Глава 1. Социальная защита молодежи как направление государственной социальной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Социальная защита молодежи как направление государственной социальной политики



Введение

Актуальность исследования. По своей природе современная система социальной защиты населения является закономерным отображением таких глобальных тенденций общественного развития, как социализация экономики, интеллектуализация производства, приоритетность общечеловеческих ценностей, утверждения высоких стандартов качества жизни, и перманентное повышение уровня человеческого развития.

Относительно России, за период возобновления ее государственности и рыночной трансформации экономики отечественная система социальной защиты испытала кардинальные изменения, связанные в первую очередь с ее характером, источниками финансирования социальных расходов и механизмами получения социальной помощи, а именно разгосударствление институтов социальной защиты, диверсификация каналов получения социальных компенсаций и социальных услуг, делегирования части социальных функций государства, домохозяйствам и корпоративному сектору.

В то же время национальная система социальной защиты населения до сих пор остается фрагментарной за целевым направлением, ограниченной в имеющихся ресурсах, характеризуется низкой эффективностью функционирования институтов, которое обусловливает ее слабость, несовершенство и отсталость от европейских социальных стандартов.

Негативные последствия указанных изменений (демографический кризис, угроза социальной безопасности общества, процесс экономического расслоения населения и т.д.), а также тот факт, что молодое поколение составляет значительную часть российского общества, повлекли за собой необходимость создания эффективно действующего механизма социальной защиты данной общественно-демографической группы и кардинального пересмотра подходов законодателем и правоприменителем к решению обозначенной проблемы.

Социальная защита молодежи в настоящее время является предметом изучения и элементом научного аппарата целого ряда наук и их отраслей, в частности философии, социологии, права, педагогики, экономической теории, экономики труда, социального менеджмента, государственного управления, социальной работы. Среди классиков экономической науки, которые исследовали проблемы эволюции системы социальной защиты населения и развития экономического инструментария его анализа, стоит выделить А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршала, Дж. Кейнса, А. Пигу, М. Лоренца, Т. Веблена, Ф. Гайека, М. Фридмана, Дж. Бьюкенена, А. Мюллер - Армака, В. Ойкена, П. Спикера, Г. Титмуса.

Значительный вклад в развитие социальной защиты сделали отечественные ученые-экономисты, в частности Н. Абакумова, Н. Борецкая, В. Бех, В. Геец, И. Григ, Н. Н. Демьяненко, О. Длугопольский, Е. Костина, Г. Корнюшина, Е. Либанова, Г. Назарова, И. Рудкевич, Т. Семигина, С. Сиденко.

Целью работы является теоретическое обоснование содержания категории «социальная защита населения» и социальная защита молодежи в частности.

Объектом исследования является система социальной защиты молодежи, суть, ее структура, объекты, субъекты и инструменты реализации

Предметом являются особенности социальной защиты населения в России.

Задание работы:  

 - определение теоретических аспектов осуществления системы социальной защиты;

-   анализ современной политики социальной защиты молодежи в России;  

- оценка эффективности политики социальной защиты и выдвигания предложения относительно ее улучшения.

Среди методов обработки и анализа информации основными были такие: историко-хронологический и системный анализ, сравнительный анализ

Структура работы: состоит из введения, трех глав, шести разделов, заключения и списка используемых источников.


Глава 1. Социальная защита молодежи как направление государственной социальной политики

Заключение

Таким образом следует сделать вывод что в нашей стране очень много проблем, связанных с молодёжью, которые необходимо решить.

Основным направлением государственной молодежной политики должна стать не только реализация комплекса мер, компенсирующих отдельным группам молодежи материальные потери от их маргинального положения в обществе, обеспечивающих социальные гарантии, более равные стартовые возможности, но и деятельность, ориентированная на создание благоприятных условий для развития и социальной активности молодых людей. Поскольку социальная активность, выражаемая в определенных видах деятельности и поведения молодежи, является и общественно полезной, и личностно значимой. Она влияет «на формирование самостоятельной, ответственной, социально зрелой личности молодого человека, выступает как база для реализации личностного и, в том числе, творческого потенциала молодежи. Социальная активность — это, кроме того, основа для успешного конструирования образа жизни современных молодых людей, в рамках которого удается поддерживать и прогрессивно развивать систему общественных отношений, норм и ценностей».

Развитие России зависит не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь. Первостепенное значение для молодежной политики имеет преодоление противоречий между молодежью и обществом, укрепление их взаимодействия и согласования интересов. Неудовлетворенность молодежи материальными условиями, жильем и работой возрастает, что требует проведение соответствующих программ.

Молодежная политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования, успешную социализацию молодого поколения, на благо молодежи, помогая ей развиваться и реализовывать обозначенные цели. Но также молодежная политика должна быть направлена на формирование социально активной личности, которая выступает конструктором и организатором собственной жизнедеятельности.

В условиях трансформации российского общества молодёжь как самая незащищённая часть населения нуждается в социальной защите со стороны государства, так как является будущим этого государства. «Не только для молодёжи, но и вместе с молодёжью» – это выражение пропагандирует ответственность молодых людей перед своим будущим. Молодые люди сами должны обдуманно относиться к выбору профессии, а соответственно и к образованию. Для этого необходимо ясно представлять себе, чем заниматься в будущем, иначе рискуешь пополнить ряды маргиналов.

В настоящее время образовательное пространство настолько обширно, что ничего не стоит окончить случайные курсы и устроиться на высокооплачиваемую работу, однако всё чаще работодатели отдают предпочтение выпускнику с высшем образованием и дипломом. Поэтому молодёжь стремится после школ попасть в вузы и получить высшее образование. Но мало иметь одно лишь образование, необходимо знать, как его применить, – одним словом, нужна практика. Проблема в её отсутствии.

Чтобы общество получало в будущем грамотных специалистов, знающих своё профессиональное дело, с первых дней учёбы в вузах необходимо решить вопрос профессиональной пригодности студентов уже в годы учёбы. Таким образом, целью проекта выступает необходимость создания студенческой службы занятости при вузах.

Объективная востребованность профсоюзной молодежной политики связана с рядом факторов. Это значительная доля молодежи в составе профсоюзных организаций (и работающего населения в целом), а также неустойчивость положения работающей молодежи (низкая оплата труда, недостаточный уровень квалификации и др.). Однако реальная деятельность профсоюзов по защите социальноэкономических интересов молодежи существенно отстает по своей эффективности от нормативных требований.

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что в той или иной степени профсоюз оказывает поддержку и помощь в решении проблем менее чем третьей части профсоюзной молодежи, нуждающейся в этом. Менее всего потенциал профсоюзов используется молодежью для реализации коллективных социально-экономических интересов.

Бюрократизация, неэффективность кадровой политики, сращивание профсоюзов с органами власти и администрацией предприятий, пробелы в нормативно-правовой базе, низкий уровень представленности молодежи в руководстве отраслевых и территориальных профсоюзов, неэффективная информационно-просветительская работа существенным образом сдерживают развитие активистских практик профсоюзной молодежи.

Однако значительная часть барьеров обусловлена патерналистскими установками и ожиданиями самой молодежи, обладающей неясными мотивами профсоюзного участия, низкой информированностью о своих правах и институциональных возможностях, связанных с профсоюзным членством и отсутствием сформулированного запроса к профсоюзным организациям.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. М., 1994.

3. Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детскихобщественных объединений". -М., 1995, №27, ст. 2503

4. Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федеральногозакона//Российская газета, 1996. 23 января.

5. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2018г.) // Собрание законов РФ. 1995. №5, ст. 346; 1996. №17, ст. 1915 (в редакции Федерального закона от 20.04.96 № Зб-ФЗ).

6. Законодательство по социальной защите различных категорий граждан в Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 1 февраля 2018 года.-СПб., 1998.б) Подзаконные нормативные акты:

7. Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации" 3 июня 2013г., №5090-1 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -2013. № 25, ст. 903.

8. Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной программе содействия занятости населения в российской Федерации на 1995 год" // Собрание законов Российской Федерации. -2015. №24, ст.2275.

9. Постановление Правительства Российской Федерации "О межведомственной комиссии по содействию творческому и научно-техническому развитию детей и молодежи Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации. -М., 2015. №4, ст. 299.

10. Указ Президента "О национальном фонде молодежи". Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2015. №11, ст. 964.

11. Указ Президента "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики". Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2012. №12, ст. 924.

12. Указ Президента Российской Федерации "О Федеральной программе "Молодежь России". Собрание законодательства Российской Федерации. -М., 2014. №22, ст. 2459.

13. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. /Госкомстата России. Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. - М., 2017.

14.  Ахматшина Г.Р. О связи общественной молодежной политики и государственной молодежной политики в деятельности молодежных организаций. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1 (3). С. 257-263

15.  Бакулина А.С., Ермольчев П.С. Молодежь как субъект государственной молодежной политики. В сборнике: Экономика, управление, право: состояние и развитие межвузовский сборник научных трудов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева», Институт экономики и управления. Самара, 2020. С. 190-198

16.  Беккер А.А. Правовой механизм разработки и реализации государственной молодежной политики в России: проблемы и перспективы. В сборнике: Эволюция государственно-правовых систем материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 78-81

17.  Богомолов И.А., Габдуллин К.А., Перкова Д.В. К вопросу о взаимосвязи государственной молодежной политики и национальной безопасности в Российской Федерации. Вопросы политологии. 2019. Т. 9. № 12 (52). С. 2670-2676

18.  Вольфсон Э.Н., Камынина Е.Д. Государственная молодежная политика: управленческий аспект. В сборнике: Учим управлять и учимся управлять. Шестой сборник научных статей. Кемерово, 2020. С. 175-180

19.  Гукова И.Н., Бердник Е.А. Информационная безопасность молодежи в контексте государственной молодежной политики Российской Федерации. В сборнике: Роль молодежи в этнополитических процессах на Южном и Северном Кавказе: общее и особенное Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 376-386

20.  Гучучалиев М.Г. Государственная политика россии: проблемы и направления развития проблемы и направления развития государственной молодежной политики в России. Экономика и социум. 2018. № 5 (48). С. 18-20

21.  Докторова Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики. В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики Материалы VI международной научно-практической конференции: в 2 частях. Омский государственный университет путей сообщения. 2018. С. 161-166

22.  Елисеев А.Л., Трещев Д.А. Опыт реализации государственной молодежной политики на региональном уровне (на материалах орловской области). В сборнике: Актуальные проблемы формирования правового государства в Российской Федерации Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 50-54

23.  Зиненко В.Е., Карпова В.В., Орлова Н.В., Плешаков В.А., Попова С.Ю., Прокохина М.И., Пронина А.А., Пронина Е.В., Селезнева А.В., Чуев С.В., Шилина И.Б.Государственная молодежная политика в России. Социально-психологические основания и технологии реализации / Москва, 2019

24.  Камалова А.Ф., Закирова А.Б. Основные направления государственной молодежной политики в РФ. В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 253-255

25.  Комарова С.Л., Поклад Г.В., Абраменков М.Н. Мониторинг государственной молодежной политики на местах и проблемы финансирования регионов. В сборнике: Энергетика, информатика, инновации - 2019 Сборник трудов IX Международной научно-технической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 120-124

26.  Коротько Т.В., Момот О.П. Сущность молодежной государственной политики. В сборнике: Эффективное государственное и муниципальное управление как многоаспектный фактор социально-экономического развития современной России Материалы II Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы А.Е. Арутюнова, В.С. Новиков. 2019. С. 175-179

27. Кравцова, Т.В. Модернизация института социальной ответственности / Т.В. Кравцова. - М.: Содействие - XXI век, 2018. - 991 c.

28.  Кретов А.Ю. Механизмы государственной молодежной политики в Российской Федерации: проблемы практической реализации. Вестник Поволжского института управления. 2019. Т. 19. № 6. С. 101-112

29.  Медведев Д.А., Вольфсон Э.Н. Совершенствование органами государственной власти и местного самоуправления реализации молодежной политики. В сборнике: УЧИМ УПРАВЛЯТЬ И УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ Шестой сборник научных статей. Кемерово, 2020. С. 215-222

30.  Назарова А.Н. Государственная молодежная политика в россии (на примере двух регионов). Бенефициар. 2019. № 56. С. 21-23

31.  Невшупа Ю.В., Новиков В.С. Факторы и условия развития молодежной политики в сфере трудоустройства и занятости на государственном уровне. В сборнике: Достижения современной науки и образования сборник статей и тезисов докладов VII международной междисциплинарной конференции. 2019. С. 33-36

32. Неровная Н.Н., Пальчикова Л.А. Государственная молодежная политика и ее закрепление в законодательстве в Российской Федерации. В сборнике: Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования. сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2019. С. 123-125

33.  Павличенко А.В., Шепелев К.С. Развитие государственной молодежной политики в сфере занятости в России. В сборнике: Наука молодых - будущее России сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 томах. 2019. С. 191-193

34.  Плющ И.В.Реализация государственной молодежной политики как ресурс формирования активной позиции молодежи. В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. под общей ред. Е. И. Зритневой, Н. П. Клушиной. 2019. С. 255-259

35.  Потапова Е.П., Земляникина А.Д. Государственная молодежная политика в субъектах РФ: Современное состояние и актуальные проблемы. В сборнике: Наука молодых: вызовы и перспективы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 181-184

36.  Саитов О.Э. Реформирование государственной молодежной политики в России на современном этапе. В сборнике: Правовая культура России: современное состояние и тенденции развития. Трибуна молодых сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 309-316


[1] Назарова А.Н. Государственная молодежная политика в россии (на примере двух регионов). Бенефициар. 2019. № 56. С. 21

[2] Камалова А.Ф., Закирова А.Б. Основные направления государственной молодежной политики в РФ. В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 253

[3] Камалова А.Ф., Закирова А.Б. Основные направления государственной молодежной политики в РФ. В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 253

[4] Докторова Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики. В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики Материалы VI международной научно-практической конференции: в 2 частях. Омский государственный университет путей сообщения. 2018. С. 161

[5] Коротько Т.В., Момот О.П. Сущность молодежной государственной политики. В сборнике: Эффективное государственное и муниципальное управление как многоаспектный фактор социально-экономического развития современной России Материалы II Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы А.Е. Арутюнова, В.С. Новиков. 2019. С. 175

[6] Коротько Т.В., Момот О.П. Сущность молодежной государственной политики. В сборнике: Эффективное государственное и муниципальное управление как многоаспектный фактор социально-экономического развития современной России Материалы II Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы А.Е. Арутюнова, В.С. Новиков. 2019. С. 176

[7] Вольфсон Э.Н., Камынина Е.Д. Государственная молодежная политика: управленческий аспект. В сборнике: Учим управлять и учимся управлять. Шестой сборник научных статей. Кемерово, 2020. С. 175

[8] Скорнякова Л.В., Нечаева С.В. Государственная молодежная политика в сфере инноваций. В сборнике: Проблемы социальной идентификации российской молодежи: содержательный и коммуникативный аспекты Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 25

[9] Цирук А.А. Государственная региональная молодежная политика: проблемы оценки эффективности и контроля. В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и практики. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 188

[10] Громова Н. С. Конституционное право на образование и государственная образовательная политика в России на современном этапе // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2012. № 5. С. 125-130.

[11] Азарова А. Е. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал Российского права. 2017. № 8 (248). С. 112

[12] О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 52, ст. 6965

[13] Плющ И.В.Реализация государственной молодежной политики как ресурс формирования активной позиции молодежи. В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. под общей ред. Е. И. Зритневой, Н. П. Клушиной. 2019. С. 255

[14] Невшупа Ю.В., Новиков В.С. Факторы и условия развития молодежной политики в сфере трудоустройства и занятости на государственном уровне. В сборнике: Достижения современной науки и образования сборник статей и тезисов докладов VII международной междисциплинарной конференции. 2019. С. 33

[15] Камалова А.Ф., Закирова А.Б. Основные направления государственной молодежной политики в РФ. В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 253

[16] Фролов В.В., Фролова О.В. Государственная молодежная политика: трудности и пути их преодоления. Правда и Закон. 2019. № 3 (9). С. 14

[17] Комарова С.Л., Поклад Г.В., Абраменков М.Н. Мониторинг государственной молодежной политики на местах и проблемы финансирования регионов. В сборнике: Энергетика, информатика, инновации - 2019 Сборник трудов IX Международной научно-технической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 120

[18] Вольфсон Э.Н., Камынина Е.Д. Государственная молодежная политика: управленческий аспект. В сборнике: Учим управлять и учимся управлять. Шестой сборник научных статей. Кемерово, 2020. С. 135

[19] Плющ И.В.Реализация государственной молодежной политики как ресурс формирования активной позиции молодежи. В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. под общей ред. Е. И. Зритневой, Н. П. Клушиной. 2019. С. 255

[20] Назарова А.Н. Государственная молодежная политика в россии (на примере двух регионов). Бенефициар. 2019. № 56. С. 21

Введение

Актуальность исследования. По своей природе современная система социальной защиты населения является закономерным отображением таких глобальных тенденций общественного развития, как социализация экономики, интеллектуализация производства, приоритетность общечеловеческих ценностей, утверждения высоких стандартов качества жизни, и перманентное повышение уровня человеческого развития.

Относительно России, за период возобновления ее государственности и рыночной трансформации экономики отечественная система социальной защиты испытала кардинальные изменения, связанные в первую очередь с ее характером, источниками финансирования социальных расходов и механизмами получения социальной помощи, а именно разгосударствление институтов социальной защиты, диверсификация каналов получения социальных компенсаций и социальных услуг, делегирования части социальных функций государства, домохозяйствам и корпоративному сектору.

В то же время национальная система социальной защиты населения до сих пор остается фрагментарной за целевым направлением, ограниченной в имеющихся ресурсах, характеризуется низкой эффективностью функционирования институтов, которое обусловливает ее слабость, несовершенство и отсталость от европейских социальных стандартов.

Негативные последствия указанных изменений (демографический кризис, угроза социальной безопасности общества, процесс экономического расслоения населения и т.д.), а также тот факт, что молодое поколение составляет значительную часть российского общества, повлекли за собой необходимость создания эффективно действующего механизма социальной защиты данной общественно-демографической группы и кардинального пересмотра подходов законодателем и правоприменителем к решению обозначенной проблемы.

Социальная защита молодежи в настоящее время является предметом изучения и элементом научного аппарата целого ряда наук и их отраслей, в частности философии, социологии, права, педагогики, экономической теории, экономики труда, социального менеджмента, государственного управления, социальной работы. Среди классиков экономической науки, которые исследовали проблемы эволюции системы социальной защиты населения и развития экономического инструментария его анализа, стоит выделить А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршала, Дж. Кейнса, А. Пигу, М. Лоренца, Т. Веблена, Ф. Гайека, М. Фридмана, Дж. Бьюкенена, А. Мюллер - Армака, В. Ойкена, П. Спикера, Г. Титмуса.

Значительный вклад в развитие социальной защиты сделали отечественные ученые-экономисты, в частности Н. Абакумова, Н. Борецкая, В. Бех, В. Геец, И. Григ, Н. Н. Демьяненко, О. Длугопольский, Е. Костина, Г. Корнюшина, Е. Либанова, Г. Назарова, И. Рудкевич, Т. Семигина, С. Сиденко.

Целью работы является теоретическое обоснование содержания категории «социальная защита населения» и социальная защита молодежи в частности.

Объектом исследования является система социальной защиты молодежи, суть, ее структура, объекты, субъекты и инструменты реализации

Предметом являются особенности социальной защиты населения в России.

Задание работы:  

 - определение теоретических аспектов осуществления системы социальной защиты;

-   анализ современной политики социальной защиты молодежи в России;  

- оценка эффективности политики социальной защиты и выдвигания предложения относительно ее улучшения.

Среди методов обработки и анализа информации основными были такие: историко-хронологический и системный анализ, сравнительный анализ

Структура работы: состоит из введения, трех глав, шести разделов, заключения и списка используемых источников.


Глава 1. Социальная защита молодежи как направление государственной социальной политики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.044 с.)