Понятие, задачи и нормативная правовая основа российской государственной политики в сфере социальной защиты молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, задачи и нормативная правовая основа российской государственной политики в сфере социальной защиты молодежи



 

На сегодняшний день на территории Российской Федерации количество людей, относящихся к категории «молодежь», превышает 50 миллионов. Нельзя назвать этот факт чем – то особенным, потому что число молодежи во многих зарубежных государствах достаточно велико. Но в России эта общественно – демографическая группа находится в особо сложной ситуации по многим причинам, среди которых можно выделить.

- последствия перехода к рыночным отношениям, экономические изменения, что происходят в жизни российского общества, в том числе высокий уровень безработицы в молодежной среде,

- курс на построение социального государства и политические перемены,

- изменение механизма вовлечения молодого человека в жизнь современного общества, во взаимоотношения с различными институтами (трудовой коллектив, семья, учебные заведения),

- преобладание у молодежи новых идеалов, целей и ценностей,

- негативные последствия международного финансового кризиса,

- негативные явления современной жизни общества, отражающиеся на уровне здоровья молодого поколения. [6]

Все выше перечисленные факты повлекли за собой необходимость создания эффективно действующего механизма социльной защиты молодежи. Сказанное подтверждается тем, что в 2008 год был объявлен в россии годом семьи, а следующий, 2009, - годом молодежи.

Кроме того, в утвержденной распоряжением Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» – Концепции долгосрочного социально – экономического развития страны на период до 2020 года содержится отдельный раздел, посвященный как раз вопросам молодежной политики, в котором, в частности, сказано: «Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь». [7]

Здесь необходимо отметить и то, что большим числом нормативных актов различной силы регулируются отношения в сфере молодежной политики. Положения в них не всегда согласуются между собой или совсем не учитывают современные реалии.

В качестве государственной правовой базы социальной защиты молодежи выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (пос. ред. 01.03.2020), важные положения намечены и обсуждаются в проекте Проект Федерального закона N 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.08.2007).

К основным направлениям государственной молодежной политики прежде всего относим: обеспечение достойного существования молодых людей, свободное развитие личности, социальная справедливость. Реализация социальной политики по указанным направлениям имеет своей целью создание социально-правовой защищенности молодежи. [8]

Важной целью государственной системы социальной защиты российской молодежи является помощь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, веру в собственные силы, желание личным эффективным трудом добиться улучшения жизни, а не пассивно ожидать его. Социально здоровый человек нуждается не только в социальной безопасности и защите, но и в возможности самоопределиться, самоутвердиться и самореализоваться. [9]

При разработке мер социальной защиты необходим учет возрастных интересов и потребностей, а также дифференцированный подход к каждой социальной группе молодежи:

1) инвалиды;

2) сироты;

3) молодые семьи;

4) школьники;

5) учащиеся профессионально-технических лицеев и колледжей;

6) студенты;

7) молодые специалисты;

8) молодые рабочие;

9) подростки-правонарушители.

Стоит отметить, что система социальной защиты молодежи начинается с защиты семьи, матери и ребенка, правовое обеспечение этой сферы является одним из самых разработанных, поскольку на социальную защиту детей мобилизованы учреждения социального обеспечения, здравоохранения и образования. Вместе с тем финансирование данной сферы требует поиска и дополнительных средств для проведения мер социальной защиты. Социальная защита российской молодежи включает не только деятельность различных государственных учреждений и организаций по защите прав этой группы населения, но и реализацию комплекса мероприятий, способствующих самостоятельной защите социально-экономических прав молодых людей. Молодежь в современном российском обществе имеет реальную возможность для самостоятельной защиты, а соответственно, и для реализации принадлежащих ей прав. Следовательно, социальная защита данной категории граждан может быть реализована не только посредством различных внешних регуляторов (государственные учреждения, организации), но и самостоятельной защиты собственных прав.

Государственная политика полноценно может быть реализована только при активном содействии общества, добиться чего можно при бережном отношении к правам человека и гарантиям их реализации обеими сторонами. Человек должен занимать ключевую позицию не только при охране собственных прав, но и при признании прав других лиц, установить подобное соотношение возможно при активном участии государства и его правильной политике в области прав и свобод человека.[10]

Для детей, имеющих правовой статус оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, установлены определенные меры государственной защиты, реализующие право данной категории граждан на поддержку в сфере образования, медицинского обслуживания, жилищно-имущественной и трудовой сферах. Данные гарантии представляют собой комплекс мер, которые установлены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Меры социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, в сфере образования таковы, что для данной группы лиц в период обучения полностью или частично оплачиваются расходы на содержание. Также предусматривается прием в государственные и муниципальные учреждения профессионального образования детей, оставшихся без попечения родителей, вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Кроме того, данная категория лиц имеет право на увеличение стипендии не менее, чем на пятьдесят процентов от установленной суммы в данном учебном заведении. Дети, оставшиеся без попечения родителей, во время обучения имеют право бесплатного проезда к учебному заведению и обратно на городском, сельском и пригородном транспорте.

Если дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа находятся в академическом отпуске по медицинским показаниям, за ними сохраняется полное государственное обеспечение, выплачивается стипендия. Образовательная организация должна содействовать их лечению. Им полагается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии, а также 100-процентной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Учащимся, студентам, слушателям курсов муниципальных образовательных учреждений и имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, имеющих правовой статус детей оставшихся без попечения родителей, полагаются социальные выплаты на питание, а также предоставление бесплатных путевок для отдыха и оздоровления в детских оздоровительных лагерях.

Кроме того, студентам данной категории лиц выплачивается государственная социальная стипендия, оказывается материальная поддержка, а также предполагаются дополнительные гарантии по социальной поддержке. При медицинском обслуживании дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в любом государственном и муниципальном учреждении здравоохранения.

Также им предоставляется возможность бесплатной диспансеризации и регулярных профилактических осмотров за счет бюджетных средств. Актуальной темой в гражданском процессе является тема качества оказания медицинской помощи детям, а именно, судебная экспертиза оказания медицинской помощи.Кроме того, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа могут бесплатно при наличии показаний получать путевки в санатории, базы отдыха, школьные и студенческие лагеря и пользоваться правом бесплатного проезда к месту лечения или отдыха.

Мерами социально-правовой защиты данной категории граждан в жилищно-имущественных правоотношениях является закрепление за ними определенных жилых помещений, а также контроль за их имуществом до достижения совершеннолетия, независимо от форм устройства. Велика роль суда и судейского усмотрения при производстве дел о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Все сделки с имуществом несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, контролируются органами опеки и попечительства. С четырнадцати лет дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленные за собой жилые помещения, вносятся органом опеки и попечительства в муниципальный список, нуждающихся в жилых помещениях. Данное право имеют дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа до достижения возраста двадцати трех лет.

Следует отметить, что не всегда дети, оставшиеся без попечения родителей и имеющие закрепленную за ними жилую площадь, могут ею воспользоваться. Потому что, возвращаясь «домой», лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зачастую попадают в неблагоприятную обстановку, находясь рядом с родителями, лишенными родительских прав и ведущих аморальный образ жизни. Кроме того, такие жилые помещения часто не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, что либо способствует тому, что лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не могут находиться в таких жилых помещениях, либо тоже начинают вести аморальный образ жизни.

Если рассматривать сферу трудовых отношений, то следует отметить, что лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение пособия по безработице в период шести месяцев в размере, равному среднему уровню заработной платы в регионе, котором проживают, при этом, должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного, а также лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя, в случаях ликвидации организации, в которой они работали.

Государство предпринимает различные меры, направленные на поддержку нетрудоспособных граждан. К ним причисляются и люди, официально состоящие на содержании у кормильца. При смерти последнего государство назначает иждивенцам специальные выплаты. Страховая пенсия по случаю потери кормильца (СПК) устанавливается нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц. Целевое назначение пенсии - компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, которые были утрачены в связи с его смертью. Право на пенсию по СПК регулируется условиями и нормами, установленными в Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Правоустанавливающим фактором выступает смерть кормильца или его безвестное отсутствие. В случае назначения пенсии по СПК гражданам, достигшим возраста 18 лет и до достижения ими предельного возраста 23 лет (в случаях, оговоренных законом 25 лет) необходимо установить факт нахождения на иждивении умершего кормильца.

Право как на страховую, так и на иные пенсии по случаю потери кормильца, возникает при наличии сложного юридического состава, включающего по общему правилу следующие юридические факты: потерю физического лица (кормильца); принадлежность к членам его семьи; нетрудоспособность члена семьи; его иждивенство. Все эти факты требуют законодательного определения. [11]

Основное требование для назначения пенсии по СПК гражданам, достигшим совершеннолетия, содержится в пункте 1 части 2 статьи 10 № 400- ФЗ. Закон[12] признает нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца детей, в том числе достигших возраста 18 лет, которые получают образование в очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Проанализировав изменения происшедшие в социальной структуре общества в переходный период, можно сделать выводы о том, что социальное положение молодежи в России остается крайне тяжелым. Вместе с тем, положительные тенденции, наметившиеся в ее отношении к труду, в росте уровня профессионального образования, в профессиональной мобильности, являются важным условием возрождения страны. Для закрепления этой тенденции в стратегии государственной молодежной политике следовало бы предусмотреть ряд первоочередных мер, направленных на сокращение оттока молодежи из сферы материального производства и пополнения за счет этого занятости в сферах распределения и обмена, на преодоление расслоения по уровню оплаты труда молодежи, занятой распределением и обменом в государственном и негосударственном секторах на повышение уровня образования и квалификации, занятых предпринимательской деятельностью и бизнесом. Преобладание торгового, «лавочного» бизнеса над производственным, отсутствие интереса у молодежи к сложным видам трудовой деятельности, нацеленность на быструю и легкую наживу, рэкет, высокий уровень криминогенности молодежного предпринимательства объясняется, прежде всего, сниженными ценностями и ориентациями в сфере труда.

На наш взгляд, никакие воспитательные, вербальные методы ситуацию не улучшают. Молодежь, как и все население, должна быть поставлена в такие объективные материальные условия, когда для каждого, кто хочет «хорошо жить», никакого иного выбора, кроме интенсивного качественного труда, не было. Кроме того, на наш взгляд, молодежная политика должна ориентироваться на укрепление связи потребления с трудом, на соединение результатов труда с материальным положение и с потребительскими ожиданиями молодых людей, на сокращение трудовых доходов, на ликвидацию молодежной безработицы, на создание новых рабочих мест.

Говоря о формировании молодежной политики, важно определить ее стратегические цели, исходя из новых социальных условий, в которых оказались общество и молодежь, потребностей и интересов молодых людей, нужд и интересов общества в нормальном социальном развитии молодого поколения. На наш взгляд, необходима переориентация и уточнение концептуального ядра современной молодежной политики, главным курсом которой должно являться ускорение социального развития молодых поколений как решающего условия ускоренного выхода России из кризиса.

Молодежная политика должна отражать как общие потребности всей молодежи, так и потребности ее различных социальных и возрастных групп с учетом специфических условий различных регионов. Ведущее место в социальной защите молодежи, на наш взгляд, должно быть уделено созданию законодательной базы. Принятие примерного положения об учреждениях социального обслуживания населения Минтруда России не позволяют расширить их рамки, а межведомственная разобщенность не позволяет интегрировать финансовые средства на молодежные социальные программы.

Кроме того, на наш взгляд, еще не созданы условия для социального партнерства государственных структур и некоммерческого сектора, занимающегося проблемами социальной поддержки населения. Усиливающаяся волна преступности, рост агрессии, алкоголизма и наркомании среди молодежи насаждают в молодежной среде насилие. Оно продолжает оставаться одной из наиболее острых социально-психологических проблем для многих стран мира, а для России особенно, так как это еще более усугубляет социальную напряженность в обществе.

                        

Глава 2. Правовые формы и содержание социальной защиты молодежи в России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.28.70 (0.024 с.)