Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные компоненты социально-педагогической поддержки

Поиск

Закономерности и принципы находят свое практическое воплощение в содержании (обоснование компонентов, форм и методов деятельности) и педагогических условиях.

Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико-проектировочного, духовно-нравственного, интерактивно-ком­муникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-пра­вового компонентов.

Организационно-управленческий компонент ориентирован на организацию процесса социально-педагогической поддержки деятельности ребенка. Он решает следующие задачи: участие в

разработке программы развития, образовательных программ об­разовательного учреждения, создание структур, необходимых для социально-педагогической поддержки (методические и пси­хологические службы), организация повышения профессиональный компетентности педагогов в вопросах социально-педагогичес­кой поддержки детей, разработка программы мониторинга, ма­териально-техническое обеспечение процесса, установление вне­шних связей с социокультурной средой города. В основе этого компонента лежит решение проблем внутренней и внешней ин­теграции. Внутренняя интеграция состоит в объединении усилий структурных подразделений учреждения для разработки про­граммы развития, ориентированной на социально-педагогичес­кую поддержку ребенка, в создании на основе интеграции детс­ких коллективов (школы, студии, ансамбли и т. п.). Внешняя ин­теграция заключается в установлении постоянного взаимодей­ствия образовательного учреждения с социокультурной средой в целях достижения учреждением целей социально-педагогичес­кой поддержки. Вариативность состоит в возможности вариан­тов разработки программы развития, внутренней структуры уч­реждения в зависимости от ее целей.

Диагностико-проектировочный компонент ориентирован на изучение потенциала детей с целью выбора оптимального для них индивидуального образовательного пути и разработку про­екта в виде программы деятельности коллектива и личности, обеспечивающей успешность процесса социализации школьни­ков. При этом под диагностикой понимается деятельность по изучению состояния субъектов образовательной деятельности. Под проектированием — деятельность педагога по созданию проекта, представляющего собой прообраз предполагаемого объекта, состояния. Специфика социально-педагогической под­держки в образовательных учреждениях предопределила ин­теграцию диагностики и проектирования. С одной стороны, ди­агностика дает педагогу прямой материал для разработки про­граммы деятельности, с другой — ребенок является субъектом собственной диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации.

Интегративность заключается в объединении видов педагогической деятельности (диагностики и проектирования), видов диагностик (социологической, психологической, педагогической); деятельности психологов, педагогов, методистов с деятельностью ребенка по его диагностике и определению индивидуального пути социализации. Вариативность состоит в возможности разработки разнообразных видов деятельности исходя и потребностей ребенка.                   

На диагностическом этапе проводится несколько исследований (социологических, психологических, педагогических): позволяющих впоследствии определить содержание, формы и методы работы с детьми.

Таким образом, этот компонент ответственен за изучение потребностей, способностей, возможностей ребенка, а также за процесс их самопознания, результатом которого становится выбор индивидуально-коллективного пути развития в форме; индивидуальной или групповой программы, на содержание которой ребенок имеет право влиять исходя из своих познаватель­ных и творческих потребностей.

Духовно-нравственный компонент — развитие гуманной этической позиции субъектов образовательного учреждения, в том числе доброты, эмпатии, толерантности, готовности прийти на помощь другому, эстетического восприятия жизни и деятель­ности. Духовно-нравственное развитие школьников активно формируется и развивается в процессе деятельности: приня­тия коллективных решения, дискуссий, КВН, театрализован­ных действий, конкурсов, познавательных, ролевых, имитаци­онных игр, благотворительной деятельности и т. д.;

Духовно-нравственный компонент школы включает: миро­воззренческий и эстетический аспекты, этикет школьного со­общества, направленные на формирование мировосприятия; а также познавательную и социализирующую деятельность, на­правленные на формирование миропонимания, которые реали­зуются в работе и общении в урочное и внеурочное время.

Мировоззренческий аспект. На уроках истории, литерату­ры, биологии и других предметов, в процессе лекций, бесед, дискуссий происходит осмысление нравственных поступков исто­рических личностей, литературных героев, ученых, специали­стов по оказанию помощи людям, животным, растениям, памят­никам культуры; тем самым постепенно формируются гумани­стические ценности.

Во внеурочное время организуется совместная деятель­ность по благоустройству школы, помощи престарелым, малы­шам, инвалидам, защите птиц, животных, деревьев, водоемов. Ребята участвуют в очистке парков и лесных зон от мусора, заботятся о детских площадках, скульптурах, архитектурных памятниках, своих домах. Ребята участвуют в обсуждении про­блем современного общества с его конфликтами и катастрофа­ми, стремятся к определению их причин и способов разреше­ния. Участвуют в выработке правил жизнедеятельности шко­лы, в основе которых лежит помощь слабым, новеньким, забота о школьном здании, культурные взаимоотношения мальчиков и девочек и т. д.

Эстетический аспект социально-педагогической поддер­жки школы формируется через предметы, внешний облик ее субъектов, отношения между ними, а также освоение произве­дений искусства. Он должна быть привлекательным и многооб­разным, постоянно находиться в творческом развитии.

Предметы эстетического аспекта социально-педагогичес­кой поддержки — это со вкусом оборудованные помещения шко­лы, ее оформление. Например, в одном профессиональном учи­лище г. Зеленограда был проведен конкурс дизайн-проектов оформления. В результате в фойе здания силами учащихся, их родителей и педагогов был создан зимний сад с фонтаном. В школе № 734 г. Москвы студийцы скульптурной мастерской оборудовали "уголки" русских народных сказок и басен. В шко­ле № 1940 регулярно действует сменная выставка творческих работ учащихся из художественной мастерской, в школе обо­рудованы рекреации по учебным предметам (исторический зал, математический зал, географический зал и т. д.). Важно, чтобы объекты школьных помещений стали объектами постоянного творческого воспроизводства, стимулирования восприятия, раз-

вития эстетических чувств, вкуса, оценивания, творческого пре­образования.

Внешний облик субъектов среды формируется прежде все­го через личность педагога, который создает условия для детс­кого творчества, способствует творческому развитию школьни­ков, совместному и индивидуальному постижению эстетичес­ких свойств и образно-смысловых контекстов эстетического и художественного творения, развивая творческое сознание и творческое воображение (Л.П. Печко).

Учитель совместно с детьми рассматривает особенности моды, стиля одежды, рассматривает понятия "эстетический вкус" и "безвкусица", стремится демонстрировать эстетику сво­ей одежды. Вопросы внешнего вида могут возникать и в учеб­ное время, при обсуждении обликов литературных героев, на уроках мировой художественной культуры при изучении про­изведений искусства, а также во внеурочное время — во время дискуссий на классных часах о моде, ее направлениях, перспек­тивах развития; в клубах общения, художественных кружках.

Эстетический аспект социально-педагогической поддерж­ки должен быть важным фактором гармонического, мажорного стиля взаимоотношений педагогов, школьников и их родителей. Окрики, брань со стороны учителя, а затем призывы к уважи­тельному, гуманному, эстетическому общению школьников вы­зывают у последних только обратную реакцию — неприятие эс­тетических норм взаимодействия, их лживость и нежизнеспо­собность.

Эстетический аспект социально-педагогической поддерж­ки школы призван обогатить учащихся способами вхождения в эстетическую культуру человечества.

Этикет в школе — это не только правила культурного по­ведения, но и осознание его сущности как стремление личности не доставлять другому неудобства и оказывать помощь. Школь­ный этикет включает педагогический и ученический этикет, охватывает аспекты внешнего вида, речевого этикета, манеру поведения. Школьный этикет формируется на специально орга­низованных занятиях в учебное время, на классных часах (тренинги, дискуссии, игры), в практической жизнедеятельности субъектов культурной среды школы, в процессе общения, а так­же путем введения, осмысления и использования норм этикет­ного поведения, закрепленных в правилах для учащихся, уста­ве и законах школы.

Организация познавательной и социализирующей деятель­ности в школе осуществляется на уроках при изучении науч­ных теорий, фактов социальной жизни, общественно-полити­ческого развития в процессе активного включения школьников в их "переоткрытия", осмысления, осознания важности этого знания для себя (технологии мыследеятельностной педагогики, развивающего обучения, саморазвития и др.). Во внеурочное время — участие в предметных кружках и клубах, в проектной деятельности, в ученическом самоуправлении, взаимодействие с внешними учреждениями (другими школами, центрами твор­чества, библиотеками, подростковыми клубами, вузами, обще­ственными и государственными организациями и учреждения­ми), для участия в разнообразных конференциях, семинарах, акциях, играх.

Духовно-нравственный компонент взаимодействует с дру­гими компонентами: путем изучения и принятия субъектами гуманистических ценностей, целей, идей в урочное и внеуроч­ное время, оказания помощи и поддержки в результате освое­ния норм школьного этикета, преобразования эстетического об­лика школы, себя, своих взаимоотношений, бережного отноше­ния к людям, природе, культуре, нравственных поступков.

Духовно-нравственный компонент обладает соответствую­щими ему функциями:

Коммуникативная функция предполагает, что в процессе жизнедеятельности школьников осваиваются нравственный и эстетический элементы общения, закрепленные в этикетных правилах детского сообщества.

Функция помощи и поддержки — это практическая дея­тельность по оказанию помощи слабым, больным, забота о жи­вотных, растениях, культурных памятниках, окружающей среде.

Функция стабильности рассматривается как средство формирования гуманистических убеждений.

Гносеологическая функция — это создание условий для мо­тивации школьников и овладения учащимися научными знани­ями, научными открытиями в сфере естественных, точных, со­циальных наук. Это создание разнообразных предметных клу­бов, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, ис­пользование технологий обучения, направленных саморазвитие обучающихся.

Культурологическая функция предполагает не только ос­воение на уроках истории и объектов культуры, системы обще­ственных отношений, норм и правил жизнедеятельности чело­веческого сообщества, но и активное участие личности в жизни школы, социума (ученическом самоуправлении, трудовых ак­циях, творчестве и т. д.).

Преобразующая функция проявляется в создании условий для стремления школьника к нравственному самосовершенство­ванию, познавательной активности, развитию эстетического вкуса в одежде, эстетического и этического поведения, участия в творческом обновлении себя, предметной сферы школы, свое­го субкультурного пространства.

Духовно-нравственный компонент социально-педагогичес­кой поддержки можно классифицировать по разным основани­ям:

- по направлениям воспитательной работы педагога (эсте­тическое, нравственное, патриотическое, интеллектуальное);

- по методам воспитания — методы формирования нрав­ственного опыта в поведении и деятельности (этикет, практи­ческая деятельность по оказанию помощи нуждающимся); ме­тоды формирования нравственного сознания (осмысление нрав­ственных поступков, подвигов на уроках); методы поощрения и личной ответственности (вербальные и невербальные поощре­ния, создание условий для осмысления школьником своего безнравственного поступка как его личной проблемы);

- по средствам воспитания (словесные и практические по принципу доминирования), например, просмотр кинофильма и

его обсуждение, трудовые акции по благоустройству детской площадки.

Духовно-нравственный компонент может быть рассмотрен с точки зрения содержания (идеи, ценности, знания) и формы (урок, кружки, клубы, организации, органы управления и са­моуправления, правила поведения, праздники, оформление школы и т. д.).

Особенностями духовно-нравственного компонента являются:

- взаимосвязь нравственных и эстетических норм школы с семейными, региональными, государственными, общечелове­ческими;

- толерантность, т. е. поддержка права каждого иметь свою

точку зрения;

- перманентное обновление содержания и форм работы,
поддерживающее школьников в развитии и саморазвитии нрав­ственных, познавательных и эстетических способностей;

- интегративность направлений- и форм развития нрав­ственности (изучение этикета на уроке и использование в прак­тической деятельности влияет на развитие нравственных и эстетических качеств личности).

Интерактивно-коммуникативный компонент включает ребенка в познавательную, творческую деятельность, а также деятельность по решению личностных проблем, способствую­щую его успешной социализации.

Этот компонент предполагает интеграцию разных видов деятельности ребенка (познавательной, творческой, коммуни­кативной); интеграцию внутренней среды учреждения допол­нительного образования с внешней социокультурной средой (высшими учебными заведениями, учреждениями культуры, искусства, спорта, общественными организациями и т. п.) для организации исследовательской, творческой работы школьни­ка; интеграцию деятельности педагога, психолога, методиста. Вариативность проявляется в выборе форм, технологий дея­тельности педагога и ребенка.

Задача педагога заключается в организации процесса дея­тельности. Содержание, формы, методы образовательного процесса зависят от его направления. Однако есть общие аспекты! практико-ориентированный характер (преобладание в общем объеме времени практических занятий); личностно ориентиров ванный характер (определение содержания, форм, методов вос­питания исходя из интереса ребенка); разнообразие форм за­нятий (деловые, ролевые игры, экскурсии, занятия-диспуты, дискуссии, лабораторные, практические занятия в архивах, мастерских, творческих студий и т. п.), праздников и иных ме­роприятий; отсутствие оценочной системы. Педагог в образова­тельном процессе выступает как старший, опытный коллега, консультант, партнер в совместной деятельности, что определяет необходимость организации воспитательного процесса с! преобладанием индивидуальных и групповых форм работы.

Таким образом, содержание интерактивного компонента состоит в осуществлении практической деятельности при под­держке педагога через создание продукта самостоятельной ра­боты в избранной им сфере науки, культуры, искусства.

В общении и коммуникации утверждаются гуманные и рав­ноправные отношения между взрослыми и детьми, гуманные, гармонического стиля отношения, основанные на взаимном ин­тересе, уважении к чужому мнению, договоре, демократичес­ких принципах, цивилизованном (правовом) решении конфлик­тных ситуаций.

Интерактивно-коммуникативный компонент социально-педагогической поддержки реализуется и в совместной деятель­ности по оказанию помощи ребенку в решении его проблем.

Рефлексивно-аналитический компонент состоит в анали­зе результатов социально-педагогической поддержки детей на четырех уровнях—деятельности ребенка, коллектива учащих­ся, педагога, учреждения, по итогам которого определяется про­грамма коррекционных мер.

Оценивая деятельность ребенка, социальный педагог опре­деляет результаты его познавательной, творческой деятельно­сти посредством выявления уровня социально-личностной ком­петентности, оценки качества самостоятельной деятельности. Социальный педагог помогает ученику провести анализ собственной работы, что позволяет развивать рефлексию и самокоррекцию личности.

Анализ деятельности коллектива учащихся осуществляет­ся как самостоятельно социальным педагогом путем анкетиро­вания, беседы, наблюдения, так и самим коллективом учащих­ся, которые в процессе обсуждения не только оценивают свою работу, но и вносят коррективы и предлагает перспективы даль­нейшего развития.

Содержание деятельности педагога в рамках этого компо­нента заключается в анализе и самоанализе степени реализа­ции целей образовательной программы, динамики собственного профессионального развития и, исходя из этого, в определении путей коррекции своей деятельности. На уровне учреждения анализируются результаты реализации программы развития, образовательной, целевых программ; деятельности методичес­кой и психологической служб по повышению профессиональ­ной компетентности педагогов, по разработке и реализации про­граммы мониторинга, его инструментария (экспертиза образо­вательных и воспитательных программ и т. п.). Определяются проблемы, разрабатывается система мер коррекционных мероп­риятий.

Главными задачами в деятельности современного педагога являются обеспечение индивидуального развития и саморазви­тия ребенка, поддержка в решении жизненных проблем, защи­та его достоинства и прав.

А.С. Макаренко в своих работах указывает на необходи­мость соблюдения дисциплины, введения законов о защите сла­бых, младших, "новеньких", обучения детей саморегуляции,

оптимизму.

Такой подход созвучен с нашими представлениями о соци­ально-педагогической поддержке ребенка в коллективе.

Нормативно-правовой компонент —-определение прав ре­бенка в соответствии с законодательной базой самого образова­тельного учреждения, правового положения в школе как учи­телей, родителей, так и учеников; владение нормативно-право­выми документами разного уровня — от законов до распоряжений и приказов на уровне образовательного учреждения, на­правленных на защиту прав ребенка; информирование детей об их правах и обязанностях, организация процесса нормотворче­ства в образовательном процессе, просвещение педагогов и ро­дителей; отстаивание прав ребенка в судебных органах.

Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки

Социально-педагогическая поддержка характеризуется как основание относительно социально контролируемой социа­лизации или целенаправленной социализации (социального вос­питания — планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных усло­вий для развития человека), способствующей успешной адап­тации, социальной автономизации и интеграции личности.

Если адаптация предполагает усвоение норм и правил жиз­ни в обществе, то тогда для этого необходима продуманная сис­тема "натаскивания" ребенка по их усвоению. Для этого можно использовать не только уроки с контрольными заданиями и оп­росами, но и игры, практикумы, трудовую и общественную де­ятельность, которые позволяют более успешно запоминать предписанные правила жизнедеятельности в данном обществе, вбирать их в собственный опыт. Если мы говорим о процессе интеграции, то для этого необходимо обеспечение самопознания в процессе сотрудничества и сотворчества как механизмов осоз­нания представлений о самом себе (Я-концепция) и раскрытия своих возможностей в практике жизни (самореализация), опо­ра на накопленный социальный опыт и учет социальной востре­бованности в этих способностях.

Итак, социально-педагогическая поддержка необходима ребенку в процессе социализации для успешной самореализа­ции. Механизмами самореализации выступают процессы само­познания и творчества, которые также нуждаются в педагоги­ческом сопровождении. Самопознание и творчество — это и сферы социализации, обеспечивающие активность процесса само­реализации.

Самопознание —объективный психический процесс позна­ния человеком самого себя, своих внешних и внутренних харак­теристик, особенностей своего взаимодействия с самим собой, с внешним миром и другими людьми. Самопознание является ког­нитивной составляющей самосознания личности, связанной с переживаниями и эмоционально-ценностным отношением к себе.

Подробный анализ теоретических и экспериментальных исследований позволяет утверждать, что самопознание лично­сти может активизироваться в условиях интроспективного уединения (В. Вундт, Н.Я. Грот, Т. Липис, Э. Цветков и др.); об­щения, включая аутокоммуникацию (Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Л.П. Гримак и др.); активной предметной, творческой, ког­нитивной деятельности и социального взаимодействия (Л. Пфендер, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.). Необходимыми усло­виями активизации самопознания, по мнению большинства практико-ориентированных авторов (А.В. Мудрик, Б.М. Масте­ров, И.С. Кон, В.А. Петровский, Г.А. Цукерман и др.), являются: наличие интереса к собственной личности, определенный уро­вень интеллектуального и рефлексивного развития, самопри­нятие.

Анализ философской литературы позволяет вычленить следующие функции самопознания в жизнедеятельности чело­века: самопознание как средство познания мира; самопознание как средство самосовершенствования; самопознание как усло­вие адаптации к окружающему миру; самопознание как само­ценная форма активности ("самосозерцание"); самопознание ("самоуглубление") как способ защиты от мирских проблем.

Философы и психологи считают кризис (противоречие) главным механизмом развития и саморазвития. Самопознание, в силу своей специфической двойственности, может служить условием, провоцирующим возникновение кризиса (проблемы). Одновременно самопознание является необходимым механиз­мом, обеспечивающим оптимальное и самостоятельное решение

личностью значимых для нее проблем. Важнейшим условием оптимального выхода личности из кризиса является направлен­ность самопознания на положительное самоотношение.

Являясь этапом концентрации кризисных изменении по всех сферах личности, отрочество становится сензитивным периодом активизации процесса самопознания. Особенности подросткового возраста: развитие самосознания и мотивационной сферы, изменение образа тела, расширение интеллектуальныхспособностей, конфликтность и ролевая дезадаптированность, противоречивость ценностных ориентации и другие' обусловливают возникновение устойчивой потребности к само­познанию.

Обобщая исследования Л.С. Выготского, В.И. Землянухина, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и педаго­гические наблюдения, среди особенностей подросткового само­познания можно выделить ряд противоречивых черт: актуаль­ность потребности в познании самого себя при недостаточном владении способами и средствами самопознания; расширение интеллектуальных возможностей для получения большего объема информации о себе при отсутствии умения критическо­го ее отбора; тяга подростка к общению со значимыми для ин­формации о себе людьми и частое неприятие его референтной группой: острота протекания внутри личностных и межличнос­тных проблем и вялая рефлексивость самопознания, самооцен­ки. Эти и другие противоречия обусловливают востребованность педагогически грамотной помощи подросткам со стороны взрос­лых (Т.А. Мерцалова).

Педагогическое сопровождение самопознания школьников реализует четыре функции:

1. Мотивационная функция: помощь подростку в осознании потребности в самопознании, развитие этой потребности, ори­ентация мотивационной сферы самопознания школьника на цели самореализации.

2. Информационная функция: трансляция школьнику не­обходимых ему знаний о человеке, о мире и системе взаимодей­ствия с ним с акцентом на соотнесенности полученных знании с

собой; адаптация этой информации для адекватного восприя­тия ее подростком.

3. Технологическая функция: предоставление школьникам технических и дидактических средств самопознания, обучение методикам их выбора и использования, формирование у подро­стков умений и навыков необходимых для адекватного самопоз­нания.

4. Реабилитационная функция: выявление необходимости помощи подростку в процессе самопознания; оказание помощи в устранении негативных последствий самопознания: обучение школьника навыкам саморегуляции и самореабилитации (сово­купность способов и форм восстановления энергетического ба­ланса организма, психического равновесия, эмоциональной ста­бильности); создании атмосферы помощи и поддержки.

Педагогическое обеспечение самопознания школьников определяется как личностно ориентированная педагогическая технология, представляющая собой систему методик социаль­но-педагогической поддержки, направленных на оптимальное и максимально естественное осуществление ребенком познания себя, способствующего свободному и самостоятельному разви­тию его личности. Цель педагогического обеспечения самопоз­нания — оказание социально-педагогической поддержки и, тем самым, создание условий для осознания и реализации школь­ником потребности в познании самого себя.

Следующий механизм социально-педагогической поддер­жки — педагогическое сопровождение творчества личности. А это в результате становится сотворчеством педагога и ребен­ка. Организация сотворчества со стороны педагога является эф­фективным средством социализации.

Если мы говорим о помощи ребенку в процессе социализа­ции, то тогда сущность социально-педагогической поддержки заключается в сопровождении процесса сотрудничества и со­творчества педагогов и воспитанников, позволяющем каждому из участников в процессе взаимодействия самореализоваться, раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем са­мым успешно интегрироваться в общество.

Совместная работа педагога и воспитанников может проте­кать на трех уровнях: выполнение заданий по поручению педаго­га или лидеров детского коллектива, затем на уровне сотрудниче­ства (коллективная деятельность на основе общих интересов, со­вместно принятых целей, ожидаемых результатов, способов ра­боты). Высшим уровнем взаимодействия является сотворчество. Термин "сотворчество" имеет две смысловые части — при­ставку "со" (означающую общее совместное участие в чем-ни­будь) и самостоятельное понятие "творчество", которое в своем определении имеет ключевые слова — "деятельность", "обще­ние" и "мышление".

Потребность в творчестве присуща только человеку, обла­дающему необходимым интеллектуальным потенциалом, зна­ниями, умениями, навыками преобразующей деятельности, на­правленностью и волей. Творчество существует везде и всегда, где человек воображает, комбинирует и создает что-либо новое, писал Л.С. Выготский. Процесс становления личности, в ходе которого индивид усваивает, перерабатывает и по-своему вос­производит общественный опыт, ценности, нормы, отношения, проявляя собственную субъектную позицию, определяется как социализация. Л.И. Божович утверждала, что стержнем социа­лизации личности является ее мотивационная сфера, ключевой характеристикой которой является направленность.

Одной из разновидностей направленности личности, по мне­нию СВ. Евтушенко, является креативность, буквально "творческость" — творческая направленность, формируемая при оп­ределенных условиях на основе развития мировоззрения, цен­ностных ориентации, творческих способностей. Делающая че­ловека пионером науки, искусства, техники, лидером, креатив­ность является мощным фактором социализации, определяет развитие субъектной позиции, характеризующейся такими чер­тами, как увлеченность и целеустремленность, самостоятель­ность и стремление разделить творческий успех, принести пользу людям, ответственность и инициативность, стремление к сотрудничеству и чувство общности, желание и готовность привлечь и повести за собой сверстников.

Проблеме сотворчества посвящены труды Е.Н. Ильина, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, В.М. Позднякова, Е.С. По-лат, Ю.В. Сенько и др. Идеи и концепции познавательной, твор­ческой активности, самостоятельности субъектов образователь­ной деятельности раскрыты в работах Г.С. Батищева, Д.Б. Бого­явленской, П.Я. Гальперин, P.M. Грановской, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой, Н.И. Рейнвальда, Т.И. Шамовой и др.

Проблема сотворчества субъектов образовательного про­цесса рассматривается в контексте проблематики коллектив­ной деятельности, осуществления совместной проектировочной деятельности педагога и обучающихся, средств коммуникации, методик активизации творческой деятельности.

Творческому взаимодействию субъектов образовательной деятельности свойственны такие признаки как: гуманистичный, со-бытийный, со-труднический, со-причастностный, понимаю­щий характер. Поэтому можно выделить основные компоненты сотворчества как деятельности: со-трудничество (совместный труд, работа), со-бытие (субъект-субъектные взаимоотношения, принятие общих идей и ценностей, взаимосвязь разных субкуль­тур), со-чувствие (эмпатия). Факторами сотворчества выступа­ют: наличие творческих способностей у педагога и их формиро­вание у воспитанника, наличие творческой идеи, цели деятель­ности и ожидаемого результата, смыслотворчество, творческая активность участников взаимодействия и т. п.

Сотворчество формируется при условии внутренней и внешней активности личности в процессе взаимодействия с дру­гими и социумом.

Человек, стремящийся к саморазвитию, оказывает влияние на актуализацию потребности в самодвижении у другого в про­цессе их совместной деятельности. Педагог в процессе сотворче­ства как феномена межличностного взаимодействия будет оказы­вать непосредственное влияние на формирование процесса само­совершенствования воспитанника и его успешной социализации.

В качестве объекта социально-педагогической поддержки, по мнению Н.А. Соколовой, следует рассматривать самореали­зацию личности.

Самореализация — это сложный комплексный процесс взаимодействия личностных, субъективных потенций и условий \ социальной среды, связанный с активностью личности, ее целеполаганием и уровнем притязаний, включающий развитие субъектности, внешнюю объективную, актуальную самодеятельность, выражающуюся в создании социально значимого
продукта (П.П. Бабочкин).                                                                  

Самореализация осуществляется через разнообразие видов и форм деятельности в условиях среды, дает личности воз- |можность раскрыть свои индивидуальные способности, потребности, замыслы, цели.      

Ребенок самореализуется постоянно, однако каждый возрастной период имеет свою специфику. У младших школьни­ков самореализация связана с успешным выполнением разовых
поручений, материализацией сиюминутных творческих и трудовых замыслов. У подростков — с успехами в межличностных отношениях со сверстниками. У старшеклассников — с выбо­ром профессионального и жизненного пути.                                                                            
Итак, механизмами социально-педагогической поддержки являются: процесс самопознания, сотворчества (творческое общение и деятельность), которые направлены на саморазвитие и jсамореализацию (реализация интересов, жизненных планов, в том числе по самокоррекции взглядов, качеств и черт характера, поступков) ребенка.

Социально-педагогическая поддержка имеет следующие виды: социальная, материальная, психологическая, физическая. Социальная поддержка предполагает оказание помощи ребенку:

- в установлении дружеских контактов, освоении способов бесконфликтного взаимодействия, договорных отношений;                                                                    

- в принятии норм и правил жизнедеятельности коллектива и законов общества;      

- в развитии интеллектуальных, эстетических, этических способностей;  

в развитии качеств и черт характера, необходимых для    полноценной жизнедеятельности, в процессе организации коллективной трудовой и творческой деятельности, нормотворче­ства (коллективная разработка правил и законов жизни коллек­тива и их поддержание) и т. д.

Материальная социально-педагогическая поддержка ха­рактеризуется как:

- оказание материальной помощи детям из неблагополуч­ных и малообеспеченных семей;

- воспитание уважения к материальным ценностям;

- организация хорошо оборудованного пространства для образовательно-воспитательных целей.

Психологическая социально-педагогическая поддержка это совокупность способов и мер, которые направлены:

- на оказание помощи в психологической стабилизации лич­ности; избавление от комплексов, развитие психологической защищенности;

- на поддержание положительных эмоций, оптимистичес­кого взгляда на мир;

- на развитие психологической устойчивости личности;

- на развитие творческой активности личности, способнос­ти понять и раскрыть себя, развивать свою Я-концепцию, за­щищать свою уникальность.

Обеспечение психологической социально-педагогической поддержки включает:

- действия, направленные на психологическую стабилиза­цию личности, на успешное преодоление и прекращение нега­тивных, травмирующих ребенка переживаний;

- использование новых способов воспитательных воздей­ствий, нового уровня отношений, создание определенных усло­вий для воспитанников в связи с переходом их от одного этапа психического развития к другому, т. е. с появлением новых пси­хических особенностей личности;

- создание атмосферы защищенности в микросоциальной среде; индивидуальную работу по созданию состояния покоя на фоне релаксации, положительной эмоционально насыщенной обстановки.

Физическая социально-педагогическая поддержка — это:

- помощь ребенку в своевременном выявлении заболева­ний (диспансеризация, индивидуальное обследование, наблюдение) и направлении на лечение;

- помощь в овладении основами физической культуры (фи­зические упражнения, спорт, туризм, методы закаливания организма, методы релаксации, массажа и самомассажа);

- помощь в овладении способами защиты в случаях при­родных катаклизмов, опасности материальных объектов путем теоретических и практических занятий на уроках биологии, ОБЖ, во время турпоходов, экскурсий, во внеклассных мероп­риятиях, использовании здоровьесберегающих технологий в работе.

Современная педагогика должна исходить из положения необходимости развития у детей качеств, помогающих челове­ку реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запроса­ми и индивидуальными способами социальной самореализации.

Основаниями для классификации социально-педагогичес­кой поддержки являются:

- по способам организации деятельности: индивидуальная (психотерапевтические беседы), коллективная (занятия, тре­нинги,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.107 (0.021 с.)