Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГНОЗРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ

 

Студент 5 курса

группы 17.1-527

"___"________2020 г .                               ________________ (Чулкова Л.Н)

 

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент

"___"___________2020 г.                           ______________ (Кротова. И.В)

 

Заведующий кафедрой психологии

и педагогики специального образования

канд. психол. наук, доцент

"___"___________2020 г.                            ____________ (Ахметзянова А.И.)

 

 

Казань-2020

 

Содержание

Введение. 3

Глава I. Прогностическая деятельность в работах отечественных и зарубежных ученых 7

1.1 Подходы к пониманию прогностической компетентности и ее характеристики 7

1.2 Особенности прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи 15

1.3 Функциональные характеристики прогнозирования в дошкольном возрасте при нарушениях речи. 20

1.4. Роль цифровых сервисов в решении проблем дошкольников с нарушением речи 23

Выводы по главе I 30

Глава II. Экспериментальное изучение функциональных характеристик прогнозирования у дошкольников с нарушениями речи. 32

2.1 Организация исследования и характеристика выборки. 32

2.2Результаты исследования функциональных характеристик прогнозирования дошкольников. 34

2.3 Сравнительный анализ корреляционных связей функциональных характеристик прогнозирования дошкольников с нарушениями речи и дошкольников с нормативным развитием. 41

Выводы по II главе. 43

Заключение. 45

Список использованной литературы.. 48

Приложения. 54

 

Введение

 

В современных психологических исследованиях все чаще выявляется тесная связь особенностей прогнозирования с успешностью социализации, социальной адаптации, психологическим благополучием взрослых и детей различного возраста. В дошкольном возрасте    формирование прогностической компетентности играет важную роль, поскольку в данный период развития происходит усвоение новых социокультурных рлей, норм и образцов деятельности и общения.

Способность прогнозировать оказывает влияние на возможность регулировать и контролировать деятельность, обеспечивает программирование и воспроизводство речевого высказывания. Особенно актуально исследование различных аспектов прогнозирования применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья, принадлежащих к группе риска возникновения различных девиаций. Необходимость изучения прогностической способности в полной мере относится к такой категории детей, как дошкольники с нарушениями речи, особенности которой должны учитываться при разработке стратегий комплексного сопровождения этой категории учащихся.

Прогностическая деятельность является предметом изучения многих авторов на протяжении длительного времени. Данная проблема интересует психологов еще со времен становления психологии как самостоятельной науки. Термин «антиципация» использующий большинство ученых, определяющий процесс прогнозирования, введенный в психологию В. Вундтом в XIX веке. В большинстве случаев термины «прогностическая компетентность» и «антиципационная состоятельность» являются тождественными и описывают одни и те же процессы.

Среди авторов, наиболее активно занимавшихся данной темой, можно отметить Н.А. Бернштейна [12], А.В. Брушлинского [13], Б.Ф. Ломова [33], Е.А. Сергиенкоp [45], Е.Н. Суркова, в настоящее время исследованием данной темы занимаются А.И. Ахметзянова, В.Д. Менделевич и др. Как правило, авторы рассматривают прогностическую деятельность в контексте ведущей деятельности личности определенного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая, поэтому можно сказать, что игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Огромную роль в развитии детей дошкольного возраста играет становление прогностической способности и антиципации. В дошкольном возрасте активно развиваются регулятивные и волевые процессы. В связи с этим формируется и такая характеристика прогностической компетентности, как ее регулятивность. Проблема исследования определяется тем, что в условиях нарушенного развития характеристики прогнозирования имеют свои специфические особенности.

Цель исследования - изучение специфики функциональных характеристик прогностической компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объектом исследования - является прогностическая способность детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Предмет исследования - являются функциональные характеристики прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Гипотеза исследования - у детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеются специфические особенности функциональных характеристик прогностической компетентности в сравнении с детьми, развивающимися в норме, которые проявляются в несформированности регулятивной и коммуникативной функции.

Исходя из выдвинутой цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть состояние теоретической разработанности подходов к определению прогностической компетентности и ее характеристик, а так же специфику прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

2. Выявить особенности функциональных характеристик прогностической компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи и с нормативным развитием;

3. Осуществить сравнительный анализ развития функциональных характеристик прогностической компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи с нормативным развитием.

Методологической базой исследования выступают идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий), генетического подхода (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш), когнитивно-поведенческий подход к исследованию антиципации развивается в основном зарубежными авторами (Дж. Брунером, У.Найссером, Д. Миллером, Ю. Галантером, К. Прибрамом), клинического подхода (В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко, А.И. Ахметзянова) к пониманию понятий «антиципация» и «прогнозирование».

Методы исследования - теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме; методика «Угадайка» (Переслени.Л.И., Подобедом В.Л.); методика У.В. Ульенковой «Изучение саморегуляции»; методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой; «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная кафедрой дефектологии и клинической психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (А.И. Ахметзянова и др.).

Практическая значимость работы заключается в полученных результатах, которые помогают расширить и дополнить сведения о характеристиках прогностической компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи; данные сведения могут стать полезными участникам образовательного процесса детей данной категории (педагогам, психологам), а так же родителям; будут способствовать организации воспитательного процесса детей и развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

База исследования - МБДОУ 15 с татарским языком обучения и воспитания, г. Казани.

Структура и объем работы - работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 46 источников. Работа проиллюстрирована 2 таблицами, 3 рисунками и 3 приложениями. Общий объем работы составляет 70 страниц машинописного текста.

 

 

Выводы по главе I

 

Как в зарубежной, так и в отечественной психологии существуют различные мнения об основополагающих компонентах прогностической компетентности человека. Во второй половине прошлого века благодаря работам отечественных психологов (А.В. Брушлинский; Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков; Е.А. Сергиенко; И.М. Фейгенберг) начала активно разрабатываться проблема антиципации и вероятностного прогнозирования. Большинство этих работ были направлены на выявление общих психологических закономерностей антиципационной деятельности.

Антиципация представляет собой универсальный механизм психической организации человека, который дает возможность в ответ на внешние стимулы, действующие в настоящем, предугадывать или предвосхищать еще не наступившие события, используя при этом весь накопленный в прошлом опыт. В дошкольном возрасте отмечаются свои особенности вероятностного прогноза, которые выражаются в том, что дети допускают множество «ошибок отвлечения», свидетельствующие о недостаточной концентрации внимания к поступающей информации; в том, что дети с нарушенным речевым развитием не могут вспомнить верную последовательность букв (верный прогноз); в том, что дети в своей деятельности в основном пользуются неэффективными формами прогнозирования: частой сменой стратегий, стратегией случайных предсказаний, в связи с чем снижается вероятность установления верной последовательности чередования букв.

Мы ознакомились с различными теориями о природе прогнозирования, ее функции в жизни человека как отечественных авторов, так и зарубежных. Анализируя функции прогностической компетентности, мы пришли к выводу, что они связаны с осуществлением познавательной активности, саморегуляцией собственной деятельности, а также коммкуникативной стороны субъекта социального взаимодействия.

Прогностическая компетентность может быть обозначена как свойство личности, ее устойчивая характеристика, фиксирующая уровень развития антиципационных способностей и представляющая собой определенное состояние системы внутренних ресурсов личности, обеспечивающих успешность прогностической деятельности.

Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Подходы к использованию цифровых образовательных ресурсов в специальном образовании в России и за рубежом, открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, требуют эффективных форм и методов, специализированных компьютерных программ, но и создание мультимедийный презентаций для использования их на коррекционных занятиях с детьми. Практика показывает, что информационные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения, т.е. решения педагогических задач, что позволяет значительно повысить информативность, эффективность занятий, увеличение динамизма и выразительности излагаемого материала

Выводы по II главе

     

Исследование функциональных характеристик прогнозирования показал, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, как и у детей с нормативным развитием средний уровень развития прогнозирования.

В процессе диагностики в группе 1 наблюдался интерес при выполнении задания, также отмечалась активность во взаимодействии с экспериментатором, однако имелись сложности в удержании в памяти инструкций к заданиям, внимание, у большинства испытуемых, было рассеяно. В группе 2 дети активно шли на контакт, проявляли инициативу в общении с экспериментатором. В процессе деятельности у большинства детей отмечалась сосредоточенность на выполнении задания, так же активное речевое сопровождение своих действий. Отказа или отсутствие интереса не наблюдалось.

При исследовании выяснилось, что у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения, так же отмечается низкая продуктивность запоминания, нестойкость интересов, слабая мотивация, повышенная раздражительность.

Также можем сказать, что саморегуляция у детей с нарушениями речи недостаточно сформирована, наблюдается частая отвлекаемость, однако сохраняли цель до конца задания, проверяли написанное бегло, старались быстрее сдать задание и освободится от его выполнения, рассчитывая на положительный результат. Дети с нарушениями речи демонстрируют средний уровень развития контекстного общения со взрослыми, дети в этой группе на некоторые вопросы кивали головой, молчали или говорили «угу», так как не знали как сказать это по-другому.

В ходе нашего исследования были выявлены корреляционные связи между показателями когнитивной функции прогностической компетентности и показателями методики «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) – «Скорость прогноза» и «Стратегии прогнозирования», между показателями регулятивной функции прогностической компетентности и «Самоконтроль по ходу выполнения задания», а также между показателями рече-коммуникативной функции прогностической компетентности и результатам по методике контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой.

Таким образом, особенностями функциональных характеристик прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи являются: недостаточная сформированность регулятивной функции прогнозирования, рече-коммуникативная функция прогнозирования демонстрирует неспособность в достаточной мере вербализировать информацию, когнитивная функция не показала специфических особенностей.

 

 

Заключение

 

Как в зарубежной, так и в отечественной психологии существуют различные мнения об основополагающих компонентах прогностической компетентности человека. Во второй половине прошлого века благодаря работам отечественных психологов (А.В. Брушлинский; Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков; Е.А. Сергиенко; И.М. Фейгенберг) начала активно разрабатываться проблема антиципации и вероятностного прогнозирования. Большинство этих работ были направлены на выявление общих психологических закономерностей антиципационной деятельности.

Антиципация представляет собой универсальный механизм психической организации человека, который дает возможность в ответ на внешние стимулы, действующие в настоящем, предугадывать или предвосхищать еще не наступившие события, используя при этом весь накопленный в прошлом опыт. В дошкольном возрасте отмечаются свои особенности вероятностного прогноза, которые выражаются в том, что дети допускают множество «ошибок отвлечения», свидетельствующие о недостаточной концентрации внимания к поступающей информации; в том, что дети с нарушенным речевым развитием не могут вспомнить верную последовательность букв (верный прогноз); в том, что дети в своей деятельности в основном пользуются неэффективными формами прогнозирования: частой сменой стратегий, стратегией случайных предсказаний, в связи с чем снижается вероятность установления верной последовательности чередования букв.

Мы ознакомились с различными теориями о природе прогнозирования, ее функции в жизни человека как отечественных авторов, так и зарубежных. Анализируя функции прогностической компетентности, мы пришли к выводу, что они связаны с осуществлением познавательной активности, саморегуляцией собственной деятельности, а также коммуникативной стороны субъекта социального взаимодействия.

Исследование и сравнительный анализ функциональных характеристик прогнозирования показал, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, как и у детей с нормативным развитием средний уровень развития прогнозирования.

В процессе диагностики у детей с нарушениями речи наблюдался интерес при выполнении задания, также отмечалась активность во взаимодействии с экспериментатором, однако имелись сложности в удержании в памяти инструкций к заданиям, внимание, у большинства испытуемых, было рассеяно. В контрольной группе дети активно шли на контакт, проявляли инициативу в общении с экспериментатором. В процессе деятельности у большинства детей отмечалась сосредоточенность на выполнении задания, так же активное речевое сопровождение своих действий. Отказа или отсутствие интереса не наблюдалось.

При исследовании выяснилось, что у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения, так же отмечается низкая продуктивность запоминания, нестойкость интересов, слабая мотивация, повышенная раздражительность.

Также можем сказать, что саморегуляция у детей с нарушениями речи недостаточно сформирована, наблюдается частая отвлекаемость, однако сохраняли цель до конца задания, проверяли написанное бегло, старались быстрее сдать задание и освободится от его выполнения, рассчитывая на положительный результат. Дети с нарушениями речи демонстрируют средний уровень развития контекстного общения со взрослыми, дети в этой группе на некоторые вопросы кивали головой, молчали или говорили «угу», так как не знали как сказать это по-другому.

Таким образом, особенностями функциональных характеристик прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи являются: недостаточная сформированность регулятивной функции прогнозирования, рече-коммуникативная функция прогнозирования демонстрирует неспособность в достаточной мере вербализировать информацию, когнитивная функция не показала специфических особенностей.

Из выше сказанного мы можем дать практические рекомендации по работе с детьми с нарушениями речи для педагогов, логопедов, дефектологов и психологов:

- Строить занятия индивидуально или в небольших группах, это позволит максимально использовать индивидуальные возможности детей и «подтягивать» слабые звенья, воздействовать на рече-языковые и иные, связанные с ними, проблемы ребенка;

- Привлекать максимальной наглядностью. Активное применение рисунков, схем, символов других невербальных сигналов способствует более эффективному, сознательному и быстрому усвоению и запоминанию материала;

- Пооперационное выполнение действий способствует наработке способа действия, формированию динамического стереотипа, что также является необходимым условием развития языковых умений и навыков для детей с нарушениями речи. Помимо этого расчлененное выполнение действий позволяет более точно выявить нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность ученику формировать осознанный самоконтроль. Это является особенно важным, поскольку вследствие невозможности опираться в обучении детей с нарушениями речи на чувство языка значение сознательности в этом процессе резко увеличивается.

 

Список использованной литературы

 

1. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст]/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. –СПб.,2011. -256 с.

2. Астапов В.М. Исследование особенностей прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст]/ В.М. Астапов // Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии.-М.: Международ. пед. Академия, 1994.-С.152 -163.

3. Ахметзянова, А.И. Прогностическая структура регуляции социально-психологической адаптации на разных этапах онтогенеза  [Текст] / А.И.Ахметзянова // Педагогический журнал Башкортостана. –Уфа, 2018. –No 2 (75). –С.31-39

4. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста[Текст]: автореф. дис....канд. психол. наук:19.00.13, 19.00.04 / Ахметзянова Анна Ивановна. –Казань, 2004. –22 с.

5. Ахметзянова, А. И. Специфика антиципации младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза [Текст]/ А. И.Ахметзянова // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, 2017. – 56(7). – С.268 -280.

6. Ахметзянова,А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова. –Казань: Изд-во Казан.ун-та. –2017. –46 с.

7. Ахметзянова,А.И. Моделирование прогностической компетент-ности как ресурса социализации младшего школьника с дефицитарным развитием [Текст]/ А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». –2018. –Т.11. –No1. –С.68–74.

8. Ахметзянова,А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии[Текст] / А.И. Ахмет-зянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. –2017. –Т. 21 –No. 3. –С. 489–504.

9. Аширова, Н. Х. «Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду» [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/20/ispolzovaniekompyuternykh-tekhnologiy-v-detskom-sadu (дата обращения: 03.03.2020)

10. Беличева,С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход [Текст]/ С.А. Беличева. –М.: Ред.-изд.центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. –111 с.

11. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие  /Н.Ю. Борякова. -М.: Астрель, 2018 -113 с.

12. Валлон,А. Психическое развитие ребенка. [Текст] / А.Валлон. –М.: Просвещение, 1967. –С. 91.

13. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] -М.: Педагогика, 1990. -183 с.

14. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.В. Филичева.–М.: Владос, 2007. –479 с.

15. Выготский Л.С. Мышление и речь[Текст]/ Л.С. Выготский -М.: Педагогика, 1982. –361. -(Собр. соч.: В 6 т. Т.2)

16. Гуменная, Г.С. Характеристика металингвистической готовности к обучению дошкольников с недоразвитием речи. [Текст]: Практическая психология и логопедия. Под ред. И.В. Прищепова. -2017. – 87с.

17. Денисова,О.А. Проблемные пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина // Вестник Череповецкого государственного университета –2012. –No 4. –Т. 3. –С.97–101.

18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) [Текст]. – М.: Национальный книжный центр, 2015. –176 с.

19. Исаев А.В. Теоретичекие подходы антиципации в психологии и физиологии человека[Текст]/ А.В. Исаев// Мирнауки, культуры, образования. -2014. -No6 (49). –С. 247-249.

20. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Ана-лит. Обзор. [Текст] / И. Калаш. – М.: Институт ЮНЕСКО по иннформационным технологиям в образовании, 2017. – 122 с.

21. Карелина, И.О. Проблемы эмоционального развития детей в современной зарубежной психологии [Текст] / И.О. Карелина // Вопросы психологии. –2012. –No 3 (56). – С. 94

22. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. –М.: Е-Фактория, 2012 –207с.

23. Конопкин,О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности[Текст]/ О.А.Конопкин. –М.: Наука. –2010. –254 с.

24. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст]: / И.А. Коробейников. –М.: ПЕРСЭ, 2002. –192 c.

25. Курбанова, А. Т. Прогностическая компетентность и успешность социализации младших школьников с нарушениями в развитии: постановка проблемы [Текст]/ А. Т.Курбанова, И. А. Нигматуллина // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А. О. Прохорова, Л. М. Попова, Л. Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд –во Казан.ун-та, 2017. Т.2. – С.63-65.

26. Ларин,А.Н. Социализация дошкольников как научно-педагогическая проблема [Текст] / А.Н.Ларин // Социально-экономические явления и процессы. –2014. –No 3 (061). –С. 199–204.

27. Левин,К. Динамическая психология [Текст]: / К. Левин. –М.: Смысл, 2011. –572 с.

28. Левитов, Н.Д. Определение психического состояния [Текст] / Н.Д. Левитов // Психология состояний. Хрестоматия / под ред.проф. А.О. Прохорова. –М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2014. –С. 31–34

29. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности[Текст]-М.: Наука, 1980. -280 с.

30. Лубовский, В. И. Методологические проблемы специальной психологии [Текст]/ В. И. Лубовский // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография. Под ред. Богдановой Т. Г., Назаровой Н. М. – М.: ЛОГОМАГ, 2013. С.9-36.

31. Ляпидевский С.С., Гриншпун Б.М. О классификации речевых расстройств[Текст] // Логопедия сегодня. –2011. –No 2. –С. 6-10.

32. Мастюкова,Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. [Текст]: М. «Просвещение», 1992. – 172с.

33. Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования[Текст]/ В.Д. Менделевич, Н.П. Ничипоренко// Психологический журнал. –2010. -No5. –С. 50-59.

34. Ничипоренко,Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст]: / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. 2006. –No5. –С.50–59.

35. Нищева,Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).[Текст]: -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 25с.

36. Особенности, организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья  [Электронный ресурс] / Учебно-методический комплект для руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций. Режим доступа – URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/ professionalnoeobrazovanie/ 7-06 (дата обращения: 04.02.2020).

37. Пантелеева,Л. А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями.[Текст]: Логопед. – 2004. – N(4), С. 61-65.

38. Переслени Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей[Текст]/ Л.И. Переслени, В.Л. Подобед// Дефектология. -1982. -No 6.-С. 11 -17.

39. Поддьяков,Н.Н. Мышление дошкольника. [Текст]: М., «Педагогика», 1977. – 342 с.

40. Самохвалова, А.Г. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе ребенка [Текст]: учеб. для вузов / А.Г. Самохвалова. –Кострома.: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2015. –145с.

41. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]: учеб. для вузов / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. -СПб.: Речь, 2005. -384 с.

42. Солобутина М.М., Изучение влияния антиципационных способностей на речевое прогнозирование[Текст]/ М.М. Солобутина, А.В. Фролова // ВестникТГГПУ. -2010. -No1 (18). –С.1-5.

43. Социализация детей с ограниченными возможностями в условиях интегративного и инклюзивного образования: из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки: Сборник материалов электронной конференции [Текст] / Под. Ред. Г. П. Шереметовой, Я. Ю.Мостовской. –Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2015. –210 с.

44. Твардовская, А. А. Особенности прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом [Текст] / А. А. Твардовская // Сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред. А. И. Ахметзяновой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. С.124 -134.

45. Ульянова, Э.Э. Формирование эмоциональной составляющей поведения детей 4-6 лет в микрострессовых ситуациях в ДОУ на основе копинг-стратегий [Текст]: учеб. –метод, пособие / Э.Э. Ульянова. –Казань.: Казан.ун-та, 2007. -200 с.

46. Яремчук, Е.И. Формирование социальной компетентности у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации [Текст]: учеб. для вузов / Е.И. Яремчук. –Пермь.: Луч, 2018. –222 с.

 

 

Приложения

Приложение 1

Стимульный материал.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика на исследование прогностической деятельности «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед).

 

Методика исследования прогностической деятельности позволяет выявить качественно-количественные характеристики прогностической деятельности и определить информативные показатели для оценки ее особенностей у детей в норме и с трудностями обучения. В процедуре проведения обследования используется ситуация, в которой испытуемый должен самостоятельно выявить порядок чередования двух событий с учетом правильности или ошибочности своих предсказаний.

Материал: три набора карточек размером 4х4 см с написанными на одной стороне геометрическими фигурами «Круг» или «Квадрат». Размер фигур 2-2,5 см.

— I набор имеет 20 карточек с последовательностью фигур "КрКвКрКв...", повторяющихся в 10 циклах;

— II набор - 60 карточек с последовательностью букв "КвКвКрКр...-.", повторяющихся в 15 циклах;

— III набор - 60 карточек с последовательностью букв "КрКвКв... ", повторяющихся в 20 циклах.

С оборотной стороны мелкими цифрами отмечен порядковый номер карточки. Нумерация каждого набора начинается с единицы. Перед предъявлением I набора экспериментатор показывает ребенку две карточки с написанными на них фигурами "Круг" или "Квадрат". Эти карточки дополнительные и не входят в состав основных наборов.

Проведение

Ребенку сообщается, что фигуры «Круг» и «Квадрат» в наборе, который держит в руке экспериментатор, чередуются в определенном порядке. Нужно догадаться, в каком порядке чередуются буквы. Затем ребенку предлагают угадать, какая фигура нарисована на верхней карточке (на стороне, невидимой ребенку) I набора. После того, как ребенок назовет фигуру, которая по его предположению, написана на верхней карточке, экспериментатор переворачивает ее и показывает ребенку, чтобы он увидел, правильна ли была догадка. Отработанные карточки складываются в стопку изображением фигур вниз.

По окончании предъявления карточек I набора, одобрив действия ребенка, экспериментатор добавляет, что порядок чередования фигур во II наборе будет иным, чем в I наборе. Затем ребенок предсказывает элементы II набора. Отработанные карточки II набора также складываются в стопку изображением символов вниз отдельно от первой (ниже). По окончании предсказаний II набора, без предупреждения об изменении порядка чередования фигур, но акцентировав внимание ребенка на необходимости допускать как можно меньше ошибок, аналогичным образом предъявляется III набор. Отработанные карточки складываются в третью стопку. Ошибки, допускаемые ребенком, фиксируются в протоколе (раздельно для трех наборов записываются номера карточек, в предсказании символа которых допущена ошибка).

После предъявления всех трех наборов, испытуемый опрашивается о порядке чередования фигур в каждом из трех наборов.

Приложение 3

Приложение 4

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.086 с.)