Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности



Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки

Социально-педагогическая поддержка характеризуется как основание относительно социально контролируемой социа­лизации или целенаправленной социализации (социального вос­питания — планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных усло­вий для развития человека), способствующей успешной адап­тации, социальной автономизации и интеграции личности.

Если адаптация предполагает усвоение норм и правил жиз­ни в обществе, то тогда для этого необходима продуманная сис­тема "натаскивания" ребенка по их усвоению. Для этого можно использовать не только уроки с контрольными заданиями и оп­росами, но и игры, практикумы, трудовую и общественную де­ятельность, которые позволяют более успешно запоминать предписанные правила жизнедеятельности в данном обществе, вбирать их в собственный опыт. Если мы говорим о процессе интеграции, то для этого необходимо обеспечение самопознания в процессе сотрудничества и сотворчества как механизмов осоз­нания представлений о самом себе (Я-концепция) и раскрытия своих возможностей в практике жизни (самореализация), опо­ра на накопленный социальный опыт и учет социальной востре­бованности в этих способностях.

Итак, социально-педагогическая поддержка необходима ребенку в процессе социализации для успешной самореализа­ции. Механизмами самореализации выступают процессы само­познания и творчества, которые также нуждаются в педагоги­ческом сопровождении. Самопознание и творчество — это и сферы социализации, обеспечивающие активность процесса само­реализации.

Самопознание—объективный психический процесс позна­ния человеком самого себя, своих внешних и внутренних харак­теристик, особенностей своего взаимодействия с самим собой, с внешним миром и другими людьми. Самопознание является ког­нитивной составляющей самосознания личности, связанной с переживаниями и эмоционально-ценностным отношением к себе.

Подробный анализ теоретических и экспериментальных исследований позволяет утверждать, что самопознание лично­сти может активизироваться в условиях интроспективного уединения (В. Вундт, Н.Я. Грот, Т. Липис, Э. Цветков и др.); об­щения, включая аутокоммуникацию (Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Л.П. Гримак и др.); активной предметной, творческой, ког­нитивной деятельности и социального взаимодействия (Л. Пфендер, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.). Необходимыми усло­виями активизации самопознания, по мнению большинства практико-ориентированных авторов (А.В. Мудрик, Б.М. Масте­ров, И.С. Кон, В.А. Петровский, Г.А. Цукерман и др.), являются: наличие интереса к собственной личности, определенный уро­вень интеллектуального и рефлексивного развития, самопри­нятие.

Анализ философской литературы позволяет вычленить следующие функции самопознания в жизнедеятельности чело­века: самопознание как средство познания мира; самопознание как средство самосовершенствования; самопознание как усло­вие адаптации к окружающему миру; самопознание как само­ценная форма активности ("самосозерцание"); самопознание ("самоуглубление") как способ защиты от мирских проблем.

Философы и психологи считают кризис (противоречие) главным механизмом развития и саморазвития. Самопознание, в силу своей специфической двойственности, может служить условием, провоцирующим возникновение кризиса (проблемы). Одновременно самопознание является необходимым механиз­мом, обеспечивающим оптимальное и самостоятельное решение

личностью значимых для нее проблем. Важнейшим условием оптимального выхода личности из кризиса является направлен­ность самопознания на положительное самоотношение.

Являясь этапом концентрации кризисных изменении по всех сферах личности, отрочество становится сензитивным периодом активизации процесса самопознания. Особенности подросткового возраста: развитие самосознания и мотивационной сферы, изменение образа тела, расширение интеллектуальныхспособностей, конфликтность и ролевая дезадаптированность, противоречивость ценностных ориентации и другие' обусловливают возникновение устойчивой потребности к само­познанию.

Обобщая исследования Л.С. Выготского, В.И. Землянухина, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и педаго­гические наблюдения, среди особенностей подросткового само­познания можно выделить ряд противоречивых черт: актуаль­ность потребности в познании самого себя при недостаточном владении способами и средствами самопознания; расширение интеллектуальных возможностей для получения большего объема информации о себе при отсутствии умения критическо­го ее отбора; тяга подростка к общению со значимыми для ин­формации о себе людьми и частое неприятие его референтной группой: острота протекания внутри личностных и межличнос­тных проблем и вялая рефлексивость самопознания, самооцен­ки. Эти и другие противоречия обусловливают востребованность педагогически грамотной помощи подросткам со стороны взрос­лых (Т.А. Мерцалова).

Педагогическое сопровождение самопознания школьников реализует четыре функции:

1. Мотивационная функция: помощь подростку в осознании потребности в самопознании, развитие этой потребности, ори­ентация мотивационной сферы самопознания школьника на цели самореализации.

2. Информационная функция: трансляция школьнику не­обходимых ему знаний о человеке, о мире и системе взаимодей­ствия с ним с акцентом на соотнесенности полученных знании с

собой; адаптация этой информации для адекватного восприя­тия ее подростком.

3. Технологическая функция: предоставление школьникам технических и дидактических средств самопознания, обучение методикам их выбора и использования, формирование у подро­стков умений и навыков необходимых для адекватного самопоз­нания.

4. Реабилитационная функция: выявление необходимости помощи подростку в процессе самопознания; оказание помощи в устранении негативных последствий самопознания: обучение школьника навыкам саморегуляции и самореабилитации (сово­купность способов и форм восстановления энергетического ба­ланса организма, психического равновесия, эмоциональной ста­бильности); создании атмосферы помощи и поддержки.

Педагогическое обеспечение самопознания школьников определяется как личностно ориентированная педагогическая технология, представляющая собой систему методик социаль­но-педагогической поддержки, направленных на оптимальное и максимально естественное осуществление ребенком познания себя, способствующего свободному и самостоятельному разви­тию его личности. Цель педагогического обеспечения самопоз­нания — оказание социально-педагогической поддержки и, тем самым, создание условий для осознания и реализации школь­ником потребности в познании самого себя.

Следующий механизм социально-педагогической поддер­жки — педагогическое сопровождение творчества личности. А это в результате становится сотворчеством педагога и ребен­ка. Организация сотворчества со стороны педагога является эф­фективным средством социализации.

Если мы говорим о помощи ребенку в процессе социализа­ции, то тогда сущность социально-педагогической поддержки заключается в сопровождении процесса сотрудничества и со­творчества педагогов и воспитанников, позволяющем каждому из участников в процессе взаимодействия самореализоваться, раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем са­мым успешно интегрироваться в общество.

Совместная работа педагога и воспитанников может проте­кать на трех уровнях: выполнение заданий по поручению педаго­га или лидеров детского коллектива, затем на уровне сотрудниче­ства (коллективная деятельность на основе общих интересов, со­вместно принятых целей, ожидаемых результатов, способов ра­боты). Высшим уровнем взаимодействия является сотворчество. Термин "сотворчество" имеет две смысловые части — при­ставку "со" (означающую общее совместное участие в чем-ни­будь) и самостоятельное понятие "творчество", которое в своем определении имеет ключевые слова — "деятельность", "обще­ние" и "мышление".

Потребность в творчестве присуща только человеку, обла­дающему необходимым интеллектуальным потенциалом, зна­ниями, умениями, навыками преобразующей деятельности, на­правленностью и волей. Творчество существует везде и всегда, где человек воображает, комбинирует и создает что-либо новое, писал Л.С. Выготский. Процесс становления личности, в ходе которого индивид усваивает, перерабатывает и по-своему вос­производит общественный опыт, ценности, нормы, отношения, проявляя собственную субъектную позицию, определяется как социализация. Л.И. Божович утверждала, что стержнем социа­лизации личности является ее мотивационная сфера, ключевой характеристикой которой является направленность.

Одной из разновидностей направленности личности, по мне­нию СВ. Евтушенко, является креативность, буквально "творческость" — творческая направленность, формируемая при оп­ределенных условиях на основе развития мировоззрения, цен­ностных ориентации, творческих способностей. Делающая че­ловека пионером науки, искусства, техники, лидером, креатив­ность является мощным фактором социализации, определяет развитие субъектной позиции, характеризующейся такими чер­тами, как увлеченность и целеустремленность, самостоятель­ность и стремление разделить творческий успех, принести пользу людям, ответственность и инициативность, стремление к сотрудничеству и чувство общности, желание и готовность привлечь и повести за собой сверстников.

Проблеме сотворчества посвящены труды Е.Н. Ильина, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, В.М. Позднякова, Е.С. По-лат, Ю.В. Сенько и др. Идеи и концепции познавательной, твор­ческой активности, самостоятельности субъектов образователь­ной деятельности раскрыты в работах Г.С. Батищева, Д.Б. Бого­явленской, П.Я. Гальперин, P.M. Грановской, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой, Н.И. Рейнвальда, Т.И. Шамовой и др.

Проблема сотворчества субъектов образовательного про­цесса рассматривается в контексте проблематики коллектив­ной деятельности, осуществления совместной проектировочной деятельности педагога и обучающихся, средств коммуникации, методик активизации творческой деятельности.

Творческому взаимодействию субъектов образовательной деятельности свойственны такие признаки как: гуманистичный, со-бытийный, со-труднический, со-причастностный, понимаю­щий характер. Поэтому можно выделить основные компоненты сотворчества как деятельности: со-трудничество (совместный труд, работа), со-бытие (субъект-субъектные взаимоотношения, принятие общих идей и ценностей, взаимосвязь разных субкуль­тур), со-чувствие (эмпатия). Факторами сотворчества выступа­ют: наличие творческих способностей у педагога и их формиро­вание у воспитанника, наличие творческой идеи, цели деятель­ности и ожидаемого результата, смыслотворчество, творческая активность участников взаимодействия и т. п.

Сотворчество формируется при условии внутренней и внешней активности личности в процессе взаимодействия с дру­гими и социумом.

Человек, стремящийся к саморазвитию, оказывает влияние на актуализацию потребности в самодвижении у другого в про­цессе их совместной деятельности. Педагог в процессе сотворче­ства как феномена межличностного взаимодействия будет оказы­вать непосредственное влияние на формирование процесса само­совершенствования воспитанника и его успешной социализации.

В качестве объекта социально-педагогической поддержки, по мнению Н.А. Соколовой, следует рассматривать самореали­зацию личности.

Самореализация — это сложный комплексный процесс взаимодействия личностных, субъективных потенций и условий \социальной среды, связанный с активностью личности, ее целеполаганием и уровнем притязаний, включающий развитие субъектности, внешнюю объективную, актуальную самодеятельность, выражающуюся в создании социально значимого
продукта (П.П. Бабочкин).                                                                  

Самореализация осуществляется через разнообразие видов и форм деятельности в условиях среды, дает личности воз- |можность раскрыть свои индивидуальные способности, потребности, замыслы, цели.      

Ребенок самореализуется постоянно, однако каждый возрастной период имеет свою специфику. У младших школьни­ков самореализация связана с успешным выполнением разовых
поручений, материализацией сиюминутных творческих и трудовых замыслов. У подростков — с успехами в межличностных отношениях со сверстниками. У старшеклассников — с выбо­ром профессионального и жизненного пути.                                                                            
Итак, механизмами социально-педагогической поддержки являются: процесс самопознания, сотворчества (творческое общение и деятельность), которые направлены на саморазвитие и jсамореализацию (реализация интересов, жизненных планов, в том числе по самокоррекции взглядов, качеств и черт характера, поступков) ребенка.

Социально-педагогическая поддержка имеет следующие виды: социальная, материальная, психологическая, физическая. Социальная поддержка предполагает оказание помощи ребенку:

- в установлении дружеских контактов, освоении способов бесконфликтного взаимодействия, договорных отношений;                                                                    

- в принятии норм и правил жизнедеятельности коллектива и законов общества;      

- в развитии интеллектуальных, эстетических, этических способностей;  

в развитии качеств и черт характера, необходимых для    полноценной жизнедеятельности, в процессе организации коллективной трудовой и творческой деятельности, нормотворче­ства (коллективная разработка правил и законов жизни коллек­тива и их поддержание) и т. д.

Материальная социально-педагогическая поддержка ха­рактеризуется как:

- оказание материальной помощи детям из неблагополуч­ных и малообеспеченных семей;

- воспитание уважения к материальным ценностям;

- организация хорошо оборудованного пространства для образовательно-воспитательных целей.

Психологическая социально-педагогическая поддержка это совокупность способов и мер, которые направлены:

- на оказание помощи в психологической стабилизации лич­ности; избавление от комплексов, развитие психологической защищенности;

- на поддержание положительных эмоций, оптимистичес­кого взгляда на мир;

- на развитие психологической устойчивости личности;

- на развитие творческой активности личности, способнос­ти понять и раскрыть себя, развивать свою Я-концепцию, за­щищать свою уникальность.

Обеспечение психологической социально-педагогической поддержки включает:

- действия, направленные на психологическую стабилиза­цию личности, на успешное преодоление и прекращение нега­тивных, травмирующих ребенка переживаний;

- использование новых способов воспитательных воздей­ствий, нового уровня отношений, создание определенных усло­вий для воспитанников в связи с переходом их от одного этапа психического развития к другому, т. е. с появлением новых пси­хических особенностей личности;

- создание атмосферы защищенности в микросоциальной среде; индивидуальную работу по созданию состояния покоя на фоне релаксации, положительной эмоционально насыщенной обстановки.

Физическая социально-педагогическая поддержка — это:

- помощь ребенку в своевременном выявлении заболева­ний (диспансеризация, индивидуальное обследование, наблюдение) и направлении на лечение;

- помощь в овладении основами физической культуры (фи­зические упражнения, спорт, туризм, методы закаливания организма, методы релаксации, массажа и самомассажа);

- помощь в овладении способами защиты в случаях при­родных катаклизмов, опасности материальных объектов путем теоретических и практических занятий на уроках биологии, ОБЖ, во время турпоходов, экскурсий, во внеклассных мероп­риятиях, использовании здоровьесберегающих технологий в работе.

Современная педагогика должна исходить из положения необходимости развития у детей качеств, помогающих челове­ку реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запроса­ми и индивидуальными способами социальной самореализации.

Основаниями для классификации социально-педагогичес­кой поддержки являются:

- по способам организации деятельности: индивидуальная (психотерапевтические беседы), коллективная (занятия, тре­нинги, игры, праздники, клубы, студии, экскурсии и т. д.), обще­школьная (система поддержки в школе, например, создание психологической службы помощи);

- по направлениям воспитательной работы педагога: позна­вательная (помощь в учении: консультации, факультативы, уче­ническое наставничество); эстетическая (помощь в освоение эти­кета, эстетическое оформление класса, экскурсии); физическая (поддержка здоровья школьников — физкультминутки, спортивные игры, занятия спортом в соответствии с индивиду­альными особенностями и интересами, беседы, дискуссии о здо­ровом образе жизни, наличие спортивного инвентаря и площа­док); трудовая (самообслуживание, забота о пришкольном уча­стке); шефская (помощь младшим школьникам, престарелым жителям микрорайона: игры, праздники, трудовые акции); твор­ческая (игры, праздники, театрализация и т. д.);

-     по основным сферам жизнедеятельности ребенка: блок
"Здоровье": диагностика, помощь в оздоровлении, развитие здо­ровья школьников, общешкольная программа помощи в оздоровлении школьников; блок "Общение": помощь в решении про­блем в общении школьников, психотерапевтические беседы и консультации, помощь в разрешении конфликтов; блок "Уче­ние": оказание помощи конкретному ребенку в учении, допол­нительные занятия, факультативы; блок "Досуг": помощь школьникам в подборе клуба, кружка, секции);

-     по методам воспитания — методы социально-педагоги­ческой поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка ук­репляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-
волевая сфера; методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств направ­лены на обновление и духовное обогащение личности, ответ­ственность за судьбу Родины.

- Важно выделить группы детей, нуждающиеся в социаль­но-педагогической поддержке в процессе социализации. Остронуждающиеся — дети-сироты и дети, оставшиеся без попече­ния родителей, дети с девиантным поведением, дети проблем­ных семей, одаренные дети. Однако поддержка необходима и детям группы "норма", которые попадают в процессе жизнеде­ятельности в сложные (трудные) ситуации и, не имея социаль­ного опыта, испытывают личностные проблемы и трудности в нахождении адекватных способов в их разрешении.

Развитие социально-педагогической поддержки школы выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последователь­ной смены этапов, стадий, изменений и достижения нового ка­чества каждого из его компонентов и всей системы социально-педагогической поддержки школы в целом (уровней).

- Процесс развития социально-педагогической поддержки охватывает собой весь период деятельности школы и по его ка­чественной выраженности условно состоит из четырех этапов,

что было определено в ходе теоретического анализа и экспериментальной работы:

1) этап возникновения и установления: создание инновационной группы единомышленников, объединенной на основе; общих ценностей и интересов (формирование образа (видения); настоящего и будущего состояния образовательного учрежде­ния, его культурной среды, организация "проблематизации",. сообщества педагогов, учащихся и родителей в целях активизации участников к развитию социально-педагогической под­держки);

2) этап активного развития: разработка программы (пла­на) действий по построению модели социально-педагогической поддержки образовательного учреждения; обобщение всех идей в общий проект, в план конкретных действий. Организация системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей, системы школьных дел, разнообразных детских, детско-взрослых, педагогических и родительских сообществ, направленных на обеспечение социально-педагогической поддержки;

3) этап формализации (возможен, но не в полном объеме, например, минуя стадии "консервации инновационных процес­сов", "стагнации"): систематизация и обобщение опыта, его трансляция, консервация инновационных процессов, стагнация;

4) этап преобразования: появление новых носителей идей (изменение позиций прошлых носителей идей и деятельности), возвращение к этапу возникновения и установления (качествен­но иной уровень развития).

Основными функциями социально-педагогической под­держки школы являются:

- развивающая (оказание помощи в развитии и самораз­витии, поиск адекватных способов успешного развития);

- стабилизирующая (остановка негативных переживаний, ухудшения состояния, усиления проблем);

- корректирующая (деятельность, направленная на оказа­ние помощи и поддержки).

- Процесс развития социально-педагогической поддержки зависит от ряда факторов: внутренних (субъектных) и внешних (культурно-образовательных), оказывающих прямое или кос­венное воздействие на эффективность процесса. Большое зна­чение для развития социально-педагогической поддержки шко­лы имеют субъектные факторы, включающие ценностные ори­ентации, интересы, готовность к оказанию помощи, поддержке и защите ребенка, педагогические способности и качества, обес­печивающие социально-педагогическую поддержку, взаимо­действие субъектов и др. Социокультурные факторы оказывают как прямое, так и косвенное влияние на развитие социально-педагогической поддержки школы. К основным культурно-об­разовательным факторам по результатам исследования отне­сены: государственные решения в области помощи и поддерж­ки ребенка; уровень развития науки в стране, сви­детельствующий о возможности теоретически обоснованного решения проблемы; уровень материально-технического и ме­тодического обеспечения образовательной деятельности по дан­ной проблеме; особенности социокультурной среды региона, его культурно-образовательной инфраструктуры.

Методы поддержки здоровья.

Методы, с помощью которых возбуждается чувство радос­ти, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы: метод радостной перспективы — это радостные события, ко­торые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время; метод увлечения весельем — юмор всегда помогает пре­одолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни; метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и жела­ние делать еще лучше путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом); метод самонаблюдения своих эмоций — метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

Методы поддержки физического здоровья ребенка: метод оптимального режима жизни; метод постепенности -т- при­учение ребенка к последовательности и обдуманности во избе­жание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболевани­ям; метод физических упражнений и занятия спортом; ме- ) mod рекреации — обеспечение спокойного отдыха организма.

3. Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка: метод у гашения отрицательных переживаний — способ "размысливания" таких эмоций, как обида, стыд, нена­висть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций; метод устранения плохих привычек; метод выработки хороших привы­чек и положительных черт характера; метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки раз­вития духовно-нравственных и гражданских чувств.

1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нрав­ственной сферы ребенка: увлечение добрым делом; увлечение ге­роическим — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины. Этим методом возбуждается чувство гордости, уваже­ния к своей истории, воспитывается мужество, способность спо­койно и стойко переносить трудности; метод традиции — твор­ческое использование положительного опыта; увлечение краси­вым — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее; увлечение загадочным — возбуждается чувство лю­бознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры; личный пример — способ раз­вития положительных качеств на личном примере педагога.

2. Методы укрепления чувства ответственности: доверие — развивается вера в свои силы; просьба — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоя­тельно выполненного поступка; беседа-размышление — обсуж­дение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения; лекция — воспитатель рас­крывает смысл нравственных понятий; поручение — обраще­ние к ребенку с заданием творческого характера с предостав­лением ему права выбора способов его решения.

3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка: напоминание; сомнение (этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше); достижение согласия с самим собой — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера; достижение гармонии с окружающим — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природ­ным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения ме­тодов саногенного мышления.

3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки раз­вития способностей.

1.Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответ­ствие способов работы целям и полученному результату: наблю­дение; коллективный анализ деятельности, размышления; реф­лексия — самопознание своей роли и отношения к произошед­шим событиям, делам; сравнительные характеристики; ин­тервью; тестирование и анкетирование.

2.Методы поддержки развития интеллекту альных способ­ностей, метод "мозгового штурма" — при снижении самокри­тичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверен­ность в себе пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям; метод "сократовской беседы" — развитие диалогического мышления, творческих способностей; метод мыследеятелъности — созда­ние учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам дол­жен выйти на решение новой задачи путем использования но-

вых способов ее решения; метод деловой игры — при снижения •; психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социаль­ного опыта; метод развития интуиции (игры: "Почувствуй состояние другого", "Кто стоит за дверью?", "Холодно-горячо", "В какой руке?" и т. д.); метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок.

3. Методы поддержки развития организаторских способно­стей: метод творческого выполнения задач; метод игры—творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества; метод поручения — регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки); метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.

4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей: метод создания воспитывающих ситуаций — ситуаций свободного выбора поведения; метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным па­раметрам — "активное слушание", "прием на работу", тренинг по этикету, "Кораблекрушение", "Необитаемый остров" и т. д.); метод творческого поиска.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Вчем сущность понятия "педагогическая поддержка ре­бенка"?

2.Каковы сущностные элементы педагогической поддерж­ки? Виды педагогической поддержки.

3.Определите субъектов педагогической поддержки.

4.Какие противоречия определяют закономерности и прин­ципы социально-педагогической поддержки?

5.Дайте характеристику закономерностей и принципов со­циально-педагогической поддержки.

6.Раскройте содержание педагогического обеспечения са­мопознания и сотворчества в структуре социально-педагогичес­кой поддержки.

7.Компоненты социально-педагогической поддержки и их взаимосвязи в структуре социально-педагогической поддер­жки.

8.Что такое базовые компоненты культурной среды ОУ?

9.Что такое функционально-образующие компоненты куль­турной среды ОУ?

 

10.Что такое предметно-практические компоненты куль­турной среды ОУ?

11.Какие методы формирования и развития культурной педагогической среды ОУ вы знаете?

12.Роль активности в развитии культурной среды.

13.Дайте характеристику стадий развития культурной сре­ды школы.

14.Кто является субъектом развития культурной среды школы? Почему?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотрите практическую реализацию компонентов со­циально-педагогической поддержки на примере какого-либо об­разовательного учреждения (по выбору).

2. Разработайте систему педагогической поддержки для образовательного учреждения.

3. Проведите дискуссию на тему: "Культуросообразная школа и ее среда: проблемы и перспективы. Проектирование культурной педагогической среды конкретной школы".

4. Подготовьте материалы для позиционной дискуссии "Традиции в школе: хорошо или плохо", "Сколько можно инно­ваций?", "Сотрудничество или контроль за выполнением обя­занностей учениками".

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. — М., 1999.

2.Иванов A3. Детско-взрослое сообщество культурной сре­ды общеобразовательной школы: Монография. — М., 2005.

3.Иванов A3. Культурная среда образовательного учреж­дения: Учеб. пособие. — М., 2006.

4.Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые цен­ности образования. — 2000. — № 10.

5.Новые ценности образования. Культурная и мультикультурная среда школ. — 1996. — Вып.

6.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка
детства. — М., 2002.

 

Дополнительная:

1. Газман О.С, Иванов A3. Содержание деятельности и опыт рабсм освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). — М., 1992.

2. Новые ценности образования. — 1995. — Вып. 1: Тезау­рус для учителей и школьных психологов.

3. Новые ценности образования. — 1995. — Вып. 2: Содер­жание гуманистического образования.

4.  Новые ценности образования. — 1996. — Вып. 6: Забота — поддержка — консультирование.

5. Новые ценности образования. — 1997. — Вып. 7: Культурные модели школ.

6.  Новые ценности образования. — 2002. — Вып. 11: Культуросообразная школа.

7. Новые ценности образования. — 2004. — Вып. 3(18): Шко­ла — культурный центр.


Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России

Основные понятия: социальная защита детства, система соци­альной защиты, управление социальной защитой детства.

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими фак­торами: во-первых, уровнем материального обеспечения и со­циальных возможностей детей в современной России; во-вто­рых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в облас­ти социальной защиты детства и, в-третьих, опытом социаль­ной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России.

Система социальной защиты детства — это интегрирован­ная совокупность основных направлений и принципов, субъек­тов и объектов, форм, методов и материальной базы националь­ной защиты российских детей.

В 1990-е гг. в результате проведения реформ в России проблемы социальной защиты детства значительно обострились. Основными причинами этого явились фактическое общее сниже­ние роли государства в системе социальной защиты детства, лик­видация КПСС с ее мощным влиянием на все формы социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций и отсутствие какой-либо альтернативы им, значительное снижение общего жизнен­ного уровня населения России, серьезное сокращение государ­ственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей.

Важным компонентом системы социальной защиты детства является защита прав детей в области образования. Конститу­ция и бесплатность дошкольного, основного общего, т. е. непол­ного среднего, и среднего профессионального образования в го­сударственных, муниципальных образовательных учреждени­ях и на предприятиях. Основное общее образование для детей является обязательным, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить его получение детьми.

В настоящее время в России еще только формируется ме­ханизм реализации государственной политики в области защи­ты прав и социальных интересов детей, обеспечения их выжи­вания и развития.

К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

1. Декларация прав ребенка (1959).

2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, за-! щиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является первым международ­ным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призывают к признанию и соблюдению прав детей путем зако­нодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозг­лашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понима­ние, материальное обеспечение, социальную защиту и предос­тавление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях сво­боды и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Так, впервые в Декларации были сформулированы прин­ципы, на которых должна базироваться государственная поли­тика по обеспечению прав ребенка.

Очевидно, что гуманистические принципы Декларации прав ребенка не утратили своего значения и сейчас. Но значение этого документа состоит в том, что она явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа — Конвенции о правах ребенка.

Принятие Конвенции стало значительным событием в об­ласти защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рас­сматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спе



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.022 с.)