Молодежь как объект социальной защиты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодежь как объект социальной защиты



 

Понятие «молодежь» определяется на основе признаков, приведенных в социологии, психологии, биологии, экономической науке и обозначает общественно – демографическую группу нуждающихся в социальной защите лиц в возрасте от 14 до 30 лет и характеризующаяся многочисленностью.

В свою очередь молодежная политика есть одно из осуществляемых на территории Российской Федерации направлений социальной политики, заключающееся в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по организации и реализации права на социальную защиту в целях создания правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации социальной группы лиц в возрасте от 14 до 30 лет.

Усиление селективного характера политики занятости требует уделения особого внимания в рамках общей системы социальной защиты тем категориям экономически активного населения, которые быстрее выталкиваются с рынка труда, в частности, это молодежь. Именно на рынке труда реформирование экономики больше всего задевает ее интересы. Поэтому улучшение положения молодежи на рынке труда, который обеспечивает реализацию творческого и трудового потенциала, а также надлежащее благосостояние работников, является одним из главных направлений социальной защиты ее социально-экономических прав и интересов.

Важной проблемой в контексте социальной защиты молодежи является развитие гуманитарной сферы, в частности образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, отдыха и туризма. Эти направления развития человеческого капитала способствуют обеспечению социального благополучия человека на всех этапах ее жизнедеятельности становятся надежной основой ее самозащиты. Проблемы социальной защиты молодежи остаются в центре постоянного научного интереса многих российских и зарубежных ученых. При этом вопросы трудовой мотивации молодежи, компонентов и факторов, детерминирующих ее занятость, содержания и структуры социальной защиты молодежи изучены недостаточно.

Молодежь требует со стороны государства особой социальной защиты, поскольку она является основным источником пополнения экономически активного населения. В современной России молодые люди в возрасте 15 – 35 лет составляют около 26 % ее населения. [1]

Именно в молодые годы человека происходят социальные и демографические события, которые определяют ее дальнейшую жизнь: окончание обучения в школе, выбор профессии и получение начального профессионального образования, начало самостоятельной трудовой деятельности, создание семьи, рождение детей. В этом возрасте молодежь приобретает профессионально-трудовой и социальный статус в обществе.

Занятость населения должна быть гарантом в обеспечении каждым работником своего благосостояния, соответствующего трудового вклада знаний и способностей. Сегодня молодежь является одной из категорий экономически активного населения, ускоренными темпами теряет возможности для самореализации на рынке труда.

Конъюнктура российского рынка труда в значительной мере зависит от состояния и динамики его молодежного сектора. Поэтому молодежная занятость приобрела особую актуальность, а еще больше беспокоят ее последствия для будущего российской экономики. Сейчас молодежный сектор в сфере занятости (по сравнению с другими секторами) определяется определенными особенностями:

– значительное уменьшение численности молодежи во всех отраслях экономики, особенно в науке и научном обслуживании;

– постоянное увеличение молодежной безработицы как открытого, так и скрытого (40 % безработных – молодежь).

Причем три четверти среди молодых безработных – женщины, поэтому необходимо:

– усиление напряженности в первичном трудоустройстве молодежи, особенно девушек;

– социально-профессиональная переориентация молодежи на труд вне государственного сектора;

– интенсификация трудовой деятельности по вторичным видами деятельности: сочетание одновременно нескольких работ, дополнительная работа во время учебы в стационарных отделениях учебных заведений разного типа, самозанятость и т. п;

– расширение приложения труда в сфере скрытой занятости, которая для молодежи привлекательна с точки зрения мобильности, риска, свободы от служебных обязанностей и нуждается к тому же зачастую не специальной профессиональной подготовки, а только определенных навыков;

– общее увеличение предложения рабочей силы среди молодежи, в частности, вследствие сужения возможностей родителей помогать детям.

Причинами этого являются, в частности, недостаточная профессиональная ориентация на рынке труда молодежи, низкий уровень профподготовки, отсутствие опыта практической работы, а также отказ от централизованного распределения выпускников высших и средних учебных заведений и неразработанность современного эффективного механизма регулирования трудоустройства. [2]

 

Одним из гарантированных прав несовершеннолетних является право на обучение. Каждый ребенок обязательно должен получить образование. Однако данная сфера относится к самым проблемным. Нехватка детских садов и мест в школах в новых строящихся микрорайонах, ежегодное большое количество первоклассников и отток учителей из сельских районов затрудняют реализацию данного права. Рассмотрим, что оно в себя включает и как защитить нарушенные интересы.

Государственная политика в сфере образования – это совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием российского образования. Данная политика включает в себя нормативную, финансово-экономическую, управленческую, кадровую, научную, международную составляющие. Ее элементами являются также идеалы, ценности, цели, задачи, принципы. В числе первоочередных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования провозглашен принцип приоритетности образования (ст. 3 федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-фЗ «Об образовании в российской федерации», далее – федеральный закон об образовании).

Базовыми принципами государственной образовательной политики, имеющими, на наш взгляд, непосредственное отношение к трудовому праву, являются также обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (подп. 8 п. 1 ст. 3 федерального закона об образовании). Так, внедрение непрерывного образования сотрудников «позволит повысить способность компаний управлять изменениями (в том числе вызванными кризисными явлениями в экономике), способствует инновационному развитию и наращиванию интеллектуального потенциала».

Правительство РФ ежегодно представляет федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте. Данный доклад готовится в рамках реализации государственной программы развития образования, принимаемой правительством РФ на определенный период. В настоящее время исполнительная власть руководствуется программой, принятой на период с 2013 по 2020 гг.

Цели программы – обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Во исполнение поставленных целей уже сегодня система профессионального образования подвергается изменениям: определены его уровни; исчезло понятие начального профессионального образования; появилось понятие профессионального обучения; введена система профессионально-общественной аккредитации; закреплены требования об обязательном включении в состав государственных экзаменационных комиссий представителей работодателей (не менее 50 % общего состава комиссии), о привлечении к учебному процессу подготовки почти по всем направлениям ведущих специалистов-практиков (не менее 5 % общего числа преподавателей); введены профессиональные стандарты, разрабатываемые работодателями, и т. д.

Важным этапом формирования социальной защиты населения, является противодействие и профилактика преступности несовершеннолетних. Противодействие преступности несовершеннолетних заключается в проведении уполномоченными субъектами системы мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию факторов, вызывающих совершение преступлений несовершеннолетними. В зависимости от объектов, на которые направлен превентивное влияние, принято выделять три уровня противодействия преступности несовершеннолетних: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный. [3]

К мерам общесоциального предупреждения преступности несовершеннолетних относятся действия, направленные на повышение социальной защиты семей с детьми, увеличение материальной помощи детям-сиротам и детям-инвалидам, реформирование образовательных учреждений, надлежащее финансовое обеспечение труда учителей и воспитателей. Они нацелены на уменьшение противоречий и стабилизацию социально-экономических, политических, морально-психологических, правовых отношений в государстве и обществе.

Значительную предохранительную роль могут выполнять школы, центры юношеского творчества, спортивные кружки и секции, которые организуют досуг подростков. Следует обратить внимание на возможности общественных организаций (экологических, просветительских) в противодействии преступности несовершеннолетних. Большой вес приобретает воспитание уважительного отношения к памятникам культуры, национальных достижений.

Поэтому законодатель, когда речь идет о правах и интересах лица, читает рамки действия принуждения. Одним из органов государственной власти, который использует метод принуждения, как мы уже ранее отмечали, является полиция по делам несовершеннолетних, которая создана с целью профилактики правонарушений среди лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Функционально эта служба относится к блоку криминальной полиции. Согласно действующего законодательства, полиции по делам несовершеннолетних проводить работу, связанную с обеспечением правонарушений детей; выявляет, пресекает и раскрывает преступления, совершенные детьми и др.

Работники криминальной полиции по делам несовершеннолетних выявляют причины и условия, способствующие совершению правонарушений детьми, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению, принимают участие в правовом воспитании детей; возвращают детей к местам постоянного проживания, обучения или направляют их в специальные специальных учебно-воспитательные учреждения для детей.

Классификация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности среди несовершеннолетних предстает в двух видах: направление деятельности и место профилактики.

Первый вид в зависимости от объекта, на который направлена профилактическая деятельность, можно разделить на следующие участки:

− работа с неблагополучными семьями;

− с взрослыми, которые втягивают несовершеннолетних в преступления деятельность;

− с подростками, совершающими правонарушения;

− с уголовными, антисоциальными группировками подростков;

− с иногородними;

− обще профилактическая работа.

Второй блок в зависимости от места, где осуществляется профилактическая работа, можно разделить на следующие участки деятельности:

– по месту жительства;

– по месту работы;

- по месту обучения. [4]

Специалисты обращают внимание на имеющийся взаимосвязь проблем детей и недостаточные воспитательные навыки родителей. Поэтому во всем мире растет количество внедренных образовательных профилактических программ. Главная их цель – улучшение практического воспитания детей, которое должно привести к улучшению их поведения.

Другая категория – программы предупреждения преступности несовершеннолетних, направленные на улучшение молодежного досуга.

Опыт доказывать, что без комплексного подхода в борьбе с негативными явлениями в молодежной среде эффективной работы в этом направлении достичь практически невозможно. Поэтому должны быть скоординированы усилия всех заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций и безусловно семье.

Следовательно, для предупреждения и профилактики бытовых преступлений среди молодежи необходима слаженная система правовых и других мероприятий. А именно:

1. Исключение возможности приобретения несовершеннолетними алкоголя;

2. Пропаганда здорового образа жизни;

3. Работа над усовершенствованием законодательства, мониторинг действующих нормативных правовых актов с целью их оптимизации, выявления пробелов и противоречий;

4. Необходимо повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, формирование доверия к ним у населения. Для этого их деятельность должна быть информационно прозрачной (конечно, в той мере, в которой это допускается законом).

5. Нужно выработать общегосударственную Концепцию развития правовой культуры молодежи, на основе которой можно было бы разрабатывать федеральные, региональные и муниципальные целевые программы правового просвещения и повышения правовой культуры граждан. Пока такая концепция, к сожалению, отсутствует, но отдельные мероприятия осуществляются в рамках других документов.

6. Проведение мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции молодежи, посредством активного применения мер поощрения в отношении различных сфер жизни общества.

7. Патриотическое воспитание молодого поколения.

8. Создание благоприятных условий, со стороны прежде всего государства, для развития научной, творческой и инновационной деятельности молодого поколения в виде стипендий, грантов и других мероприятий.

9. Правовое воспитание с детского возраста.

10. Привлечение молодежи к работе по обеспечению правопорядка.

За формированием творческого становления молодежи отвечают культурнодосуговые учреждения. Они играют ключевую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и имеют все шансы образовать его творческую активность. Творчество считается развитием и совершенствованием личности. 

В современном мире среди наиболее востребованных и многообразных форм подростки выбирают следующие: дискотеки, КВН, игровые и конкурсные программы, шоу-программы. Одной из наиболее востребованных форм развлекательных программ у молодых людей считается КВН. Это объясняется тем, что игра ‒ один из более чистых видов эстетической работы. Огромную роль играет и то, что в качестве основной сферы самореализации личности контркультура, к которой, без сомнения, принадлежит и феномен КВН, выдвигает досуговую, непроизводительную работу.

По нашему мнению, ведущий педагогический принцип работы с ребятами младшего школьного возраста и подростками – рациональная организация их досуга. Образовательные занятия детей в кружках и студиях должны быть нацелены на получение начальных способностей в художественном и техническом творчестве. Игровая досуговая деятельность (конкурсы, викторины, игровые программы, утренники) ориентирована на расширение кругозора детей в организации свободного времени. Рекреативный досуг (походы, экскурсии, клубы общения по интересам) должен способствовать переключению интереса подростков, развлечению и отдыху их от уроков в школе, общению, ознакомлению с природой и культурными ценностями. [5]

На наш взгляд, потребность в творчестве глубоко характерна любому человеку, и тем более молодому. Почти все формы досуга включают в себя элементы творчества, при этом вероятность создавать раскрывается не всем, например некоторые молодые люди не хотят или не имеют возможность полностью раскрыть или воплотить в жизнь свои способности, тем не менее, на генетическом уровне, любой человек способен к творчеству.

Можно сделать вывод о том, что досуг считается проводником межличностного общения молодёжи, считается почвой для работы и отдыха в коллективе. Значимость социально-культурной работы заключается в ее воздействии на становление креативного потенциала и всевозможных способностей молодежи, степень ее удовлетворения культурно-досуговым учреждением. В педагогическом проекте работа учреждений представленного типа состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду абсолютно любые сферы занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек предпочитает увлекаться на досуге, как можно более разнообразно и углубленно развивать всевозможные стороны его личности: разум, мораль, эстетические ощущения.

В целом мы приходим к выводу, что у молодых людей имеется огромный творческий потенциал, который необходимо развивать. Тем не менее, существует проблема организации досуга, ведь основными видами досуга у молодёжи являются: общение с друзьями, посещение дискотек и ночных клубов, использование компьютера с целью игры и проведение времени в интернете и социальных сетях. Большая часть молодежи мало увлекается спортом, что оказывает негативное влияние на их здоровье. На выбор досуга у большей части подростков оказывает влияние компания, меньше – старшие друзья. Поэтому молодым людям необходимо помогать в организации досуга, ориентировать их активность в данной сфере, применить их креативный потенциал.

Мы выяснили, что в этом нам помогают культурно-досуговые учреждения, они направлены на развитие и воспитание творческого потанцевала современного подрастающего поколения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.032 с.)