Несение службы в гипермаркете



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несение службы в гипермаркете



Характеристика правонарушений покупателей

Сотрудникам служб безопасности и охранных предприятий, работающих в торговых предприятиях практически ежедневно приходиться сталкиваться с фактами различного рода противоправных действий, совершаемых покупателями и посетителями торговых объектов. В подавляющем большинстве случаев, действия эти носят корыстный характер. Для того, чтобы тактически и юридически грамотно поступить в той или иной ситуации, не превышая при этом рамки законодательно-предоставленных полномочий, но и не оставаясь пассивным в ситуации, когда имеется необходимость применить физическую силу или специальные средства, сотрудник охраны должен обладать необходимыми набором базовых юридических знаний.

В настоящей статье речь пойдет о характеристике и правовой квалификации фактов правонарушений и преступлений корыстной направленности, с которыми наиболее часто сталкиваются сотрудники службы безопасности торгового предприятия.

Ежегодно в России регистрируется более миллиона преступлений, свыше 60 % из которых являются хищениями. В свою очередь, из 60 % совершаемых хищений, около 40% являются кражами. Помимо краж, наиболее распространенными формами хищений являются мошенничества, грабежи, разбои, присвоение или растрата. Данные формы хищений закреплены в Уголовном кодексе РФ и влекут за собой наступление уголовно-правовых последствий – судимость. Следует учесть, что речь идет о зарегистрированных преступных деяниях. В силу тех или иных причин, значительная часть преступлений носит латентный характер, что позволяет сделать вывод о том, что приведенное процентное соотношение не соответствует существующим реалиям и хищений, фактически, совершается намного больше.

Наряду с деяниями корыстной направленности, предусмотренными УК РФ, совершаются деяния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ, грань между которыми бывает достаточно прозрачной, поскольку в зависимости от тех или иных условий (квалифицирующих признаков), деяние можно отнести как к уголовному преступлению, так и к административному правонарушению. Наиболее близким к вышеперечисленным формам уголовно-наказуемых хищений, по своему юридическому составу, является мелкое хищение, предусмотренное ст. 7.27 КоАП РФ, совершение которого влечет за собой административную ответственность. Не смотря на то, что данные правонарушения и преступления отличаются по степени их общественной опасности, относятся к различным отраслям права, их объединяет то, что все они являются хищениями. Часто, даже в практической деятельности ОВД, возникают затруднения связанные с юридической квалификацией того или иного преступного деяния, либо при разграничении административных правонарушений и уголовно наказуемых преступлений.

В практической деятельности подразделений безопасности торговых предприятий так же постоянно приходиться сталкиваться с определенными затруднениями, при квалификации тех или иных деяний, что не позволяет своевременно принять правильное решение для разрешения возникшей ситуации. Как уже было сказано, для принятия правильного решения в случае совершения хищений, сотрудникам службы безопасности, причем всех уровней, начиная с рядового сотрудника и заканчивая руководителем подразделения службы безопасности, нужны базовые знания действующего законодательства.

Мелкое хищение

Наиболее часто в торговых предприятиях совершаются хищения, предусмотренные ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение».

Согласно диспозиции ст. 7.27 КоАП РФ, под мелким хищением понимается хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 УК РФ.

Таким образом, диспозиция статьи содержит исчерпывающий перечень форм хищений, - кража, мошенничество, присвоение. Другие формы хищений, не могут расцениваться как административное правонарушение и квалифицироваться по ст. 7.27. КоАП РФ.

Первостепенное значение, для квалификации деяния по ст. 7.27 КоАП РФ, имеет сумма причиненного ущерба. Эта сумма, при условии соблюдения признаков, указанных в диспозиции ст. 7.27 КоАП РФ, является гранью при делении правонарушений на уголовные и административные. Для квалификации по ст. 7.27 КоАП РФ, данная сумма не должна превышать 1000 рублей. В случае, если сумма составляет 1000 р. 01 к., данное правонарушение следует расценивать как уголовно наказуемое деяние. При определении суммы ущерба, которая будет являться основанием для квалификации следует иметь в виду, что у похищаемого из торгового зала товара имеется несколько вариантов стоимости, которые могут являться отправной точкой квалификации, например закупочная цена и цена товара, по которой товар реализуется. Этот момент в правоприменительной практике понимается неоднозначно. Например, гражданин похищает товар, стоимостью, указанной на ценнике 1 200 рублей. Закупочная цена данного товара при этом составляет 900 рублей. В данном случае умысел злоумышленника направлен на хищение конкретного товара, при этом он осознает его заявленную стоимость и желает причинить ущерб именно на сумму 1 200 рублей. То есть умысел его вполне конкретизирован. Логически рациональной представляется именно такая квалификация. Однако на практике, бывают, к сожалению, варианты, когда за отправную точку берется закупочная стоимость товара, что позволяет расхитителю избежать уголовной ответственности. Данный вопрос надлежащим образом законодательно не урегулирован, что позволяет отнести его к одному из вариантов «пробела в праве».

Что касается форм мелкого хищения, то применительно к специальному субъекту (покупателю), встречаются две формы, - кража (тайное хищение) и мошенничество (хищение путем обмана или злоупотребления доверием). Чаще всего, конечно, встречается мелкое хищение в виде кражи, когда товар пытаются вынести тайно (путем припрятывания в одежде, ручной клади, мелкий товар прячут в крупный и тому подобное).

Мошенничество, - менее распространенная, но тем не менее, встречающаяся форма мелкого хищения. В качестве типичных примеров мошенничества покупателей можно привести следующие:

- При пользовании весами самообслуживания в торговом зале, покупатель взвешивает некоторое количество товара (например, 100 грамм), после чего докладывает еще какое-то количество этого же товара, и на упаковку наклеивает распечатанную термоэтикетку с меньшим вестом, чем фактически имеется в наличии.

- Покупатель набирает в пакет товар, и при взвешивании его на весах самообслуживания набирает код более дешевого товара (например, креветки королевские, взвешиваются как весовой картофель). Если факт такого мошенничества обнаружиться на кассе, то всегда можно сослаться на невнимательность, неумение пользоваться весами и т.д.

- Этикетка с ценником переклеивается с дешевого товара на дорогой (как правило, касается товаров категории «non food»). Вариант, - дорогой товар перекладывается в упаковочную коробку дешевого товара.

Все перечисленные действия совершаются именно посредством обманных действий, и при надлежащей бдительности и внимательности со стороны сотрудников торгового предприятия могут (и должны) быть обнаружены при расчете на кассе.

Как уже отмечалось выше, мелкое хищение может быть совершено только путем кражи, мошенничества и присвоения. Каждой из перечисленных форм присущи следующие признаки, которые нашли отражение в диспозициях статей УК РФ.

Уголовно-наказуемое хищение

Иные корыстные преступления

Для нас более важны иные корыстные преступления, с которыми могут столкнуться сотрудники службы безопасности торгового предприятия, такие как грабеж (ст. 161 УК РФ) и разбой (ст. 162 УК РФ). Данные преступления отличаются от ранее рассмотренных преступлений, способом их совершения. При грабеже способ – открытый, при разбое – нападение.

Открытый способ предполагает хищение чужого имущества в присутствии потерпевшего или других лиц. При этом лицо осознает, что его действия очевидны для потерпевшего или посторонних, и они осознают противоправный характер совершаемых им действий.

При разбое – способ нападение, совершенное с насилием опасным для жизни и здоровья либо с угрозой применения такого насилия.

Не вдаваясь в подробности содержания данных признаков, следует отметить, что данные преступления представляют большую общественную опасность для общества, в связи с чем, законодатель не включил данные способы, как возможные для совершения мелкого хищения. Следовательно, при совершении грабежа и разбоя сумма причиненного ущерба роли не играет. В любом случае наступает – уголовная ответственность. А при разбое, достаточно высказывания угрозы применения насилия, с целью завладения имуществом, что бы преступление считалось оконченным.

Следует отметить, что деяние, начатое правонарушителем как мелкое хищение, может стать уголовно-наказуемым деянием, в случае если лицо, осознав, что его обнаружили, пытается скрыться с похищенным товаром.

Этот момент очень важен для того, чтобы сотрудник охраны смог адекватно оценить ситуацию, при которой мелкое хищение перерастает в преступление и действовать соответственно.

Напомним, что Основаниями для задержания правонарушителя сотрудниками охраны являются следующие обстоятельства:

- лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

- очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление. Под прямыми показаниями очевидцев, дающими основаниями для задержания, имеются в виду показания одного или нескольких лиц, указавших на личность преступника или описавших его приметы

- когда на подозреваемом или при нем, или на его (в его) одежде имеются явные следы преступления. Под явными следами преступления понимаются орудия преступления, похищенное имущество, похищенные материальные ценности и т.д.

Таким образом, если лицо в ходе попытки совершения мелкого хищения обнаруживает свои противоправные намерения, но не отказывается от доведения противоправного умысла до конца, то его действия перерастают в попытку открытого хищения (грабеж) независимо от стоимости товара, т.е. в преступление. В этом случае у сотрудника охраны имеются все основания для задержания правонарушителя, в том числе, с помощью физической силы.

Знание рассмотренных положений из теории уголовного и административного права, позволяют сотрудникам охраны сориентироваться в той или иной сложившейся ситуации, принять правильное решение, подготовить соответствующие необходимые документы, которые могут потребовать сотрудники правоохранительных органов.

Проверка покупателей

В ходе практической деятельности, сотрудники службы безопасности торговых предприятий очень часто сталкиваются с необходимостью проверить подозрительных покупателей и посетителей торговых центров на их «добропорядочность», то есть на наличие или отсутствие у последних не оплаченных (точнее, - похищенных) товаров.

Именно действия сотрудников охраны по осуществлению этой процедуры, чаще всего вызывают возмущение и негодование покупателей, особенно в случаях, когда подозрение не подтверждается. По этому сотруднику службы безопасности необходимо четко представлять границы правомерности его действий. А так же просчитать возможные негативные последствия и для торгового предприятия в плане исключения или минимизации возможности создания конфликтной ситуации, которая может привести к потере лояльности, как самого проверяемого покупателя, так и граждан, оказавшихся свидетелями подобной ситуации. Соответственно, с целью обезопасить себя от возможного юридического преследования, избежать возможных негативных последствий, указанных выше, нужно представлять и придерживаться определенного алгоритма действий, который мы и постараемся определить в настоящей статье.

Юридическая составляющая.

Рассмотрение такого понятия, как «личный досмотр», следует начать с определения правовой составляющей осуществления данной процедуры. В соответствии со ст.22 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Естественно, процедура личного досмотра, является определенным ограничением этого права, и требует строгого соблюдения норм, как Основного Закона, так и иных законодательных актов. Порядок и основания производства личного досмотра регламентированы ст. 27.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В соответствии с п.1 указанной статьи, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения, либо предметов административного правонарушения. Эта же статья закрепляет положение, согласно которому личный досмотр физических лиц вправе осуществлять строго, ограниченный федеральным законодательством, круг лиц.

ВАЖНО: Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что ни сотрудники службы безопасности розничных структурных подразделений торговой компании, ни сотрудники ЧОП, несущие дежурство на торговых объектах на договорной основе, не обладают правом осуществления личного досмотра граждан.

Поскольку, как было сказано выше, сотрудники службы безопасности, как и сотрудники ЧОП, не имеют права осуществления личного досмотра, в настоящей статье может идти речь лишь о досмотре, подозреваемых в «недобросовестности» покупателей, как об одной из внеправовых форм контроля, используемых сотрудниками охраны. При этом, мы будем избегать термина «досмотр», используя более походящий для этой процедуры термин, - «проверка на предмет наличия неоплаченного товара». В служебных документах торговой компании как-то, - инструкциях и регламентах, служебных записках, информационных справках, докладных и т.п., рекомендовалось бы использование термина «Досмотр» ЗАПРЕТИТЬ.

Одним из непременных условий к осуществлению процедуры проверки подозреваемых в хищении покупателей, является то, что она должна проводиться только наиболее подготовленными сотрудниками из числа сотрудников службы безопасности, в должности не ниже старшего смены (либо непосредственно руководителем службы безопасности). Сотрудникам ЧОП, в том числе старшим смены ЧОП, непосредственно осуществлять данную процедуру при наличии возможности (то есть при наличии собственной службы контроля в торговом предприятии) рекомендовалось бы запретить. Допустимо участие сотрудников ЧОП либо рядовых сотрудников службы контроля торгового предприятия , в качестве сопровождающих, или обеспечивающих дополнительную физическую охрану, участников рассматриваемой процедуры.

Осуществление проверки покупателя, подозреваемого в недобросовестности, можно условно разделить на несколько этапов:

1. Определение необходимости проверки покупателя или посетителя торгового центра, на предмет наличия или отсутствия у него неоплаченного товара.

2. Сопровождение данного лица в комнату, предназначенную для осуществления проверки.

3. Непосредственно процедура проверки.

4. Документальное закрепление результатов проверки.

5. Принятие решения в отношении лица, совершившего хищение товара.

Основанием для осуществления действий, направленных на проверку покупателя или посетителя торгового центра Компании, на предмет наличия при нем не оплаченного товара (далеко не всегда эта проверка связана с осуществлением сотрудниками полиции личного досмотра), является наличие достаточных данных, позволяющих предположить, что у лица имеется неоплаченный товар.

Таким данными могут быть:

- непосредственно визуальное наблюдение сотрудником СБ действий покупателя, которые могут быть расценены, как припрятывание товара;

- получение информации о таких действиях от сотрудников СБ, работающих в скрытом режиме

- получение информации посредством средств системы видеонаблюдения;

- получение информации от иных сотрудников торгового центра;

- получение информации от покупателей или посетителей торгового центра;

- срабатывание противокражной системы на покупателя или его ручную кладь;

- наличие информации о том, что данное лицо ранее неоднократно задерживалось за совершение хищений;

- визуально заметные выпирающие элементы одежды, обуви, головного убора и т.д., позволяющие предположить наличие припрятанных посторонних предметов;

- обнаружение у покупателя неоплаченных товаров, которые не были припрятаны, но имела место попытка вынести их открыто;

- поведение, состояние, внешний вид покупателя, свидетельствующие о возможной «недобросовестности» с его стороны.

Определить, или обозначить необходимость осуществления проверки лица, может любой сотрудник службы безопасности, о чем незамедлительно уведомляется старший смены. Последний, немедленно должен прибыть на место и самостоятельно оценить достаточность данных для подозрения лица в совершении хищения и необходимость осуществления его проверки.

Проведение любой работы с лицом, подозреваемым в совершении хищения, допустимо при соблюдении условия изоляции данного лица от остального покупательского потока.

Определив необходимость проверки лица на предмет наличия неоплаченного товара, старший смены организует его препровождение в комнату, где осуществляется данная проверка. Далеко не всегда лицо добровольно соглашается проследовать в комнату, по этому старшему смены необходимо скоординировать свои действия и действия других сотрудников СБ таким образом, чтобы:

а) исключить развитие конфликтной ситуации в торговом зале, прикассовой или входной зоне;

б) исключить возможность «сброса» возможно похищенного товара;

в) не допустить покидания территории торгового центра лицом, подозреваемым в совершении хищения.

Как правило, лица, совершившие мелкое хищение в торговом центре, не заинтересованы в том, чтобы их поступок стал достоянием гласности, поэтому особенных проблем с препровождением их в комнату для досмотра обычно не возникает. Тем не менее, старший смены при сопровождении лица должен предусмотреть вероятность возникновения любой из трех вышеуказанных ситуаций. Предпочтительней организовать сопровождение таким образом, чтобы старший смены следовал вместе с задержанным и еще одним сотрудником СБ, при этом один из сопровождающих находился между входом (или иными зонами возможного покидания контролируемой территории) и задержанным. Желательно, чтобы еще один сотрудник СБ при этом следовал за задержанным на некотором расстоянии, причем незаметно для последнего, с целью зафиксировать возможный факт «сброса» похищенного товара.

Следует помнить, что прав задержания и вообще любого физического воздействия в отношении граждан сотрудники охраны торгового предприятия так же не имеют, поэтому любое физическое воспрепятствование гражданину покинуть торговый центр может быть применено лишь в том случае, когда имеется стопроцентная уверенность в совершении хищения. В иных случаях, если лицо игнорирует или не подчиняется просьбам сотрудников СБ проследовать с ними для осуществления проверки, так как «законными требованиями» мы их назвать не можем, правомерными действиями будет являться только немедленный вызов сотрудников милиции, с одновременным сопровождением данного гражданина без применения к нему физического воздействия, запоминание его примет, марки, номера автомашины, направления следования и другие действия по фиксации происшедшего, в рамках, предоставленных законом.

В различных торговых объектах, различны и условия, в которых приходиться работать с «задержанными» покупателями. В идеале, это специальная комната для досмотра, то есть помещение, предназначенное специально для этого. К сожалению, не во всех торговых центрах имеется такая возможность. Поэтому, там, где специальное помещение отсутствует, в качестве такого помещения приходиться использовать комнату старшего смены, или, так называемую, «мониторную» (помещение операторов системы видеонаблюдения) или иные служебные помещения. Естественно, если проверка «подозреваемого» производится в «мониторной», все экраны мониторов системы видеонаблюдения должны быть выключены.

Независимо от того, какое помещение используется для досмотра, оно должно отвечать определенным требованиям:

- помещение, в котором предполагается проводить проверку, должно быть до начала досмотра тщательно осмотрено сотрудниками службы безопасности торгового предприятия;

- данное помещение должно контролироваться посредством системы видеонаблюдения;

- двери в смежные помещения и окна, если таковые имеются, должны быть закрыты (закрытые, - затонированы), предметы, которые могут быть использованы как средства нападения, - убраны;

- доступ в помещение, где осуществляется проверка, на предмет наличия неоплаченного товара, лиц, не участвующих в этой проверке и возможность наблюдения за производством проверки со стороны таких лиц, за исключением операторов системы видеонаблюдения, должны быть исключены.

Непосредственно процедура проверки покупателя или посетителя торгового центра, в обязательном порядке начинается с вопроса лица, осуществляющего проверку (повторимся, - в должности не ниже старшего смены), - имеется ли у гражданина, подлежащего проверке, товар, не оплаченный на кассе? Если основанием для возможной проверки явилась сработка противокражной системы, то вопрос должен быть сформулирован иначе, например, - можете ли Вы предположить, что явилось причиной срабатывания противокражной системы? Необходимо помнить, что не всегда, даже достаточные основания для проверки, в дальнейшем подтверждают факт наличия неоплаченного товара. Поэтому в любом случае процедура проверки, в том числе, задавание вопросов, должны быть максимально корректны. Дальнейшее развитие событий зависит от поведения проверяемого гражданина. В любом случае, сотруднику СБ необходимо законными способами избежать процедуры досмотра и вынудить недобросовестного покупателя самостоятельно предъявить неоплаченный товар.

1 Вариант. Задержанный гражданин добровольно достает и предъявляет припрятанный товар.

Вариант наиболее приемлемый для сотрудников охраны, поскольку все дальнейшие действия сотрудников службы безопасности, с юридической точки зрения, являются вполне законными, так как задержанный добровольно проследовал в комнату для осуществления проверки и добровольно предъявил неоплаченный товар. Дальнейшие действия сотрудника службы безопасности, осуществлявшего проверку, направлены, либо на документальное закрепление данного факта с привлечением гражданина к юридической ответственности, либо на проведение работы в плане компенсации ущерба, ранее причиненного неустановленными лицами.

Естественно предположить, что не может быть уверенности в том, что покупатель добровольно предъявит ВЕСЬ припрятанный неоплаченный товар. В том случае, если гражданин предъявил неоплаченный товар и сотрудник СБ, осуществляющий работу с ним, принял решение о вызове сотрудников полиции, то его задача, - обеспечить надлежащий контроль за поведением задержанного до прибытия сотрудников полиции, чтобы исключить «сброс» остального товара. Если сброс все-таки произошел, то необходимо принять меры, по фиксации данного факта. Как было указано выше, помещение должно просматриваться системой видеонаблюдения, и до задержанного необходимо довести, что факт сброса, зафиксированный на записях СВН, подтвержденный свидетельскими показаниями, только усугубляет его вину. Исходя из данного факта можно построить и тактику дальнейшей работы с этим покупателем, используя психологическое превосходство сотрудника СБ и юридическую безграмотность задержанного. По прибытии сотрудников полиции они самостоятельно, на законных основаниях и с соблюдением необходимых формальностей, осуществят процедуру личного досмотра.

Если после предъявления неоплаченного товара «недобросовестным» покупателем сотрудник СБ, проведя определенную работу, решил принять предложение задержанного о компенсации определенной суммы ущерба, ранее причиненного действиями не установленных лиц, то необходимо самостоятельно предпринять меры к проверке данного покупателя на предмет наличия другого неоплаченного товара. В данном случае процедура так называемого «досмотра» упрощается, поскольку уже имеются данные, на 100 % свидетельствующие о том, что данный покупатель совершил хищение.

2 Вариант. Задержанный заявляет, что неоплаченного товара при себе не имеет.

Развитие событий при этом варианте так же может варьироваться. В первую очередь это зависит от достоверности информации о вероятности припрятывания товара. Если у сотрудника службы безопасности имеется достаточная уверенность, что информация о возможном хищении достоверна, - сработка противокражных ворот непосредственно на покупателя или его ручную кладь, информация конкретного сотрудника о припрятывании товара и не предъявлении его к оплате и т.п., - то однозначно вызываются сотрудники полиции для осуществления и процессуального закрепления процедуры личного досмотра. При этом, опять же, задача сотрудников службы безопасности, - обеспечение надлежащего контроля за задержанным, с целью исключения возможного «сброса» похищенного товара, а при установлении факта «сброса», фиксация данного факта и закрепление его возможными законными способами (записи системы видеонаблюдения, свидетельские показания, обеспечение сохранности отпечатков пальцев на «сброшенных» товарах, и т.д.).

В случае, если достаточной уверенности в совершении противоправных действий со стороны задержанного у сотрудника СБ не имеется, но основания для проверки присутствуют, например, лицо ранее неоднократно задерживалось за хищения, его поведение, состояние, внешний вид свидетельствуют о «недобросовестности» покупателя, либо действия, о которых поступила информация, прямо не свидетельствовали о припрятывании товара, но не исключали такую возможность, сотрудник СБ должен принять меры к проверке данного гражданина.

Тактические приемы проверки:

При осуществлении проверки покупателя, заявившего, что неоплаченного товара у него при себе нет, могут использоваться различные тактические и психологические приемы:

- в качестве одного из психологических приемов можно использовать следующий, - использование юридической безграмотности гражданина, вследствие чего у последнего создается иллюзия правомерности действий сотрудников СБ. Например, можно сослаться на Правила производства досмотра на предприятиях и в организациях, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 19 марта 1984 г. № 241. В указанных Правилах сказано, что досмотр вещей лиц, находящихся в помещениях или на территории предприятий и организаций, а в исключительных случаях личный досмотр, производятся при наличии у администрации или работников, осуществляющих охрану, достаточных данных, свидетельствующих о совершении хищений. В Правилах перечислены конкретные основания проведения досмотра: - лицо застигнуто в момент совершения хищения или непосредственно после его совершения; - на одежде и вещах лица имеются следы, позволяющие предположить, что им совершено хищение; - очевидцы прямо указывают на данное лицо как на совершившее хищение; - нарушен пропускной режим или имеются соответствующие показания технических средств. Разъяснив гражданину, что сотрудники СБ торгового предприятия вправе осуществить досмотр, сотрудник, осуществляющий проверку, повторно может предложить гражданину предъявить неоплаченный товар. Не трудно предположить, что, убедив гражданина в неизбежности обнаружения у него неоплаченного товара, можно добиться того, что последний все-таки самостоятельно предъявит имеющийся у него товар;

- если покупатель, в отношении которого требуется провести проверку, находится в состоянии алкогольного опьянения, не зависимо от его степени, данное обстоятельство следует использовать в первую очередь. Сотрудник СБ должен разъяснить данному гражданину, что даже без проверки у него уже имеются достаточные основания для вызова сотрудников полиции, поскольку гражданин появился в общественном месте в нетрезвом виде. Обнаружение же у него неоплаченного товара сотрудниками полиции только усугубит его положение. Как правило, лица, находящиеся в состоянии опьянения, уже испытывают чувство вины и вполне терпимо относятся к процедуре их проверки на предмет наличия неоплаченного товара. Конечно, встречаются ситуации «с точностью, до наоборот», то есть, агрессивное отношение граждан к факту их задержания. В этом случае сотрудник СБ так же может использовать поведение гражданина, как основание для немедленного вызова сотрудников полиции, а в ходе оформление гражданина за мелкое хулиганство, озвучить свои подозрения в отношении возможного хищения со стороны этого же гражданина.

Этап, который мы сформулировали, как документальное закрепление результатов проверки, достаточно условен. Законодательно закреплено, что процедура личного досмотра фиксируется в протоколе личного досмотра, который составляется должностным лицом, осуществлявшим личный досмотр с соблюдением всех необходимых требований. Поскольку мы изначально определились, что сотрудники службы безопасности торговой компании, как и сотрудники ЧОП, не являются субъектами права осуществления личного досмотра, то и документально закреплять какие либо результаты они не вправе. Когда мы говорим о документальном закреплении результатов проверки, речь идет о случаях, когда к разбору по поводу совершенного мелкого хищения не привлекаются сотрудники полиции. В этих случаях документальное закрепление сводиться к следующему:

а) фиксация личных данных правонарушителя в учетной документации сотрудников службы безопасности торгового предприятия;

б) фотографирование правонарушителя для возможного последующего размещения фотографии на стенде «они берт чужое» (что применяется в настоящее время очень редко), а так же для ориентирования сотрудников службы безопасности на контроль данного гражданина при последующих посещениях торгового предприятия.

Если для выявления и фиксации факта хищения привлекались сотрудники полиции, то сотрудники охраны могут выступать очевидцами, свидетелями хищения, заявителями (в случает наличия соответствующей доверенности на представление интересов предприятия), и соответственно давать письменные показания, заявления, предоставлять иные материальные доказательства совершенного правонарушения или преступления и т.д.

В заключение следует подчеркнуть, что юридически и тактически грамотные и, в то же время, корректные действия сотрудников службы безопасности необходимы в работе со всеми покупателями и посетителями торгового предприятия, в том числе и с «недобросовестными» покупателями. Выполнение рекомендаций, изложенных в настоящей статье, позволит максимально использовать имеющиеся в распоряжении подразделений службы безопасности возможности по минимизации потерь торговой компании от действий граждан, «любящих брать чужое».

Прилегающая территория

Видеоконтроль данной территории является составной частью СВН гипермаркета в том случае, когда гипермаркет расположен в отдельном здании, а не на территории торгового комплекса. Исключением могут являться случаи, когда торговое предприятие является «якорным» арендатором площадей торгового комплекса или само является арендодателем торговых площадей.

Важным моментом, который необходимо учитывать при размещении камер наружного видеонаблюдения, является место их установки. Монтаж камер непосредственно на здании может существенно снизить стоимость проекта, поскольку вынос камер на элементы инженерно-строительных и иных объектов, расположенных на определенном удалении от здания связан с дополнительными расходами. К сожалению, этого не всегда возможно избежать.

Наружные видеокамеры призваны контролировать следующие зоны:

1) Зона центрального входа в гипермаркет. Как раз эту камеру приходиться, как правило, устанавливать на некотором удалении от здания (на элементах рекламных баннеров, столбах освещения, стенах рядом стоящих зданий и т.д.). Она должна охватывать непосредственно центральный вход в гипермаркет, прилегающие подъездные пути, часть парковки автотранспорта в непосредственной близости от центрального входа, объекты, расположенные в районе центрального входа, - банкоматы, строения для хранения покупательских тележек и т.д. Чаще, используются архивные записи данной камеры. Однако в некоторых случаях, для оперативного реагирования, рекомендуется использовать данную камеру в режиме реального времени. В частности, в случае, если внешняя инкассация магазина осуществляется через центральный вход, предпочтительнее, чтобы оператор контролировал ситуацию около инкассаторской машина с момента ее прибытия, до отъезда с территории парковки.

2) Парковка автотранспорта. Место установки камер для контроля данной зоны определяется в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом особенностей прилегающей местности. Рекомендуемое размещение, - на углах здания, ориентировав таким образом, чтобы зоны контроля частично перекрывали друг друга. Высота, на которой монтируются камеры, определяется с учетом возможности их последующего технического обслуживания. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность их хищения. Соответственно рекомендуемая оптимальная высота, - 3,5 – 4 метра. Угол направленность выбирается с учетом того, чтобы избежать засветки от естественных источников света, а так же от возможных бликов близ расположенных светоотражающих элементов. Как правило, - в режиме реального времени камеры контролирующие парковку не используются. Чаще архив записей данных камер бывает востребован в случаях ДТП, происходящих на контролируемой территории и в случаях конфликтных ситуаций и нарушений общественного порядка. В режиме реального времени они могут использоваться оператором для контроля ситуации на парковке в дни или часы пиковых посещений покупателей, для определения необходимости выставления дополнительных сотрудников, осуществляющих регулировку автотранспорта.

3) Противопожарные (эвакуационные) выходы. Необходимость видеоконтроля противопожарных выходов обусловлена тем, что, в соответствии с требованиями пожарных инспекций, они должны быть открыты (точнее – не заперты) во время посещения торгового объекта покупателями. Что вызывает риск возможных хищений товара посредством выхода через них покупателей с неоплаченным товаром. Иногда, хотя это и запрещено, практикуется прием через них товара, в случае если заняты все грузовые ворота дебаркадера. Установка видеокамер для контроля противопожарных выходов осуществляется с учетом наличия видеоконтроля этой зоны посредством иных видеокамер, контролирующих центральный вход, парковку или периметр. Иногда они попадают в зону контроля камер, установленных внутри гипермаркета. Соответственно, зачастую необходимость отдельных камер для контроля рассматриваемой зоны отпадает. Поскольку, как было отмечено, имеется возможность, через противокражные ворота совершать хищения (к сожалению, в моей практике такие случаи бывали, товар вывозили целыми тележками), существует необходимость с определенной периодичностью осуществлять контроль этой зоны в режиме реального времени.

4) Служебный вход в гипермаркет. Видеоконтроль служебного входа в гипермаркет является обязательным, поскольку это одна из потенциально опасных зон с точки зрения возможности несанкционированного проникновения здание гипермаркета. Видеоконтроль осуществляется пос



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.017 с.)