Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Необходимо выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективность социально-педагогической поддержки. Осуществление социально-педагогической поддержки зависит от комплекса условий: развитие педагогической культуры социального педагога, которая в образовательном учреждении обеспечивается посредством методического сопровождения. Без владения методиками и технологиями воспитательной и социальной работы весьма затруднительно построить отношения с родителями, общественностью, учителями-предметниками. Важным условием является уважение к личности педагога со стороны ребенка. Воспитанник может обратиться или выйти на общение по поводу своих личностных проблем, препятствий в процессе социализации и индивидуализации, только при условии уважения и доверия к педагогу. Культурная среда образовательного учреждения создает особые, ориентированные на взаимопонимание, творчество, реализацию личности, отношения в педагогическом и детском коллективе и тем самым обеспечивает эффективную социализацию детей. Первое педагогическое условие — методическое сопровождение социально-педагогической поддержки ребенка в образовательных учреждениях. На основе анализа исследований, посвященных проблемам методической работы в образовательных учреждениях, мы уточнили понятие методического сопровождения социально-педагогической поддержки, которое рассматриваем как постоянную помощь методической службы педагогам, направленную на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности, т. е. педагогической культуры. Педагогическая культура — специфическое проявление общей культуры в разнообразных педагогических и образовательных процессах, в частности, в структуре педагогического общения. Педагогическая культура социального педагога имеет свою специфику, выраженную в ее профессиональном самоопределении, содержании, формах и методах работы, где социально-педагогическая поддержка выступает ее системообразующим основанием, основным смыслом позиционного взаимодействия с детьми, основной функцией в его деятельности. Предметом взаимодействия социальных педагогов с родителями является включение последних в процесс воспитания собственного ребенка в соответствии с задачами современного образования. Это возможно при формировании педагогической культуры родителей, обусловленной освоением гуманистических ценностей воспитания, воспитательных методик и развития педагогически значимых качеств личности. Сама социально-педагогическая поддержка требует от педагога специфических знаний. Следовательно, в образовательном учреждении существует объективная потребность в оказании постоянной методической помощи педагогам. Методическое сопровождение социально-педагогической поддержки является элементом организационно-управленческого компонента системы и направлено на повышение его эф фективности. Исходя из содержания организационно-управленческого компонента, в частности из необходимости проведения диагностических мероприятий по выявлению познавательных и творческих потребностей детей, профессиональных приоритетов социальных педагогов; помощи педагогам в разработке образовательных программ; организации повышения квалификации педагогов; обеспечения принципа научности социально-педагогической поддержки, — мы выделяем следующие функции методического сопровождения: диагностико-аналитическую, организационно-педагогическую, контрольно-коррекционную, научно-экспериметальную. Методическое сопровождение в образовательном учреждении решает проблему повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития и саморазвития ребенка и тем самым влияет на эффективность социально-педагогической поддержки, поскольку оказывать ее может только профессионально подготовленный для такой работы педагог. Второе педагогическое условие — интерактивные связи, основанные на доверии и уважении друг к другу субъектов образовательного учреждения. Интерактивные связи детей и взрослых должны основываться на со-трудничестве, со-творчестве и со-чувствии. Тогда эти связи будут действительно подлинными, направленными на созидательную деятельность и саморазвитие. Стимулом для сотрудничества является готовность педагога прийти на помощь ребенку. Готовность прийти на помощь человеку связано с чувством сострадания и милосердия. Издавна на Руси желание и готовность помочь ближнему, страждущему, слабому, больному называлось человеколюбием и почиталось как одно из важнейших качеств личности. Готовность помочь ребенку тесно связано с такими гуманистическим ценностями, как принятие любого ребенка, помощь и защита любого ребенка. Я. Корчак считал, что начальным условием воспитательного процесса является создание в семье или школе взаимного доверия. А. Фрейд писала, что начать психоаналитическую работу с ребенком она не могла до тех пор, пока не завоевала доверия, используя при этом различные способы: в играх, беседах показывала свою находчивость, ум, силу. Поэтому она стала для ребенка интересным и полезным человеком и сильной личностью, которой можно доверить свои "тайны". Однако надо помнить, что чистота помыслов педагога, уверенность ребенка, что учитель его "не предаст", являются необходимыми показателями в развитии доверительных отношений. Проблеме уважения ребенка к личности педагога, родителя, его авторитету были посвящены труды К.Д. Ушинского ("Три элемента школы"), Н.А. Добролюбова ("О значении авторитета в воспитании"), А.С. Макаренко ("Методика воспитательной работы"), И.С. Кона ("Психология старшеклассника"), М.Ю. Кондратьева ("Слагаемые авторитета") и др. Результатом упрочения авторитета личности педагога является признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это не означает снижения самостоятельности учащихся, развития способности к самоопределению. Атмосфера, создаваемая авторитетной личностью педагога, стимулирует ребят к творческой деятельности. А.С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного авторитета (авторитета подавления, расстояния, педантизма и т. п.) подлинный авторитет личности педагога. Авторитет педагога различается в зависимости от возрастных особенностей школьников. Для учащихся младшего школьного возраста важен авторитет учителя (признается право на принятие ответственных решений в ситуациях школы, а также перенос авторитета в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось). Для подростков характерно признание авторитета за тем педагогом, который обладает специфическими знаниями и умениями в какой-либо сфере. Для старших подростков ориентация на роль не является значимой. Авторитетным становится педагог-профессионал, который обладает такими личностными качествами, как человечность, способность к помощи и поддержке, пониманию, тот, кто является старшим товарищем и другом учащихся. Третье педагогическое условие — культурная среда образовательного учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, создаваемое в учреждении образования, основной ценностью которого является сотворчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ребенка, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для саморазвития, успешной интеграции в процессе социализации. 3.7. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения Теоретическую основу исследования с позиции культурологического, средового и системного подходов составили положения о культуре в образовании и проблеме культурной среды, о понятии культурной среды, ее отличии от других видов сред (окружающая, социокультурная, образовательная, воспитательная), схожих по смыслу понятий (школьный уклад, атмосфера, социально-психологический климат), ее сущности, целостной структуре взаимосвязанных компонентов. Если сравнивать термин культурная среда образовательного учреждения с близкими по содержанию понятиями, то в теории педагогики воспитательная среда образовательного учреждения (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, В.П. Сергеева, В.П. Созонов, Е.Н. Степанов) определяет процесс воспитания школьников, но не создает условия для развития педагогической культуры учителей и родителей учащихся. Выделение культурного фактора активного участия личности в развитии материального, духовного и природного компонентов окружающей среды, а также ее саморазвитии определяет сущностное отличие культурной среды отсоциокультурной (опосредованный и непосредственный контакт с субъектом), окружающей среды (непосредственный контакт с субъектом). Понятие "среда" включает в себя ряд таких факторов, как особенности и характер деятельности, стиль взаимоотношений, взаимовлияний, создание и обеспечение развития ее субъектов. При рассмотрении культурной среды А.Н. Тубельский использует видовое понятие "уклад жизни школы", под которым понимает такую соорганизацию всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая задает стиль, дух, атмосферу всей школьной жизни. О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова при рассмотрении процессов развития личности в школьной среде используют понятие климата как синоним культурной среды. В психологии есть понятие "социально-психологический климат" — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Еще одно понятие "атмосфера" — окружающие условия, обстановка (товарищеская атмосфера, атмосфера доверия), педагогически характеризующее создание благоприятной (или неблагоприятной) обстановки для развития и саморазвития личности. Схожие по смыслу с понятием "культурная среда" вышеперечисленные понятия характеризуют отдельные ее компоненты. Рассмотрение образовательных процессов в контексте культуры вызвано рядом причин: во-первых, проблемами современного образования не только в России, но и в мире, связанными со снижением культурного уровня учащихся и учителей, обезличенностью в обучении, малокультурной школьной средой, отсутствием культуры общения в школе, ростом шовинистических тенденций в обществе, усилением межэтнической и межконфессиональной разобщенности людей; во-вторых, современными представлениями ученых о процессах развития личности в контексте культуры; в-третьих, ослаблением этического влияния старшего поколения на воззрения и традиции, существовавшие в обществе и принимаемые старшими поколениями. Неотъемлемым условием развития теоретических знаний о культурной среде является изучение ее сущности и содержания. Культурная среда образовательного учреждения являет- ся не только важным источником культурного развития личности, но и идейно-ценностной атмосферой культурного становления личности и внутришкольных сообществ, она определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный "климат" (уклад, образ жизни) образовательного учреждения, оказывает свое влияние на культурную среду социума, при этом происходит взаимообогащение этих сред. Это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. С другой стороны, это сфера педагогических влияний, т. е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как культурная среда образовательного учреждения. Именно аспект педагогического влияния как детерминирующего процесса развития культурной среды школы и личности в ней является сущностным отличием от определений других авторов (Е.А. Александровой, Н.Б. Крыловой). Если культурная среда — это пространство условий, необходимых для развития личности, то в науке педагогические условия рассматриваются как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, способов, организационных и коммуникативных форм образования (воспитания, обучения) для достижения педагогических целей. Целенаправленность педагогической деятельности не связана с навязыванием ребенку представлений о том, кого из него необходимо воспитать. В культурной среде школы педагоги определяют задачи реорганизации школьных помещений и зон рекреации, организации культурной деятельности* детских сообществах, а также преобразования учебных программ и планов на принципах разнообразия, вариативности и альтернативности в соответствии с результатами диагностики образовательной деятельности школы. Это дает ученику возможность выбора деятельности, родителям — возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, школе — стать подлинным культурным центром для детских и взросло-детских сообществ. Но одновременно это дает педагогу возможность повысить свою педагогическую культуру, поскольку культурная среда школы не может функционировать, если учительская среда консервативна и не воспринимает нововведения. В ходе исследования автором определена структура культурной среды школы (рис. 1), которая представляет собой целостную, динамическую систему компонентов, находящихся в определенной иерархической взаимозависимости: аксиологического, базовых, функционально-образующих и предметно-практических.
Культурная среда школы формируется в процессе освоения идей и ценностей, воспринятых в данном педагогическом сообществе и учитывающих интересы, потребности школьников и их родителей. Ценностные ориентации, прежде всего учителей как руководителей и инициаторов развития учебно-воспитательного процесса, определяют направленность культурной среды. Ценностный компонент ку льтурной среды аксиологически обусловливает ее базовые компоненты (ценностно-смысловая основа), взаимодействующие друг с другом, сущностно представленные на других уровнях во всех последующих компонентах. Для реализации целей современной культуросообразной школы важен процесс саморазвития (самоопределения, самореализация, самореабилитации и самоорганизации) педагогов, школьников и их родителей, обеспечивающий создание соответствующего пространства в ее культурной среде, выраженной психологическими, социальными и материальными условиями. Педагогическая поддержка — важнейший компонент среды, ориентированный на оказание помощи и поддержки процесса развития и саморазвития ребенка и гуманизацию образования в школе в целом. Педагогическая поддержка — это система деятельности, имеющая свои цели, виды (прямая и превентивная поддержка), принципы, методы оказания помощи ребенку в среде школы. Инновационный компонент характеризуется стремлением к новшеству субъектов образовательного процесса, готовностью обеспечить успех инновационной деятельности, эффективностью коммуникаций, возможностями методического ресурса и качества организационно-управленческих решений. Со временем педагогические новшества (в воспитании, обувший, управлении) перестают восприниматься педагогическим сообществом как новое и превращаются в школьные традиции (уклад жизни школы). Культурная среда школы — это уклад жизнедеятельности, характеризующийся особыми традициями. Они создаются педагогами, школьниками и их родителями в совместной деятельности. Школьные традиции рассматриваются как сложившиеся особенности: учебно-воспитательного процесса, совокупности норм и правил жизнедеятельности ее субъектов, эстетики объектов школы, в том числе территории пришкольного участка, одежды педагогов и школьников; системы объектов культурно-образовательного назначения, связанных с созданием и распространением культурных и образовательных ценностей (творческих организаций, познавательных сообществ, научно-исследовательских и методических объединений, студий, кружков, секций). Культурная среда школы представляет собой педагогически обусловленное практическое воплощение национального, исторического и социального, является базой для формирования и удовлетворения духовных потребностей человека посредством его взаимодействия с образовательным сообществом, что, в свою очередь, может быть определено как традиции и инновации данного образовательного учреждения. Если новые идеи приняты, среда приобретает новые качества и реализуется на функциональном уровне (использование системообразующих факторов динамического характера). Эти компоненты были названы функционально-образующими, информационный (разнообразие, вариативность учебного материала, многообразные дополнительные источники информации); мировоззренческий (духовно-нравственная атмосфера школы, эстетическое окружение, педагогический этикет); коммуникативный (гуманные и равноправные отношения между взрослыми и детьми, основанные на взаимном интересе, уважении, договоре); интерактивный (сотрудничество, сотворчество, определяющие успешность интерактивных связей), обеспечивающими способы распространения базовых смыслов и ценностей в культурной среде школы. Идеи и ценности через базовые и функционально-образующие компоненты воплощаются в предметно-практических компонентах: организационно-управленческом (демократическое управление, самоуправление); материально-предметном (мебель, инвентарь, технические средства обучения, ремонт здания); знаково-символическом (атрибуты, символы, школьная форма, знаки, подчеркивающие уникальность данного учреждения); психолого-педагогическом (психологическая служба школы, психологическое просвещение, диагностика и коррекция психического развития, психологическое консультирование, проведение психологических тренингов). Таким образом, культурная среда в образовательных учреждениях создает необходимые условия для самореализации || ребенка во внешнюю среду, способствуя эффективной социально-педагогической поддержке. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.Вчем сущность понятия "педагогическая поддержка ребенка"? 2.Каковы сущностные элементы педагогической поддержки? Виды педагогической поддержки. 3.Определите субъектов педагогической поддержки. 4.Какие противоречия определяют закономерности и принципы социально-педагогической поддержки? 5.Дайте характеристику закономерностей и принципов социально-педагогической поддержки. 6.Раскройте содержание педагогического обеспечения самопознания и сотворчества в структуре социально-педагогической поддержки. 7.Компоненты социально-педагогической поддержки и их взаимосвязи в структуре социально-педагогической поддержки. 8.Что такое базовые компоненты культурной среды ОУ? 9.Что такое функционально-образующие компоненты культурной среды ОУ?
10.Что такое предметно-практические компоненты культурной среды ОУ? 11.Какие методы формирования и развития культурной педагогической среды ОУ вы знаете? 12.Роль активности в развитии культурной среды. 13.Дайте характеристику стадий развития культурной среды школы. 14.Кто является субъектом развития культурной среды школы? Почему?
Задания для самостоятельной работы 1. Рассмотрите практическую реализацию компонентов социально-педагогической поддержки на примере какого-либо образовательного учреждения (по выбору). 2. Разработайте систему педагогической поддержки для образовательного учреждения. 3. Проведите дискуссию на тему: "Культуросообразная школа и ее среда: проблемы и перспективы. Проектирование культурной педагогической среды конкретной школы". 4. Подготовьте материалы для позиционной дискуссии "Традиции в школе: хорошо или плохо", "Сколько можно инноваций?", "Сотрудничество или контроль за выполнением обязанностей учениками".
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. — М., 1999. 2. Иванов A3. Детско-взрослое сообщество культурной среды общеобразовательной школы: Монография. — М., 2005. 3. Иванов A3. Культурная среда образовательного учреждения: Учеб. пособие. — М., 2006. 4. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. — 2000. — № 10. 5.Новые ценности образования. Культурная и мультикультурная среда школ. — 1996. — Вып. 6. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка
Дополнительная: 1. Газман О.С, Иванов A3. Содержание деятельности и опыт рабсм освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). — М., 1992. 2. Новые ценности образования. — 1995. — Вып. 1: Тезаурус для учителей и школьных психологов. 3. Новые ценности образования. — 1995. — Вып. 2: Содержание гуманистического образования. 4. Новые ценности образования. — 1996. — Вып. 6: Забота — поддержка — консультирование. 5. Новые ценности образования. — 1997. — Вып. 7: Культурные модели школ. 6. Новые ценности образования. — 2002. — Вып. 11: Культуросообразная школа. 7. Новые ценности образования. — 2004. — Вып. 3(18): Школа — культурный центр. Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России Основные понятия: социальная защита детства, система социальной защиты, управление социальной защитой детства. Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами: во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России; во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства и, в-третьих, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России. Система социальной защиты детства — это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы национальной защиты российских детей. В 1990-е гг. в результате проведения реформ в России проблемы социальной защиты детства значительно обострились. Основными причинами этого явились фактическое общее снижение роли государства в системе социальной защиты детства, ликвидация КПСС с ее мощным влиянием на все формы социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций и отсутствие какой-либо альтернативы им, значительное снижение общего жизненного уровня населения России, серьезное сокращение государственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей. Важным компонентом системы социальной защиты детства является защита прав детей в области образования. Конституция и бесплатность дошкольного, основного общего, т. е. неполного среднего, и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование для детей является обязательным, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить его получение детьми. В настоящее время в России еще только формируется механизм реализации государственной политики в области защиты прав и социальных интересов детей, обеспечения их выживания и развития. К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся: 1. Декларация прав ребенка (1959). 2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989). 3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, за-! щиты и развития детей (1990). Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Так, впервые в Декларации были сформулированы принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. Очевидно, что гуманистические принципы Декларации прав ребенка не утратили своего значения и сейчас. Но значение этого документа состоит в том, что она явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа — Конвенции о правах ребенка. Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет и возможности в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого, записанные во Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают права ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст. 13, п.1); ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст. 13, п. 1); государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п. 1); принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19, п. 1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31, п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п. 1); ст. 37 требует, чтобы ни один ребенок не был подвергнут "унижающим его достоинство видам обращения или наказания". В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условии жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27, п. 2). Особо следует отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в ст. 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; д) воспитание уважения к окружающей природе. Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать, как взрослых, так и детей, о принципах и положениях Конвенции, (ст. 42). Конвенция о правах ребенка признана во всем мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения. Значение этого международного документа состоит еще в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля — Комитет по правам ребенка. Этот Комитет уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции. Очевидно, что реализация такого контроля возможна только при наличии определенного механизма, позволяющего на уровне семьи ребенка или образовательного учреждения контролировать положение с соблюдением его прав. При этом очевидно, что такой контроль может и должен сопровождаться возможностью воздействия на семью с целью устранения как реальных, так и возможных нарушений прав ребенка. Конвенция не является документом прямого действия. Она выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению. После ратификации Конвенции ООН о правах ребенка в нашей стране были предприняты определенные меры, способствующие претворению в жизнь положений и принципов, которые заложены в международных актах, посвященных защите детей, обеспечению их интересов и прав в приоритетном порядке. В результате этих действий, в течение 1995-1997 гг., в нашем государстве продолжалась законотворческая деятельность, направленная на осуществление намеченной социальной политики в интересах детей, на выполнение Конституции Российской Федерации в части защиты семьи и детства, прав и свобод граждан, на обеспечение соответствия национального законодательства требованиям международно-правовых документов. Так, в целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике был принят Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696, в котором программа "Дети России" утверждена в качестве Президентской. Постановлением Правительства РФ от 04.04.1994 г. № 275 определены меры по организации летнего отдыха детей и подростков в 1994 г. Существенным вкладом в законотворчестве по проблеме прав детей являются принятие 29.12.1995 г. Семейного кодекса РФ, федеральных законов от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Семейный кодекс РФ предусматривает существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах детей. В кодексе выделена специальная глава "Права несовершеннолетних". В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также судебного и административного разбирательства. Вместе с тем в государственном докладе "О положении детей в Российской Федерации 1997 г." отмечается, что состояние социально-правовой защиты детства на сегодняшний день нельзя признать удовлетворительным. Продолжают оставаться невыполненными многие важные статьи Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, требования статей, где закреплено "...право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка" (ст. 27); "Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей" (ст. 42), ст. 24 Конвенции об охране здоровья детей. Объект социальной защиты — все дети по общим проблемам их правового положения, материального обеспечения, образования, здравоохранения, нравственного и физического развития и досуга. Субъект социальной защиты — государство и создаваемые им институты, политические партии и общественные организации, церковь, средства массовой информации, семья, школа, другие детские учреждения. Цели государственной политики в области защиты детей — обеспечение конституционных прав, формирование правовых основ прав и законных интересов ребенка, содействие разностороннему развитию ребенка, реализация личности ребенка. Принципы государственной политики: законодательное обеспечение прав и интересов ребенка, государственная поддержка семьи, установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов, ответственность должностных лиц, государственная поддержка органов местного самоуправления и других организаций в области социальной защиты детства. Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются: социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. Социальная защита — стратегия государственной политики по поддержке и защите наиболее незащищенных слоев населения — детей, женщин, стариков; система гарантированных государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. В широком смысле слова социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, пола, возраста, национальности. В более узком смысле социальная защита — это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека. Главная цель социальной защиты — оказание необходимой помощи конкретному человеку (ребенку) в сложной жизненной ситуации. Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами: 1) уровнем материального обеспечения и социальными возможностями детей современной России; 2) обязательствами перёд международными организациями, в частности перед ООН, в области социальной защиты детства; 3) опытом социальной защиты детства в истории России. В настоящее время политика государства в области социальной защиты детства проявилась: в выплате ежемесячных пособий, в создании новых учреждений защиты семьи и детства, в обеспечении государственных гарантий в области образования.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.014 с.) |