Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональные характеристики прогнозирования в дошкольном возрасте при нарушениях речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В структуре прогностической компетентности выделяют когнитивную, регулятивную и коммуникативную функции. Когнитивная функция раскрывает характеристики мыслительных процессов субъекта, с помощью которых устанавливаются причинно - следственные связи, постановка и анализ гипотез, планирование способа действия, соотносимого с конкретными условиями и подчиненного осознаваемому и ожидаемому результату. Для характеристики когнитивной функции прогностической компетентности предложены следующие биполярные критерии: вариативность или инвариантность прогноза; детализация либо обобщенность прогноза; широта или узость социального контекста прогнозирования; рациональный или нерациональный прогноз [11]. Когнитивная функция прогностической компетентности отражает индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, такие как способность выявлять причинно-следственные связи в ситуации значимых взаимоотношений, способность делать обобщенные и доказательные выводы, обосновать прогноз, умение выдвигать гипотезы относительно будущего, проявлять гибкость в их изменении или предлагать вариативное развитие прогнозируемых событий [5]. Когнитивный уровень прогностической компетентности детерминирован формально-логическим интеллектом – степенью развития мыслительных действий и характеристиками познавательных процессов восприятия, памяти, мышления, воображения. Операциональный состав когнитивного компонента антиципационной состоятельности практически не зависит от характера (содержания) прогностической задачи и представляет собой совокупность умственных действий установления причинноследственных связей, реконструкции и преобразования представлений, выдвижения и анализа гипотез, планирования (собственно прогнозирование в терминологии Л.А. Регуш) [32]. Метакогнитивный компонент обеспечивает распознавание и (или) постановку прогностической задачи, формирование цели прогноза, осознанное протекание и коррекцию деятельности прогнозирования, рефлексию антиципационных процессов. Интенциональный компонент связан с потребностно-мотивационными и смысловыми характеристиками личности и обусловливает особенности функционирования антиципационных способностей в той или иной сфере – прогнозирование житейских ситуаций, в профессиональной деятельности, в социальном взаимодействии, в решении мыслительных задач и т.д [8]. Регулятивная функция одна из основных функций прогностической компетентности. Антиципация является общим механизмом психической организации, обеспечивающая его взаимодействие с окружающей средой. Пространственно – временное упреждение явлений, событий это форма проявления эффектов прогностической компетентности. На данном упреждении появляется регулятивная функция антиципации, а именно двигательная активность, целенаправленное поведение, целеполагание, планирование и регулирование деятельности [3]. А также строится когнитивная функция, такие познавательные процессы как работа восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и коммуникативная функция антиципации, это речевые процессы, социальное взаимодействие. Регулятивная функция отражает эмоционально-мотивационную характеристику процесса построения прогноза будущих событий и способность к волевой регуляции, произвольный контроль за реализацией поведения участников прогнозируемой ситуации. Коммуникативная функция прогнозирования представлена в форме информации, фиксируемой в речевых моделях, используя которые, человек определяется с целесообразными вариантами выбора собственных стратегий построения образа желаемого будущего. Данная функция представлена следующими биполярными критериями: максимальная или минимальная вербализация прогноза; полнота либо бедность речеязыковых средств; наличие или отсутствие в прогнозе высказываний персонажей; наличие или отсутствие в речи категории будущего времени [8]. Рассматривая коммуникативные характеристики антиципационной состоятельности, обратимся к вероятностному прогнозированию в речевой деятельности по концепции Р.М.Фрумкиной, которая описывает, что индивидуальный речевой опыт, складываясь в процессе речевой практики, включает в себя личностные представления о вероятной иерархической структуре речевых элементов языка [7]. Это дает возможность выстраивать предполагаемую модель предстоящей речевой ситуации, структурировать ее, исходя из собственных ожиданий индивида, соответствующих предыдущему опыту. Функционирование коммуникативной стороны прогностической компетенции может быть облегчено, к примеру, знанием речевого жанра, опытом предыдущего контакта с конкретным собеседником или ключевые слова, полученные заранее. Эти подсказки могут быть заложены во вступительной части сообщения или известны заранее [26]. Затрагивая вопросы прогностической компетентности, важно учитывать, что для дошкольников с нарушениями речи предвосхищение последствий своих действий значительно затруднено, так как этот процесс находится в корреляции с умением анализировать, выделять существенные моменты и прослеживать ситуативное развертывание событий. Перечисленное, как известно, слабо развито у детей с нарушениями речи и не всегда поддается полной коррекции [6]. Прогностическая компетентность детей дошкольного возраста с нарушениями речи характеризуется особенностями, которые обусловлены неполноценностью их познавательного развития, недостаточной прочностью эмоционально-волевой сферы, отклонениями в реализации коммуникативных средств языка. Речевые расстройства данной категории сопровождаются сложностями при необходимости удерживать в памяти программу действий и доводить их последовательность до логического завершения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.008 с.) |