Портрет — это изображение конкретного человека. В портрете может быть изображен один человек, группа людей (групповой портрет) или сам художник (автопортрет).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Портрет — это изображение конкретного человека. В портрете может быть изображен один человек, группа людей (групповой портрет) или сам художник (автопортрет).



Работа эта чрезвычайно сложна, потому что из всех жестов, поворотов головы, выражений лица изображаемого человека художник выбирает самые характерные. Для этого надо хорошо знать портретируемого, видеть его в самых разнообразных обстоятельствах, «подсмотреть» в нем главное. В этом умении через внешнее, видимое передать внутренний, скрытый от взора мир человека — дар портретиста, каким в совершенстве владели на Западе Рембрандт, Веласкес, Ван-Дейк, в русском искусстве — Кипренский, Репин, Серов, Нестеров, Корин и многие другие художники.

Художник может написать портрет известного человека и благодаря этому сохранить для многих поколений людей его облик. Так, портреты А. С. Пушкина, написанные О. А. Кипренским и В. А. Тропининым, донесли до нас живые черты гениального поэта.

Художник может, написав портрет ничем не примечательного человека, сделать созданный им образ бессмертным. «Такова сила искусства: лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своею кистию новую жизнь»,— отмечал В. Г. Белинский.

Картина В. Е. Попкова «Шинель отца»— автопортрет художника, где изображены немолодой человек в шинели и стоящие на втором плане женские фигуры. Уже при первом взгляде возникает ощущение тревожной напряженности, беспокойства, навеянное общим колористическим решением. Картина построена на контрасте серо-голубого, серо-зеленого цвета шинели и красновато-зеленого цвета платьев женщин. Напряженный цвет выбран не случайно.

Шинель примеряет человек немолодой. Значит, выросли и даже успели постареть сыновья солдат, не вернувшихся с войны. Шинель ему явно велика. Почему? Может быть, потому, что росли мальчишки военных лет в трудных условиях и выросли не очень рослыми, не очень крепкими. А может быть, не по плечу ему шинель отца потому, что он не совершил ничего равного подвигу солдата на войне? Мысль о солдатском подвиге, об ответственности живых перед памятью погибших передал художник, изобразив себя в шинели отца.

Но этим не исчерпывается содержание картины. Художник ввел в нее образы героинь своих более ранних произведений, объединенных общей темой и названных «Мезенские вдовы». Эти женские образы, возникшие в его памяти и живущие на его полотнах,— еще одна грань, раскрывающая трагедию войны. Но и этим не исчерпывается содержание картины. Автор изобразил себя, художника, и подчеркнул это, поместив на первом плане палитру. На ней — те же краски, которыми написано полотно: красная, желтая, зеленая. Но на палитре — это чистые, мажорные, ничем не замутненные цвета. А в картине они зазвучали иначе, тревожно. Тот же красный цвет в фигурах вдов смешался с зеленым и по контрасту с цветом шинели получил иную окраску: радостное настроение, вызываемое обычно красным цветом, сменилось настроением печали, горестного воспоминания. Так написанный большим художником автопортрет выразил важную мысль об ответственности живых перед светлой памятью павших на полях сражений, о судьбах вдов, о назначении художника.

Натюрморт, или «мертвая натура»,— изображение плодов, цветов, предметов искусства, домашнего обихода, старины и пр. Так же как и в других жанрах живописи, в натюрморте художник передает свое восприятие мира, отношение к нему, отражает свое время. Поэтому одни натюрморты изысканны и изощренны, другие — строги и суровы, в третьих показана красота самых простых вещей: корзин, кувшинов, тарелок, чашек, тканей. Такие натюрморты как бы говорят: «Смотри, как прекрасны самые / простые вещи! Любуйся, пользуйся ими. • Но иногда задумайся и над тем, как искусно все «сделала» природа, какой мастер сам человек, создавший и вырастивший на земле все ее богатства».

Все рассмотренные нами произведения относятся к станковой живописи. Станковыми называются произведения, имеющие самостоятельное значение, не связанные с архитектурой или каким-нибудь практическим назначением. Название это происходит от «станка» (мольберта), на котором художник работает.

Музеи, выставки, картинные галереи, где происходят наши встречи со станковой живописью, создают атмосферу торжественности, праздничной приподнятости и одновременно сосредоточенности и тишины, которые важны при восприятии искусства. В музее мы легко попадаем из одной эпохи в другую, встречаем совершенно разные образы. Каждое полотно требует своего, особого восприятия, ибо у каждого автора — свой излюбленный круг тем, свой колорит своя манера. Одни картины привлекают своей яркостью и раскрываются быстрее, другие — только при длительном рассмотрении. И мы видим, как различно искусство разных эпох или разных художников, живших в одно время. В нашем распоряжении — художественно запечатленная история, прошлое и настоящее. Мы можем уходить от картин и снова возвращаться, сравнивать одну с другой. Остановленное в картине мгновение заставляет и нас остановиться, задуматься. Сегодня, когда ритм жизни вынуждает спешить и торопиться, возможность остановиться и подумать, побыть наедине с прекрасным особенно ценна.

Монументальная живопись

Кроме станковой, существует еще и монументальная живопись. Монументальными называются произведения живописи, связанные с архитектурой. Это картины, помещенные на внешних или внутренних стенах зданий. Они подчеркивают назначение здания, его национальное своеобразие, украшают и выделяют его среди других строений.

Монументальная живопись различается по технике исполнения. Наиболее распространенными являются роспись, фреска, мозаика, панно, сграффито, витраж.

Роспись — это произведение, выполненное непосредственно на стене, для которой оно предназначено, или на специальном холсте, который потом наклеивается на стену. Роспись, сделанная прямо на стене по сырой штукатурке, называется фреской. Фресками расписал потолки и стены Сикстинской капеллы в Риме знаменитый художник эпохи Возрождения Микеланджело. Славятся своей красотой новгородские и владимирские фрески, фрески Московского Кремля, созданные известными мастерами Андреем Рублевым и Феофаном Греком.

Мозаика — это картина, выполненная из кусочков цветных камней, эмалей, стекол и других твердых материалов. Мозаиками оформлены многие станции московского метро: «Площадь Маяковского» (художник А. А. Дейнека), «Комсомольская кольцевая» (художник П. Д. Корин), «Белорусская кольцевая», «Киевская кольцевая» и др.

Панно — живописное произведение, вделанное в стену здания. В отличие от монументальной росписи панно исполняется обычно на холсте живописной техникой и вне предназначенного для него места.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.013 с.)