Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ корреляционных связей функциональных характеристик прогнозирования дошкольников с нарушениями речи и дошкольников с нормативным развитием

Поиск

 

В ходе нашего исследования мы выявили корреляционные связи в первой группе (р=0.01),  что говорит о валидности представленного комплекса методик:

- между показателями когнитивной функции прогностической компетентности и показателями методики «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) – «Скорость прогноза». Испытуемые первой группы показывают связь с низкими показателями когнитивной характеристики и частоты ошибочных прогнозов.

- между показателями рече-коммуникативная функции прогностической компетентности и высоким уровнем по методике контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой. Дети первой группы не способны в достаточной мере вербализировать информацию, не в полной мере детализируют и раскрывают деятельность участников событий, не конкретизируют их эмоциональные состояния, взаимоотношения между ними.

А также мы выявили корреляционные связи во второй группе (р=0.01):

- между показателями когнитивной функции прогностической компетентности и показателями методики «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) – «Скорость прогноза» и «Стратегии прогнозирования». Испытуемые второй группы с высокими показателями когнитивной характеристики быстрее дают прогноз, используя рациональный тип стретигии.

- между показателями регулятивной функции прогностической компетентности и «Самоконтроль по ходу выполнения задания». У испытуемых второй группы более развиты волевые качества. 

- между показателями рече-коммуникативная функции прогностической компетентности и высоким уровнем по методике контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой. Дети второй группы используют речь в общении со взрослым и могут продолжить вопросы человека, что связано со средним уровнем рече-коммуникативной функции.

Таким образом, испытуемым первой группы сложнее вербализировать информацию, а также склонны давать ошибочные прогнозы. Детям второй группы характерен контроль, дети прилагают волевые усилия над собой, что влияет на рациональность прогнозов.

 

 

Выводы по II главе

     

Исследование функциональных характеристик прогнозирования показал, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, как и у детей с нормативным развитием средний уровень развития прогнозирования.

В процессе диагностики в группе 1 наблюдался интерес при выполнении задания, также отмечалась активность во взаимодействии с экспериментатором, однако имелись сложности в удержании в памяти инструкций к заданиям, внимание, у большинства испытуемых, было рассеяно. В группе 2 дети активно шли на контакт, проявляли инициативу в общении с экспериментатором. В процессе деятельности у большинства детей отмечалась сосредоточенность на выполнении задания, так же активное речевое сопровождение своих действий. Отказа или отсутствие интереса не наблюдалось.

При исследовании выяснилось, что у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения, так же отмечается низкая продуктивность запоминания, нестойкость интересов, слабая мотивация, повышенная раздражительность.

Также можем сказать, что саморегуляция у детей с нарушениями речи недостаточно сформирована, наблюдается частая отвлекаемость, однако сохраняли цель до конца задания, проверяли написанное бегло, старались быстрее сдать задание и освободится от его выполнения, рассчитывая на положительный результат. Дети с нарушениями речи демонстрируют средний уровень развития контекстного общения со взрослыми, дети в этой группе на некоторые вопросы кивали головой, молчали или говорили «угу», так как не знали как сказать это по-другому.

В ходе нашего исследования были выявлены корреляционные связи между показателями когнитивной функции прогностической компетентности и показателями методики «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед) – «Скорость прогноза» и «Стратегии прогнозирования», между показателями регулятивной функции прогностической компетентности и «Самоконтроль по ходу выполнения задания», а также между показателями рече-коммуникативной функции прогностической компетентности и результатам по методике контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой.

Таким образом, особенностями функциональных характеристик прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи являются: недостаточная сформированность регулятивной функции прогнозирования, рече-коммуникативная функция прогнозирования демонстрирует неспособность в достаточной мере вербализировать информацию, когнитивная функция не показала специфических особенностей.

 

 

Заключение

 

Как в зарубежной, так и в отечественной психологии существуют различные мнения об основополагающих компонентах прогностической компетентности человека. Во второй половине прошлого века благодаря работам отечественных психологов (А.В. Брушлинский; Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков; Е.А. Сергиенко; И.М. Фейгенберг) начала активно разрабатываться проблема антиципации и вероятностного прогнозирования. Большинство этих работ были направлены на выявление общих психологических закономерностей антиципационной деятельности.

Антиципация представляет собой универсальный механизм психической организации человека, который дает возможность в ответ на внешние стимулы, действующие в настоящем, предугадывать или предвосхищать еще не наступившие события, используя при этом весь накопленный в прошлом опыт. В дошкольном возрасте отмечаются свои особенности вероятностного прогноза, которые выражаются в том, что дети допускают множество «ошибок отвлечения», свидетельствующие о недостаточной концентрации внимания к поступающей информации; в том, что дети с нарушенным речевым развитием не могут вспомнить верную последовательность букв (верный прогноз); в том, что дети в своей деятельности в основном пользуются неэффективными формами прогнозирования: частой сменой стратегий, стратегией случайных предсказаний, в связи с чем снижается вероятность установления верной последовательности чередования букв.

Мы ознакомились с различными теориями о природе прогнозирования, ее функции в жизни человека как отечественных авторов, так и зарубежных. Анализируя функции прогностической компетентности, мы пришли к выводу, что они связаны с осуществлением познавательной активности, саморегуляцией собственной деятельности, а также коммуникативной стороны субъекта социального взаимодействия.

Исследование и сравнительный анализ функциональных характеристик прогнозирования показал, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, как и у детей с нормативным развитием средний уровень развития прогнозирования.

В процессе диагностики у детей с нарушениями речи наблюдался интерес при выполнении задания, также отмечалась активность во взаимодействии с экспериментатором, однако имелись сложности в удержании в памяти инструкций к заданиям, внимание, у большинства испытуемых, было рассеяно. В контрольной группе дети активно шли на контакт, проявляли инициативу в общении с экспериментатором. В процессе деятельности у большинства детей отмечалась сосредоточенность на выполнении задания, так же активное речевое сопровождение своих действий. Отказа или отсутствие интереса не наблюдалось.

При исследовании выяснилось, что у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения, так же отмечается низкая продуктивность запоминания, нестойкость интересов, слабая мотивация, повышенная раздражительность.

Также можем сказать, что саморегуляция у детей с нарушениями речи недостаточно сформирована, наблюдается частая отвлекаемость, однако сохраняли цель до конца задания, проверяли написанное бегло, старались быстрее сдать задание и освободится от его выполнения, рассчитывая на положительный результат. Дети с нарушениями речи демонстрируют средний уровень развития контекстного общения со взрослыми, дети в этой группе на некоторые вопросы кивали головой, молчали или говорили «угу», так как не знали как сказать это по-другому.

Таким образом, особенностями функциональных характеристик прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи являются: недостаточная сформированность регулятивной функции прогнозирования, рече-коммуникативная функция прогнозирования демонстрирует неспособность в достаточной мере вербализировать информацию, когнитивная функция не показала специфических особенностей.

Из выше сказанного мы можем дать практические рекомендации по работе с детьми с нарушениями речи для педагогов, логопедов, дефектологов и психологов:

- Строить занятия индивидуально или в небольших группах, это позволит максимально использовать индивидуальные возможности детей и «подтягивать» слабые звенья, воздействовать на рече-языковые и иные, связанные с ними, проблемы ребенка;

- Привлекать максимальной наглядностью. Активное применение рисунков, схем, символов других невербальных сигналов способствует более эффективному, сознательному и быстрому усвоению и запоминанию материала;

- Пооперационное выполнение действий способствует наработке способа действия, формированию динамического стереотипа, что также является необходимым условием развития языковых умений и навыков для детей с нарушениями речи. Помимо этого расчлененное выполнение действий позволяет более точно выявить нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность ученику формировать осознанный самоконтроль. Это является особенно важным, поскольку вследствие невозможности опираться в обучении детей с нарушениями речи на чувство языка значение сознательности в этом процессе резко увеличивается.

 

Список использованной литературы

 

1. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст]/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. –СПб.,2011. -256 с.

2. Астапов В.М. Исследование особенностей прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст]/ В.М. Астапов // Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии.-М.: Международ. пед. Академия, 1994.-С.152 -163.

3. Ахметзянова, А.И. Прогностическая структура регуляции социально-психологической адаптации на разных этапах онтогенеза  [Текст] / А.И.Ахметзянова // Педагогический журнал Башкортостана. –Уфа, 2018. –No 2 (75). –С.31-39

4. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста[Текст]: автореф. дис....канд. психол. наук:19.00.13, 19.00.04 / Ахметзянова Анна Ивановна. –Казань, 2004. –22 с.

5. Ахметзянова, А. И. Специфика антиципации младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза [Текст]/ А. И.Ахметзянова // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, 2017. – 56(7). – С.268 -280.

6. Ахметзянова,А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова. –Казань: Изд-во Казан.ун-та. –2017. –46 с.

7. Ахметзянова,А.И. Моделирование прогностической компетент-ности как ресурса социализации младшего школьника с дефицитарным развитием [Текст]/ А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». –2018. –Т.11. –No1. –С.68–74.

8. Ахметзянова,А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии[Текст] / А.И. Ахмет-зянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. –2017. –Т. 21 –No. 3. –С. 489–504.

9. Аширова, Н. Х. «Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду» [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/20/ispolzovaniekompyuternykh-tekhnologiy-v-detskom-sadu (дата обращения: 03.03.2020)

10. Беличева,С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход [Текст]/ С.А. Беличева. –М.: Ред.-изд.центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. –111 с.

11. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие  /Н.Ю. Борякова. -М.: Астрель, 2018 -113 с.

12. Валлон,А. Психическое развитие ребенка. [Текст] / А.Валлон. –М.: Просвещение, 1967. –С. 91.

13. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] -М.: Педагогика, 1990. -183 с.

14. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.В. Филичева.–М.: Владос, 2007. –479 с.

15. Выготский Л.С. Мышление и речь[Текст]/ Л.С. Выготский -М.: Педагогика, 1982. –361. -(Собр. соч.: В 6 т. Т.2)

16. Гуменная, Г.С. Характеристика металингвистической готовности к обучению дошкольников с недоразвитием речи. [Текст]: Практическая психология и логопедия. Под ред. И.В. Прищепова. -2017. – 87с.

17. Денисова,О.А. Проблемные пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина // Вестник Череповецкого государственного университета –2012. –No 4. –Т. 3. –С.97–101.

18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) [Текст]. – М.: Национальный книжный центр, 2015. –176 с.

19. Исаев А.В. Теоретичекие подходы антиципации в психологии и физиологии человека[Текст]/ А.В. Исаев// Мирнауки, культуры, образования. -2014. -No6 (49). –С. 247-249.

20. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Ана-лит. Обзор. [Текст] / И. Калаш. – М.: Институт ЮНЕСКО по иннформационным технологиям в образовании, 2017. – 122 с.

21. Карелина, И.О. Проблемы эмоционального развития детей в современной зарубежной психологии [Текст] / И.О. Карелина // Вопросы психологии. –2012. –No 3 (56). – С. 94

22. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. –М.: Е-Фактория, 2012 –207с.

23. Конопкин,О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности[Текст]/ О.А.Конопкин. –М.: Наука. –2010. –254 с.

24. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст]: / И.А. Коробейников. –М.: ПЕРСЭ, 2002. –192 c.

25. Курбанова, А. Т. Прогностическая компетентность и успешность социализации младших школьников с нарушениями в развитии: постановка проблемы [Текст]/ А. Т.Курбанова, И. А. Нигматуллина // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А. О. Прохорова, Л. М. Попова, Л. Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд –во Казан.ун-та, 2017. Т.2. – С.63-65.

26. Ларин,А.Н. Социализация дошкольников как научно-педагогическая проблема [Текст] / А.Н.Ларин // Социально-экономические явления и процессы. –2014. –No 3 (061). –С. 199–204.

27. Левин,К. Динамическая психология [Текст]: / К. Левин. –М.: Смысл, 2011. –572 с.

28. Левитов, Н.Д. Определение психического состояния [Текст] / Н.Д. Левитов // Психология состояний. Хрестоматия / под ред.проф. А.О. Прохорова. –М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2014. –С. 31–34

29. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности[Текст]-М.: Наука, 1980. -280 с.

30. Лубовский, В. И. Методологические проблемы специальной психологии [Текст]/ В. И. Лубовский // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография. Под ред. Богдановой Т. Г., Назаровой Н. М. – М.: ЛОГОМАГ, 2013. С.9-36.

31. Ляпидевский С.С., Гриншпун Б.М. О классификации речевых расстройств[Текст] // Логопедия сегодня. –2011. –No 2. –С. 6-10.

32. Мастюкова,Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. [Текст]: М. «Просвещение», 1992. – 172с.

33. Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования[Текст]/ В.Д. Менделевич, Н.П. Ничипоренко// Психологический журнал. –2010. -No5. –С. 50-59.

34. Ничипоренко,Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст]: / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. 2006. –No5. –С.50–59.

35. Нищева,Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).[Текст]: -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 25с.

36. Особенности, организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья  [Электронный ресурс] / Учебно-методический комплект для руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций. Режим доступа – URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/ professionalnoeobrazovanie/ 7-06 (дата обращения: 04.02.2020).

37. Пантелеева,Л. А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями.[Текст]: Логопед. – 2004. – N(4), С. 61-65.

38. Переслени Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей[Текст]/ Л.И. Переслени, В.Л. Подобед// Дефектология. -1982. -No 6.-С. 11 -17.

39. Поддьяков,Н.Н. Мышление дошкольника. [Текст]: М., «Педагогика», 1977. – 342 с.

40. Самохвалова, А.Г. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе ребенка [Текст]: учеб. для вузов / А.Г. Самохвалова. –Кострома.: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2015. –145с.

41. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]: учеб. для вузов / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. -СПб.: Речь, 2005. -384 с.

42. Солобутина М.М., Изучение влияния антиципационных способностей на речевое прогнозирование[Текст]/ М.М. Солобутина, А.В. Фролова // ВестникТГГПУ. -2010. -No1 (18). –С.1-5.

43. Социализация детей с ограниченными возможностями в условиях интегративного и инклюзивного образования: из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки: Сборник материалов электронной конференции [Текст] / Под. Ред. Г. П. Шереметовой, Я. Ю.Мостовской. –Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2015. –210 с.

44. Твардовская, А. А. Особенности прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом [Текст] / А. А. Твардовская // Сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред. А. И. Ахметзяновой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. С.124 -134.

45. Ульянова, Э.Э. Формирование эмоциональной составляющей поведения детей 4-6 лет в микрострессовых ситуациях в ДОУ на основе копинг-стратегий [Текст]: учеб. –метод, пособие / Э.Э. Ульянова. –Казань.: Казан.ун-та, 2007. -200 с.

46. Яремчук, Е.И. Формирование социальной компетентности у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации [Текст]: учеб. для вузов / Е.И. Яремчук. –Пермь.: Луч, 2018. –222 с.

 

 

Приложения

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.011 с.)