Декоративно-прикладное искусство. Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декоративно-прикладное искусство. Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы



Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообщеремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи, М. Горький

Невозможно представить наш быт без множества необходимых предметов: мебели, посуды, тканей, одежды, осветительной аппаратуры, ваз для цветов и т. д. Те из них, которые, выполняя практические функции, одновременно обладают эстетическими качествами, относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство — это художественно выполненные предметы быта, убранства (улиц, площадей, парков, производственных и других помещений), а также предметы, предназначенные для украшения человека (ювелирные изделия).

«Декоративное» по-латыни означает «украшать», а «прикладное»— указывает на практическую полезность созданных этим искусством предметов. Воздействие этого искусства постоянно, так как оно формирует предметную среду, в которой живут и работают люди.

Декоративно-прикладное искусство очень разнообразно и включает в себя много жанров. Они определяются или практическим назначением вещи (мебель, посуда, ювелирные изделия); или характером исполнения (художественная вышивка, резьба, роспись); или материалом, из которого сделана вещь (металл, кость, текстиль, керамика).

Народные истоки

Декоративно-прикладное искусство возникло в процессе трудовой деятельности людей и непосредственно связано с их повседневной жизнью и многообразными потребностями. Первые произведения прикладного искусства встречаются в каменном веке. Вплоть до эпохи Возрождения оно существовало и развивалось в форме домашнего ремесла, а потом — народных художественных промыслов в деревне, цеховых и ремесленных организаций в городах. Народные художественные промыслы сохранились до наших дней. Создаваемые ими произведения — это предметы убранства и украшения. С ними в дом человека приходят радость и красота.

Жителями Горьковской области создается деревянная хохломская посуда. Ее отличает сияющий золотой фон с черными и красными узорами. Иногда фон делают черным или красным, а узоры золотыми. В Горьковской же области делаются знаменитые семеновские матрешки.

Гжель (Московской области) с XVII в. славится глиняной расписной посудой: кружки, чашки, кувшины, чайники с синей кобальтовой росписью, вьющейся по ярко-белому фону. В г. Кирове (бывшая Вятка) родилась знаменитая дымковская игрушка. Из обожженной глины издавна делают наивные, с юмором выполненные фигурки людей, животных, птиц, расписанные синим, малиновым, зеленым по белому фону, с нашлепками сусального золота. Они привлекают буйной красочностью, радостным восприятием мира.

В Белоруссии, Литве, Латвии, Эстонии, на севере России в каждом крестьянском доме ткали из льна скатерти, полотенца. В высокогорном дагестанском ауле Кубачи знаменитые чеканщики, граверы, кузнецы издавна делают из меди и серебра кувшины, покрытые тонким черненым гравированным узором.

У народов Средней Азии и Казахстана, Азербайджана и Западной Украины сложилось искусство ковроткачества. При этом у каждого народа выработались своя технология, приемы исполнения, своеобразие рисунка и цветового решения. Особенно знамениты Туркменские ковры. Красоту этих ковров определяют орнаментальный геометрический рисунок, силуэты трехлепестковых цветов, условные изображения птиц, верблюдов, коз, баранов, юрт. Преобладают красный и желтый цвета. В современном доме ковры — предмет убранства и украшения, а в быту кочевников они были необходимой вещью — утепляли юрту или кибитку, заменяли мебель, служили тарой при переезде с места на место.

Народное декоративно-прикладное искусство отличается глубокой поэтичностью, подлинной красотой и художественным вкусом. Издавна вырабатывались и передавались из поколения в поколение ставшие затем традиционными приемы и средства обработки и выполнения вещей — узор, рисунок, раскраска, форма.

Искусство народных художественных промыслов, народных мастеров — источник и образец для художников, кладезь накопленного веками художественного опыта народа, а главное — пример бесконечной доброты и заботы о людях. Созданное народом искусство — огромное национальное достояние, не утратившее своей художественной ценности и сегодня.

В нашей стране народное искусство охраняется государством. О значении и роли этого искусства сказано в специальном постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах»: «Народное декоративно-прикладное искусство, являющееся неотъемлемой частью советской социалистической культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики».

Единство пользы и красоты

Основное назначение декоративно-прикладного искусства — сделать красивым предметное окружение человека. Но что значит красивая вещь? И почему не все вещи, окружающие нас в быту, можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства?

Может показаться, что произведением искусства становится вещь, на которой есть красивый рисунок, какое-либо украшение — декор. Но декор наносится на вещь не всегда. Прекрасны чашки не только с красивой росписью, рисунками, но и без всякого украшения, если хороша сама форма. На мебели, как правило, нет никаких украшений, но и без них она может быть художественной. Рисунок украшает ткань, но рисунок на ткани для женского платья один, а на декоративной — совсем другой. Крупный рисунок и яркие краски, грубые для плательной ткани, вполне возможны на занавесках или обивочных материалах. Значит, рисунок и украшения сами по себе еще не делают вещь произведением искусства.

Большое значение имеет форма вещей. Но и ее красота и выразительность не существуют сами по себе, а определяются назначением вещи. Изысканная форма черных матовых грузинских кувшинов, где продуманы и цвет, и материал, делает их выразительными и красивыми. В украинских вышитых полотенцах основное украшение располагают только на концах, а середина, которой надо вытираться, остается без вышивки. Узбекский халат, русский сарафан, тулуп, национальная одежда любого народа — потому и стали произведениями искусства, что их форма и украшение полностью соответствуют их назначению.

Органическая связь формы и украшения с назначением вещи — необходимое условие красоты произведений декоративно-прикладного искусства.

Большими эстетическими возможностями обладает материал, из которого сделана вещь. Но и его красота определяется соответствием назначению вещи. Например, посуда должна сохранять пищу и питье, быть достаточно прочной и легкой, чтобы ее можно было держать в руках, переносить, мыть. Поэтому ее делают из стекла или глины, реже — из дерева или металла, а не из камня или ткани.

Важно не только подобрать соответствующий материал, но и выявить его эстетические качества. Стекло привлекает своей прозрачностью, блеском; дерево — цветом, фактурой, рисунком; камень — цветом, узором, прочностью. Художники обрабатывают материалы так, чтобы их природная красота стала очевидной и доставляла человеку радость.

Особую роль в декоративно-прикладном искусстве играет цвет. Он оказывает на людей большое эмоциональное воздействие. В вещах праздничных, используемых не каждый день, яркие, звонкие цвета вполне возможны, а в повседневном быту такая красочность может утомлять и раздражать. Поэтому в выходной одежде или в праздничной посуде используются иные цветовые решения, чем в предназначенных для каждого дня.

Важная отличительная особенность декоративно-прикладного искусства состоит в том, что оно, отражая жизнь, вместе с тем составляет ее неотъемлемую часть. Это его своеобразие рождает особую условность: не воспроизводя явления и формы самой жизни, декоративно-прикладное искусство только напоминает о них, вызывая ощущение сходства с действительностью.

Итак, назначение вещи диктует ее форму, украшение (декор), материал, цвет, пропорции, что делает вещь художественно выразительной, способной оказывать на нас эмоциональное воздействие.

Потребность в произведениях декоративно-прикладного искусства все время растет. Не надо объяснять, говорилось на XXVI съезде КПСС, как важно, чтобы все окружающее человека несло на себе печать красоты и хорошего вкуса. Декоративно-прикладное искусство непосредственно решает эту задачу. Создается оно мастерами народных художественных промыслов, художниками, делающими единственный и уникальный образец, и предприятиями художественной промышленности.

Множество прекрасных бытовых изделий выпускают специальные предприятия художественной промышленности. Посуда, мебель, одежда и другие изделия создаются здесь машинным способом или вручную по образцу художника. Подлинно художественную продукцию — фарфоровую посуду выпускают Ленинградский им. М. В. Ломоносова, Дмитровский, Дулевский, Рижский заводы, стекло — Ленинградский завод художественной и сортовой посуды, Гусь-Хрустальный, в Дятькове, Львове и т. д. Производство здесь, как и в других отраслях промышленности, породило стандарт. Но при этом бытовые предметы остаются совершенными, потому что художники, создающие образец, и рабочие, воспроизводящие его, хорошо знают секреты мастерства, используют традиции народного искусства.

Декоративно-прикладное искусство украшает и идейно-эмоционально организует нашу жизнь. Продуманная обстановка учреждения настроит на деловой лад, интерьер клуба и Дворца культуры — на отдых, школы и училища — на занятия. Внешний облик училища, его интерьеры во многом определяют отношение к училищу, влияют на выбор профессии. Так, в Закарпатье из всех строительных училищ большинство поступающих стараются попасть в Хустское училище № 10. Здесь набор проводится по конкурсу. Кроме интересных для учащихся профессий, это училище привлекает ребят своим красивым оформлением, в котором использованы произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Выбирая себе одежду и обставляя дом, люди руководствуются не только материальными возможностями, но и своим вкусом, своими представлениями о красоте. Происходит то, что в науке называют обратной связью: мы окружаем себя вещами по своему вкусу, а они воздействуют на нас, создавая обстановку покоя, удобства или, напротив, мешают нам жить. Произведения декоративно-прикладного искусства развивают в нас чувство цвета, ритма, учат любить и ценить красоту во всех ее проявлениях.

Наполняя прекрасным повседневную среду, декоративно-прикладное искусство готовит нас к встрече с другими искусствами.

Когда вещь или предмет становятся произведением искусства?

Какие народные художественные промыслы вы знаете?

Как особенности быта, национальные традиции отразились в декоративно-прикладном искусстве вашей республики?

Какие произведения декоративно-прикладного искусства вам нравятся и почему?

Когда изображения на платках, сумках, одежде противоречат хорошему вкусу и почему?

ЖИВОПИСЬ

Особенности живописи

Особенности живописи можно раскрыть на конкретном примере — картине И. Е. Репина «Не ждали». При первом же взгляде видно, что на картине изображено событие радостное. Это ощущение создается общим цветовым решением: ясный солнечный день, залитая светом комната, в которой преобладают серовато-голубоватые, сиреневатые цвета. Если бы это событие было

В самом слове «живопись» заложен верный смысл, который исчерпывающе определяет истинное назначение этого слова. Живописатьвоспевать живое, вечное, красивое. М. Саръян Живопись — вид изобразительного искусства, главным выразительным средством которого является цвет. При помощи цвета художник может передать окраску предметов, их объем, отдаленность, глубину, пространство. Очертания изображаемого воссоздает рисунок. Живопись обладает наибольшими возможностями для того, чтобы передать все красочное богатство мира, природу с тончайшими оттенками цвета, света, воздуха, воспроизвести предметы, вещи и, наконец, самого человека.

Определяя содержание живописи, великий русский художник И. Е. Репин писал: «Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы... Краски у нас — орудие, они должны выражать наши мысли...» Изображая все видимое, живописец как бы говорит нам: «Вот что я видел и вот что при этом почувствовал и понял. И теперь хочу, чтобы так же увидели и почувствовали вы, зрители». изображено в хмурый, пасмурный день и сцена была бы написана в мрачной цветовой гамме, все происходящее вызывало бы у нас другое настроение — настороженности, тревоги. Так цвет создает первое, самое общее впечатление от картины.

Цвет — главное в живописи. Цветом художник передает качество предметов, их свойства, материал, из которого они сделаны. Цветом написана залитая солнечным светом комната, усталое лицо мужчины, болезненное — молодой женщины, нежное личико девочки и др. Цвет направляет наше воприя-тие, помогая нам понять изображенное. Живописное решение картины — не просто цвет, а сложное сочетание цветов, цветовая гамма. Выделите мысленно любой элемент картины — лицо одного из персонажей или какую-либо деталь, и вам покажется, что цвет какой-то неестественный, неживой, а вместе с другими он производит впечатление жизненной достоверности.

Единство, гармония цветов в картине называется колоритом. Он оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Еще не вникнув в содержание картины, не осмыслив ее сюжета, мы проникаемся настроением, переданным художником с помощью колорита.

Светлые и темные краски сочетаются определенным образом. В темном — герой картины, его мать, жена, мальчик. Но рядом с каждым темным пятном — светлое. Возле вернувшегося ссыльного — дверь на веранду и льющийся из нее свет, фигуру мальчика оттеняет светлая кофточка его сестры. Все основные детали — рояль, стул, кресло, скатерть на столе — написаны тоже в светлых тонах. Повтор цветовых пятен подчеркивает и усиливает общее радостное звучание картины.

Комната пронизана солнечным светом, проникающим в нее с застекленной веранды и из двери, в которую вошел вернувшийся из ссылки человек. Оба почти неощутимых источника света незаметно направляют наш взгляд на вошедшего. Он все время остается в центре нашего внимания, составляя смысловой и эмоциональный центр картины. Это достигнуто при помощи композиции.

Композиция — общий план построения произведения, определяемый идейным замыслом живописца. Композиция диктует расположение фигур и цветовых пятен в картине, их взаимоотношение.

Наш взгляд скользит по фигуре матери, стоящей к нам спиной, потому что вся она устремлена к сыну: движение фигуры, руки и даже согнутой спины — все это, усиленное линией кресла, направляет наш взгляд на вошедшего. К нему обращена рука горничной, повернута голова мальчика, направлен взгляд стоящей в коридоре старухи, и даже линия половиц пола оказывается зримой деталью общего композиционного замысла.

Показано лишь одно событие из жизни семьи. Но картина построена так, что мы можем догадаться, что предшествовало данному моменту и что произойдет в следующее мгновение. Композиционное решение картины позволяет преодолеть статичность изображенного. Вглядитесь, как различно все реагируют на вошедшего. Девочка напугана, кажется, еще мгновение — и она спрячется под стол, а мальчик — весь устремлен навстречу отцу. Заметив эти важные детали, нетрудно определить, сколько отсутствовал глава семьи.

Изображение в живописи дано на плоскости. Значит, все фигуры находятся на равном расстоянии от нас. Почему же кажется, что фигура матери стоит на первом плане, а остальные располагаются дальше, на разном расстоянии от нас? Такое впечатление возникает потому, что художник строил картину, используя законы перспективы.

Перспектива — расположение изображенных предметов в пространстве относительно глаза смотрящего человека. В зависимости от удаленности предметов изменяется восприятие их формы, очертаний, размеров и окраски. Эти особенности зрительного восприятия используют художники, чтобы создать ощущение глубины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.016 с.)