношение к жизни. Описание природы в литературном произведении — это косвенная характеристика героя. Литература говорит о человеке даже тогда, когда героями произведения становятся вещи или животные, как в «Хол-стомере» Л. Н. Толстого или «Каштанке» А. П. Чехова. Иносказательная форма позволяет сделать заметнее, рельефнее недостатки и пороки людей, выявить их достоинства. При чтении литературного произведения у нас возникает определенное отношение ко всему описанному. Мы любим одних героев и возмущаемся другими. Это наше отношение — оценка не только литературных героев, но и жизни. Читая произведения литературы, мы, по словам Н. Г. Чернышевского, «приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное; читая их, сами делаемся лучше, добрее, благороднее». Поэзия и проза До сих пор, изучая особенности и возможности художественной литературы, мы говорили в основном о прозе. Но художественная литература кроме прозы включает в себя и поэзию. Проза отличается свободным расположением слов в предложении, присущим разговорному языку. Стихи, поэзия — особым построением, ритмическим сочетанием слов. Что заставляет людей писать стихи? Писать не так, как принято обычно в жизни, а короткими строчками, искать рифму — созвучия последних слов в строке, определять особую интонацию и ритм — все то, что по внешнему виду отличает стихи от прозы? Поэзию рождает потребность человека передать высокий строй чувств. Говорить стихами — значит самим характером речи как бы сказать: «Я слишком страдаю или слишком счастлив, чтобы выразить то, что я чувствую, обыкновенным языком». Стихи — это форма повышенно эмоционального восприятия и отражения жизни. Об отличии поэзии от прозы хорошо сказал советский поэт Н. С. Тихонов: стих отличается от обычной речи так же, как движение бегуна от движения спокойно идущего человека,— все элементы движения у них одинаковы, но организованы и соединены различно. Выхожу один я на дорогу: Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В четырех строках стихотворения М. Ю. Лермонтова выражено огромное содержание: передано торжественное величие природы, ее красота, гармония, слияние человека с большим и прекрасным миром, настроение, которым охвачен поэт. Как же это произошло? В стихах нарушен обычный порядок слов в предложении, и этим достигается особый эффект. Паузы между группами слов создают настроение, помогают выделить то, что кажется особенно важным. Как и в любом стихотворении, здесь есть своя особая музыкальность. Скопление звуковых сочетаний в первых двух строчках («др», «гр», «кр») передает ощущение трудной дороги, как бы сопротивляющейся пешеходу. Потом настроение напряженности утихает и возникает плавная, светлая мелодия, которую создают сочетания звуков «я», «з». Большое значение в поэзии обретают интонация речи и звуковой состав ее слов. Если слова будут расставлены в другом порядке, изменится окраска, настроение, музыкальное звучание стиха. Особое ритмическое сочетание слов создают звуковые повторы в конце строк (рифма), чередование ударений и пауз. Ритм, по определению В. В. Маяковского,— основная сила, основная энергия стиха. Ритм в каждом стихотворении разный, в зависимости от того, что хочет передать автор. Например, М. Светлов в «Гренаде» ритмом передает звонкую поступь кавалерийского отряда. Поэзия и проза различны по характеру языка. Так, грузинский поэт С. Чиковани пишет о руке старого садовника: Как карта, в морщинах сухая ладонь, На ней отпечатались корни растенья! Как трут, она дышит. Он полон терпенья, Чтоб высечь соцветий волшебный огонь. Иная по своей интонации, размеру и ритму поэтическая речь в поэме литовского поэта Э. Межелайтиса «Человек»: О руки мои! Как песчинки — в горе, Как малые капли — в большом океане, Как тонкие лучики — в красной заре, И вы сопричастны любому деянью... Оба описания в поэзии естественны, а в прозе это прозвучало бы выспренне, ибо проза проще, ближе к обыденной речи. И здесь мы знакомимся еще с одной особенностью поэтической речи: она «наряднее», больше насыщена тропами. Красота и нарядность поэзии помогают передать повышенную эмоциональность. 158 В поэзии, как правило, нет подробно выписанных характеров, процесса их развития, мало внешних описаний. В стихотворении фиксируется конкретное эмоциональное состояние человека, душевное переживание, настроение. Всего в восьми строчках стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил»— целая повесть о любви. Но рассказана она через мгновенный, короткий взгляд вглубь себя: проносится воспоминание, вобравшее в себя целый мир — мечту, порыв, надежду. Грани их обозначены тремя повторами: «Я вас любил». Но каждый раз эта фраза произносится с дру-ким оттенком: грусть, озарение, светлая печаль. Это стихотворение вызвано конкретным фактом биографии А. С. Пушкина. Но у большого поэта личное переживание оказывается созвучным переживаниям многих людей. В прозе обычно личность автора скрыта. Здесь на первый план выступают описываемые им обстоятельства, люди, их взаимоотношения. Проза изображает человека главным образом в его действиях, поступках, во взаимоотношениях с другими людьми. А поэзия рисует, как правило, субъективные переживания человека. Поэтому в поэтической речи больше слышится голос самого поэта. Поэзия незримо сопровождает человека всю его жизнь. В детстве стихи любят за их простоту, звонкость, доходчивость. Точные, лаконичные образные определения входят в наше сознание и память на всю жизнь. В юности, когда человеку открывается прекрасный мир высоких чувств и душевных порывов, поэзия становится особенно необходимой. Она и рождена потребностью передать нечто необычное. Совсем не случайно влюбленные часто начинают сочинять стихи. Поэзия возвышенно выражает гражданские чувства. Ее лаконичность и образная выразительность позволяют в немногих словах дать емкое образное обобщение. Судьба целого поколения передана в кратком четверостишии молодого поэта Н. Майорова, погибшего на войне: Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете как миф О людях, что ушли недолюбив, Недокурив последней папиросы. Поэзия — искусство очень личное, она обращается к каждому человеку. Когда читаешь стихи, создается впечатление, что поэт писал именно для меня, имея в виду мой личный опыт. И за это умение проникнуть в наш внутренний мир каждый, кто открыл для себя поэзию, любит ее. В «стране поэзии» мы получаем душевную поддержку. Литература в жизни человека Мы обращаемся к литературе не ради занимательности, хотя скучно написанная кни га может убить интерес к тому, что хотел сказать писатель. Через литературу мы входим в сложный мир мыслей, чувств и поступков других людей, сверяем с ними свой личный опыт, свое собственное отношение к действительности. Настоящий читатель — тот, кто ищет в литературе друга, советчика, единомышленника, богатого знаниями жизни, людей. Что дает книга читателям, особенно юным, рассказывают они сами. Юноши и девушки ценят художественную литературу за душевное богатство, бодрость, любовь к жизни, которые она им дарит. «Книга открывает мне характер человека, его душу, для чего он жил, за что боролся». Книги — опытные друзья и советчики. «Прочтя какой-нибудь рассказ или роман, можно разобраться в запутанных мыслях и прийти к определенному мнению». Многие утверждают, что книга подсказала им путь в жизни и помогла в выборе профессии. Наконец, она — источник уверенности в себе: «Тот человек, который много читает... все будет знать сам». Ценят художественную литературу и за то, что, будучи другом и советчиком, она руководит не назойливо, не поучая, доверяя нам самим и нашему мнению. Так по-разному характеризуют значение художественной литературы молодые читатели. Но, заметим, никто из них не обратил внимание на красоту художественного слова, прелесть и своеобразие слога, на разнообразие интонаций и богатство словаря. Между тем через красоту слова, несущего в себе глубокую мысль и чувство, мы познаем красоту литературы как искусства. Однако не все умеют читать, ощущать красоту литературного языка, наслаждаться художественным словом. К. И. Чуковский рассказывал, как, отвечая на просьбу девушки дать ей возможность сделать ему что-нибудь приятное, он попросил почитать «Невский проспект» Н. В. Гоголя. Но девушка «читала Гоголя как расписание поездов — безучастно, монотонно и тускло. Перед нею была великолепная, узорчатая многоцветная ткань, сверкающая яркими радугами, но для нее эта ткань была серая...» Слово занимает большое место в нашей жизни. Словами мы думаем, говорим, общаемся с другими людьми. А то, как мы говорим, имеет большое значение. Каждое слово многозначно. Каждое обладает огромной действенной силой. Вслушайтесь в свою речь. Многие обходятся минимальным количеством слов, даже не подозревая об огромном богатстве родного языка. Из-за бедности речи какие-то важные для каждого мысли, оттенки чувств остаются нераскрытыми, невыраженными. А иные говорят столь примитивно, употребляя жаргонные слова, что порой трудно различить, похвала ли звучит в их устах или порицание. В результате упрощаются и огрубляются не только речь, но и сами поступки и чувства человека, о которых так грубо сказано. Художественная ли тература выступает в качестве образца и критерия использования языкового богатства. Произведения больших писателей отличают точность, ясность, живость языка, эмоциональная выразительность и простота. В хорошем произведении каждое слово — образ. Вот почему те, кто любят и читают художественную литературу, обогащают свой язык, развивают речь, умеют точно выражать свои мысли. Тем самым их общение с людьми становится интересней и разносторонней. Нужно каждому развивать в себе талант читателя. «Чтение,— говорит Ч. Айтматов,— это особая форма эмоционально-нравственной жизни, тем более яркая, чем больше и глубже дар сопереживания, каким обладает человек». Под влиянием художественных произведений люди начинают лучше понимать жизнь, а значит, и правильнее мыслить, поступать, жить. Воздействие литературного образа иногда оказывается даже более сильным, чем влияние самой жизни. Образ Павла Корчагина, героя романа Н. Островского «Как закалялась сталь», воспитал не одно поколение советских людей. Именно Павел Корчагин помог определить цель жизни Зое Космодемьянской, его образ вдохновлял на борьбу героев-молодо гвардейцев и помог вернуться к жизни А. Маресьеву. «Разве не велика для человека польза в том, что художественное произведение приводит его к сознанию собственных его сил, что оно вызывает их, возбуждает к деятельности и открывает ему новый и необъятный мир, который до того времени оставался не затронутым, не замеченным...» Эти слова М, Е. Салтыкова-Щедрина очень точно определяют значение художественной литературы в становлении и развитии личности. Чем определяется особое место литературы среди других искусств? Как стать настоящим читателем? Какую роль играет литература в вашей жизни? Назовите свои любимые произведения и любимого литературного героя. За что мы любим стихи? Какие литературные произведения повлияли на ваши представления о положительном герое? ТЕАТР Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу.,, мощными и разнообразными впечатлениями, затем, что он... открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!.. В. Г. Белинский Посещение театра — всегда праздник. В театр люди приходят нарядно одетые, в приподнятом настроении. Ярко освещенный фасад театра, множество людей у входа и в фойе усиливают ощущение праздничности. Встреча со сценическим искусством требует, чтобы люди были готовы к ней, отнеслись к театру с уважением. Прозвенят звонки, приглашающие зрителей занять места, потухнет свет, медленно поплывет занавес... Начался спектакль. Что за искусство — театр? И что оно несет человеку? Драматургия — основа театра Для того чтобы спектакль увлек и захватил зрителей и они уходили из театра потрясенными увиденным на сцене, необходимо, чтобы соединились многие искусства и усилия многих людей. Драматург, режиссер, актер, художник, композитор — все вместе, но каждый своими средствами, участвуют в создании художественного образа спектакля. Театр начинается с пьесы. В отличие от повести и романа в пьесе нет описаний. Только в авторских ремарках дается характеристика места действия и иногда описываются костюмы героев. Это становится известно читателям пьесы и ее постановщикам, а зрители об этом не знают. Драматург не может подробно рассказать о состоянии своих героев, не может вмешаться в ход событий. В центре пьесы — чело
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.017 с.) |