Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности пищеварительной системЫСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пищеварительная система — система органов, в которой происходит переваривание пищи, всасывание переработанных и выделение не переваренных веществ. Она включает пищеварительный тракт и пищеварительные железы. Пищеварительный тракт — это трубчатая часть пищеварительной системы, в нем различают ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. В свою очередь желудок, тонкий и толстый кишечник составляют желудочно-кишечный тракт. Пищеварительные железы (слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочная железа, печень) располагаются по ходу пищеварительного тракта и вырабатывают пищеварительные соки. Расщепление питательных веществ пищи происходит под влиянием трех видов ферментов: · протеолитические — расщепляют белки до полипептидов и аминокислот; · амилолитические — углеводы до дисахаридов и моносахаридов; · липолитические — жиры до жирных кислот и глицерина. Пищеварение и всасывание — главные компоненты функциональной пищеварительной системы, которые поддерживают постоянный уровень питательных веществ в организме. Особенностью обменных процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов (ассимиляции) над катаболическими (диссимиляции). Растущему организму требуются повышенные нормы поступления питательных веществ, особенно белков. Для детей характерен положительный азотистый баланс, т. е. поступление азота в организм превышает его выведение. Использование питательных продуктов идет в двух направлениях: • для обеспечения роста и развития организма (пластическая функция) • для обеспечения двигательной активности (энергетическая функция). Основная функция пищеварительной системы — поддержание такого уровня питательных веществ в организме, который обеспечивает нормальное течение обменных процессов. Уменьшение содержания питательных веществ в организме через возбуждение хеморецепторов желудочно-кишечного тракта, сосудов и тканей нервным и гуморальным путем возбуждает части пищевого центра, расположенного в гипоталамической области. Это возбуждение вызывает: · выход резервных питательных веществ; · перераспределение резервных питательных веществ к более важным органам;
· снижение уровня расхода питательных веществ и обменных процессов в клетках и тканях организма. Всасывание — физиологический процесс переноса веществ из полости пищеварительного тракта в кровь и лимфу. Всасывание происходит на протяжении всего пищеварительного тракта. Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание. В нем различают следующие отделы: а) ротовая полость; б) глотка; в) пищевод; г) желудок; д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка; е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой. У новорожденных желудок имеет округлую форму и расположен горизонтально. К 1 году он становится продолговатым и приобретает вертикальное положение. Форма, характерная для взрослых, формируется к 7 - 11 годам. Слизистая оболочка желудка детей менее складчатая и более тонка, чем у взрослых, содержит меньше желез, а в каждой из них число гланулоцитов меньше, чем у взрослых. С возрастом увеличивается общее число желез и число их на 1 мм2 слизистой оболочки. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соляной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым желудочно-кишечным заболеваниям детей. Железы тонкой кишки, так же как и железы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислотности его сока. Поджелудочная железа выделяет тоже менее активный сок. Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребенка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его двигательной активности приводят к усилению перистальтики. В связи с тем что у детей относительно большая длина кишечника и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возникает возможность возникновения заворотов кишок. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как у взрослых, к 3—4 годам.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции поджелудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищеварительные функции совершенствуются. Принципиальное отличие пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи. Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможностью всасывания в желудке, которая сохраняется у детей до 10-летнего возраста. Для детей в связи с большой интенсивностью обменных процессов характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах. Относительная потребность в воде (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается, а абсолютная суточная величина потребления воды нарастает: в возрасте 1 года необходимо 0.8 л, в 4 года — 1 л, в 7-10 лет 1,4 л, в 11-14 лет— 1,5 л. В детском возрасте также необходимо постоянное поступление в организм минеральных веществ: для роста костей (кальций, фосфор), для обеспечения процессов возбуждения в нервной и мышечной ткани (натрий и калий), для образования гемоглобина (железо) и др. Энергетический обмен у детей дошкольного и младшего школьного возраста значительно (почти в 2 раза) превышает уровень обмена у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее заметно — на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растет с возрастом: в 4 года — 2000 ккал, в 7 лет — 2400 ккал, в 11 лет — 2800 ккал. Ротовая полость Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей. С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны. Пищевод У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.
Желудок Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение. С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых. Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л. Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода. Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты. Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям. Пищеварение в кишечнике У взрослых кишечник относительно короче, чем у детей: длина кишечника у взрослого человека превышает длину его тела в 4–5 раз, у грудного ребенка – в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет. Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Пищеварительные соки кишечника уже в первые дни жизни ребенка содержат все основные ферменты, обеспечивающие процесс пищеварения. Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет, наиболее интенсивно она растет в возрасте от 6 месяцев до 2 лет. Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. В 8-10 месяцев ее масса удваивается. Особенно интенсивно печень растет в 14–15 лет, достигая массы 1300–1400 г. Желчеотделение отмечается уже у трехмесячного плода. С возрастом желчеотделение усиливается. Пищеварительная система новорожденного существенно отличается от таковой у взрослых. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. В двенадцатиперстной кишке пищевая кашица подвергается дальнейшему расщеплению под воздействием панкреатического сока. Панкреатический сок, или сок поджелудочной железы, содержит ряд ферментов и муцин. Муцин защищает слизистую оболочку, а ферменты расщепляют белки, липиды и углеводы. В панкреатическом соке содержатся следующие ферменты:
1. трипсин и химотрипсин, расщепляющие белки до пептонов и альбумозов; 2. энтерокиназа, которая активизирует трипсин и химотрипсин; 3. липаза, расщепляющая жиры; 4. амилаза, расщепляющая углеводы до мальтозы; 5. мальтаза, расщепляющая мальтозу; 6. лактаза, расщепляющая молочный сахар лактозу. Кроме ферментов и муцина в двенадцатиперстную кишку поступает желчь из желчного пузыря. Желчь эмульгирует жиры до мельчайших капель и способствует их всасыванию, активирует ферменты, замедляет гнилостные процессы, усиливает перистальтику тонкой кишки. Пищеварение в нижних отделах тонкого кишечника. Из двенадцатиперстной кишки пищевая кашица продвигается в тощую, а затем в подвздошную кишку. Выделяемый кишечными железами кишечный сок продолжает расщеплять белки, жиры и углеводы с помощью своих ферментов до следующего состояния: 1. белки расщепляются пептидазами до аминокислот, которые затем всасываются в кровь; 2. жиры расщепляются липазой до глицерина и жирных кислот, причем, глицерин всасывается в кровь, а жирные кислоты в лимфу; 3. углеводы расщепляются амилазой, мальтазой, лактазой и инвертазой до глюкозы, фруктозы и галактозы и всасываются в кровь. Пищеварение в толстом кишечнике. Непереваренные остатки пищи поступают из тонкого кишечника в толстую кишку, где заканчивается расщепление пищевых продуктов. В просвете толстого кишечника происходят следующие процессы: 1. всасывание воды и солей; 2. формирование каловых масс; 3. расщепление растительного белка ферментами микрофлоры кишечника путем гниения; 4. расщепление растительной клетчатки ферментами микрофлоры путем брожения. При смешанном питании до 10% принимаемой пищи организмом не усваивается и выводится рефлекторно. Печень является самой крупной пищеварительной железой. Она участвует в обмене белков, жиров, углеводов и витаминов. Кроме этого важной функцией печени является синтез желчи. Печень пропускает через себя всю кровь, которая оттекает от кишечника, тем самым, очищая ее от таких вредных продуктов метаболизма, как скатол, индол и метан. В печени задерживается часть глюкозы, которая откладывается в ней в виде гликогена. Гликоген – это запас глюкозы на случай экстремального большого потребления ее при физической нагрузке. Развитие и возрастные особенности пищеварительной системы. Пищеварительная система у человека начинает закладываться на третьей неделе пренатального онтогенеза. Начиная со второго месяца внутриутробной жизни наблюдается интенсивный рост органов пищеварения, появляется расширение первичной кишки – будущий желудок, начинает формироваться печень и поджелудочная железа. После рождения ребенка органы пищеварения продолжают расти и дифференцироваться, при этом наблюдаются их возрастные изменения.
Глотка у новорожденного короткая, ее длина около 3 см. Нижний край глотки находится на уровне между телами III и IV шейных позвонков. К 11-12 годам – на уровне V – VI шейных позвонков, а в подростковом возрасте – на уровне VI – VIII шейных позвонков. Пищевод у новорожденного имеет длину 10-12 см. К 11-12 годам длина пищевода удваивается. Желудок у новорожденного имеет веретенообразную форму. К концу первого года жизни желудок удлиняется, а в период от 7 до 11 лет приобретает форму взрослого человека. Объем желудка с возрастом также изменяется. Тонкая кишка у новорожденного имеет длину 1,2-2,8 м. К 10 годам длина кишки достигает ее величины у взрослого человека (5-6 м). Толстая кишка у новорожденного короткая, ее длина около 65 см. К концу грудного возраста она удлиняется до 83 см, а к 10 годам достигает 118 см. Печень у новорожденного больших размеров, занимает более половины объема брюшной полости. Нижний край печени выступает из-под реберной дуги, в отличие от такового взрослого человека. После семи лет нижний край печени из-под реберной дуги уже не выходит. У детей печень и поджелудочная железа очень подвижны, и их положение легко изменяется при изменении положения тела.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.013 с.) |