Специфика функциональных характеристик прогнозрования в дошкольном возрасте при нарушениях речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика функциональных характеристик прогнозрования в дошкольном возрасте при нарушениях речи



 

Студент 5 курса

группы 17.1-527

"___"________2020 г .                               ________________ (Чулкова Л.Н)

 

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент

"___"___________2020 г.                           ______________ (Кротова. И.В)

 

Заведующий кафедрой психологии

и педагогики специального образования

канд. психол. наук, доцент

"___"___________2020 г.                            ____________ (Ахметзянова А.И.)

 

 

Казань-2020

 

Содержание

Введение. 3

Глава I. Прогностическая деятельность в работах отечественных и зарубежных ученых 7

1.1 Подходы к пониманию прогностической компетентности и ее характеристики 7

1.2 Особенности прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи 15

1.3 Функциональные характеристики прогнозирования в дошкольном возрасте при нарушениях речи. 20

1.4. Роль цифровых сервисов в решении проблем дошкольников с нарушением речи 23

Выводы по главе I 30

Глава II. Экспериментальное изучение функциональных характеристик прогнозирования у дошкольников с нарушениями речи. 32

2.1 Организация исследования и характеристика выборки. 32

2.2Результаты исследования функциональных характеристик прогнозирования дошкольников. 34

2.3 Сравнительный анализ корреляционных связей функциональных характеристик прогнозирования дошкольников с нарушениями речи и дошкольников с нормативным развитием. 41

Выводы по II главе. 43

Заключение. 45

Список использованной литературы.. 48

Приложения. 54

 

Введение

 

В современных психологических исследованиях все чаще выявляется тесная связь особенностей прогнозирования с успешностью социализации, социальной адаптации, психологическим благополучием взрослых и детей различного возраста. В дошкольном возрасте    формирование прогностической компетентности играет важную роль, поскольку в данный период развития происходит усвоение новых социокультурных рлей, норм и образцов деятельности и общения.

Способность прогнозировать оказывает влияние на возможность регулировать и контролировать деятельность, обеспечивает программирование и воспроизводство речевого высказывания. Особенно актуально исследование различных аспектов прогнозирования применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья, принадлежащих к группе риска возникновения различных девиаций. Необходимость изучения прогностической способности в полной мере относится к такой категории детей, как дошкольники с нарушениями речи, особенности которой должны учитываться при разработке стратегий комплексного сопровождения этой категории учащихся.

Прогностическая деятельность является предметом изучения многих авторов на протяжении длительного времени. Данная проблема интересует психологов еще со времен становления психологии как самостоятельной науки. Термин «антиципация» использующий большинство ученых, определяющий процесс прогнозирования, введенный в психологию В. Вундтом в XIX веке. В большинстве случаев термины «прогностическая компетентность» и «антиципационная состоятельность» являются тождественными и описывают одни и те же процессы.

Среди авторов, наиболее активно занимавшихся данной темой, можно отметить Н.А. Бернштейна [12], А.В. Брушлинского [13], Б.Ф. Ломова [33], Е.А. Сергиенкоp [45], Е.Н. Суркова, в настоящее время исследованием данной темы занимаются А.И. Ахметзянова, В.Д. Менделевич и др. Как правило, авторы рассматривают прогностическую деятельность в контексте ведущей деятельности личности определенного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая, поэтому можно сказать, что игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Огромную роль в развитии детей дошкольного возраста играет становление прогностической способности и антиципации. В дошкольном возрасте активно развиваются регулятивные и волевые процессы. В связи с этим формируется и такая характеристика прогностической компетентности, как ее регулятивность. Проблема исследования определяется тем, что в условиях нарушенного развития характеристики прогнозирования имеют свои специфические особенности.

Цель исследования - изучение специфики функциональных характеристик прогностической компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объектом исследования - является прогностическая способность детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Предмет исследования - являются функциональные характеристики прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Гипотеза исследования - у детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеются специфические особенности функциональных характеристик прогностической компетентности в сравнении с детьми, развивающимися в норме, которые проявляются в несформированности регулятивной и коммуникативной функции.

Исходя из выдвинутой цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть состояние теоретической разработанности подходов к определению прогностической компетентности и ее характеристик, а так же специфику прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

2. Выявить особенности функциональных характеристик прогностической компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи и с нормативным развитием;

3. Осуществить сравнительный анализ развития функциональных характеристик прогностической компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи с нормативным развитием.

Методологической базой исследования выступают идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий), генетического подхода (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш), когнитивно-поведенческий подход к исследованию антиципации развивается в основном зарубежными авторами (Дж. Брунером, У.Найссером, Д. Миллером, Ю. Галантером, К. Прибрамом), клинического подхода (В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко, А.И. Ахметзянова) к пониманию понятий «антиципация» и «прогнозирование».

Методы исследования - теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме; методика «Угадайка» (Переслени.Л.И., Подобедом В.Л.); методика У.В. Ульенковой «Изучение саморегуляции»; методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой; «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная кафедрой дефектологии и клинической психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (А.И. Ахметзянова и др.).

Практическая значимость работы заключается в полученных результатах, которые помогают расширить и дополнить сведения о характеристиках прогностической компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи; данные сведения могут стать полезными участникам образовательного процесса детей данной категории (педагогам, психологам), а так же родителям; будут способствовать организации воспитательного процесса детей и развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

База исследования - МБДОУ 15 с татарским языком обучения и воспитания, г. Казани.

Структура и объем работы - работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 46 источников. Работа проиллюстрирована 2 таблицами, 3 рисунками и 3 приложениями. Общий объем работы составляет 70 страниц машинописного текста.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.007 с.)