Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Социализация как основа социально-педагогической деятельности↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки Социально-педагогическая поддержка характеризуется как основание относительно социально контролируемой социализации или целенаправленной социализации (социального воспитания — планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека), способствующей успешной адаптации, социальной автономизации и интеграции личности. Если адаптация предполагает усвоение норм и правил жизни в обществе, то тогда для этого необходима продуманная система "натаскивания" ребенка по их усвоению. Для этого можно использовать не только уроки с контрольными заданиями и опросами, но и игры, практикумы, трудовую и общественную деятельность, которые позволяют более успешно запоминать предписанные правила жизнедеятельности в данном обществе, вбирать их в собственный опыт. Если мы говорим о процессе интеграции, то для этого необходимо обеспечение самопознания в процессе сотрудничества и сотворчества как механизмов осознания представлений о самом себе (Я-концепция) и раскрытия своих возможностей в практике жизни (самореализация), опора на накопленный социальный опыт и учет социальной востребованности в этих способностях. Итак, социально-педагогическая поддержка необходима ребенку в процессе социализации для успешной самореализации. Механизмами самореализации выступают процессы самопознания и творчества, которые также нуждаются в педагогическом сопровождении. Самопознание и творчество — это и сферы социализации, обеспечивающие активность процесса самореализации. Самопознание —объективный психический процесс познания человеком самого себя, своих внешних и внутренних характеристик, особенностей своего взаимодействия с самим собой, с внешним миром и другими людьми. Самопознание является когнитивной составляющей самосознания личности, связанной с переживаниями и эмоционально-ценностным отношением к себе. Подробный анализ теоретических и экспериментальных исследований позволяет утверждать, что самопознание личности может активизироваться в условиях интроспективного уединения (В. Вундт, Н.Я. Грот, Т. Липис, Э. Цветков и др.); общения, включая аутокоммуникацию (Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Л.П. Гримак и др.); активной предметной, творческой, когнитивной деятельности и социального взаимодействия (Л. Пфендер, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.). Необходимыми условиями активизации самопознания, по мнению большинства практико-ориентированных авторов (А.В. Мудрик, Б.М. Мастеров, И.С. Кон, В.А. Петровский, Г.А. Цукерман и др.), являются: наличие интереса к собственной личности, определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития, самопринятие. Анализ философской литературы позволяет вычленить следующие функции самопознания в жизнедеятельности человека: самопознание как средство познания мира; самопознание как средство самосовершенствования; самопознание как условие адаптации к окружающему миру; самопознание как самоценная форма активности ("самосозерцание"); самопознание ("самоуглубление") как способ защиты от мирских проблем. Философы и психологи считают кризис (противоречие) главным механизмом развития и саморазвития. Самопознание, в силу своей специфической двойственности, может служить условием, провоцирующим возникновение кризиса (проблемы). Одновременно самопознание является необходимым механизмом, обеспечивающим оптимальное и самостоятельное решение личностью значимых для нее проблем. Важнейшим условием оптимального выхода личности из кризиса является направленность самопознания на положительное самоотношение. Являясь этапом концентрации кризисных изменении по всех сферах личности, отрочество становится сензитивным периодом активизации процесса самопознания. Особенности подросткового возраста: развитие самосознания и мотивационной сферы, изменение образа тела, расширение интеллектуальныхспособностей, конфликтность и ролевая дезадаптированность, противоречивость ценностных ориентации и другие' обусловливают возникновение устойчивой потребности к самопознанию. Обобщая исследования Л.С. Выготского, В.И. Землянухина, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и педагогические наблюдения, среди особенностей подросткового самопознания можно выделить ряд противоречивых черт: актуальность потребности в познании самого себя при недостаточном владении способами и средствами самопознания; расширение интеллектуальных возможностей для получения большего объема информации о себе при отсутствии умения критического ее отбора; тяга подростка к общению со значимыми для информации о себе людьми и частое неприятие его референтной группой: острота протекания внутри личностных и межличностных проблем и вялая рефлексивость самопознания, самооценки. Эти и другие противоречия обусловливают востребованность педагогически грамотной помощи подросткам со стороны взрослых (Т.А. Мерцалова). Педагогическое сопровождение самопознания школьников реализует четыре функции: 1. Мотивационная функция: помощь подростку в осознании потребности в самопознании, развитие этой потребности, ориентация мотивационной сферы самопознания школьника на цели самореализации. 2. Информационная функция: трансляция школьнику необходимых ему знаний о человеке, о мире и системе взаимодействия с ним с акцентом на соотнесенности полученных знании с собой; адаптация этой информации для адекватного восприятия ее подростком. 3. Технологическая функция: предоставление школьникам технических и дидактических средств самопознания, обучение методикам их выбора и использования, формирование у подростков умений и навыков необходимых для адекватного самопознания. 4. Реабилитационная функция: выявление необходимости помощи подростку в процессе самопознания; оказание помощи в устранении негативных последствий самопознания: обучение школьника навыкам саморегуляции и самореабилитации (совокупность способов и форм восстановления энергетического баланса организма, психического равновесия, эмоциональной стабильности); создании атмосферы помощи и поддержки. Педагогическое обеспечение самопознания школьников определяется как личностно ориентированная педагогическая технология, представляющая собой систему методик социально-педагогической поддержки, направленных на оптимальное и максимально естественное осуществление ребенком познания себя, способствующего свободному и самостоятельному развитию его личности. Цель педагогического обеспечения самопознания — оказание социально-педагогической поддержки и, тем самым, создание условий для осознания и реализации школьником потребности в познании самого себя. Следующий механизм социально-педагогической поддержки — педагогическое сопровождение творчества личности. А это в результате становится сотворчеством педагога и ребенка. Организация сотворчества со стороны педагога является эффективным средством социализации. Если мы говорим о помощи ребенку в процессе социализации, то тогда сущность социально-педагогической поддержки заключается в сопровождении процесса сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, позволяющем каждому из участников в процессе взаимодействия самореализоваться, раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем самым успешно интегрироваться в общество. Совместная работа педагога и воспитанников может протекать на трех уровнях: выполнение заданий по поручению педагога или лидеров детского коллектива, затем на уровне сотрудничества (коллективная деятельность на основе общих интересов, совместно принятых целей, ожидаемых результатов, способов работы). Высшим уровнем взаимодействия является сотворчество. Термин "сотворчество" имеет две смысловые части — приставку "со" (означающую общее совместное участие в чем-нибудь) и самостоятельное понятие "творчество", которое в своем определении имеет ключевые слова — "деятельность", "общение" и "мышление". Потребность в творчестве присуща только человеку, обладающему необходимым интеллектуальным потенциалом, знаниями, умениями, навыками преобразующей деятельности, направленностью и волей. Творчество существует везде и всегда, где человек воображает, комбинирует и создает что-либо новое, писал Л.С. Выготский. Процесс становления личности, в ходе которого индивид усваивает, перерабатывает и по-своему воспроизводит общественный опыт, ценности, нормы, отношения, проявляя собственную субъектную позицию, определяется как социализация. Л.И. Божович утверждала, что стержнем социализации личности является ее мотивационная сфера, ключевой характеристикой которой является направленность. Одной из разновидностей направленности личности, по мнению СВ. Евтушенко, является креативность, буквально "творческость" — творческая направленность, формируемая при определенных условиях на основе развития мировоззрения, ценностных ориентации, творческих способностей. Делающая человека пионером науки, искусства, техники, лидером, креативность является мощным фактором социализации, определяет развитие субъектной позиции, характеризующейся такими чертами, как увлеченность и целеустремленность, самостоятельность и стремление разделить творческий успех, принести пользу людям, ответственность и инициативность, стремление к сотрудничеству и чувство общности, желание и готовность привлечь и повести за собой сверстников. Проблеме сотворчества посвящены труды Е.Н. Ильина, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, В.М. Позднякова, Е.С. По-лат, Ю.В. Сенько и др. Идеи и концепции познавательной, творческой активности, самостоятельности субъектов образовательной деятельности раскрыты в работах Г.С. Батищева, Д.Б. Богоявленской, П.Я. Гальперин, P.M. Грановской, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой, Н.И. Рейнвальда, Т.И. Шамовой и др. Проблема сотворчества субъектов образовательного процесса рассматривается в контексте проблематики коллективной деятельности, осуществления совместной проектировочной деятельности педагога и обучающихся, средств коммуникации, методик активизации творческой деятельности. Творческому взаимодействию субъектов образовательной деятельности свойственны такие признаки как: гуманистичный, со-бытийный, со-труднический, со-причастностный, понимающий характер. Поэтому можно выделить основные компоненты сотворчества как деятельности: со-трудничество (совместный труд, работа), со-бытие (субъект-субъектные взаимоотношения, принятие общих идей и ценностей, взаимосвязь разных субкультур), со-чувствие (эмпатия). Факторами сотворчества выступают: наличие творческих способностей у педагога и их формирование у воспитанника, наличие творческой идеи, цели деятельности и ожидаемого результата, смыслотворчество, творческая активность участников взаимодействия и т. п. Сотворчество формируется при условии внутренней и внешней активности личности в процессе взаимодействия с другими и социумом. Человек, стремящийся к саморазвитию, оказывает влияние на актуализацию потребности в самодвижении у другого в процессе их совместной деятельности. Педагог в процессе сотворчества как феномена межличностного взаимодействия будет оказывать непосредственное влияние на формирование процесса самосовершенствования воспитанника и его успешной социализации. В качестве объекта социально-педагогической поддержки, по мнению Н.А. Соколовой, следует рассматривать самореализацию личности. Самореализация — это сложный комплексный процесс взаимодействия личностных, субъективных потенций и условий \ социальной среды, связанный с активностью личности, ее целеполаганием и уровнем притязаний, включающий развитие субъектности, внешнюю объективную, актуальную самодеятельность, выражающуюся в создании социально значимого Самореализация осуществляется через разнообразие видов и форм деятельности в условиях среды, дает личности воз- |можность раскрыть свои индивидуальные способности, потребности, замыслы, цели. Ребенок самореализуется постоянно, однако каждый возрастной период имеет свою специфику. У младших школьников самореализация связана с успешным выполнением разовых Социально-педагогическая поддержка имеет следующие виды: социальная, материальная, психологическая, физическая. Социальная поддержка предполагает оказание помощи ребенку: - в установлении дружеских контактов, освоении способов бесконфликтного взаимодействия, договорных отношений; - в принятии норм и правил жизнедеятельности коллектива и законов общества; - в развитии интеллектуальных, эстетических, этических способностей; в развитии качеств и черт характера, необходимых для полноценной жизнедеятельности, в процессе организации коллективной трудовой и творческой деятельности, нормотворчества (коллективная разработка правил и законов жизни коллектива и их поддержание) и т. д. Материальная социально-педагогическая поддержка характеризуется как: - оказание материальной помощи детям из неблагополучных и малообеспеченных семей; - воспитание уважения к материальным ценностям; - организация хорошо оборудованного пространства для образовательно-воспитательных целей. Психологическая социально-педагогическая поддержка — это совокупность способов и мер, которые направлены: - на оказание помощи в психологической стабилизации личности; избавление от комплексов, развитие психологической защищенности; - на поддержание положительных эмоций, оптимистического взгляда на мир; - на развитие психологической устойчивости личности; - на развитие творческой активности личности, способности понять и раскрыть себя, развивать свою Я-концепцию, защищать свою уникальность. Обеспечение психологической социально-педагогической поддержки включает: - действия, направленные на психологическую стабилизацию личности, на успешное преодоление и прекращение негативных, травмирующих ребенка переживаний; - использование новых способов воспитательных воздействий, нового уровня отношений, создание определенных условий для воспитанников в связи с переходом их от одного этапа психического развития к другому, т. е. с появлением новых психических особенностей личности; - создание атмосферы защищенности в микросоциальной среде; индивидуальную работу по созданию состояния покоя на фоне релаксации, положительной эмоционально насыщенной обстановки. Физическая социально-педагогическая поддержка — это: - помощь ребенку в своевременном выявлении заболеваний (диспансеризация, индивидуальное обследование, наблюдение) и направлении на лечение; - помощь в овладении основами физической культуры (физические упражнения, спорт, туризм, методы закаливания организма, методы релаксации, массажа и самомассажа); - помощь в овладении способами защиты в случаях природных катаклизмов, опасности материальных объектов путем теоретических и практических занятий на уроках биологии, ОБЖ, во время турпоходов, экскурсий, во внеклассных мероприятиях, использовании здоровьесберегающих технологий в работе. Современная педагогика должна исходить из положения необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способами социальной самореализации. Основаниями для классификации социально-педагогической поддержки являются: - по способам организации деятельности: индивидуальная (психотерапевтические беседы), коллективная (занятия, тренинги, игры, праздники, клубы, студии, экскурсии и т. д.), общешкольная (система поддержки в школе, например, создание психологической службы помощи); - по направлениям воспитательной работы педагога: познавательная (помощь в учении: консультации, факультативы, ученическое наставничество); эстетическая (помощь в освоение этикета, эстетическое оформление класса, экскурсии); физическая (поддержка здоровья школьников — физкультминутки, спортивные игры, занятия спортом в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами, беседы, дискуссии о здоровом образе жизни, наличие спортивного инвентаря и площадок); трудовая (самообслуживание, забота о пришкольном участке); шефская (помощь младшим школьникам, престарелым жителям микрорайона: игры, праздники, трудовые акции); творческая (игры, праздники, театрализация и т. д.); - по основным сферам жизнедеятельности ребенка: блок - по методам воспитания — методы социально-педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально- - Важно выделить группы детей, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке в процессе социализации. Остронуждающиеся — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с девиантным поведением, дети проблемных семей, одаренные дети. Однако поддержка необходима и детям группы "норма", которые попадают в процессе жизнедеятельности в сложные (трудные) ситуации и, не имея социального опыта, испытывают личностные проблемы и трудности в нахождении адекватных способов в их разрешении. Развитие социально-педагогической поддержки школы выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательной смены этапов, стадий, изменений и достижения нового качества каждого из его компонентов и всей системы социально-педагогической поддержки школы в целом (уровней). - Процесс развития социально-педагогической поддержки охватывает собой весь период деятельности школы и по его качественной выраженности условно состоит из четырех этапов, что было определено в ходе теоретического анализа и экспериментальной работы: 1) этап возникновения и установления: создание инновационной группы единомышленников, объединенной на основе; общих ценностей и интересов (формирование образа (видения); настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его культурной среды, организация "проблематизации",. сообщества педагогов, учащихся и родителей в целях активизации участников к развитию социально-педагогической поддержки); 2) этап активного развития: разработка программы (плана) действий по построению модели социально-педагогической поддержки образовательного учреждения; обобщение всех идей в общий проект, в план конкретных действий. Организация системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей, системы школьных дел, разнообразных детских, детско-взрослых, педагогических и родительских сообществ, направленных на обеспечение социально-педагогической поддержки; 3) этап формализации (возможен, но не в полном объеме, например, минуя стадии "консервации инновационных процессов", "стагнации"): систематизация и обобщение опыта, его трансляция, консервация инновационных процессов, стагнация; 4) этап преобразования: появление новых носителей идей (изменение позиций прошлых носителей идей и деятельности), возвращение к этапу возникновения и установления (качественно иной уровень развития). Основными функциями социально-педагогической поддержки школы являются: - развивающая (оказание помощи в развитии и саморазвитии, поиск адекватных способов успешного развития); - стабилизирующая (остановка негативных переживаний, ухудшения состояния, усиления проблем); - корректирующая (деятельность, направленная на оказание помощи и поддержки). - Процесс развития социально-педагогической поддержки зависит от ряда факторов: внутренних (субъектных) и внешних (культурно-образовательных), оказывающих прямое или косвенное воздействие на эффективность процесса. Большое значение для развития социально-педагогической поддержки школы имеют субъектные факторы, включающие ценностные ориентации, интересы, готовность к оказанию помощи, поддержке и защите ребенка, педагогические способности и качества, обеспечивающие социально-педагогическую поддержку, взаимодействие субъектов и др. Социокультурные факторы оказывают как прямое, так и косвенное влияние на развитие социально-педагогической поддержки школы. К основным культурно-образовательным факторам по результатам исследования отнесены: государственные решения в области помощи и поддержки ребенка; уровень развития науки в стране, свидетельствующий о возможности теоретически обоснованного решения проблемы; уровень материально-технического и методического обеспечения образовательной деятельности по данной проблеме; особенности социокультурной среды региона, его культурно-образовательной инфраструктуры. Методы поддержки здоровья. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы: метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время; метод увлечения весельем — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни; метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желание делать еще лучше путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом); метод самонаблюдения своих эмоций — метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни. Методы поддержки физического здоровья ребенка: метод оптимального режима жизни; метод постепенности -т- приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям; метод физических упражнений и занятия спортом; ме-) mod рекреации — обеспечение спокойного отдыха организма. 3. Методы педагогической поддержки психического здоро вья ребенка: метод у гашения отрицательных переживаний — способ "размысливания" таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций; метод устранения плохих привычек; метод выработки хороших привычек и положительных черт характера; метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта. 3.4.2. Методы социально-педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств. 1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка: увлечение добрым делом; увлечение героическим — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины. Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности; метод традиции — творческое использование положительного опыта; увлечение красивым — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее; увлечение загадочным — возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры; личный пример — способ развития положительных качеств на личном примере педагога. 2. Методы укрепления чувства ответственности: доверие — развивается вера в свои силы; просьба — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка; беседа-размышление — обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения; лекция — воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий; поручение — обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения. 3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка: напоминание; сомнение (этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше); достижение согласия с самим собой — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера; достижение гармонии с окружающим — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного мышления. 3.4.3. Методы социально-педагогической поддержки развития способностей. 1.Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату: наблюдение; коллективный анализ деятельности, размышления; рефлексия — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам; сравнительные характеристики; интервью; тестирование и анкетирование. 2.Методы поддержки развития интеллекту альных способностей, метод "мозгового штурма" — при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям; метод "сократовской беседы" — развитие диалогического мышления, творческих способностей; метод мыследеятелъности — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования но- вых способов ее решения; метод деловой игры — при снижения •; психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта; метод развития интуиции (игры: "Почувствуй состояние другого", "Кто стоит за дверью?", "Холодно-горячо", "В какой руке?" и т. д.); метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок. 3. Методы поддержки развития организаторских способностей: метод творческого выполнения задач; метод игры —творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества; метод поручения — регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки); метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий. 4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей: метод создания воспитывающих ситуаций — ситуаций свободного выбора поведения; метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — "активное слушание", "прием на работу", тренинг по этикету, "Кораблекрушение", "Необитаемый остров" и т. д.); метод творческого поиска. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.Вчем сущность понятия "педагогическая поддержка ребенка"? 2.Каковы сущностные элементы педагогической поддержки? Виды педагогической поддержки. 3.Определите субъектов педагогической поддержки. 4.Какие противоречия определяют закономерности и принципы социально-педагогической поддержки? 5.Дайте характеристику закономерностей и принципов социально-педагогической поддержки. 6.Раскройте содержание педагогического обеспечения самопознания и сотворчества в структуре социально-педагогической поддержки. 7.Компоненты социально-педагогической поддержки и их взаимосвязи в структуре социально-педагогической поддержки. 8.Что такое базовые компоненты культурной среды ОУ? 9.Что такое функционально-образующие компоненты культурной среды ОУ?
10.Что такое предметно-практические компоненты культурной среды ОУ? 11.Какие методы формирования и развития культурной педагогической среды ОУ вы знаете? 12.Роль активности в развитии культурной среды. 13.Дайте характеристику стадий развития культурной среды школы. 14.Кто является субъектом развития культурной среды школы? Почему?
Задания для самостоятельной работы 1. Рассмотрите практическую реализацию компонентов социально-педагогической поддержки на примере какого-либо образовательного учреждения (по выбору). 2. Разработайте систему педагогической поддержки для образовательного учреждения. 3. Проведите дискуссию на тему: "Культуросообразная школа и ее среда: проблемы и перспективы. Проектирование культурной педагогической среды конкретной школы". 4. Подготовьте материалы для позиционной дискуссии "Традиции в школе: хорошо или плохо", "Сколько можно инноваций?", "Сотрудничество или контроль за выполнением обязанностей учениками".
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. — М., 1999. 2. Иванов A3. Детско-взрослое сообщество культурной среды общеобразовательной школы: Монография. — М., 2005. 3. Иванов A3. Культурная среда образовательного учреждения: Учеб. пособие. — М., 2006. 4. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. — 2000. — № 10. 5.Новые ценности образования. Культурная и мультикультурная среда школ. — 1996. — Вып. 6. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка
Дополнительная: 1. Газман О.С, Иванов A3. Содержание деятельности и опыт рабсм освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). — М., 1992. 2. Новые ценности образования. — 1995. — Вып. 1: Тезаурус для учителей и школьных психологов. 3. Новые ценности образования. — 1995. — Вып. 2: Содержание гуманистического образования. 4. Новые ценности образования. — 1996. — Вып. 6: Забота — поддержка — консультирование. 5. Новые ценности образования. — 1997. — Вып. 7: Культурные модели школ. 6. Новые ценности образования. — 2002. — Вып. 11: Культуросообразная школа. 7. Новые ценности образования. — 2004. — Вып. 3(18): Школа — культурный центр. Глава 4. Нормативно-правовое регулирование защиты детства в России Основные понятия: социальная защита детства, система социальной защиты, управление социальной защитой детства. Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами: во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России; во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства и, в-третьих, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России. Система социальной защиты детства — это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы национальной защиты российских детей. В 1990-е гг. в результате проведения реформ в России проблемы социальной защиты детства значительно обострились. Основными причинами этого явились фактическое общее снижение роли государства в системе социальной защиты детства, ликвидация КПСС с ее мощным влиянием на все формы социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций и отсутствие какой-либо альтернативы им, значительное снижение общего жизненного уровня населения России, серьезное сокращение государственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей. Важным компонентом системы социальной защиты детства является защита прав детей в области образования. Конституция и бесплатность дошкольного, основного общего, т. е. неполного среднего, и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование для детей является обязательным, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить его получение детьми. В настоящее время в России еще только формируется механизм реализации государственной политики в области защиты прав и социальных интересов детей, обеспечения их выживания и развития. К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся: 1. Декларация прав ребенка (1959). 2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989). 3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, за-! щиты и развития детей (1990). Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Так, впервые в Декларации были сформулированы принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. Очевидно, что гуманистические принципы Декларации прав ребенка не утратили своего значения и сейчас. Но значение этого документа состоит в том, что она явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа — Конвенции о правах ребенка. Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.42 (0.013 с.) |