Информативность и виды текстовой информации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информативность и виды текстовой информации.



Информативность – способность текста быть носителем законченного сообщения. При анализе информативности оценивается количество информации, её значимость и новизна. Поэтому информативность рассматривают в двух аспектах:

1. количественном – т.е. в отношении информации к знаниям и интересам аудитории; чем больше новой информации, тем лучше, но новая информация всегда должна быть понятной и интересной

2. информационной насыщенности – свойство изложения, позволяющее использовать меньшее количество языковых знаков для передачи большего количества информации

Виды текстовой информации:

1. фактуальная и концептуальная; фактуальная отражает явления действительности и их взаимосвязи, она формирует в сознании картину мира, составляет предметно-логическую основу текста; концептуальная отражает авторскую оценку и интерпретацию темы, может быть выражена прямо.

2. подтекстовая – не выраженная прямо, скрытая, проявляющаяся через иронию, намёки; намёк – фраза, предполагающая понимание через догадку; ирония – употребление высказывания в смысле, прямо противоположном буквальному.

3. косвенная, или попутная – сведения, сообщение о которых не является целью текста.

4. по степени значимости:

а) ключевая – важнейшая информация по теме;

б) дополнительная – конкретизирует ключевую информацию;

в) повторная – любое второе или последующее упоминание уже названных реалий, служащее связности и целостности текста;

г) неинформативные фрагменты – рассуждения ни о чём, приёмы демагогии, преувеличения, подталкивание читателей к необоснованным обобщениям; при редактировании их обычно исключают.

 

Смысловая целостность и синтаксическая связность текста.

Смысловая целостность – тематическое и содержательное единство текста, его подчинённость основной идее и смысловая законченность.

Синтаксическая связность – связь между предложениями, частями текста. Возможна синтаксическая связность, которая не предполагает смысловую целостность, но наоборот быть не может. Виды:

1. цепная – каждое последующее предложение связано с предыдущим; здесь обычно используются лексические средства связи:

- повтор одних и тех же слов,

- повтор однокоренных слов,

- синонимический повтор и перифраз,

- тематический повтор (замена словом, близким по тематике),

- замена местоимением одного и того же слова, части высказывания,

- использование слов, указывающих на последовательность событий

2. параллельная – есть первое предложение, с которым связаны все остальные; здесь обычно используются грамматические средства связи:

- союзы

- видовременное единство (использование глагола одного и того же вида, времени)

- синтаксический параллелизм

- неполнота предложения

Основные методические процедуры анализа и правки. Методы лингвистического и стилистического эксперимента, конкретизации. Виды чтения, применяемые в процессе редактирования, 48. Виды правки, их характеристика.

Методические процедуры анализа и правки:

1. профессиональное чтение; виды:

а) ознакомительное чтение - ознакомление с текстом, выяснение, о чём он, выполняет ли свои функции; отмечаются непонятные с первого прочтения моменты и решается, что делать с текстом – править или отправлять на доработку; на этом этапе создаётся первый прогноз восприятии текста

б) углублённое, или аналитическое чтение – здесь текст анализируется с предметно-логической, композиционной и языковой сторон; найденные ошибки отмечаются, но не исправляются;

2. правка; виды (в порядке увеличения доли вмешательства):

а) правка-вычитка:

- корректорская – задачи: убрать опечатки (виды опечаток – замена букв, пропуск букв, перестановка букв), проверить заголовки, сверка иллюстраций и подписей к ним;

- редакторская – делается после выхода номера, задачи: выявить все недостатки и высказать претензии тем, кто их допустил

б) правка-сокращение – задача: уменьшить объём текста. Применяется, если:

- текст не укладывается в отведённый ему объём

- текст обладает отрицательными качествами (затянут, нединамичен)

Два приёма (применяются последовательно):

- сокращение частями – из текста убирается фрагмент, представляющий собой законченное смысловое целое

- внутритекстовое сокращение – перестраиваются синтаксические структуры

в) правка-обработка – задача: устранить фактические, логические, композиционные и стил. ошибки и недочёты

г) правка-переделка – применяется, когда материал содержит интересную информацию, но его литературная форма неприемлема

3. шлифовочное, или контрольное, чтение – к нему лучше приступать, спустя некоторое время; обращается внимание на то, всё ли было исправлено и не были ли внесены лишние исправления, стал ли текст более выразительным или потерял выразительность.

Методики редакторского анализа текста:

1. лингвистический эксперимент. Применяется, если кажется, что что-то в тексте звучит не так. Заключается в подборе фраз, подобных авторской, и наблюдении за их восприятием. Цель – установить норму, найти оптимальный вариант звучания.

2. стилистический эксперимент. Заключается в придумывании стилистических вариантов текста.

3. конкретизация. Заключается в зрительном, слуховом и пр. представлении текста.

 

Принципы правки текста.

Назначение правки:

1. устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки
2. добиться ясности и четкости формулировок
3. проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей
4. устранить шероховатости языка и стиля
5. технически обработать рукопись.

Принципы правки:

1. приступая к работе, полностью ознакомиться с текстом

2. нельзя начинать правку, не дочитав текст до конца

3. ориентировать себя на постоянный поиск ошибок любого плана

4. править нужно только тогда, когда понятно, в чём состоит недостаток текста и как его можно устранить

5. исправляя ошибку, нельзя не принимать во внимание окружающий текст, т. е. нельзя править предложения по отдельности

6. не нужно надолго задерживаться на трудных местах

7. изменения должны быть минимальными (не нужно исправлять всё предложение, если можно исправить одно слово)

8. свой редакторский вариант нужно постоянно соотносить с авторским и выбирать лучший – иногда правка может оказаться хуже авторского варианта

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.174 (0.007 с.)