Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стил. использование обращений, вводных и вставных конструкций.
Использование обращений Обращения выделяются своей экспрессивной окраской и функционально-стилевой закрепленностью. Наибольший интерес представляет использование обращений в художественном стиле: здесь они отражают и свойственные разговорной речи интонации (Ты жива еще, моя старушка?), и фамильярность, грубость (Ах ты, рыжая бестолочь, что наделал), и насмешку, издевку (Откуда, умная, бредешь ты, голова?[к Ослу]). В то же время эмоциональное звучание обращений в художественном тексте может достигать высокой патетики (А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!), убийственного сарказма (Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ), яркой изобразительной силы (Прощай, свободная стихия!). Для создания эмоциональности речи в художественном стиле в качестве обращений слова с яркой экспрессивной окраской (надменные потомки), образные перифразы (О, Волга, колыбель моя). Обращения могут являться тропами (Ты мне брось, каланча пожарная, пугать людей; Иди сюда, борода!). Однако обращения иногда нужны и в текстах, лишенных образности и не допускающих использования экспрессивных элементов: в деловой переписке, официальных документах, адресуемых определенным лицам. Но здесь функция обращений иная: они играют информативную роль (указывают, кому адресован документ), а также организуют текст, выступая своего рода «зачином». В официально-деловой речи выработаны устойчивые сочетания, служащие обращениями в определенных ситуациях: уважаемый, гражданин, дамы и господа и др. Некоторые из употреблявшихся ранее обращений устарели: многоуважаемый, достопочтенный. Выбор формы обращения в официальной обстановке имеет важное значение, поскольку речевой этикет является составной частью культуры поведения, а в особых ситуациях он обретает и общественно-политическую окраску. Использование вводных и вставных конструкций Вводные слова и словосочетания выражают различные оценочные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и нередко закрепляются за функциональным стилем. Стилистически не обоснованное использование вводных слов и словосочетаний наносит урон культуре речи. Обращение к ним может быть связано и с эстетической установкой писателей и поэтов.
Вводные слова и словосочетания, выражающие уверенность или предположение (несомненно, разумеется, вероятно, возможно) тяготеют к книжным стилям. Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечь внимание собеседника (послушайте, согласитесь, представьте, верите ли, понимаешь), как правило, функционируют в разговорном стиле. Но писатели, вставляя их в диалоги персонажей, имитируют непринужденную беседу. Значительную группу составляют слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения (к счастью, к сожалению, к стыду, на радость, на беду, удивительное дело). Выражая различные эмоции, они придают речи экспрессивную окраску и поэтому не могут быть использованы в строгих текстах книжной речи, зато часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях. Вводные предложения выражают примерно те же оттенки значений, что и вводные слова. Основная сфера их употреб. – устная речь (которую вводные предложения обогащают интонационно, придавая ей особую выразительность), а также художественная, но не книжные стили, в которых, как правило, отдается предпочтение более коротким вводным единицам. Вводные предложения могут быть достаточно распространены (Пока наш герой, как писали в романах в неторопливую добрую старину, идет до освещенных окон, мы успеем рассказать, что такое деревенская вечеринка). Но чаще они достаточно лаконичны (ты знаешь, надо вам заметить, если не ошибаюсь). Вставные слова, словосочетания и предложения являются в тексте добавочными, попутными замечаниями (Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой; И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.004 с.) |