Журналистика в современном художественно-культурном процессе.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика в современном художественно-культурном процессе.



Ж. нередко называют «четвёртой властью (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Её главное предназначение – обеспечить обществу всестороннюю и объективную информацию обо всём, что в нём происходит. Формирование общественного сознания. Интенсивное расширение направлений общественного интереса привело к постепенному расслоению журналистской деятельности на отдельные профессиональные сферы. Важнейшей остаётся общественно-политическая журналистика, обеспечивающая всестороннее освещение политических процессов. Журналист одновременно и политолог, и обществовед, и историк, и философ.

Наряду с общественно-политической журналистикой всё большее значение приобретают узкоспециализированные направления, охватывающие разные стороны жизни людей. Они требуют от журналистов особой, специальной подготовки. Ж. должен профессионально разбираться в тонкостях предмета разговора, чтобы добиться доверия. Специальная ж. - медицинская, спортивная, экономическая, художественная.

Художественная ж. имеет предметом разговора искусство, разные его виды. Не просто к событиям общественно-культурно жизни в сфере искусства, в которых может разобраться и журналист широкого профиля, но именно и, прежде всего, к явлениям, связанным с художественным творчеством во всех видах и формах его существования, потребность в котором всегда была огромна.

Главным объектом внимания музыкальной журналистики является современный музыкальный  процесс: его творческие и организационные составляющие.

Музыкально-критическая мысль – это оценочный подход в искусству во всех формах его проявления.

Музыкально-критическая журналистика – направленная на творчество оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных)

1. Научное музыкознание

2. Педагогическое музыкознание

3. Прикладное музыкознание

Основные цели прикладного музыкознания можно определить в виде трёх компонентов:

- познать музыкальное искусство

- оценить его

- пользоваться им

«Каждая эпоха, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза» - Г. Гейне. Именно в историческом движении культуры следует искать корни таких специфических особенностей художественно-критического (музыкально-критического) осмысления, как:

-непрерывно происходящая переоценка ценностей

- относительность истины критической оценки

- вариативность (множественность) пониманий, характерная как для одного периода (понимание многих), так и для развёртывания во времени

- разомкнутость, неокончательность критических суждений.

Функции критики многообразны:

 1. выступает посредницей между произведением искусства (творцом) и публикой (читателем, слушателем, зрителем);

 2. является проводником, способным передавать импульсы «туда и обратно». Помогает публике в верном восприятии творений искусства, а художникам – в их воздействии на духовный мир, на мировоззрение народа;

 3. помогает художникам глубже узнать реакцию публики на свои творения, узнать, как складывается общественное бытие произведений искусства и, тем самым, помогает народу воздействовать на творчество художников («Художественное произведение, создаёт публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой» (Карл Маркс). Художественная критика равно необходима (хотя и по-разному) как создающим художественные ценности, так и воспринимающим их:

       «Надо хорошо знать писательский труд, чтобы понять, как нужно литератору умное, просвещённое слово, прямое слово критики о том «серьёзном вопросе», которым мучился «до конца дней» М. Горький, мучились истинно великие художники слова, мучаемся и мы: как писать?,,,» (К. Федин)

Первейшее дело м .к.определять художественные масштабы и степень совершенства (произведения, концерты, спектакли и т.д.), давать оценку сущности явлений искусства. Путь к этому лежит через изучение: идейно-поэтического смысла художественного произведения во всех формирующих его компонентах, выяснение того, что делает его явлением искусства, а не изделием ремесла, художественного произведения как неповторимой эстетической ценности; его автора как неповторимой творческой личности; творческого процесса, характерного для создателя оцениваемого произведения; процесса общественного восприятия данного произведения как выражения его социальной и психологической функций; выявлением того нового, чем оно может обогатить духовный мир человека. А потребности человеческого духа не однолинейны, они безграничны: людям нужна и высокохудожественная философская симфония, и не менее художественная развлекательная музыка.

       Обращаясь к критическому рассмотрению произведения искусства, необходимо уяснить его идейный замысел и установить, насколько соразмерно ему его художественное воплощение, то есть каково решение проблемы взаимодействия содержания и формы.

      1. «...определение степени эстетического достоинства произведения должно быть первым делом критики.

       «Для истинного критика искусства, - писал А. Серов, - первое условие: созерцать предмет в его целостности, в его полном организме и его условиях, сравнительно с требованиями века, современного произведению, и с требованиями нынешними».

       О сути ценности: «Когда произведение не выдержит эстетического разбора, оно уже не стоит исторической критики; ибо, если произведение искусства чуждо животрепещущего исторического содержания, если в нём искусство было само себе целью, - оно всё ещё может иметь, хотя одностороннее, относительное достоинство; но если, при живых современных интересах, оно не ознаменовано печатию творчества и свободного вдохновения, то ни в каком отношении не может иметь никакой ценности, и самая жизненность его интересов, будучи выражена насильственно, в чуждой им форме, будет бессмысленна и нелепа» (В.Г. Белинский, «Речь о критике»). Таким образом, Белинский требует комплексной критики, единства исторического и эстетического анализа, рассмотрения художественного явления в нерасторжимости замысла-содержания и воплощения-формы.

       Требования выдающихся критиков ХIХ века и поныне вполне современны, ибо одной из достаточно трудных задач, стоящих перед нашей х.к., по-прежнему остаётся совершенствование анализа явлений искусства в их внутреннем строении, внутренней органичной целостности, в раскрытии богатства и противоречивой сложности их художественного содержания и формы.

                  

       2. Обоснованность и доказательность критики.       

       Обоснованность и доказательность, обязательные для х.к., почти немыслимы при изолированном рассмотрении отдельно взятого произведения или художника. Необходим широкий подход, предполагающий возможно более полное знакомство со всеми творениями автора сочинения, являющегося объектом критики, и возможно более полное представление о месте, которое занимает автор в общей эволюции его искусства.

       «Все произведения поэта (о Пушкине), как бы ни были разнообразны и по содержанию и по форме, имеют общую всем им физиономию, запечатлены только им свойственною особенностию, ибо все они истекли из одной личности, из единого и нераздельного я. Таким образом, приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить в многоразличии и разнообразии его произведений тайну его личности, то есть те особенности его духа, которые принадлежат только ему одному» (В.Г. Белинский)

       3. Изучение общественного восприятия художественного произведения или некоего творческого акта, то есть социологический аспект исследования имеет преимущественное значение для временных искусств, требующих интерпретационного посредничества, как правило, неотделимого от присутствия более или менее массовой аудитории. Нужны и полезны критические статьи о ещё не исполнявшихся произведениях или аналитические работы, посвящённые не демонстрировавшимся у нас кинофильмам. Критика спектакля или концерта будет обеднённой, если не коснётся проблемы их непосредственного восприятия аудиторией.

       Критика должна базироваться на глубоком понимании сущности и специфики данного искусства, на определённой методологии его анализа. Она должна быть этически безупречной, смелой, нелицеприятной, объективной, свободной от конъюнктурности, от личной или групповой предвзятости, прямой и откровенной.

 

           

                   Объекты  музыкальной  критики

- Творческая личность

Для раскрытия неповторимости творческой личности художника важны не внешне-биографические данные его жизни, но проникновение в его духовный мир, в сложную и часто противоречивую эволюцию его художественного сознания, обусловленную не только индивидуальными свойствами натуры данного человека, но, прежде всего, окружающей его социально-исторической действительностью.

- Музыкальное произведение (исполнение) как ценность и как результат творческой деятельности

Как ни велико значение высказываний художника о своих творческих установках, как ни интересна информация, которую они несут, но для достижения поставленной цели надо преимущественно исходить не из деклараций художника, а из его реального творческого пути. Всё это непосредственно вводит в изучение самого творческого процесса автора критикуемого произведения, позволяющего понять, какие черты и особенности последнего закономерны, а какие случайны; какие могут дать пышные всходы, а какие неизбежно отомрут; как в завершающемся проглядывает нарождающееся, то есть не только констатировать, но обоснованно обобщать и зорко прогнозировать, а, следовательно, – оказывать определённое воздействие на эволюцию художника, что и является высшей целью художественной критики.

           

- Проблема Мастерства художника (композитора, исполнителя)

Критической оценке надо подвергать не то, что хотел или декларировал художник, а то, что получилось в итоге творческого акта, ибо художественный результат может быть и выше, и ниже задуманного, может иногда даже противоречить эстетическим убеждениям автора. «Потомство оценивает произведение не по намерениям художника, а по тому, что ему удалось выразить в нём» (Ф. Лист).

Лишь тогда, когда идея обретает увлекательную волнующую форму, сквозь которую она во всём блеске просвечивает, лишь тогда она заключает в себе первейшее и основное условие, обеспечивающее ей продолжительный век. Решающим является не то, что хотел выразить художник, а то, что он создал. Таким образом, объектом критики становится проблема Мастерства, зрелости художественного мышления. Причём, чем глубже идея, чем смелее замысел, тем более точным во всех деталях творческого процесса должен быть технический расчёт. Именно мастерство показывает, материализован или не материализован художественный замысел, и. если желаемое кажется художнику достигнутым, то дело критики показать, справедливо это или нет и на каком эстетическом уровне сделано. При этом неправомерно судить художника за отсутствие в его произведении того, о чём он не помышлял. Не допускать субьективизма и произвольных трактовок. Оценивать следует то, что есть, а не то, что могло бы быть (вымышленная концепция критика, предвзятость представлений и произвольных эстетических критериев свидетельствуют о неумении критиковать). Нельзя рассматривать художественное произведение с позиций неких условных, канонизированных правил и законов. В искусстве не то хорошо, что правильно, а то правильно, что – хорошо. «Художник может искать прекрасное вне школьных правил, и он не должен страшиться, что из-за этого его ждёт неудача» (Ф. Лист). «Нет правила, которого нельзя было бы преступить во имя более прекрасного» (Бетховен), «В музыке сталкиваются самые большие противоположности, самое огромное удовольствие нам доставляет нарушение законов, и потому придерживаться их иной раз невыгодно» (Дж. Россини). «Об авторитете, традициях и примере мастеров. Они столь же опасны, как и полезны; они вводят в заблуждение или запугивают художников; они вооружают критиков страшными доводами против всякой оригинальности» (Делакруа). «Рецептами искусство не создаётся. Литературовед может написать исследование «Как сделан роман «Дон Кихот», но от этого мы не будем знать, как сделать роман «Дон Кихот» (К. Федин).

       Судить по законам избранного художником жанра. Недопустимо, когда критика не учитывает конкретной структуры произведения искусства и судит его вопреки законам данного вида и рода искусства без учёта природы жанра и особенностей метода, избранного художником: «всё дело в том, чтобы знать «чего» в ком искать, соображаться с «идеалами» каждого отдельного художника того «рода» искусства, о котором идёт речь, мерять тем аршином, который приходится к данному случаю, а не сбивать, спутывать понятия и идеалы совершенно различные» (А. Серов)

- Творческая деятельность во всех её проявлениях, во всех её положительных и отрицательных качествах.

       Объектом х.к. может и должна быть творческая деятельность во всех её проявлениях, во всех её положительных и отрицательных качествах. Оперативность, отзывчивость на всё, что по тем или иным причинам заслуживает внимания.

Критиковать = судить, оценивать. Раскрывать не только отрицательные, но и положительные стороны искусства. Похвала – тоже критика. Похвала - ориентирует. Захваливание – дезориентирует. «Суждение не всегда состоит в том, чтобы произнести приговор судимому предмету, решив: «вот этому быть так, а тому иначе», но часто состоит в оправдании предмета так, как он есть, в признании. Что он хорош только так. Как есть, и другим быть не может» (Белинский). Критика достоинств хороша во многих отношениях: она укрепляет автора художественного произведения на избранном им правильном пути, разрешает сомнения, указывает ему на то. Что подлежит дальнейшему развитию и совершенствованию, раскрывает то. Что иной раз не вполне ясно даже самому автору. Одновременно подобная критика, обращаясь к «потребителям« искусства, объясняет, почему и благодаря чему хорошее хорошо, и тем воспитывает художественный вкус, понимание искусства. По определению Пушкина, «истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Критика достоинств имеет ещё один аспект, на который указывал Асафьев: «Я верю, что, рождаясь в жизнь, художественное произведение в свою очередь рождает вокруг себя энергию мысли. Критика поэтому – не непременное порицание. Её ценность и смысл в работе мысли от данного импульса».

В поле зрения – и слабые произведения. «Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство; не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сём отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных» (А.С. Пушкин). Тут первейшая обязанность критики убедительно и убеждающее раскрыть перед широкими массами идейную и эстетическую скудость явлений, зачатую популярных, но рассчитанных на неразвитый эстетический вкус, на дешёвый успех и гневно осудить этот художественный «ширпотреб».

Часто в произведении есть и сильное, и слабое. О крупном явлении искусства необходимо судить исходя, прежде всего, из его сильных сторон, но, не закрывая глаза и на его недостатки. Одинаково противопоказаны и переоценка и недооценка со стороны критики, так как первая ослабляет взыскательность к самому себе, а вторая может надолго обескуражить. Такт и бережное отношение к творческой личности должны быть сопряжены с предельной прямотой, бескомпромиссностью суждений. Критика, указывающая на недостатки, ещё никогда не вредила подлинному таланту, ищущему своего пути в искусстве.

       Спорные явления должны возбуждать особенно активный интерес критики, которой в данном случае следует придерживаться спокойного и делового тона обсуждения. Но как бы серьёзны и основательны ни были соображения критики, они окажутся бесполезными, а главное – неубедительными, если будут освещать исследуемые художественные явления общо, «анонимно», без конкретных примеров.

- Ещё один объект критики – искусство минувших времён. Не только современное искусство должно быть объектом внимания критики. Наблюдать за восприятием и его изменением, за жизнью классики в современном обществе. Современное понимание искусства прошлого выдвигает перед х.к. задачу переосмысления и переоценки великих творений прошлого, исходя из нового восприятия.

Критерии ценности

Говорят, история – высшая форма критики. Она подтверждает мнение, что успех – не синоним ценности и что между этими двумя понятиями существуют разные соотношения:

1. Есть произведения, которые проваливаются при своём появлении и более не воскресают

2. Есть произведения, не имеющие успеха вначале, но раньше или позже получающие признание.

3. Иные сразу становятся популярными, но впоследствии предаются забвению.

4. есть и такие, которые сразу завоевав признание, обретают долгую жизнь.

 

       Мы именуем шедеврами произведения, относящиеся ко второй и четвёртой категориям; они характеризуются устойчивостью во времени, имеют некоторые причины превосходства, объясняющие их жизнеспособность.

       Почему уходит успех? Недостаточно сказать, что ценность произведения зависит от того, насколько её удалось приспособить к той или иной аудитории, важно понять, почему, при изменении аудитории, успех остаётся столь же устойчивым. Неважно, на каком объяснении остановиться, важен сам факт жизнеспособности произведения, и критике приходится его оценивать, исчисляя шансы на жизнеспособность.

       Если нелегко обнаружить, в чём состоит разлад между художественным произведением и восприятием современной аудитории, то тем более трудно определить, сократится ли разрыв этот в будущем или же расхождение здесь бесповоротно. Не существует некого неизменного механизма. Автоматической и непогрешимой критики, которую мы бы хотели распространить на аналогичные явление в новое время.

       Следовательно, суждение должно определить естественное место всякого произведения в потоке художественной продукции, оценивая его способность противостоять быстрому обветшанию и вероятность того, что оно сможет пережить своё время. Такого рода суждение не может покоиться лишь на основании личного, субъективного ощущения: оно требует размышления, сознательного и вдумчивого сопоставления, - разума. Оно требует метода и. следовательно, специальной подготовки. В этом смысле История и Критика родственны. Критика сохраняет смысл постольку, поскольку помогает восстанавливать, утверждать и продолжать ту серию шедевров, которые наши предшественники отобрали и передали нам. Они представляются нам не в качестве ранее сложившегося эталона, а как сокровищница прекрасного. Исследование этой жизнеспособности творений прошлого лежит в основании метода рациональной критики, полагающей своей конечной целью выяснение посредством аналогий причин жизнестойкости тех сегодняшних опусов, о которых приходится говорить. Это утверждение способно поднять уровень текущей критики, указывая ей её настоящее место. Интуиция, энтузиазм, увлечение или рассуждение, осмотрительность, анализ? Здесь нет противоречия.

       Каждая эпоха порождает свой тип критика. Критик века разума отличается от критика эпохи романтизма, а тот отличается от критика современного, критика века техники и индустрии. Новая эпоха породит и новый тип критика, который будет отличаться от современного. Сохраняется преемственность и новое.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.008 с.)