Русский реализм конца XIX – начала XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский реализм конца XIX – начала XX века



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Класс

 

«Белый ветер», 2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

1.1. РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

1.1.1. Реализм

1.1.2. Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:

1.1.3. Типы русского реализма конца XIX – начала XX века*

А.П. Чехов

И.А. Бунин

А.М. Горький

1.2. РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

1.2.1. Модернизм

1.2.2. Символизм

Старший символизм

Младосимволизм

А.А. Блок

1.2.3. Акмеизм

Н.С. Гумилев

А.А. Ахматова

1.2.4. Футуризм

В.В. Маяковский

Эгофутуризм

И. Северянин

2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1920-1950-х гг.

2. 1. Литературный процесс 20-х гг.

А.М. Горький

С.А. Есенин

2.2. Литературный процесс 1930 -1950х гг.

А.П. Платонов

М.А. Булгаков

М.И. Цветаева

2.3. Литература периода Великой Отечественной войны

А.Т. Твардовский

Б.Л. Пастернак

3. ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ 1950-х-начала 1980-х гг.

3.1. Литература периода «оттепели»

А.И. Солженицын

3.2. Литература 1970-1980-х гг.

Ч. Айтматов

В. П. Астафьев

В. Г. Распутин

4. ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

5. СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (конец 1980-начало 2000-х гг.)

5.1. «Возвращенная» литература

5.2. Постмодернизм

5.2. Литература русского постмодернизма конца 1980-начала 2000-х гг.

5.3. Литература неонатурализма

5.4. Современная массовая литература

Материал, обозначенный *, предназначен для учащихся классов с углубленным изучением русской литературы и для абитуриентов филологических факультетов.

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

А.П. Чехов

(1860-1904)

Период Основные особенности Произведения
1. Раннее творчество (1880 – 1884) От всепоглощающей стихии юмора к «смеху сквозь слезы». Преобладание малых эпических и драматургических жанров (рассказ, юмореска, «сценка», водевиль, скетч и др.); особенности стиля: краткость, афористичность, меткость деталей, изображение различных психологических состояний; стремление к изображению не характера, а типа «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Ванька», «Мальчики» и др.
2. Зрелое творчество (1884 –1888) Объект изображения – обыденная жизнь; герой – «средний человек», стремление к преодолению однолинейности в изображении персонажа, отражение внутреннего мира человека во всей его сложности, выработка индивидуальных приемов психологического анализа: в противовес изображению героя-идеолога, выступающего носителем готовой мировоззренческой системы, отражен процесс «работы сознания» обыкновенного человека. Лиризм - характерная черта художественной манеры. «Тапер», «Припадок», «Ведьма», «Красавицы», «Враги», «Поцелуй»; «Степь» «Иванов» и др.
3. Позднее творчество (1890-е гг. – 1903) Предмет изображения – иллюзии, заблуждения обычного человека: проблема опасности подчинения жизни некой «программе», которая не способна вместить все сложности бытия; проблема пошлости, мещанства в обыденной жизни, проблема хрупкости красоты – единственного критерия «настоящей правды» в современном мире. Тонкий психологизм, мощное лирическое начало. В драматургии – сложная жанровая природа, отсутствие ярко выраженного конфликта, каждый герой пьесы является носителем определенной грани общей темы, символическое наполнение образов, внимание к детали, лирический подтекст.  «Остров Сахалин», «Дуэль», «Рассказ неизвестного человека», «Палата № 6», «О любви», «Человек в футляре», «Учитель словесности», «Ионыч», «Попрыгунья», «Невеста», «Дом с мезонином», «Студент», «Черный монах»; «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» и др.

 «Вишневый сад»

Образ «вишневого сада» в пьесе

Поколение Конкретно-реальное значение  Символическое значение
Дворянство (прошлое России): Раневская, Гаев Реальные воспоминания о детстве, о счастливых безоблачных днях молодости, ощущение горечи утраты сада как конкретного воплощения этих воспоминаний (Раневская: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни..»;Раневская: «Дача и дачники – это так пошло»; Гаев: «Сад продадут за долги») Воплощение прекрасного прошлого России, утраченного безвозвратно (Раневская: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро.»; Раневская: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..»)
Купечество (настоящее России): Лопахин Реальные представления о том, что нужно предпринять, чтобы вишневый сад приносил доход (Лопахин: «Вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду»; «Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…»). Воплощение идей, способствующих обновлению и преображению современной России (Лопахин: «И тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным»).
Демократическое будущее России: Аня, Петя Трофимов  Реальный образ, ассоциирующийся с домом, но не вызывающий ощущения соприкосновения со святыней, что обуславливает возможность расширения смысловых границ образа сада (Аня: «Я дома! Завтра встану, побегу в сад»; Аня: «Я уже не люблю вишневого сада, как прежде») Воплощение прекрасного будущего России (Петя Трофимов: «Вся Россия наш сад»; Аня: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»)

 

И.А. Бунин

(1870-1953)

 

Период Основные особенности Произведения
1. Раннее творчество (1890-1900-е гг.) Происходит освоение основных черт окружающего мира. Большая часть произведений посвящена России. По Бунину, Россия стоит на краю пропасти, т.к. русское дворянство (душа России) отошло на второй план и скоро вовсе исчезнет, что повлечет за собой неизбежную гибель крестьянства - «тела» России, которое не сможет существовать, если его покинет душа. Рассказы «Танька», «Антоновские яблоки», «Эпитафия» и др.; лирика
2. Зрелое творчество (1910-е гг.) Период формирования философской системы Бунина. По Бунину, в начале XX века мир кардинально изменился, т.к. вошел в новую стадию развития – цивилизацию. Цивилизация – это благо для тела, но гибель для души. Бог не властен над миром цивилизации, где царит Дьявол. Человек страдает в этом мире, и единственным избавлением для его души является смерть. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»; повести «Суходол», «Деревня» и др.
3. Позднее творчество (1920 – н. 1950-х гг.) Бунин, не принявший революцию 1917 года, эмигрирует во Францию, где остается до самой смерти. В этот период центральной темой его творчества становится тема любви. Финалы всех произведений этого периода глубоко трагичны, т. к., по Бунину, любовь позволяет человеку понять, что его жизнь ужасна, и приближает душу к освобождению – смерти. Бунин размышляет о судьбах России и приходит к выводу, что у нее есть только один путь – путь покаяния в своих грехах.  Цикл рассказов «Темные аллеи»; роман «Жизнь Арсеньева» и др.

А.М. Горький

(1868-1936)

«На дне» (1902)

Жанрово-содержательные особенности пьесы –

Социально-философская драма

Каждый из персонажей является воплощением определенной философской концепции, выражающей отношение человека к миру. Но все эти концепции обусловлены социальным фактором, то есть напрямую зависят от того положения, которое персонаж, их носитель, занимал или мечтает занять в обществе.

Васька Пепел Вор Мечтает вырваться из порочного круга, стать честным человеком «Я сказал – брошу воровство!», «…Я одно чувствую: надо жить … иначе! … Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать…»
Клещ Ремесленник Мечтает о своем деле, работе, которая обеспечит достойное существование «Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»
Анна   Мечтает от избавления тягот и страданий жизни, о покое «Кабы… покой бы… не чувствовать бы ничего…»;«Не помню – когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила … всю мою несчастную жизнь»
Настя Проститутка Мечтает о необыкновенной любви и счастливой безбедной жизни с любящим ее человеком «Разве … вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она…настоящая!»
Барон Аристократ Мечтает о такой жизни, которую он вел в прошлом: был всем обеспечен, но при этом ничего не делал «Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…»
Актер Бывший артист Мечтает излечиться от алкоголизма, чтобы вернуться на сцену «…Вылечусь и…снова буду… Я на пути к возрождению…»
Сатин Бывший служащий телеграфа Считает, что необходимо изменение отношения к человеку, признание личности в каждом человеке. «Не тронь… не обижай человека!»
Лука Странник Считает, что любой человек нуждается в сочувствии к себе. «…А разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит».

 

Лука и Сатин: спор о правде

Правда Луки: человек нуждается в жалости, поэтому человеку можно даже солгать, если ложь принесет облегчение Правда Сатина: человек заслуживает того, чтобы в любых обстоятельствах знать о себе правду, хотя эта правда может быть и жестокой
 «… Куда нам – мертвых жалеть? … Живых – не жалеем…сами себя пожалеть-то не можем…»; «Надо … кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть … хорошо бывает!»; «Она, правда-то, не всегда по недугу человека … не всегда правдой душу вылечишь…» «Человек – вот правда!», «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека.»; «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью… уважать надо!»; «Человек – выше сытости!»; «Человек рождается для лучшего!»

 

Художественное произведение не может быть исчерпано одной трактовкой, поэтому процесс его постижения нескончаем. Изменяется историческая эпоха, общественная ситуация, представления людей о смысле жизни, поэтому меняется восприятие произведения – возникает его новая трактовка. Проблема правды в пьесе А.М. Горького «На дне» в разные исторические эпохи воспринималась по-разному: в одни периоды (например, предреволюционная, революционная эпохи, период Великой Отечественной войны) истинной представляется «правда» Сатина; в другие (например, период перестройки) – истинной представляется «правда» Луки.

Интерпретация пьесы «На дне» обретает большую глубину, если привлекается библейский контекст.

Символизм

Символизм (от греч. simbolon - символ, знак) - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во Франции в 60-е годы XIX века. Наиболее известными представителями европейского символизма были П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, О. Уайльд и др. В России расцвет символизма приходится на 80-е гг. 19 – 10-е гг. 20 столетия, русский символизм прошел в своем развитии три стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.), первая и вторая из которых по типу мироощущения являются декадентскими.  

Основные черты философии и эстетики символизма:

1. Философской основой символизма является идеализм, утверждающий параллельное существование прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реальных вещей. Свои теоретические представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, в творчестве Р. Вагнера.

2. С точки зрения символистов – искусство есть высшая реальность, только посредством искусства человек способен приблизиться к высшей истине, прозреть подлинную сущность окружающих его явлений путем установления аналогий между реальными вещами и совершенными идеями.

Средством постижения сущности явлений реальности становится символ.

Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) – слово (или предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения. Например, бабочка может являться символом души или символом легкомыслия или символом быстротечности жизни. Символ есть образ, в котором сочетаются устойчивое значение, понятное каждому в силу закрепленности этого значения в сознании человека многовековым опытом, культурной традицией, и бесконечная многозначность, которой наделяют символ как его создатель-художник, так и читатели. Например, в стихотворении А. Блока «В ресторане» образ «черной розы в бокале золотого, как небо, Аи» является символом. Устойчивое значение этого символа связано с представлениями о розе как символе-знаке любви. В контексте блоковского стихотворения это смысловое ядро «обрастает» множественными смыслами: черная роза – испепеляющая страсть; роза, помещенная в бокал (чашу), в свою очередь символизирующую полноту бытия, - любовь как центр, то есть смысл бытия; роза в бокале шампанского Аи - опьянение страстью и т.п. Таким образом, символ в художественном тексте порождает своего рода «цепочку смыслов», потенциально продлеваемую до бесконечности.

Старший символизм

Характерной чертой творчества представителей старшего поколения русских символистов, заявивших о себе уже в 80-е гг. XIX в. является особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубеже XIX – XX веков, который получил название декаданс или декадентство (от позднелат. decadentia - упадок)

Основные черты декадансного мировоззрения:

1) пессимистическое отношение к миру;

2) апокалипсические ожидания – ожидание конца света;

3) восприятие собственной жизни как мучительного и бессмысленного прозябания, от которого может избавить только желанная смерть;

4) подчеркнутый интерес к анормальным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубийству), уродствам, болезням, наркомании и др.;

5) демонстративное пренебрежение общепринятыми этическими нормами, влекущее за собой аморализм,

6) убежденность в том, что понять мир с точки зрения разума невозможно, а можно постичь только иррациональным, мистическим путем.

Младосимволизм

В начале XX в. в литературу приходит молодое поколение писателей-символистов, которых стали называть младосимволистами. Их позиции, на формирование которых огромное влияние оказал великий русский философ В. Соловьев, отличались от позиций старших символистов.

Основные черты философии и эстетики младосимволизма:

1) отсутствие пессимизма во взглядах на мир (в отличие от старшего символизма). Младосимволисты были уверенны в том, что приближается последняя битва между Христом и Антихристом, победу в которой должен одержать Христос. В таком случае мир станет прекрасным, а человечество превратится в богочеловечество;

2) уверенность в пророческой миссии поэта. Поэт не только способен понять истинную суть действительности и предсказать будущее, но и обладает способностью реально изменять окружающий мир: то, что он описывает в своих произведениях, воплощается в реальной действительности.

А.А. Блок

(1880-1921)

Исследователи творчества А.А. Блока считают, что все его произведения составляют единый лирический роман, главной темой которого является тема пути лирического героя. Исследователи выделяют три основных этапа этого пути, которым соответствуют три периода творчества Блока.

1. Раннее творчество (1897- 1904) Лирический герой Блока находится в гармонии с окружающим миром, потому что он влюблен в Прекрасную Даму, которая является живым воплощением Души Мира. Свидания с возлюбленной позволяют ему прозреть истинное состояние действительности, и оно божественно прекрасно. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» и др.
2. Зрелое творчество (1904 – 1907) Хаос – воплощение дьявольских сил, царящих в мире, - вступает в противоборство с лирическим героем и отнимает у него Прекрасную Даму. Мир для героя изменяется: теперь это страшный, дисгармоничный мир, где человек испытывает только мучения. Любовь в этом мире приносит не счастье, а страданье. Его возлюбленной становится уже не Прекрасная Дама, а колдунья, дьяволица, порождение ада. Любовь к ней – не стремление к свету, а сошествие во тьму.  Циклы «Город», «Страшный мир» и др.
Позднее творчество (1908 – 1921) Блок пытается объединить представления о мире, сформировавшиеся у него в творчестве 1 и 2 периодов. Центральным образом в стихах 3 периода у Блока становится образ России, который приобретает в его творчестве женственные черты. Блок приходит к мысли о том, что Душа Мира обладает двойственной природой, она одновременно и божественная, и дьявольская. Только от самого человека зависит, какой стороной повернется к нему Душа Мира: либо прекрасной, либо ужасной.  Циклы «Кармен», «На поле Куликовом», «Родина», поэмы «Соловьиный сад», «Двенадцать»

Поэма «Двенадцать» (1918)

Организующий мотив поэмы «Двенадцать» –

мотив пути

 

                     реальное шествие двенадцати                            символическое движение

                     красногвардейцев по улицам                              истории, метафора смены   

                     зимнего Петрограда                                             поколений

 

Основные образы-символы в поэме

 

Вечер, ночь Традиционно символизирует завершение, конец цикла, в данном случае – конец исторической эпохи (конец «старого мира»). По Блоку, начало нового цикла всецело зависти от того, как человек проживет «вечер» и «ночь», т.е. от каждого человека зависит, наступит ли «утро» и каким оно будет.   
Снег Символ замкнутого пространства, плена, невозможности возвращения к прошлому, в этом кроется двоякая природа символа: с одной стороны, это подтверждение идеи неизбежности конца «старого мира», с другой, - грозное предупреждение о катастрофическом разрыве между эпохами, об исчезновении связи между ними. 
Ветер, вьюга Традиционно символизирует обновление, но в поэме ветер перерастает во вьюгу, т.е. в снежный вихрь, природа которого такова, что человек, оказавшийся в его эпицентре может быть как вознесен на верх, к небу, к свету, так и затянут в омут, в воронку – низвергнут в преисподнюю, из которой нет возврата. 
Буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп, барыня в каракуле Образы, символизирующие старый мир, восходят к блоковской «театральной» символике: они решены в стилистике представления кукольного театра, где одна за другой появляются куклы-типы в сопровождении хлестких и нелицеприятных комментариев Петрушки.
Двенадцать Символика числа двенадцать, во-первых, явно связана с идеей цикла и его завершенности (12 месяцев в году), во-вторых, отсылает к библейской традиции – 12 апостолов, учеников Христа, призванных нести свет новой веры миру. В данном случае можно говорить и о реально-конкретном значении – красногвардейцы патрулировали группами по 12 человек.  
Ванька Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Арлекином (по Блоку, Арлекин - существо, лишенное души), в котором преобладает плотское, телесное начало. Некоторые исследователи прочитывают символику этого образа в контексте евангельского текста, соотнося его с фигурой Иуды, предавшего идеалы Христа.
Катька Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Коломбиной (по Блоку, Коломбина – воплощение женского начала), доминантной чертой которой является безрассудная страсть, несущая гибель и разрушение.
Петруха Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Пьеро (по Блоку, Пьеро – воплощение души), для которого понятия жизнь и страдание немыслимы друг без друга. Ряд исследователей указывают на возможность соотнесения образа Петрухи с образом апостола Петра. 
Мировой пожар Значение образа связанно с символикой Апокалипсиса, конца света, но в трактовке младосимволистов «конец света не есть конец бытия», это начало новой эры, которая может стать как царством Христа, так и царством Антихриста. Символика огня здесь также неоднозначна: 1) очищающее пламя (необходимо очистить землю от скверны прежде, чем начнется новая эра); 2) неконтролируемая беспощадная стихия, сметающая все на своем пути; 3) пламень жертвенного костра (для того, чтобы новая эра была прекрасной, необходима жертва, которая искупит грехи старого мира).
Паршивый пес (пес голодный) Символ старого мира, в свете христианской символики ассоциируется с нечистотой. (Собака редко упоминается в Библии, и только в отрицательном смысле.)
Исус Христос Воплощение прекрасной Души Мира, избавленной от оков Хаоса, символ истинного пути.
Музыка Центральный символический образ поэмы, по Блоку, музыка – это воплощение гармонии, которая позволит преодолеть хаос и сделать мир прекрасным.

АКМЕИЗМ

Акмеизм (греч.akme – высшая точка чего-либо, цветение, цветущая пора) – одна из наиболее значительных поэтических школ 10-х гг. XX века, во многом явившаяся реакцией на кризис символизма.

Основные черты философии и эстетики акмеизма:

1) основной принципа изображения мира – признание ценности мира в целом, во всех его проявлениях, от самых «высоких» до самых «низких»;

2) высшая цель творчества – научить человека вновь воспринимать мир как нечто прекрасное, в самых обыденных явлениях чувствовать праздник;

3) в отличие от символистов, акмеисты полагали, что истину, божественную идею можно обрести, если с любовью и восхищением всматриваться в явления реальной действительности, обычные вещи и воссоздавать их в своих произведениях, поэтому художественный мир акмеизма – это мир «вещный».

Н.С. Гумилев

(1886-1921)

1. Раннее творчество (неороманти-ческий этап) (1905 – 1912 (1914) Гумилев изображает два мира: мир действительности, где царят уныние и безнадежность, и мир мечты, где происходят значительные события, живут удивительные герои, блистают яркие краски. Но поэт настаивает на том, что человек может воплотить мечту в жизнь, тогда мир действительности станет таким же прекрасным, как и мир мечты. Лирический герой этого периода – воин, завоеватель, рыцарь, человек, готовый к борьбе, решительный и уверенный в себе. Сборники «Романтические цветы», «Жемчуга» и др.
2. Зрелое творчество (акмеисти-ческий этап) (1912 (1914) –1918) Гумилев выдвигает концепцию мира, согласно которой реальная жизнь, во всех ее проявлениях благословляемая Богом, есть высшая ценность. Таким образом, ситуация двоемирия снимается. Художественный мир Гумилева – это мир реальных вещей, в которых поэт прозревает божественный замысел. Сборники «Колчан», «Шатер» и др.
3. Позднее творчество (постакме-истический этап) (1918 - 1921) Гумилев обращается к эстетике символизма, его стихи теряют акмеистическую ясность, но зато приобретают большую смысловую глубину. В произведениях этого периода нарастают трагические ноты, мир уже больше не кажется прекрасным и праздничным. Сборники «Костер», «Огненный столп» и др.

А.А. Ахматова

(1889-1966)

(раннее творчество)

 

К раннему творчеству А. Ахматовой традиционно относят стихи, вошедшие в три ее первых сборника: «Вечер», «Четки», «Белая стая».

Название сборника Основная лирическая ситуация
 «Вечер» Ситуация ожидания любви, которая является необходимым условием жизни для лирической героини
«Четки» Любовь приходит к лирической героине, но она приносит с собой только страдания, более того, ведет к смерти. Лирическая героиня не может жить без любви, но и с любовью не может. Путь, который она выбирает для себя – это путь покаяния в грехах, путь послушничества.
«Белая стая» Понимание трагизма существования отдельной личности перерастает в осознание трагизма бытия, ощущение хрупкости мира становится основой мироощущения в стихах этого цикла

 

ФУТУРИЗМ

Футуризм (от лат. futurum – будущее) – направление авангардного искусства, возникшее в начале XX века, наиболее широко распространенное в Италии и России.

Авангард (от фр.avant-garde - передовой отряд) – один из основных принципов создания художественной реальности наряду с модернизмом, но если модернизм элитарен по своей природе, то эстетическая позиция авангардного искусства демократична.

 Основные черты авангарда:

1) установка на активное, порой даже агрессивное воздействие факта искусства на человека;

2) эпатирующий и шокирующий характер произведений как на уровне формы, так и на уровне содержания;

3) броскость, необычность поэтики.

Основные черты философии и эстетики футуризма:

1) стремление воплотить те черты современного мира, которые представлялись футуристам основными - энергию, риск, дерзость, скорость. Старые формы для этого казались им непригодными;

 2) намерение осуществить реформу поэтического языка посредством введения «свободного» синтаксиса, звукоподражания, словотворчества и др.;

3) тяготение к технократическим, урбанистическим, милитаристическим темам;

4) подчеркнуто эпатирующий характер произведений.

 

В.В. Маяковский

(1893-1930)

Ранняя лирика – поэзия контрастов:

Специфика проявления контраста Отражение в тексте
Изощренная метафоричность (сближаются далекие друг от друга – контрастные – понятия и вещи) Например, «Улица»: «Лебеди шей колокольных гнитесь в силках проводов/ В небе жирафий рисунок готов/ Выпестрить ржавые чубы…» – воедино сливаются изначально противопоставленные друг другу образы природного мира и мира современного города.
Внешний эпатаж и внутренняя незащищенность Например, «Себе любимому посвящает эти строки автор»: «В какой ночи бредовой, недужной какими Голиафами я зачат такой большой и такой ненужный»; «Вам!»: «Вам ли, любящим баб да блюда,/ жизнь отдавать в угоду?!/ Я лучше в баре блядям буду/ подавать ананасную воду!»
Ощущение несоответствия мечты и реальности Например, «Нате!»: «Через час отсюда в чистый переулок/ вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,/ а я вам открыл столько стихов шкатулок, / я – бесценных слов мот и транжир».
Мажорный тон, победительная уверенность в себе и внутренняя драматичность Например, «Послушайте!»; «А все-таки»: «И бог заплачет над моей книжкой!/ Не слова – судороги, слипшиеся комом;/ и побежит по небу с моими стихами под мышкой/ и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым»; «Дешевая распродажа»: «…Все, чем владеет моя душа,/ а ее богатства пойдите смерьте ей! -/ великолепие, / что в вечность украсит мой шаг,/ и самое мое бессмертие,/ которое, громыхая по всем векам,/ коленопреклоненных соберет мировое вече, -/ все это – хотите? -/сейчас отдам/ за одно только слово/ ласковое,/ человечье».
Стремление быть поэтом толпы и чувство одиночества Например, «Несколько слов обо мне самом»: «Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!»; «России»: «Вот иду я заморский страус в перьях строф размеров и рифм / Спрятать голову глупый стараюсь в оперенье звенящее врыв…»; «Вот так я сделался собакой»: «И когда, ощетинив в лицо усища-веники, толпа навалилась, огромная, злая, я стал на четвереньки и залаял: Гав! гав! гав!»    

Эгофутуризм

Эгофутуризм (от лат. ego - я, futur - будущее) –течение в русском футуризме. На фоне кубофутуристических опытов эпатирующий характер эгофутуризма кажется весьма умеренным.

Основные черты философии и эстетики эгофутуризма:

1) человеческая душа объявляется «единственной истиной»;

2) главным в искусстве считается самоутверждение человеческого «я»;

3) поиск нового происходит «без отвержения» старого;

4) заявляется борьба с литературными штампами;

5) расширяется арсенал стихотворных форм и жанров.

И. Северянин

(1887 –1941)

1. Раннее творчество (эгофутуристический этап) (1905- 1918) Персонажи поэтических произведений – современники и современницы поэта – предстают в изысканных и экзотических масках принцев и принцесс, королев и пажей, маркиз и виконтов. Это превращение позволяет современности преобразиться, превратиться в праздник, а людям дает возможность воплотить в жизнь свои мечты о том, какими бы им хотелось быть Сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» и др.
2. Позднее творчество (неоклассический этап) (1918 –1941) Из произведений уходит стихия праздника и игры. Стихи, ориентированные на образцы классики XIX века, приобретают строгость и простоту. «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!» – так сам Северянин определяет главную тему своей поздней лирики. Сборники «Классические розы», «Медальоны» и др.

ЛИТЕРАТУРА 1920-1950-х гг.

С.А. Есенин

(1895-1925)

Период Основная тематика и проблематика; особенности поэтики Примеры
1. Период раннего творчества (1910 –1916) Неокрестьянская поэзия: тема «соломенной Руси», тема русской природы; проблема взаимосвязи человека и природы, любви «ко всему живому»; тема любви; христианские мотивы; обращение к фольклорной традиции.  «Выткался на озере алый свет зари…»; «Береза», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «В хате», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных…» и др.
2. Период зрелого творчества (1917-1925) 1. Увлечение имажинизмом (расширение границ художественной выразительности - изощренная метафоричность, неожиданные сравнения и др.) Расширение тематики: тема революции, воспринимаемой как грандиозная ломка патриархального мироустройства, тема «Руси уходящей», проблема внутреннего мира человека, живущего в переломный период и т.д. 2. Обращение к классической традиции: тема быстротечности человеческой жизни, тема непрерывности бытия, проблема обретения покоя, мотив грусти, ностальгии по ушедшему.   «Закружилась листва золотая…», «Сорокоуст», «Русь советская», «Русь уходящая», «Я последний поэт деревни…», «Исповедь хулигана» и др.;      «Не жалею, не зову, не плачу…»; «Заметался пожар голубой…», «Неуютная жидкая лунность…», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», цикл «Персидские мотивы» и др.

А.П. Платонов

(1899-1951)

Образ котлована

Конкретно-реальное значение Символическое значение
Котлован для закладки фундамента «нового пролетарского дома» - города счастья Могила, в которой погребены все идеалы строителей города счастья

 

Для строителей города счастья каждое их реальное действие

разрушает надежду на его обретение: копая котлован,

они копают могилу своим надеждам, лишают себя будущего

 

Персонаж Представление о счастье («тоска») Результат («скука»)
Вощев Обретение высшего смысла жизни После смерти Насти: «Зачем ему нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением»
Жачев Жажда результата, итога – «новый пролетарский дом» нужен для того, чтобы побыстрее сжечь старый Когда котлован предстает огромной могилой Насти, он, ужаснувшись, исчезает из «рая»
Сафронов Постоянное усиление борьбы, очищение через эту борьбу, «новый пролетарский дом» нужен для того, чтобы «копать», т.е. бороться, завоевывать. «Неужели внутри всего света тоска, а только в нас одних пятилетний план»

 

М.А. Булгаков

(1891-1940)

Мастер и Маргарита (1938)

Проблема истины в романе

Мастер (талант)                                                                          Маргарита (верность)

«О, как я все угадал!»                                                  «Кто любит, должен разделить

                                                                                        участь того, кого он любит» 

 

справедливость

 

 

Иешуа                                                       истина                          Воланд

«Злых людей нет на свете»                                     «Каждому будет дано по вере его»

 

добро

Один из центральных организующих мотивов романа –

Мотив противостояния

свободы и несвободы

Ершалаимские главы

  Иешуа Га-Ноцри – нищий бродяга, арестован и приговорен к смерти, но его мысль и дух свободны   Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, находится на вершине власти, но – раб кесаря, раб своего положения, невольный в своих поступках и решениях

Московские главы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.117 с.)