![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модернизм конца XIX – начала XX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Модернизм (от франц. moderne – современный) – философско-художественная система, сложившаяся в мировой культуре в конце XIX - начале XX в.
Основные черты философии и эстетики модернизма: 1) идеалистическая установка по отношению к реальности – сознание признается первичным; 2) стремление создавать в произведениях собственную новую реальность, а не описывать существующую; 3) в произведениях, как правило, воссоздаются не объекты реальной действительности, а те образы, которые были уже созданы в мировой культуре, с целью их более глубокого осмысления; 4) усложненная манера письма.
РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Русского модернизма конца XIX – начала XX
И. Анненский ранний К. Бальмонт акмеизм футуризм
старший символизм младосимволизм А. Ахматова Д. Мережковский А. Блок О. Мандельштам З. Гиппиус А. Белый кубофутуризм эгофутуризм В. Брюсов В. Хлебников И. Северянин Ф. Сологуб В. Маяковский
Символизм Символизм (от греч. simbolon - символ, знак) - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во Франции в 60-е годы XIX века. Наиболее известными представителями европейского символизма были П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, О. Уайльд и др. В России расцвет символизма приходится на 80-е гг. 19 – 10-е гг. 20 столетия, русский символизм прошел в своем развитии три стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.), первая и вторая из которых по типу мироощущения являются декадентскими. Основные черты философии и эстетики символизма: 1. Философской основой символизма является идеализм, утверждающий параллельное существование прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реальных вещей. Свои теоретические представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, в творчестве Р. Вагнера. 2. С точки зрения символистов – искусство есть высшая реальность, только посредством искусства человек способен приблизиться к высшей истине, прозреть подлинную сущность окружающих его явлений путем установления аналогий между реальными вещами и совершенными идеями. Средством постижения сущности явлений реальности становится символ. Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) – слово (или предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения. Например, бабочка может являться символом души или символом легкомыслия или символом быстротечности жизни. Символ есть образ, в котором сочетаются устойчивое значение, понятное каждому в силу закрепленности этого значения в сознании человека многовековым опытом, культурной традицией, и бесконечная многозначность, которой наделяют символ как его создатель-художник, так и читатели. Например, в стихотворении А. Блока «В ресторане» образ «черной розы в бокале золотого, как небо, Аи» является символом. Устойчивое значение этого символа связано с представлениями о розе как символе-знаке любви. В контексте блоковского стихотворения это смысловое ядро «обрастает» множественными смыслами: черная роза – испепеляющая страсть; роза, помещенная в бокал (чашу), в свою очередь символизирующую полноту бытия, - любовь как центр, то есть смысл бытия; роза в бокале шампанского Аи - опьянение страстью и т.п. Таким образом, символ в художественном тексте порождает своего рода «цепочку смыслов», потенциально продлеваемую до бесконечности.
Старший символизм Характерной чертой творчества представителей старшего поколения русских символистов, заявивших о себе уже в 80-е гг. XIX в. является особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубеже XIX – XX веков, который получил название декаданс или декадентство (от позднелат. decadentia - упадок) Основные черты декадансного мировоззрения: 1) пессимистическое отношение к миру; 2) апокалипсические ожидания – ожидание конца света; 3) восприятие собственной жизни как мучительного и бессмысленного прозябания, от которого может избавить только желанная смерть; 4) подчеркнутый интерес к анормальным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубийству), уродствам, болезням, наркомании и др.; 5) демонстративное пренебрежение общепринятыми этическими нормами, влекущее за собой аморализм, 6) убежденность в том, что понять мир с точки зрения разума невозможно, а можно постичь только иррациональным, мистическим путем. Младосимволизм В начале XX в. в литературу приходит молодое поколение писателей-символистов, которых стали называть младосимволистами. Их позиции, на формирование которых огромное влияние оказал великий русский философ В. Соловьев, отличались от позиций старших символистов. Основные черты философии и эстетики младосимволизма: 1) отсутствие пессимизма во взглядах на мир (в отличие от старшего символизма). Младосимволисты были уверенны в том, что приближается последняя битва между Христом и Антихристом, победу в которой должен одержать Христос. В таком случае мир станет прекрасным, а человечество превратится в богочеловечество; 2) уверенность в пророческой миссии поэта. Поэт не только способен понять истинную суть действительности и предсказать будущее, но и обладает способностью реально изменять окружающий мир: то, что он описывает в своих произведениях, воплощается в реальной действительности. А.А. Блок (1880-1921) Исследователи творчества А.А. Блока считают, что все его произведения составляют единый лирический роман, главной темой которого является тема пути лирического героя. Исследователи выделяют три основных этапа этого пути, которым соответствуют три периода творчества Блока.
Поэма «Двенадцать» (1918)
Организующий мотив поэмы «Двенадцать» –
реальное шествие двенадцати символическое движение красногвардейцев по улицам истории, метафора смены зимнего Петрограда поколений
Основные образы-символы в поэме
АКМЕИЗМ
Акмеизм (греч.akme – высшая точка чего-либо, цветение, цветущая пора) – одна из наиболее значительных поэтических школ 10-х гг. XX века, во многом явившаяся реакцией на кризис символизма. Основные черты философии и эстетики акмеизма: 1) основной принципа изображения мира – признание ценности мира в целом, во всех его проявлениях, от самых «высоких» до самых «низких»; 2) высшая цель творчества – научить человека вновь воспринимать мир как нечто прекрасное, в самых обыденных явлениях чувствовать праздник; 3) в отличие от символистов, акмеисты полагали, что истину, божественную идею можно обрести, если с любовью и восхищением всматриваться в явления реальной действительности, обычные вещи и воссоздавать их в своих произведениях, поэтому художественный мир акмеизма – это мир «вещный». Н.С. Гумилев (1886-1921)
А.А. Ахматова
(1889-1966) (раннее творчество)
К раннему творчеству А. Ахматовой традиционно относят стихи, вошедшие в три ее первых сборника: «Вечер», «Четки», «Белая стая».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.36.9 (0.013 с.) |