Сущностные характеристики литературно-художественной критики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущностные характеристики литературно-художественной критики



Семь правил для журналиста Ломоносова были сформулированы с той мерой высочайшей нравственной ответственности человека перед обществом и собственной совестью, какие составляют пафос Просвещения. Применимы не только для  ХУ111 века, но и для сегодняшнего дня.

  1. Всякий, кто берёт на себя труд уведомлять публику о том, что содержится в новых сочинениях, должен, прежде всего, взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах инее просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения, - значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику, который хотел поднять горы (Итак: схватывать новое и существенно; докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах).
  2. Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость и не требовать, чтобы авторы, о которых мы берёмся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над нами, а в противном случае не смотреть на них как на настоящих врагов, с которыми мы призваны вести открытую войну (издержки субъективистской критики).
  3. Нет сочинений, по отношению к которым не следовало бы соблюдать законы справедливости и благопристойности.
  4. Прежде чем брать и осуждать, следует не один раз взвесить то, что скажешь для того, чтобы быть в состоянии, если потребуется, защитить и оправдать свои слова. Малейшие упущения и невнимательность могут повести к опрометчивым суждениям, которые уже сами по себе постыдны, но становятся ещё гораздо более постыдными, если в них скрывается небрежность, невежество, поспешность, дух пристрастия и недобросовестность.
  5. Пусть журналист усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе, как будто он высказывает их от себя.
  6. Не следует журналисту воображать, будто бы чего не понимает и не может объяснить он, является таким же для автора.
  7. Журналист никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своём превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений. Ввиду того, что деятельность, которой он занимается, уже сама по себе неприятна для самолюбия тех, на кого она распространяется, он оказался бы совершенно неправ, если бы сознательно причинял им неудовольствие и вынуждал их выставлять в свет его несостоятельность.

 

       «Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. Она основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений.   Не говорю о беспристрастии – кто в критике руководствуется чем бы то ни было, кроме чистой любви к искусству, тот уже нисходит в толпу, рабски управляемую низкими, корыстными побуждениями.

       Где нет любви к искусству, там нет и критики»

                                                                                          А.С. Пушкин

 

«Критиковать – значит искать и открывать в частном явлении общие законы разума, по которым и чрез которые оно могло быть, и определять степень живого, органического соотношения частного явления с его идеалом».

                                                                                           В.Г. Белинский

 

«Критика, как и самоё искусство, есть служение правде и красоте»

                                                                                           А. Серов

         

       Выдающиеся критики ХIХ века

Виссарион Григорьевич Белинский: 1811 - 48 (Речь о критике, Сочинения Александра Пушкина, Взгляд на русскую литературу 1847 года, О книжной иллюстрации);

Александр Иванович  Герцен: 1812 - 70 (издавал альманах «Полярная звезда», печатался в газете «Колокол», обличал самодержавие; письма, автобиографический роман «Былое и думы»)

Николай Гаврилович Чернышевский: 1828 - 89, публицист, лит. критик, писатель, один из руководителей журнала «Современник», последователь в критике идей Белинского (Об искренности в критике, Очерки гоголевского периода русской литературы). Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Романы «Что делать» и «Пролог».

Николай Александрович Добролюбов: 1836 – 61, русский лит. критик, публицист; разработал метод реальной критики. Развивал принципы Белинского Чернышевского  (Что такое обломовщина?, Тёмное царство, Луч света в тёмном царстве, Когда же придёт настоящий день?)

Аполлон Александрович Григорьев: 1822 – 64, русский литературный и театральный критик, поэт (Критический взгляд на основы, значение и приёмы современной критики искусства, Стихотворения Некрасова)

Владимир Васильевич Стасов: 1824 – 1906, музыкальный и художественный критик, историк искусства. Идеолог и участник «Могучей кучки» и передвижников. (по поводу выставки в Академии художеств, Новая русская статуя «Иван Грозный» Антокольского, Передвижная выставка 1871 года, Портрет Мусоргского, Двадцать пять лет нашего искусства. Наша живопись)

Иван Николаевич Крамской: 1837 – 87, русский жи вописец (портрет Л.Н. Тостого, Неутешное горе и др); один из создателей Товарищества передвижничества и Артели художников (письма, Судьбы русского искусства, За отсутствием критики, О портрете Достоевского) и т.д.

В.Ф. Одоевский  (1804 – 1869), писатель, учёный, философ, сочинял музыку, организовал Русское музыкальное общество, крупнейший общественно-музыкальный деятель в культуре России той поры; первый профессионал в истории русской музыкальной критики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.007 с.)