Место публицистического стиля в стилевой системе русского языка, 40. Современные тенденции в публицистическом стиле.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место публицистического стиля в стилевой системе русского языка, 40. Современные тенденции в публицистическом стиле.



Сфера применения – СМИ и политика. Цель – формирование общественного мнения и влияние на него, выражение идей, позиций, освещение событий, истолкование и оценка. Используется как в устной, так и в письменной форме. Адресат – массовый, но есть и своя целевая аудитория. Черты стиля:

1. яркость

2. социальная оценочность – выражается социально значимыми языковыми, лексическим и фразеологическими средствами с категорией оценочности. Средства социальной оценочности:

а) использование слов с социальным значением, наделённых экспрессивной окраской (вандализм)

б) использование слов, которые приобретают социальное значение под воздействием социального контекста (шестидесятник, номенклатура)

в) социально-оценочная фразеология (например, из политической афористики – диктатура закона, кошмарить предпринимателей)

г) словообразовательные элементы (суффиксы, приставки, добавляющие книжную окраску – ультраправый, дедовщина)

д) образование экспрессивных окказионализмов (прихватизация, дерьмократия)

е) синтаксические конструкции (например, парцелляция)

3. точность

4. доступность

5. сочетание стандарта и экспрессии (например, книжности и элементов разговорного стиля).

[Метариторика – технологии косвенного воздействия, секретные приёмы манипулирования]

           Дифференциация публицистического стиля:

1. устный стиль:

а) язык ТВ

б) язык радио

в) язык рекламы

г) публичная речь

2. письменный стиль:

а) газетно-публицистический

б) публицистико-журнальная проза:

- проблемно-аналитический подстиль (аналитические статьи, репортажи)

- художественно-публицистический (очерки, эссе)

Языковые особенности публицистического стиля:

1. в лексике наблюдаются:

а) слова и термины общественно-политического содержания (народ, держава, демократия)

б) оценочные политические термины, с положительной и отрицательной оценкой (патриот, фашизм)

в) слова с торжественной окраской (судьбоносный)

г) терминология других сфера (дефолт, нанотехнологии)

д) разговорная лексика (всё путём)

е) жаргонизмы (тусовка, кинуть)

ж) заимствованные слова (пиар)

2. в стиле наблюдаются:

а) метафоры (вирус распада)

б) эвфемизмы («изменение тарифов» - всегда подразумевается их повышение)

в) использование стилистических фигур для упрощения восприятия текста:

- инверсия

- градация

- повторы разных видов (анафорический – несколько абзацев или предложений начинаются одинаково; варьирующий – слово заменяют синонимом)

- парцелляция

- периоды (сложное предложение с определённой ритмической структурой)

Особенности устного стиля публицистики:

1. мысль окончательно логически оформляется только в момент её произнесения

2. повторение в рамках одной фразы слов или словосочетаний

3. повторы одного и того же разными словами

4. самоперебивы

5. перестройка синтаксической конструкции по ходу речи, из-за чего может возникнуть контаминация синтаксических конструкций

6. частое использование разговорного стиля вместо книжного; таким образом, устная публицистическая речь содержит три стилевых пласта: общелитературная лексика, книжные языковые средства, устно-разговорные языковые средства

7. использование прозрачных синтаксически конструкций с чёткими смысловыми связями

8. приёмы удержания и организации внимания – использование риторических вопросов, вопросительных предложений, форм повелительного наклонения, риторического обращения

9. оптимальный объём фразы меньше, чем на письме (максимум 14 фонетических слов)

10. наличие синтаксических конструкций, свойственных диалогу

11. использование интонации вместо сложных конструкций и связей

Отличие языка ТВ от языка радио:

1. наличие видеоряда и шумов

2. словами нельзя повторять то, что уже показывают на картинке

3. использование обращений, экспрессивных языковых средств, вопросов, побуждений, интонаций



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.017 с.)