Модернизм конца XIX – начала XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модернизм конца XIX – начала XX века



Модернизм (от франц. moderne  – современный) – философско-художественная система, сложившаяся в мировой культуре в конце XIX - начале XX в.

Хронологические рамки Конец 60-х гг. XIX в. –60-е гг. XX в.
Направления Символизм, экспрессионизм, акмеизм. Многие исследователи относят к модернизму и футуризм
Философские истоки Концепции Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера и др.
Стадии развитии Декадентство, собственно модернизм, неомодернизм.

 

Основные черты философии и эстетики модернизма:

1) идеалистическая установка по отношению к реальности – сознание признается первичным;

2) стремление создавать в произведениях собственную новую реальность, а не описывать существующую;

3) в произведениях, как правило, воссоздаются не объекты реальной действительности, а те образы, которые были уже созданы в мировой культуре, с целью их более глубокого осмысления;

4) усложненная манера письма.

 

РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Течения, направления, школы

Русского модернизма конца XIX – начала XX

 

 

Предсимволизм                    Символизм                                     Поэтические школы 10-х гг.

 И. Анненский                                                                                           

ранний К. Бальмонт                                                                        акмеизм                              футуризм    

                                                                                                         Н. Гумилев

                         старший символизм младосимволизм  А. Ахматова

                   Д. Мережковский              А. Блок                  О. Мандельштам

                   З. Гиппиус                          А. Белый                                    кубофутуризм         эгофутуризм

                   В. Брюсов                                                                                 В. Хлебников            И. Северянин

                   Ф. Сологуб                                                                                  В. Маяковский

                                 

 

Символизм

Символизм (от греч. simbolon - символ, знак) - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во Франции в 60-е годы XIX века. Наиболее известными представителями европейского символизма были П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, О. Уайльд и др. В России расцвет символизма приходится на 80-е гг. 19 – 10-е гг. 20 столетия, русский символизм прошел в своем развитии три стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.), первая и вторая из которых по типу мироощущения являются декадентскими.  

Основные черты философии и эстетики символизма:

1. Философской основой символизма является идеализм, утверждающий параллельное существование прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реальных вещей. Свои теоретические представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, в творчестве Р. Вагнера.

2. С точки зрения символистов – искусство есть высшая реальность, только посредством искусства человек способен приблизиться к высшей истине, прозреть подлинную сущность окружающих его явлений путем установления аналогий между реальными вещами и совершенными идеями.

Средством постижения сущности явлений реальности становится символ.

Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) – слово (или предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения. Например, бабочка может являться символом души или символом легкомыслия или символом быстротечности жизни. Символ есть образ, в котором сочетаются устойчивое значение, понятное каждому в силу закрепленности этого значения в сознании человека многовековым опытом, культурной традицией, и бесконечная многозначность, которой наделяют символ как его создатель-художник, так и читатели. Например, в стихотворении А. Блока «В ресторане» образ «черной розы в бокале золотого, как небо, Аи» является символом. Устойчивое значение этого символа связано с представлениями о розе как символе-знаке любви. В контексте блоковского стихотворения это смысловое ядро «обрастает» множественными смыслами: черная роза – испепеляющая страсть; роза, помещенная в бокал (чашу), в свою очередь символизирующую полноту бытия, - любовь как центр, то есть смысл бытия; роза в бокале шампанского Аи - опьянение страстью и т.п. Таким образом, символ в художественном тексте порождает своего рода «цепочку смыслов», потенциально продлеваемую до бесконечности.

Старший символизм

Характерной чертой творчества представителей старшего поколения русских символистов, заявивших о себе уже в 80-е гг. XIX в. является особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубеже XIX – XX веков, который получил название декаданс или декадентство (от позднелат. decadentia - упадок)

Основные черты декадансного мировоззрения:

1) пессимистическое отношение к миру;

2) апокалипсические ожидания – ожидание конца света;

3) восприятие собственной жизни как мучительного и бессмысленного прозябания, от которого может избавить только желанная смерть;

4) подчеркнутый интерес к анормальным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубийству), уродствам, болезням, наркомании и др.;

5) демонстративное пренебрежение общепринятыми этическими нормами, влекущее за собой аморализм,

6) убежденность в том, что понять мир с точки зрения разума невозможно, а можно постичь только иррациональным, мистическим путем.

Младосимволизм

В начале XX в. в литературу приходит молодое поколение писателей-символистов, которых стали называть младосимволистами. Их позиции, на формирование которых огромное влияние оказал великий русский философ В. Соловьев, отличались от позиций старших символистов.

Основные черты философии и эстетики младосимволизма:

1) отсутствие пессимизма во взглядах на мир (в отличие от старшего символизма). Младосимволисты были уверенны в том, что приближается последняя битва между Христом и Антихристом, победу в которой должен одержать Христос. В таком случае мир станет прекрасным, а человечество превратится в богочеловечество;

2) уверенность в пророческой миссии поэта. Поэт не только способен понять истинную суть действительности и предсказать будущее, но и обладает способностью реально изменять окружающий мир: то, что он описывает в своих произведениях, воплощается в реальной действительности.

А.А. Блок

(1880-1921)

Исследователи творчества А.А. Блока считают, что все его произведения составляют единый лирический роман, главной темой которого является тема пути лирического героя. Исследователи выделяют три основных этапа этого пути, которым соответствуют три периода творчества Блока.

1. Раннее творчество (1897- 1904) Лирический герой Блока находится в гармонии с окружающим миром, потому что он влюблен в Прекрасную Даму, которая является живым воплощением Души Мира. Свидания с возлюбленной позволяют ему прозреть истинное состояние действительности, и оно божественно прекрасно. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» и др.
2. Зрелое творчество (1904 – 1907) Хаос – воплощение дьявольских сил, царящих в мире, - вступает в противоборство с лирическим героем и отнимает у него Прекрасную Даму. Мир для героя изменяется: теперь это страшный, дисгармоничный мир, где человек испытывает только мучения. Любовь в этом мире приносит не счастье, а страданье. Его возлюбленной становится уже не Прекрасная Дама, а колдунья, дьяволица, порождение ада. Любовь к ней – не стремление к свету, а сошествие во тьму.  Циклы «Город», «Страшный мир» и др.
Позднее творчество (1908 – 1921) Блок пытается объединить представления о мире, сформировавшиеся у него в творчестве 1 и 2 периодов. Центральным образом в стихах 3 периода у Блока становится образ России, который приобретает в его творчестве женственные черты. Блок приходит к мысли о том, что Душа Мира обладает двойственной природой, она одновременно и божественная, и дьявольская. Только от самого человека зависит, какой стороной повернется к нему Душа Мира: либо прекрасной, либо ужасной.  Циклы «Кармен», «На поле Куликовом», «Родина», поэмы «Соловьиный сад», «Двенадцать»

Поэма «Двенадцать» (1918)

Организующий мотив поэмы «Двенадцать» –

мотив пути

 

                     реальное шествие двенадцати                            символическое движение

                     красногвардейцев по улицам                              истории, метафора смены   

                     зимнего Петрограда                                             поколений

 

Основные образы-символы в поэме

 

Вечер, ночь Традиционно символизирует завершение, конец цикла, в данном случае – конец исторической эпохи (конец «старого мира»). По Блоку, начало нового цикла всецело зависти от того, как человек проживет «вечер» и «ночь», т.е. от каждого человека зависит, наступит ли «утро» и каким оно будет.   
Снег Символ замкнутого пространства, плена, невозможности возвращения к прошлому, в этом кроется двоякая природа символа: с одной стороны, это подтверждение идеи неизбежности конца «старого мира», с другой, - грозное предупреждение о катастрофическом разрыве между эпохами, об исчезновении связи между ними. 
Ветер, вьюга Традиционно символизирует обновление, но в поэме ветер перерастает во вьюгу, т.е. в снежный вихрь, природа которого такова, что человек, оказавшийся в его эпицентре может быть как вознесен на верх, к небу, к свету, так и затянут в омут, в воронку – низвергнут в преисподнюю, из которой нет возврата. 
Буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп, барыня в каракуле Образы, символизирующие старый мир, восходят к блоковской «театральной» символике: они решены в стилистике представления кукольного театра, где одна за другой появляются куклы-типы в сопровождении хлестких и нелицеприятных комментариев Петрушки.
Двенадцать Символика числа двенадцать, во-первых, явно связана с идеей цикла и его завершенности (12 месяцев в году), во-вторых, отсылает к библейской традиции – 12 апостолов, учеников Христа, призванных нести свет новой веры миру. В данном случае можно говорить и о реально-конкретном значении – красногвардейцы патрулировали группами по 12 человек.  
Ванька Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Арлекином (по Блоку, Арлекин - существо, лишенное души), в котором преобладает плотское, телесное начало. Некоторые исследователи прочитывают символику этого образа в контексте евангельского текста, соотнося его с фигурой Иуды, предавшего идеалы Христа.
Катька Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Коломбиной (по Блоку, Коломбина – воплощение женского начала), доминантной чертой которой является безрассудная страсть, несущая гибель и разрушение.
Петруха Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Пьеро (по Блоку, Пьеро – воплощение души), для которого понятия жизнь и страдание немыслимы друг без друга. Ряд исследователей указывают на возможность соотнесения образа Петрухи с образом апостола Петра. 
Мировой пожар Значение образа связанно с символикой Апокалипсиса, конца света, но в трактовке младосимволистов «конец света не есть конец бытия», это начало новой эры, которая может стать как царством Христа, так и царством Антихриста. Символика огня здесь также неоднозначна: 1) очищающее пламя (необходимо очистить землю от скверны прежде, чем начнется новая эра); 2) неконтролируемая беспощадная стихия, сметающая все на своем пути; 3) пламень жертвенного костра (для того, чтобы новая эра была прекрасной, необходима жертва, которая искупит грехи старого мира).
Паршивый пес (пес голодный) Символ старого мира, в свете христианской символики ассоциируется с нечистотой. (Собака редко упоминается в Библии, и только в отрицательном смысле.)
Исус Христос Воплощение прекрасной Души Мира, избавленной от оков Хаоса, символ истинного пути.
Музыка Центральный символический образ поэмы, по Блоку, музыка – это воплощение гармонии, которая позволит преодолеть хаос и сделать мир прекрасным.

АКМЕИЗМ

Акмеизм (греч.akme – высшая точка чего-либо, цветение, цветущая пора) – одна из наиболее значительных поэтических школ 10-х гг. XX века, во многом явившаяся реакцией на кризис символизма.

Основные черты философии и эстетики акмеизма:

1) основной принципа изображения мира – признание ценности мира в целом, во всех его проявлениях, от самых «высоких» до самых «низких»;

2) высшая цель творчества – научить человека вновь воспринимать мир как нечто прекрасное, в самых обыденных явлениях чувствовать праздник;

3) в отличие от символистов, акмеисты полагали, что истину, божественную идею можно обрести, если с любовью и восхищением всматриваться в явления реальной действительности, обычные вещи и воссоздавать их в своих произведениях, поэтому художественный мир акмеизма – это мир «вещный».

Н.С. Гумилев

(1886-1921)

1. Раннее творчество (неороманти-ческий этап) (1905 – 1912 (1914) Гумилев изображает два мира: мир действительности, где царят уныние и безнадежность, и мир мечты, где происходят значительные события, живут удивительные герои, блистают яркие краски. Но поэт настаивает на том, что человек может воплотить мечту в жизнь, тогда мир действительности станет таким же прекрасным, как и мир мечты. Лирический герой этого периода – воин, завоеватель, рыцарь, человек, готовый к борьбе, решительный и уверенный в себе. Сборники «Романтические цветы», «Жемчуга» и др.
2. Зрелое творчество (акмеисти-ческий этап) (1912 (1914) –1918) Гумилев выдвигает концепцию мира, согласно которой реальная жизнь, во всех ее проявлениях благословляемая Богом, есть высшая ценность. Таким образом, ситуация двоемирия снимается. Художественный мир Гумилева – это мир реальных вещей, в которых поэт прозревает божественный замысел. Сборники «Колчан», «Шатер» и др.
3. Позднее творчество (постакме-истический этап) (1918 - 1921) Гумилев обращается к эстетике символизма, его стихи теряют акмеистическую ясность, но зато приобретают большую смысловую глубину. В произведениях этого периода нарастают трагические ноты, мир уже больше не кажется прекрасным и праздничным. Сборники «Костер», «Огненный столп» и др.

А.А. Ахматова

(1889-1966)

(раннее творчество)

 

К раннему творчеству А. Ахматовой традиционно относят стихи, вошедшие в три ее первых сборника: «Вечер», «Четки», «Белая стая».

Название сборника Основная лирическая ситуация
 «Вечер» Ситуация ожидания любви, которая является необходимым условием жизни для лирической героини
«Четки» Любовь приходит к лирической героине, но она приносит с собой только страдания, более того, ведет к смерти. Лирическая героиня не может жить без любви, но и с любовью не может. Путь, который она выбирает для себя – это путь покаяния в грехах, путь послушничества.
«Белая стая» Понимание трагизма существования отдельной личности перерастает в осознание трагизма бытия, ощущение хрупкости мира становится основой мироощущения в стихах этого цикла

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.05 с.)