Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школьные болезни» - понятие, краткая характеристика, профилактикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели: — отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования; — уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности; — степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости. В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков: — 1-я группа — здоровые с нормальными развитием и уровнем функций; — 2-я группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям; — 3-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма; — 4-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями; — 5-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем, они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами. Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки. Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:
— соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки); — соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание); — физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук). К биологическим факторам риска относятся особенности антенатального периода (гестозы беременности, угроза выкидыша, неправильное положение плода, многоплодие, многоводие, переношенная беременность, хирургические вмешательства во время беременности, острые заболевания и обострение хронических заболеваний во время беременности, профессиональные вредности у родителей, необоснованный прием лекарств, употребление алкоголя и наркотиков и т.д.), особенности течения интранатального периода (длительный безводный период, преждевременные роды, длительные или стремительные роды, пособия в родах, оперативное родоразрешение, патология пуповины (выпадение, обвитие), асфиксия новорожденного и т.д.), особенности постнатального периода (гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание и т.д.), отягощенность генеалогического анамнеза. К социальным факторам риска относятся такие, как неполная семья, плохие жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д. К психологическим факторам риска относятся неблагоприятный психологический микроклимат в семье, характерологические особенности матери (повышенная тревожность, напряженность), наличие у родителей вредных привычек и т.д. Медицинская статистика указывает, что первый враг учеников средних школ - снижение зрения. Нарушение осанки - это последствие длительного сидения за партой у 8 из 10 школьников Причины сутулости понятны: ученики не следят за правильной посадкой за партой, а учителя не успевают их одёргивать. Привычная сгорбленность закрепляется тяжёлым ранцем за плечами и усталостью нежных мышц спины. При сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад, врачи могут диагностировать кифоз "горб", а при искривлении вбок -сколиоз.
Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать школьнику ранец, а носить он его должен на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на неё. Школьная мебель должна соответствовать росту детей (за этим должна следить администрация школ). В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения: · ходьба по комнате на носках, пятках, внутренней и внешней поверхностях стоп; · приседания; · наклоны вправо и влево; · повороты вправо и влево; · наклоны вперёд; Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладётся небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний. Не стоит думать, что «школа - не работа», волноваться нечего. Учёба - это стресс, и психологи отмечают, что половина школьников страдают различными формами неврозов. Для расстройств нервной системы характерны тревога, беспокойство, напряжённость и беспокойный сон. Причины: большие нагрузки, несоответствие академическим требованиям и хроническое недосыпание. В младшем школьном возрасте отмечается недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). Это требует постоянного контроля за правильностью позы во время чтения и письма, чтобы избежать появления деформаций позвоночника. Позвоночник в норме имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости: шейный, грудной и поясничный, выполняющие амортизационную функцию при ходьбе, беге и других движениях. Глубина шейного и поясничного изгибов составляет 3—5 см в зависимости от длины позвоночника. От формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры, возрастных особенностей и привычек зависит осанка человека. Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряжения. Все виды осанки условно делят на 2 группы: 1-я — виды осанки, при которых шейный и поясничный сагиттальные изгибы равны между собой или различаются не более чем на 2 см (нормальная, выпрямленная и кифотическая); 2-я — виды осанки, при которых разница между шейным и поясничным сагиттальным изгибами превышает 2 см (лордотическая, сутуловатая). Нормальная — шейный и поясничный изгибы не превышают 3—5 см в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отведены кзади, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут. Выпрямленная — все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед. Кифотическая — шейный и поясничный изгибы резко увеличены, голова и плечи опущены, живот выдается вперед. Лордотическая — резко увеличен поясничный изгиб при одновременном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откинута назад, а живот выдается. Такая осанка в более старшем возрасте может указывать на соматическую патологию, влияющую на физическое развитие организма в целом. Сутуловатая — увеличен шейный изгиб при одновременном сглаживании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Такая осанка часто встречается у подростков в связи с резким увеличением длины тела в препубертатном периоде, подросток сутулится, стараясь казаться ниже, так как ему непривычны резко увеличившиеся тотальные размеры.
В младшем школьном возрасте начинает усиленно развиваться и мышечная система, но неравномерно: крупные мышцы спины и туловища развиваются быстрее, чем мелкие мышцы, в том числе кистей рук, что затрудняет выполнение тонких и точных движений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Антропометрические пробы В настоящее время для определения уровня здоровья при массовых обследованиях людей рекомендуется использование быстрых, нетрудоемких скрининговых методов. Скрининг (англ. screening-просеивание, отбор) - активное массовое обследование населения с целью выявления признаков нарушения здоровья или факторов риска для здоровья, что позволяет отобрать людей, нуждающихся в соответствующих лечебно-профилактических мероприятиях. Антропометрические пробы. Физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни. Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии. Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела. Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение. Формулы оценки веса. Формула Поля Брока (росто-весовой показатель): Является наиболее простым методом определения веса. -при росте 155-165 см минус 100; -при росте 165-175 см минус 105; -при росте свыше 175 см минус 110. Индекс массы тела (показатель Кетле): Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате. Вес (кг)_____ Рост (м) х Рост (м) Критерии: 20-25 – норма; 25-30 – ожирение 1 степени; 30-40 – ожирение 2 степени; Более 40 – ожирение 3 степени. Идеальный показатель – 22. Весо-ростовой показатель: Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах. Вес (г)_ Рост (см) Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес. Грудо-плечевой тест: Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.
Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см). Критерии: -Норма – 1 и более; - 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки; - 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки. Индекс Эрисмана: Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста. Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела: Рассчитывается следующим образом: К = масса тела (кг): длина тела (см) х 100. Оценка индекса К: - 35 - 24 – истощение; - менее 37 – достаточная упитанность; - более 40 – повышенная упитанность; - 45 – 54 – ожирение. Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки: Рассчитывается по следующей формуле: К = обхват грудной клетки (см): длина тела (см) х 100. Критерии индекса К: - 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая); - менее 50 – узкогрудость (астеническая); - более 55 – широкогрудость (гиперстеническая). Показатель Пинье: Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см). Критерии: - 10 и менее – крепкое телосложение; - 20 – хорошее; - 20-25 – среднее; - 25-35 – слабое; 35 и более – очень слабое. Измерение окружности плеча: Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения: 1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена); 2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе). Формула для определения степени развития мускулатуры: (2 измерение – 1 измерение) х 100: 1 измерение. Критерии: - 5 – сниженное развитие мускулатуры; - 5-12 – норма; - 12 и более – атлетическая мускулатура.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.255.227 (0.013 с.) |