Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифопоэтическая природа образа-символа вишневого сада

Поиск

Сад – образ-символ,восходящий к мифу о рае. Образ сада является воплощением тоски человека по утраченной гармонии рая. Кроме того, это описание детства человечества, место познания добра и зла, выбора между застывшими, неподвижными формами и движением, изменением. В древнерусском языке слово «сад» обозначалось словом «рай», что явно свидетельствует о восприятии сада как символа гармонии.

Дерево – образ-символ, связанный с мифологическим образом Мирового Древа, представляющего собой обжитое пространство вселенной, универсальный образ жизнеустройства (вертикаль - «ветви, ствол, корни» - вбирает в себя многообразные смыслы – «небо, земля, подземное царство»; «будущее, настоящее, прошлое»; «голова, туловище, ноги»; «огонь, земля, вода» и т.д.). Образ-символ Мирового Древа связан с представлениями о добре и зле, о познании.

Цветок – образ-символ, обладающий многозначной мифологической трактовкой: 1) символ цветущей молодости и обновления; 2) символ души; 3) символ полноты мира, т.к. форма цветка напоминает форму чаши, который включает в себя, с одной стороны, представление о радости бытия, с другой - о страдании. Бело-розовый цвет цветка вишни символизирует стремление к гармонии.

Плод – образ-символ, обозначающий возрождение к жизни через умирание, свидетельствующий о цикличности бытия: рождение – жизнь – смерть – новое рождение. Красный цвет плода вишни символизирует, с одной стороны, страдания, с другой – ощущение воли к жизни.

И.А. Бунин

(1870-1953)

 

Период Основные особенности Произведения
1. Раннее творчество (1890-1900-е гг.) Происходит освоение основных черт окружающего мира. Большая часть произведений посвящена России. По Бунину, Россия стоит на краю пропасти, т.к. русское дворянство (душа России) отошло на второй план и скоро вовсе исчезнет, что повлечет за собой неизбежную гибель крестьянства - «тела» России, которое не сможет существовать, если его покинет душа. Рассказы «Танька», «Антоновские яблоки», «Эпитафия» и др.; лирика
2. Зрелое творчество (1910-е гг.) Период формирования философской системы Бунина. По Бунину, в начале XX века мир кардинально изменился, т.к. вошел в новую стадию развития – цивилизацию. Цивилизация – это благо для тела, но гибель для души. Бог не властен над миром цивилизации, где царит Дьявол. Человек страдает в этом мире, и единственным избавлением для его души является смерть. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»; повести «Суходол», «Деревня» и др.
3. Позднее творчество (1920 – н. 1950-х гг.) Бунин, не принявший революцию 1917 года, эмигрирует во Францию, где остается до самой смерти. В этот период центральной темой его творчества становится тема любви. Финалы всех произведений этого периода глубоко трагичны, т. к., по Бунину, любовь позволяет человеку понять, что его жизнь ужасна, и приближает душу к освобождению – смерти. Бунин размышляет о судьбах России и приходит к выводу, что у нее есть только один путь – путь покаяния в своих грехах.  Цикл рассказов «Темные аллеи»; роман «Жизнь Арсеньева» и др.

А.М. Горький

(1868-1936)

«На дне» (1902)

Жанрово-содержательные особенности пьесы –

Социально-философская драма

Каждый из персонажей является воплощением определенной философской концепции, выражающей отношение человека к миру. Но все эти концепции обусловлены социальным фактором, то есть напрямую зависят от того положения, которое персонаж, их носитель, занимал или мечтает занять в обществе.

Васька Пепел Вор Мечтает вырваться из порочного круга, стать честным человеком «Я сказал – брошу воровство!», «…Я одно чувствую: надо жить … иначе! … Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать…»
Клещ Ремесленник Мечтает о своем деле, работе, которая обеспечит достойное существование «Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»
Анна   Мечтает от избавления тягот и страданий жизни, о покое «Кабы… покой бы… не чувствовать бы ничего…»;«Не помню – когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила … всю мою несчастную жизнь»
Настя Проститутка Мечтает о необыкновенной любви и счастливой безбедной жизни с любящим ее человеком «Разве … вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она…настоящая!»
Барон Аристократ Мечтает о такой жизни, которую он вел в прошлом: был всем обеспечен, но при этом ничего не делал «Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…»
Актер Бывший артист Мечтает излечиться от алкоголизма, чтобы вернуться на сцену «…Вылечусь и…снова буду… Я на пути к возрождению…»
Сатин Бывший служащий телеграфа Считает, что необходимо изменение отношения к человеку, признание личности в каждом человеке. «Не тронь… не обижай человека!»
Лука Странник Считает, что любой человек нуждается в сочувствии к себе. «…А разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит».

 

Лука и Сатин: спор о правде

Правда Луки: человек нуждается в жалости, поэтому человеку можно даже солгать, если ложь принесет облегчение Правда Сатина: человек заслуживает того, чтобы в любых обстоятельствах знать о себе правду, хотя эта правда может быть и жестокой
 «… Куда нам – мертвых жалеть? … Живых – не жалеем…сами себя пожалеть-то не можем…»; «Надо … кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть … хорошо бывает!»; «Она, правда-то, не всегда по недугу человека … не всегда правдой душу вылечишь…» «Человек – вот правда!», «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека.»; «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью… уважать надо!»; «Человек – выше сытости!»; «Человек рождается для лучшего!»

 

Художественное произведение не может быть исчерпано одной трактовкой, поэтому процесс его постижения нескончаем. Изменяется историческая эпоха, общественная ситуация, представления людей о смысле жизни, поэтому меняется восприятие произведения – возникает его новая трактовка. Проблема правды в пьесе А.М. Горького «На дне» в разные исторические эпохи воспринималась по-разному: в одни периоды (например, предреволюционная, революционная эпохи, период Великой Отечественной войны) истинной представляется «правда» Сатина; в другие (например, период перестройки) – истинной представляется «правда» Луки.

Интерпретация пьесы «На дне» обретает большую глубину, если привлекается библейский контекст.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.007 с.)