Стил. использование обращений, вводных и вставных конструкций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стил. использование обращений, вводных и вставных конструкций.



Использование обращений

Обращения выделяются своей экспрессивной окраской и функционально-стилевой закрепленностью. Наибольший интерес представляет использование обращений в художественном стиле: здесь они отражают и свойственные разговорной речи интонации (Ты жива еще, моя старушка?), и фамильярность, грубость (Ах ты, рыжая бестолочь, что наделал), и насмешку, издевку (Откуда, умная, бредешь ты, голова?[к Ослу]). В то же время эмоциональное звучание обращений в художественном тексте может достигать высокой патетики (А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!), убийственного сарказма (Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ), яркой изобразительной силы (Прощай, свободная стихия!). Для создания эмоциональности речи в художественном стиле в качестве обращений слова с яркой экспрессивной окраской (надменные потомки), образные перифразы (О, Волга, колыбель моя). Обращения могут являться тропами (Ты мне брось, каланча пожарная, пугать людей; Иди сюда, борода!).

Однако обращения иногда нужны и в текстах, лишенных образности и не допускающих использования экспрессивных элементов: в деловой переписке, официальных документах, адресуемых определенным лицам. Но здесь функция обращений иная: они играют информативную роль (указывают, кому адресован документ), а также организуют текст, выступая своего рода «зачином».

В официально-деловой речи выработаны устойчивые сочетания, служащие обращениями в определенных ситуациях: уважаемый, гражданин, дамы и господа и др. Некоторые из употреблявшихся ранее обращений устарели: многоуважаемый, достопочтенный. Выбор формы обращения в официальной обстановке имеет важное значение, поскольку речевой этикет является составной частью культуры поведения, а в особых ситуациях он обретает и общественно-политическую окраску.

Использование вводных и вставных конструкций

Вводные слова и словосочетания выражают различные оценочные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и нередко закрепляются за функциональным стилем. Стилистически не обоснованное использование вводных слов и словосочетаний наносит урон культуре речи. Обращение к ним может быть связано и с эстетической установкой писателей и поэтов.

Вводные слова и словосочетания, выражающие уверенность или предположение (несомненно, разумеется, вероятно, возможно) тяготеют к книжным стилям.

Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечь внимание собеседника (послушайте, согласитесь, представьте, верите ли, понимаешь), как правило, функционируют в разговорном стиле. Но писатели, вставляя их в диалоги персонажей, имитируют непринужденную беседу.

Значительную группу составляют слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения (к счастью, к сожалению, к стыду, на радость, на беду, удивительное дело). Выражая различные эмоции, они придают речи экспрессивную окраску и поэтому не могут быть использованы в строгих текстах книжной речи, зато часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях.

Вводные предложения выражают примерно те же оттенки значений, что и вводные слова. Основная сфера их употреб. – устная речь (которую вводные предложения обогащают интонационно, придавая ей особую выразительность), а также художественная, но не книжные стили, в которых, как правило, отдается предпочтение более коротким вводным единицам. Вводные предложения могут быть достаточно распространены (Пока наш герой, как писали в романах в неторопливую добрую старину, идет до освещенных окон, мы успеем рассказать, что такое деревенская вечеринка). Но чаще они достаточно лаконичны (ты знаешь, надо вам заметить, если не ошибаюсь).

Вставные слова, словосочетания и предложения являются в тексте добавочными, попутными замечаниями (Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой; И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.004 с.)