Поэмы А. Т. Твардовского как отражение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэмы А. Т. Твардовского как отражение



 этапов идейно-художественной эволюции поэта

«Страна Муравия» Поэма о коллективизации Центральный мотив – мотив странствия (традиционный для фольклорной традиции, для традиции русской литературы XIX века (ср. с поэмой Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)), мотив поиска страны счастья, «Страны Муравии», которой оказывается колхозная усадьба 
«Василий Теркин» «книга про бойца» Изображение граней национального характера и судьбы народа, попытка сказать правду о войне. Воедино слиты искрящаяся юмором история похождения бывалого солдата, трагическое повествование о людском горе, глубокое проникновение в человеческую душу
«Дом у дороги» Поэма об огромных потерях и тяжелых последствиях войны Отказ от изображения войны в виде помпезных батальных полотен, воина – в виде незнающего поражений победителя. Изображение сломанных человеческих судеб, человеческих трагедий, утверждение возможности обретения счастья не смотря ни на что
«По праву памяти» Поэма о трагедии эпохи культа личности Сталина Изображение трагедии коллективизации, гибельности последствия утверждения «сын за отца не отвечает» как для отдельного человека, так и для страны в целом. Тема личной ответственности каждого, кто жил в те годы, за происходившее, предостережение от забвения прошлого.

 

Б.Л. Пастернак

(1890-1960)

1 этап (1910 -1930-е гг.) 1) лирика 1910-х гг. – попытка объединить эстетику футуризма и символизма (член футуристического объединения «Центрифуга»), сложная ассоциативная природа поэтики; 2) 1920-е гг. – обращение к лироэпике: центральная тема – тема революции решается через лирическую тему личной судьбы: Напрасно в годы хаоса Искать конца благого. Одним карать и каяться, Другим – кончать Голгофой; 3) 1930-е гг. – эпоха молчания (с 1931 г. не пишет стихов) Книги «Начальная пора», «Сестра моя жизнь»     Поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт»  
2 этап (1940-е – 1960) С 1940-х гг. – перемены в мировоззрении и резкая смена стиля (Б. Пастернак: «Я не люблю своего творчества до 1940 г.»). В мировоззрении: ориентация на взгляды Л.Н. Толстого (народность, чувство родины), библейское мироощущение. В области стиля – классическая простота и ясность. Центральный образ – «огромный образ России», воспринимаемый как образ «искупления за все беды и невзгоды человечества», путь художника трактуется как жертвенный путь: Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь.     Книга «На ранних поездах», Роман «Доктор Живаго» и др.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ»

(1953 - 1968 гг.)

Поиски иной художественной стратегии Попытки гуманизации соцреализма Выход за рамки соцреализма
Осуществление попыток преодоления эстетических догм соцреализма за счет выхода в сферу надклассовой и надэпохальной философичности, выход на уровень обобщений общечеловеческого характера путем использования таких приемов как: символизация, смещение временных пластов, установление ассоциативных сюжетных связей, привлечение философских элементов на разных уровнях текста. Б. Пастернак «Доктор Живаго», Л. Леонов «Русский лес» Попытка концептуализации характера «простого советского человека» - идея ценности каждой отдельной личности (М. Шолохов «Судьба человека») Нарастание лирических тенденций, исповедальный характер - лирическая проза (К. Паустовский «Золотая роза», Ю. Казаков «Голубое и зеленое», В. Солоухин «Владимирские проселки» и др.); - фронтовая лирическая проза (Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», Г. Бакланов «Пядь земли», В. Астафьев «Звездопад»); - «поэтический бум» (А. Вознесенский поэмы «Мастера», «Лонжюмо», «Озо», Е. Евтушенко «Станция «Зима»», Р. Рождественский «Реквием», «Письмо в тридцатый век» и др.).  Открытие «лагерной темы» (начало творческого пути А. Солженицина, В. Шаламова). Усиление авангардных тенденций (О. Григорьев, В. Уфлянд, группа поэтов-«лионозовцев» и др.)

А.И. Солженицын

(род. 1918)

«Один день Ивана Денисовича»

А. Солженицын: «Конечно, можно описать вот все свои десять лет лагеря, там, всю историю лагерей, - а достаточно в одном дне все собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все».

Иван Денисович Шухов

(бывший колхозник и фронтовик, ныне заключенный)

 

Невыносимые страдания (выполняет в лагере «общие», т.е. самые тяжелые работы) Обретение смысла жизни (самое важное –не потерять человеческое достоинство, сохранить свое лицо). Гарантом сохранения человеческой личности становится сострадание: к Алешке-баптисту, к бывшему капитану второго ранга Буйновскому, к эстонцам, даже к Цезарю. 

 

Надежда на будущее:

тоска по свободному труду, по крестьянским дедовским заботам;

вера в то, что он вернется в родную деревню.

ЛИТЕРАТУРА 1970-1980-х гг.

(1968 – 1986 гг.)

Соцреализм периода упадка «деревенская проза» и «тихая лирика» Литература «гротеска» Интеллектуальная литература Новый модернизм Ранний постмодернизм
 «мутации» эпического жанра: производственный роман, идеологический и политический роман, новая историческая эпопея; поиски нового «героя времени»: дискуссия о положительном герое Идея возвращения к первоистокам народной жизни как попытка возрождения духовности современного человека.  (В. Белов «Плотницкие рассказы», «Привычное дело», В. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», рассказы и повести В. Шукшина, В. Астафьева и др. Лирика В. Соколова, Н. Рубцова, О. Чухонцева и др.). Гротескное изображение советской действительности как мира со сдвинутыми аномальными представлениями. (Поэзия В. Высотскиго, проза В. Искандера, проза В. Войновича и др.). Философское осмысление бытия. (Рассказы Ю. Домбровского, Ю. Трифонов «Старик», «Дом на набережной», А. Вампилов «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и др.)     Возрождение философско-эстетической традиции литературы русского модернизма, осмысление достижений европейского модернизма в русской традиции (А. Тарковский, Д. Самойлов, А. Кушнер и др.). Воплощение идеи абсолютной свободы во взглядах на мир. (А. Битов «Пушкинский дом», Вен. Ерофеев «Москва-Петушки»)

Ч. Айтматов

(род. в 1928)

«Плаха»

Значение заглавного образа-символа «плаха»:

1) мир и человек подошли к последней черте, оказались на краю гибели – на «плахе»;

2)  современный мир представляет собой место страданий и смерти – «плаху» - для человека;

3) аналогия с Христом и христианскими мучениками, которые во время казней и пыток – на «плахе» - демонстрируют величайшую высоту духа;

4) «плаха» как символ Апокалипсиса (конца света): за ней либо уход в небытие, падение в бездну, либо духовное возрождение; отсюда – мотив личной ответственности каждого «за все, что ни есть в мире».

Содержательная структура художественного пространства романа

Библейское измерение Человеческое измерение Природное измерение
Интерпретация евангельского повествования о последних днях Христа История жизни и последних дней Авдия и Бостона История жизни и последних дней семейства волков (Акбара и Ташчайнар)

 

Совокупность «личных катостроф»

Знамение Апокалипсиса

гибель как залог возрождения

                                               Авдий (аналогия с судьбой Христа)

                                           Бостон (аналогия судьбой Иова)

                          Человек             природа Акбара (Великая матерь всего сущего)

                                                         браконьеры

                                                                            наркокурьеры

                                                                                              Базарбай                                                      

                                                                                         гибель как небытие

В. П. Астафьев

(1924 – 2001)

«Печальный детектив»

Центральная проблема – проблема народа, рассмотренная в специфическом ракурсе: отказ от идеализации образа народа, характерной для деревенской прозы 1960 – н. 1980-х гг.

Исследование «мутаций» русского национального

характера на конкретно-жизненном материале эпохи перестройки

«Распалась связь времен» - утрата чувства ответственности за прошлое и будущее Извращенная реакция окружающих на фигуру преступника и на факт наказания за содеянное «Вымирание» подлинной интеллигенции
Дети во время похорон напиваются до такой степени, что забывают опустить умершего отца в могилу; родители оставляют младенца в автоматической камере хранения и др. Жертва изнасилования тетя Граня жалеет молодых преступников, попавших за решетку; толпа защищает от милиции убийцу, в пьяном угаре заколовшего ножом нескольких человек и др. Те, кто называют себя интеллигентами, но таковыми не являются, создают моральную почву для преступности, т.к. постоянно преступают нормы нравственности: следователь Пестерев не едет на похороны матери, чтобы не пошло насмарку лечение в санатории и др.

                                           Поиски выхода:

Семья – залог устойчивости общества

Центральный персонаж –

Леонид Сошнин

 

оперуполномоченный                                                                 начинающий писатель

Взгляд на жизнь народа изнутри,                Способность к осмыслению происходя-

возможность соприкоснуться с                     щих процессов, к аналитическим

разными сторонами жизни,                           умозаключениям, стремление к

сконцентрированность на негативных         переосмыслению классической

проявлениях национального характера       традиции прекраснодушного отношения

                                                                          к народу, возможности обрести

                                                                          прощение даже за самое страшное

                                                                          преступление

 

Жанрово-стилевые особенности повести «Печальный детектив»:

1) жанр – художественно-публицистическая повесть;

2) разнородность стиля: использование информационного, художественного и публицистического стилей;

3) сочетание трех пластов: сюжетный слой, размышления героя, авторские сентенции.

В. Г. Распутин

(род. 1937)

«Пожар»

Значение заглавного образа «пожар»

Реально-конкретное

Символическое

Пожар, охвативший склады в поселке, высветивший позитивные и негативные стороны жизни 

Бедствие, охватившее Россию, уничтожающее вековые традиции русского народа, демонстрирующее резкое размежевание людей

Жители, пытающиеся спасти народное добро Жители, стремящиеся нажиться на беде Люди, живущие по совести, исповедующие извечные нравственные законы Люди, погрязшие во грехах, утратившие представления о добре и зле
       

Центральный персонаж – Иван Петрович Егоров –

тип «крестьянина-правдолюбца», стремящегося ответить на вопрос, в чем

причина разгоревшегося пожара, почему изменилась окружающая действительность:

1) «раскрестьянивание» крестьянства;

2) потребительское отношение к природе – люди способны только брать;

3) утрата чувства «артельности», общности;

4) исчезновение чувства дома, отношение к своему месту жительству как ко временному пристанищу.   

Жанрово-стилистические особенности повести «Пожар»:

1) автор стремится выступить не столько как писатель, сколько как исследователь современной действительности, ее нравственных проблем, желая способствовать исцелению общества. Таким образом, на первый план выступает не эстетическая, а общественно-политическая и этическая функции;

2) публицистический характер;

3) проповеднический пафос;

4) неопочвеннические тенденции.

ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.027 с.)