Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акселерация и ретардация развития
Особенностью современного поколения является гетерохронное развитие. Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность). После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет. Гетерохронность проявляется в трех видах: а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками; б) Средний темп развития; в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками; Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности. В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. За последние 30-40 лет у новорожденных детей длина тела увеличилась на 0.5-1 см и масса тела - на 100-150 г. В возрасте 1 года дети стали, в среднем, длиннее на 5 см и тяжелее на 1.5-2 кг, чем 50-75 лет назад. Весьма объемное исследование детей в возрасте 5-7 лет было выполнено в различных странах: Северной Америке, Англии. Швеции, Польше - за длительный период времени от 1800 до 1950 г.г. Оказалось, что дети этого возраста (5-7 лет) за каждое десятилетие, в среднем, увеличивались на 1.5 см в длину и на 0.5 кг массы тела. Подростки и юноши 14-17 лет Москвы, Ленинграда и Киева в 60-70-х г.г. по сравнению с детьми такого же возраста в 1923-1925 г.г. оказались выше на 10-13 см, тяжелее на 9-11 кг, окружность их груди - больше на 4.7 см.
Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление. После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность. Причины акселерации Существует множество гипотез акселерации. Исчерпывающих объяснений не дает ни одна из них. • Нутритивная (алиментарная теория). Сторонники ее связывают ускорение развития с увеличением потребления белков животного происхождения, жиров, рафинированных углеводов. Противники гипотезы опровергают данную точку зрения, опираясь на факты. Так, в Японии население употребляет значительно меньше белков и жиров животного происхождения, чем в Европе, но темпы акселерации в стране высокие. · Радиоволновая гипотеза. По мнению авторов, в последние 50—100 лет отмечается повсеместное повышение уровня радиации, обусловленное изменениями магнитного поля Земли, усилением электромагнитного излучения от радиостанций и телеустановок, космического излучения. Повышенный уровень радиации активизирует функцию гипофиза, продуцирующего гормон роста, что приводит к усилению ростовых процессов. • Гипотеза урбанизации. Суть ее состоит в следующем. Ускоренный темп жизни в городах, увеличение умственной нагрузки в связи с дополнительными источниками информации (радио, телевидение, компьютер, Интернет), уличный шум и другие факторы оказывают возбуждающее воздействие на центральную нервную систему и стимулируют выработку гипофизом гормона роста. Эта гипотеза частично объясняет более высокие темпы акселерации в городах по сравнению с сельской местностью.
· Генетическая гипотеза. По мнению генетиков, одна из основных причин акселерации — повышение гетерозиготности молодого поколения вследствие смешанных браков (явление гетерозиса). Браки между людьми, проживающими в отдаленных точках планеты, приводят к рождению потомства, превосходящего по темпам роста и созревания своих родителей. Многие исследователи считают, что акселерация — результат влияния комплекса факторов: изменения условий жизни, питания, радиационного фона, урбанизации. Эту точку зрения подтверждают различия в скорости роста и созревания детей, проживающих в семьях с различным уровнем обеспеченности, например, задержка роста у детей с дефицитным питанием. Последствия акселерации • Несоответствие функциональных возможностей организма ускоренному росту. Многие органы и системы не в состоянии обеспечить быстро нарастающую массу и длину тела. В первую очередь это касается сердечно-сосудистой системы. В периоды интенсивного роста у детей часто встречаются обмороки, головные боли, боли в области сердца. Увеличение числа детей с избыточной массой тела и ожирением. • Раннее начало половой жизни в связи с ускорением • Рост числа неврозов, обусловленный психоэмоциональными перегрузками в связи с обучением в школе и дополнительными внешкольными занятиями (в учебных центрах, кружках), а также неспособностью организма детей и подростков противостоять стрессовым ситуациям из-за социальной незрелости. Ретардация – (от лат. retardo — замедлять, тормозить) явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Биологические механизмы ретардации мало изучены. На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок. Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников. Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.
ГЛАВА III
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.005 с.) |