Особенности искусства графики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности искусства графики



Несмотря на ограниченность и скупость своих средств, графика передает сложное жизненное содержание. Она может охватить более широкий круг явлений, чем живопись, а возможность создания серий — нескольких произведений, связанных общей темой, позволяет преодолеть временную ограниченность изобразительного искусства. Вместе с тем условность графического искусства позволяет сконцентрировать внимание зрителя на одной какой-нибудь мысли или стороне явления. Рисунок, составляющий основу графики, без преувеличения, вездесущ. Графика непосредственнее и оперативнее других изобразительных искусств откликается на события и факты жизни. Поэтому графическое изображение очень активно и целеустремленно отражает жизнь.

Художники-графики создают свои произведения не только в условиях мастерской. В дни Великой Отечественной войны советские художники на фронте делали рисунки-репортажи. Датчанин X. Бидструп в подполье, во время оккупации, рисовал карикатуры на фашистов. Французский художник Б. Таслицкий в тюрьме, а потом в концлагере Бухенвальде создал серию карандашных рисунков узников лагеря, которые на процессах военных преступников фигурировали как обвинительный документ против фашизма.

Важная особенность графики — ее способность чутко выражать душевное состояние художника, его сокровенные мысли. Простая линия карандаша может передать самые разные оттенки человеческих чувств.

В распоряжении художника-графика — лист бумаги и один, как правило, черный, цвет. Для передачи многообразия мира он использует разнообразие линий и все градации черного и белого цветов. Главные выразительные средства графики — линия, пятно, тон.

Разнообразие линий позволяет передать не только внешние очертания, но и самую суть изображаемого. Характер линии, т. е. ее плавность или угловатость, мягкость или тонкость, используется художником для воспроизведения очертания предметов, фактуры, характера человека.

В рисунке Н. Купреянова «Железнодорожные пути» плавная и льющаяся линия передает сложные изгибы рельсов, мягкая, широкая — пар, идущий от паровоза, строгая и четкая — очерчивает путевые столбы и контуры вагонов. Все это делает рисунок динамичным.

Другое выразительное средство графики — пятно. Это ровно окрашенная, обычно черная, плоскость различного размера и формы, которая служит средством передачи плотности и материальности предмета. Пятна, разные по форме, размеру, толщине и тону, позволяют художнику воспроизвести событие и выразить авторское отношение к изображаемому. Примером такого рисунка могут служить работы Б. И. Пророкова из серии «Это не должно повториться». Здесь нет конкретных сцен и событий. Изображение предельно лаконично. Крупным планом показаны одно-два лица. Лицо девочки-японки в бинтах («Хиросима»), женщины с винтовкой за плечом, кормящей грудью ребенка («Мать»), изможденные лица («Голод»). Строгий, даже скупой рисунок, слепящие контрасты пятен, белого и черного,— основные средства, которыми художник выражает боль, гнев, ненависть, протест, надежду.

Часто художники используют выразительные возможности линии и пятна одновременно.

Перед нами — портрет прелестной девушки. Разметавшиеся волосы покрывают плечи, лукавый, как бы вскользь брошенный взгляд, короткий с высоко очерченными ноздрями нос, прикушены зубами вишенки. Это Ласочка — героиня романа Р. Роллана «Кола Брюньон», работа известного советского художника Е. А. Кибрика.

Плавные, мягкие, летящие линии создают волосы и очерчивают контур лица. Четкие и упругие — линию губ, веточку с вишнями. Мягкие короткие штрихи — удлиненный разрез глаз с чуть-чуть приподнятым нижним веком. Черным пятном нарисованы ноздри, губы, блестящие вишни, тень, лежащая между плечом и шеей, часть волос, переходящая в фон, сливающаяся с ним. Волосы искрятся, светятся, как будто на них брызнуло солнце.

Весь портрет исполнен неповторимого очарования. Он — олицетворение юности, цветения весны. Он ясен и точен и в то же время как бы чуть-чуть размыт. И это не случайно: это образ-воспоминание, мечта об утраченной юности, печаль о несбывшейся любви.

Обратите внимание еще на одну особенность: черно-белые рисунки не кажутся одноцветными. Это объясняется тем, что цвет имеет множество оттенков. Различия в градации цвета от самого темного до самого светлого называют тоном, одноцветный рисунок — тоновым. Характером самого рисунка, тоном передаются качество предмета, его объем и другие свойства.

Выразительные средства графики — не просто технические приемы, а проводники мыслей и чувств художника, средства, которыми он пользуется, чтобы отобразить действительность и передать свое отношение к ней.

Многообразие графики

Современное графическое искусство очень многообразно. Это станковая, книжная, прикладная графика и плакат.

Как и в живописи, произведения станковой графики имеют самостоятельное значение. Это — рисунки и композиции, выполненные карандашом, тушью, пером и другими средствами. Графические изображения в цвете — акварель, темпера, пастель. От живописи их отличает, в частности, то, что они сделаны на листе бумаги, а не на холсте.

Станковыми могут быть произведения, не только созданные художником непосредственно от руки и существующие в одном экземпляре, но и воспроизведенные различными способами,— эстампы, Эстампом называется художественное изображение, отпечатанное на бумаге с деревянной доски, металла, линолеума или камня.

Эстамп, или гравюра, родился вместе с ремеслом. Печатание облегчало труд ткачей, резчиков по дереву, серебряных и золотых дел мастеров. Даже пекари применяли деревянную форму для печати на тесте. До сих пор этот прием сохранился в изготовлении тульских и вяземских «печатных» пряников.

Достоинство эстампа состоит в том, что каждый оттиск печатается с формы, созданной самим художником: с вырезанной им доски, литографского камня или металлической пластины. Все оттиски имеют ценность авторского оригинала, каждый сделан с его участием. Понравившуюся на выставке работу можно приобрести, и она будет таким же авторским произведением.

Гравюра обращается к большому количеству людей, приходит к человеку в дом. В давние времена, когда масса народа была неграмотной, гравюра заменяла газету.

Возможность печатания делает графическое искусство самым массовым среди изобразительных искусств. Авторская печатная форма позволяет создавать подлинно художественные произведения во многих экземплярах.

К наиболее распространенным видам графической техники относятся гравюры: на дереве — ксилография, на металле — офорт, на камне — литография (в этой технике выполнен портрет Ласочки), на линолеуме — линогравюра.

Широкое распространение получил офорт — техника, любимая Рембрандтом, Гойей, Серовым и другими выдающимися мастерами. В офорте обычно применяется штриховой рисунок. Игла или резец оставляют на металлической пластине любые линии — от резких, жестких до тонких, изящных, почти невидимых, что позволяет передать сложные состояния внутреннего мира человека, любое движение и настроение самого художника.

Особенности и своеобразие ксилографии рассмотрим на гравюре выдающегося советского художника В. А. Фаворского «1919— 1920—1921» из серии «Годы революции». На небольшом листе перед зрителем, как на рельефной карте, предстает вся огромная страна, охваченная гражданской войной: Черное море, пески пустыни, сибирская тайга. Изображено множество эпизодов, происходящих в разное время и в разной среде: скачут отряды красной конницы, уходят в леса партизаны, строем проходит полк пехоты; тянутся обозы, волы тащат арбу, шагает верблюд. В изображение включен пейзаж: рельефные очертания Крыма, куда устремилась лавина всадников с воинственным кличем «Даешь!», море, вздымающее навстречу им волны, лес, склоняющийся над партизанами, как бы скрывающий их. А рядом — страшный образ голода: трупы животных, голодные собаки, истощенные люди. В центре — группа командиров, от которых как бы расходятся лучи — главные направления ударов Красной Армии. Исторически достоверное, почти документальное сочетается с условным. Так, длинная косая полоса штриховки — это и дорога, и, может быть, луч прожектора, выхвативший из темноты фигуры людей и животных. Это и рельефная карта России с многочисленными извилинами рек и нитями дорог. Гибкие и твердые линии, контрастные по тону и направлению пятна, полосы отрывистых штрихов, выразительные светотени — все это повышает общую активность, создает ритм, передающий ощущение трудного, напряженного времени, раскрывает идею революции как победу и торжество жизни и справедливости.

Многие из техник гравюры используются не только для создания станковых произведений, но и наряду с карандашным и акварельным рисунком в книжной графике.

Книжная графика — художественное оформление книг — особая область графического искусства. Художник создает зрительно воспринимаемый целостный образ книги. Он делает обложку: помещает на ней рисунок или выбирает такой шрифт и так располагает заголовок, чтобы оформление привлекало внимание и соответствовало содержанию. Художественно оформляется и первый, заглавный лист в книге — титульный. Иногда перед каждой новой главой делаются специальные рисунки (заставки), или новая глава начинается более крупным заголовком, красиво написанной первой буквой текста — буквицей. Художественное оформление книги создает первое представление о ней, вводит в мир ее образов, мыслей.

Много произведений художественной литературы выходит с иллюстрациями, созданными для того, чтобы нагляднее представить и глубже раскрыть содержание. В иллюстрированном произведении художественный образ сочетает два вида искусства — литературу и графику.

Современные художники в своих иллюстрациях стремятся не только отразить события, описанные в книге, но и передать на языке графического искусства мысли и чувства, вызываемые литературным произведением. Так выполнены иллюстрации Д. А. Шмаринова к роману Л. Н. Толстого «Война и мир», Е. А. Кибрика к роману Р. Роллана «Кола Брюньон», литовского графика С. Красаускаса к стихам Э. Межелайтиса, и др.

Часто художник, иллюстрирующий книгу, оформляет ее целиком. Поэтический образ и содержание произведения раскрывают не только иллюстрации, но и шрифт, переплет, все декоративное убранство книги — заставки, концовки, титулы, буквицы и т. д. И только такое единство создает целостный художественный образ произведения.

Плакат

Плакат (от латинского —«свидетельство»)—графическое искусство, рассчитанное

на массу зрителей. В плакате отражаются самые острые события и поднимаются вопросы, к которым надо привлечь внимание людей. Увидев плакаты, развешенные на улицах города, можно безошибочно определить, чем живет страна, мир. Предотвратить опасность войны, остановить агрессора, сохранить природу, выполнить трудовые задания, реализовать решения партии — эти и другие жизненно важные идеи находят свое выражение в политических плакатах наших дней.

Чтобы привлечь внимание зрителя, плакат должен быть ярким и броским. Художественные средства плаката просты, доходчивы, предельно выразительны. «Плакат — это тоже живопись,— говорил М. И. Калинин,— но живопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться в глаза, приковывать к себе внимание. Если позволительно такое сравнение, то я бы сказал, что картина — это пропаганда, а плакат — агитация»1.

Советский политический плакат как особого рода искусство родился в атмосфере Октябрьской революции и стал ее оружием. Служение революции, народу и партии — таковы главные задачи советского политического плаката.

Непревзойденными образцами плакатного искусства стали произведения Д. С. Моора. В них нашли выражение основные особенности плаката: ясность идеи, предельная выразительность, лаконизм, активное воздействие. Большая, во весь лист фигура красноармейца, смотрящего прямо на зрителя, и указывающий, почти упирающийся в каждого вытянутый палец —«Ты записался добровольцем?». Это и вопрос, и призыв, и требование, и напоминание. Плакат, выпущенный в 1920 г., проникнут революционным содержанием. В обобщенном образе красноармейца, который предстает и как живой участник войны, и как ее символ, выражены требование времени, дух эпохи.

Необходимая и обязательная часть плаката — текст. Он всегда краток и предельно ясен. Текст конкретизирует идею плаката. «Помоги», «Ты записался добровольцем?», «Чем ты помог фронту?», «Воин Советской Армии, спаси!»— таковы подписи под плакатами разных лет. Плакат быстро откликается на все политические события. Так, на второй день Великой Отечественной войны появился плакат художников Кукрыниксов, клеймящий вероломное нападение фашистов на нашу страну.

Нередко образ, созданный плакатистом, становится символическим выражением своего времени. В годы Великой Отечественной войны им стал образ Родины-матери с плаката И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!».

Плакат может быть поэтическим и даже лирическим. Его выразительные возможности многообразны. Создаваемый в нем художественный образ бывает построен на ассоциациях. Например, образ в плакате «Памяти павших» художника Е. А. Каждана навеян известными стихами Р. Гамзатова.

Стихотворный образ находит зрительное выражение: от покрытой высокой травой земли, от чуть виднеющейся над ней солдатской могилы с красным обелиском и звездочкой взмыла вверх журавлиная стая. Силуэты птиц, размытые у самой земли, высоко в небе, за облаками, приобретают четкую форму журавлиного клина.

Этот плакат, посвященный светлой памяти не вернувшихся с войны, проникнутый болью за тех, кто погиб, защищая Родину, активно протестует против войны.

Плакат откликается на самые злободневные события. Охрана природы — одна из острых проблем нашего времени. Плакат призывает: «Не загрязняйте воздух!». Эти слова написаны на крыле погибшей бабочки (художница Л. Зикмане); предостерегает: «Воды!»— вырывается предсмертный крик у птицы, парящей над растрескавшейся землей (художник Н. Шерстнев); предупреждает: «Растет долго — сгорает быстро»— написано на плакате, где изображены два дерева: зеленое и красное, объятое огнем (художник В. Каушинис).

Во время гражданской войны возник еще один вид плаката — агитационный сатирический плакат. Родоначальниками этого искусства были М. М. Черемных и В. В. Маяковский. Создавались такие плакаты при Российском телеграфном агентстве и получили название «Окна сатиры РОСТА». Во время Великой Отечественной войны были «Окна ТАСС», а сейчас средством политической сатиры служит «Агитплакат». Сатирические рисунки, сопровождающиеся стихотворным текстом, изобличают и бичуют недостатки — пьянство, хулиганство, грубость, бюрократизм и др. Остроумный рисунок, язвительный текст, заставляющие увидеть эти пороки в самом неприглядном виде, делают «Агитплакат» важным средством в борьбе с недостатками. Создают агитплакаты и на внешнеполитические темы.

Искусство плаката многообразно. К нему относится зрелищный плакат (киноплакат, афиши для театра, цирка, концертов, выставок), учебный и конструктивный плакаты. Каждый из них имеет свои особенности, но все они обращаются к зрителю и говорят с ним «шершавым языком» (Вл. Маяковский). Плакат информирует, учит, требует, тревожит, беспокоит, побуждает к активному действию.

Графика используется и для оформления предметов быта. Это прикладная или промышленная графика. Она чрезвычайно разнообразна: художественное оформление упаковок и создание этикеток для различных товаров, оформление театральных и концертных программ, грамот, пригласительных билетов, буклетов и др. Сюда же относится оформление почтовых конвертов и открыток, этикеток для спичечных коробок. Художники создают фабричные, издательские и торговые марки, эмблемы, оригиналы денежных знаков, облигаций. Особое место занимает искусство почтовой марки.

Графика — самое распространенное из изобразительных искусств. С газетой, журналом и письмом она ежедневно приходит в наш дом. На улице она останавливает наше внимание плакатом, рекламой, афишей, на занятиях мы встречаемся с ней, раскрывая учебники, пользуясь учебными или инструктивными плакатами, сами оформляем стенные газеты, рисуем. Приходя на выставки, любуемся произведениями станковой графики.

Графика всегда адресована конкретно тому, кто ее смотрит. От прямого, настойчивого обращения к нашим гражданским чувствам, взглядам, к совести — в плакате, информации — в рекламе, вплоть до личного, интимного обращения к нам каждого графического листа. Графикой мы можем любоваться не только в музее. Выбранный нами и повешенный в доме эстамп не только украсит стену, но и станет нашим «собеседником».

Рисунок, лежащий в основе графики,— важное вспомогательное средство многих искусств. Он нужен живописцу и скульптору, архитектору и любому человеку, ищущему решение своей рабочей задачи.

При помощи рисунка человек познает и изучает окружающий его мир. Особенно важно понимание графики и овладение рисунком рабочему человеку. Умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и разных сложных агрегатов. Поэтому изучение графики необходимо не только для повышения обшей культуры, но и для приобретения профессионального мастерства.

Где вы встречаетесь с искусством графики? Почему в наше время эстамп получил широкое распространение?

Почему В. Маяковский назвал язык плаката «шершавым»?

Что отличает графику от других изобразительных искусств?

СКУЛЬПТУРА

Скульптура подобна единожды высказанному слову. Надо, чтобы это слово было энергичным. Э. Фальконе

В 1918 г., когда шла гражданская война и на фронтах решалась судьба Советского государства, В. И. Ленин подписал декрет о памятниках республики и постановление об установлении памятников великим людям. В. И. Ленин составил список лиц, которым должны быть воздвигнуты памятники. Это были вожди пролетариата К. Маркс и Ф. Энгельс, выдающиеся революционеры, ученые, писатели и др. Так возник ленинский план монументальной пропаганды. Чем же объяснить такое внимание к искусству скульптуры?

Особенности скульптуры

Скульптура — это объемно-пространственное изображение предметов и явлений, преимущественно человека. Название скульптуры связано с характером создания художественного образа. Скульптура — от латинского «вырубаю», «высекаю». Она создает образ человека в реальном, осязаемом объеме. Скульптура охватывает более ограниченный круг явлений, чем живопись и графика, но имеет свои преимущества в передаче богатства и многообразия человека, в увековечении и прославлении красоты его подвигов.

Казалось бы, достаточно сделать точный слепок, снять копию с человека, чтобы запечатлеть его образ. Но точная копия способна передать только внешнее сходство, без малейших признаков жизни. А скульптура, не стремясь к точной копии, передает движение жизни, раскрывает сущность изображаемого человека.

В начале XVI в. выдающийся скульптор эпохи Возрождения Микеланджело изваял 5,5-метровую мраморную статую Давида. Согласно легенде этот юноша победил великана Голиафа и спас свой народ. Скульптор изобразил Давида перед свершением подвига. Прекрасное лицо гневно, взор грозен, фигура полна внутренней сдержанной энергии, рука сжимает пращу. Весь он — выражение готовности к борьбе. Образ юноши, уверенного в победе, устремленного к ней, собравшего все силы для ее достижения, стал символом эпохи Возрождения с ее верой во всепобеждающее могущество человека.

Как правило, скульптура создает образы людей выдающихся, выражающих лучшие черты человека своего времени.

Ничего подобного простой слепок выразить не может. «Слепок передает только внешнее,— говорил великий французский скульптор О. Роден,— я же передаю и духовную сущность... Я постигаю всю правду, а не только ту, которая дается глазу. Я подчеркиваю черты, наиболее выражающие настроение, которое я передаю».

Скульптуру часто называют пластикой, т. е. «лепкой». Характер лепки, реальный объем, материал, силуэт, свет — основные выразительные средства скульптуры, при помощи которых она создает образ человека, передает его мысли и чувства художника.

Чтобы понять особенности скульптуры, представить, как она при помощи особых выразительных средств решает свои задачи, рассмотрим конкретные произведения.

Остановимся на работе И. Д. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата». Крепкая полуобнаженная мускулистая фигура,силь-ное, энергичное движение (как сжатая пружина, которая вот-вот выпрямится), поднятое вверх лицо, широко открытые глаза, складки на лбу — во всем этом не только напряжение нагнувшегося человека, но и собранность, большая скрытая сила. В образе одного рабочего художник сумел передать пафос и гнев пролетариата, поднявшегося на смертный бой с врагом.

Скульптура обладает существенным и только ей свойственным средством выражения — она объемна и смотрится со всех сторон. С одной стороны, мы видим мужественный профиль, с другой — широко открытые глаза и складки на лбу, а обходя скульптуру вокруг — напряжение мускулистой спины, и все это вместе создает впечатление красоты человеческого тела и силы духа. Очень важен для скульптуры силуэтобщее очертание изображенного. Большое значение имеет свет. Скульптор располагает объемы и массы так, чтобы они по-разному освещались. Контрастная борьба бликов света и тени усиливает впечатление движения. Скульптура неподвижна. Однако фигура не кажется застывшей. Впечатление движения достигается тем, что скульптор передает момент перехода из одного движения в другое.

Скульптура обычно стоит на подставке-постаменте. У Шадра постамент неровный, он кажется мостовой, на которую вышел рабочий. Это придает большую выразительность скульптурному образу.

Большое значение в скульптуре имеет материал. Реальный объем нельзя воссоздать на плоскости холста или бумаги. Поэтому скульптуре нужны твердые или вязкие материалы: камень, пластилин, глина, бетон, дерево, бронза, медь. Однако сделанная в пластилине и глине работа долго сохраняться не может и переводится в прочные, вечные материалы. При создании образа учитываются выразительные возможности материала. Бронза допускает более свободную композицию, некоторую детализацию. Камень требует большей компактности, сдержанности.

Материал обладает цветом. Серый или красный гранит, теплый цвет мрамора, темный или светлый тон бронзы также заранее учитываются скульпторами.

Скульптура Шадра выполнена в бронзе. Это дало возможность более зримо, отчетливо передать напряженность лица, мускулов тела, динамичность всей фигуры.

Автор монументального образа В. И. Ленина — скульптуры «Ленин — вождь» Н. А. Андреев выбрал мрамор. Лицо передает напряженную работу мысли. Голова слегка повернута вправо. Взгляд обращен вдаль. Правое плечо чуть-чуть приподнято и выдвинуто вперед. Пальцы правой руки согнуты и опираются на край трибуны. Левая рука в кармане. Поза и жест помогают выразить сосредоточенность, твердость, непреклонность. Форма головы, структура лица, надбровные дуги, глаза и волосы объемны. Точно найденное соотношение частей фигуры помогает передать состояние уверенности, твердости, спокойствия.

Создавая обобщенный образ человека, воплощая его облик в прочных материалах, скульптор в портретах современников творит портрет своей эпохи, пишет ее биографию.

Формы скульптуры

Так как скульптура по преимуществу изображает человека, то она различается по тому, как он в ней изображен. Погрудное изображение — бюст; во весь рост — статуя или фигура. Изображение нескольких людей — фигурная группа или многофигурная композиция.

Особенности многофигурной композиции рассмотрим на работе Ф. Д. Фивейского «Сильнее смерти», воплотившей высокие духовные качества советских людей. Перед нами — измученные пытками люди. Стоящий справа едва держится на ногах. В центре — мужественный, сильный человек. Его лицо, как и лица его товарищей, иссечено ударами, глаза глубоко запали. Взгляд устремлен вперед, вдаль, как будто он видит что-то невидимое другим. Сколько в этом человеке силы, сколько настоящей, внутренней красоты! Рядом с ним совсем молодой парень. Он гордо закинул голову и бесстрашно смотрит в лицо своим палачам.

Все три фигуры настолько связаны друг с другом, что нельзя представить какую-либо из них вне этой группы. Фигура стоящего в центре человека немного крупнее других, чуть выдвинута вперед. Он стоит, широко расставив ноги. Это создает впечатление устойчивости, непоколебимости. Он идейный и композиционный центр группы. Двое других опираются на него в буквальном и в переносном смысле слова: один еле стоит и не падает только потому, что держится за своего товарища. Другой — прислонился к нему плечом. Поддерживая друг друга, они составляют единое целое.

Скульптор находит точные детали для характеристики каждого. У юноши слева волосы упали на высокий лоб, и от этого взгляд кажется особенно напряженным, а глаза - горящими. Связанные за спиной руки сжаты в кулаки, Чувствуется, что это смелый, задиристый юноша, которого не удалось запугать. У стоящего справа рука повисла, волосы слиплись и падают прямыми прядями — все это говорит о его беспредельной измученности,

Остроту и трагичность этой героической ситуации усиливает и характер лепки. Материал обработан так, что блики света и тени чередуются часто, будто вспыхивают, мерцают. Все сделано как бы нервной, трепещущей рукой.

Когда смотришь эту работу, испытываешь разные чувства: страх за этих людей, восхищение их мужеством и восторг перед величайшей из всех красот мира — красотой силы человеческого духа. Какие они разные, эти люди! Парнишка, стоящий слева, готов и сейчас броситься на своих мучителей. Полон достоинства и спокойной уверенности стоящий в центре. И тот, что обессилел, тоже герой, потому что и он выстоял, оказался сильнее обрушившихся на него мучений. Все вместе они — сильнее смерти.

По объемности изображения различают круглую скульптуру — для обозрения со всех сторон и рельеф — выпуклое изображение на плоскости. Рельеф используется для мемориальных (памятных) досок, устанавливаемых на зданиях, в которых проходила деятельность выдающегося человека. Часто рельефы делают на постаментах памятников.

Как и живопись, скульптура по своему назначению делится на станковую, имеющую самостоятельное значение, т. е. не связанную с архитектурным сооружением или с практическим назначением, и монументальную, к которой относятся памятники. Памятники устанавливаются выдающимся личностям, государственным деятелям или в честь какого-то исторического события. Иногда памятники посвящаются не конкретным людям, а символизируют более общую идею: Победа, Мир, Труд, Родина. Памятник может стать символическим выражением целой исторической эпохи или образным олицетворением страны. Образным выражением античности стала статуя Дискобола скульптора Мирона. «Медный всадник» Э. М. Фальконе — это образ Петра I, олицетворение его свершений: «Россию поднял на дыбы» (А. С. Пушкин).

Поэтическим символом нашей страны стала скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Она была создана в 1937 г. для Советского павильона на Международной выставке в Париже, а сейчас установлена около ВДНХ в Москве.

Почти 25-метровые фигуры юноши и девушки. Они шагают в неудержимом порыве. Широкий шаг создает впечатление стремительности движения. Далеко отлетающие складки одежды, развевающийся шарф, откинутые назад руки усиливают ощущение порыва. Напряженно вытянутые вверх руки с серпом и молотом, движение самих фигур подчеркивают устремление вперед, ввысь. Это романтический и вместе с тем вполне конкретный образ: юноша и девушка шагают вперед, соединив в поднятых руках серп и молот — символ союза рабочих и крестьян.

В этой работе все было смелым и неожиданным. Скульптор задумала основные элементы монумента (расположив их по горизонтали) сделать летящими, пустить по воздуху. Для этого потребовался материал прочный и в то же время достаточно легкий. Впервые была применена нержавеющая сталь, которой покрывали каркас из стальных ферм. У нового материала оказались прекрасные пластические свойства, позволившие сделать композицию более раскованной. Блестящая поверхность хорошо отражает свет, и скульптура меняет свою окраску в зависимости от времени суток, освещенности и погоды.

Монументальная скульптура выполняет разнообразные функции. Будучи установленной в определенном месте, она организует окружающее ее пространство.

Памятник — это конкретная характеристика города или местности. Ленинград — это Медный всадник, полководцы Отечественной войны 1812 года, памятник Суворову, кони скульптора П. Клодта. Москва — это «Рабочий и колхозница», Минин и Пожарский, памятник Пушкину и т. д. Нередко памятник становится образным символом города. Символически-обобщенным образом Грузии стала скульптура «Грузия-мать» Э. Амашукели в Тбилиси. Двадцатиметровая женская фигура из светлого металла стоит на горе высоко над городом, словно смотрит на него. В левой руке у нее чаша с вином для друзей, в правой — меч для врагов. Сохраняя реальные женские черты, образ носит обобщенный характер. Образом Армении стал памятник героям народного эпоса «Давид Сасунский» скульптора Е. Кочара.

Ленинский план монументальной пропаганды осуществляется и в наши дни. Страна чтит и помнит своих героев. На родине дважды Героев Советского Союза устанавливаются их бронзовые бюсты. Воздвигаются не только отдельные памятники, но и целые мемориальные ансамбли, сохраняющие в памяти поколений облик героев исторических событий и сами эти события.

«Легендарная тачанка» близ Каховки, ансамбль 26 бакинских комиссаров в Баку. Величественный памятник героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде. Стремясь передать величие подвига, совершенного народом, историческое значение самой битвы, авторы использовали принцип преувеличения,.применили монументальные решения и формы. Фигуры героев как бы вырастают из стен домов, из громады обломков. Это богатыри, выстоявшие и победившие. Кроме статуй и рельефов в ансамбль включен целый комплекс неизобразительных средств (музыка, голос диктора, записанные на пленку разрывы снарядов, голоса бойцов и командиров), призванных воссоздать обстановку, в которой решалась судьба битвы. Торжественно-траурное настроение усиливается замедленным ритмом шествия людей, которые включены в созданную ансамблем атмосферу.

 

На месте городов и деревень, уничтоженных фашистами, воздвигаются памятники и мемориальные ансамбли. Мемориалы Аб-линга и Пирчюпяй — в Литве; памятник 135 уничтоженным деревням, созданный на месте одной из них — Хатыни, в Белоруссии; мемориалы на Пискаревском кладбище в Ленинграде, в Брестской крепости и др.

В Латвии на месте бывшего лагеря смерти в Саласпилсе создан мемориальный комплекс. К нему ведет дорога, которую проложили заключенные. Она упирается в стену с узким, как лезвие, входом с надписью: «За этой стеной стонет земля». А за ней на огромном открытом пространстве, окаймленном лесом и небом, высятся гигантские фигуры: «Униженная», «Мать», «Клятва», «Несломленный». Выполненные в бетоне, они не говорят, а кричат о пережитом — о муках, о борьбе, о мужестве. Мерно стучит метроном, как бы отсчитывая минуты жизни.

Мемориалы и памятники есть в каждой республике. В Армении — это скульптурно оформленные родники, в Литве — памятные деревянные знаки и в любой местности — мемориальные стелы, памятники на братских могилах. Здесь принимают в пионеры, приносят присягу солдаты, к их подножию возлагают цветы молодожены в день свадьбы.

Памятники и мемориалы — это память живых о мертвых, потому что мертвые живут, пока их помнят и чтут живые.

Воздействие скульптуры многообразно. Она организует пространство, облагораживает и возвышает среду, в которой живут люди, становится идейно-эмоциональным центром, увековечивает истинно человеческое, делает то, что нам дорого и свято, наглядно-зримым и близким.

В чем особенности скульптуры? Как скульптура рассказывает о своем времени? Какие и кому установлены памятники в вашей местности?

Какой мемориальный ансамбль вам запомнился? Какими художественными средствами достигается воздействие скульптуры, памятника на человека?

МУЗЫКА

Она всяпорыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могущих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет. Н. В. Гоголь

От первого дня и до дня последнего, от колыбельной песни до траурного марша музыка сопутствует человеку. Она звучит на улице и дома, по радио и телевизору, в театре и в кино, в школе и в клубе. Она сопровождает торжественные заседания и спортивные игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе она помогает найти ритм, в походе — преодолеть усталость, в горе и радости — излить чувства. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает художественной литературе и кино.

Чтобы понять и полюбить музыку, надо прежде всего научиться ее слушать. А для этого надо знать особенности музыки как вида искусства, понять своеобразие музыкального образа и тех художественных средств, при помощи которых он создается.

Особенности музыки

Сила музыки — в ее сходстве с интонацией человеческой речи. Интонацией голоса человек передает состояние своего внутреннего мира, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, мы по одной только интонации речи, а также по ее громкости и темпу можем определить то, что нам сообщается: событие радостное или печальное, приказ или просьба и т.д. По интонации можно почувствовать национальную принадлежность говорящего и индивидуальные особенности его личности.

Богатство живой человеческой речи, и прежде всего ее интонационное богатство,— основа особой образности музыки. Музыка выражает определенные чувства, настроения, переживания.

Значит ли это, что музыка всего-навсего «копирует» человеческую речь и голос? Нет, музыкальная «речь» возникает в результате сложной и тонкой переработки природных, человеческих звуков. В человеческом пении или игре на музыкальных инструментах звуки находятся в таком сочетании и гармонии, какие, за редким исключением, нельзя встретить в природе. Это звуки особым способом переработанные, построенные в определенную систему и «льющиеся» в определенном порядке. Они настолько срослись с внутренним миром человека, с его чувствами, что стали «языком души». «Музыка — это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души», — очень точно определил смысл музыки композитор А. Н. Серов.

«Человек, слушающий музыку,— говорил Д. Д. Шостакович,— не может не ощущать своей связи с целым миром, не может не слышать, что сердце его бьется в унисон с большим сердцем народа и его мысли текут в огромном потоке народных дум и чаяний...»

Музыка, как никакое другое искусство, может помочь людям найти общий язык, сплотить и объединить их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.059 с.)