Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология социально-педагогической поддержки развития личности, имеющей проблемы в процессе социализации



Технология формирования и развития социально-педаго­гической поддержки школы, которая определена как научно организованный процесс, при котором проектируется и реали­зуется комплекс взаимосвязей между целями, содержанием, методами, средствами, формами их развития, оценкой и кор­рекцией результатов.

Разработанная технология формирования и развития со­циально-педагогической поддержки школы исходит из логики

последовательного включения ее сущностных структурных ком­понентов в процессе взаимодействия ее субъектов. Она соеди­няет в себе воедино две частных технологии, а именно: органи­зацию процесса формирования социально-педагогической под­держки школы (запуск процесса развития социально-педаго­гической поддержки, ее проектирование) и обеспечение процес­са ее функционирования (механизмы, пути развития).

В структуре социально-педагогической поддержки следу­ет различать процессы, происходящие внутри системы, и про­цессы взаимообмена с внешней окружающей средой. Времен­ное равновесие, заключенное в социально-педагогической под­держке (системе), может быть нарушено ее субъектом (личнос­тью), так как именно человек является носителем, созидателем и разрушителем системы в социальном мире. Это определяет начало перехода системы в неравновесное состояние.

Формирование культурной среды связано с мотивацией, которая определяется приведением в соответствие параметров внутренних мотивов личности и ее ожиданий развития. Каче­ство и интенсивность формирования социально-педагогической поддержки зависит от ценностных ориентации, актуального интереса, системы мотивов действия, выбора, намерений, це­лей личностей, представленных в конкретной деятельности, а также насущности самого явления для личности и готовности к участию в его формировании и развитии.

Личность воспринимает чужие мотивы, исходя из своих собственных переживаний, или типизации имеющихся в дан­ном социуме смыслов. Поэтому построение коммуникации с це­лью развития нового явления осуществляется через проясне­ние смыслов и практическое участие каждого в интерактивном взаимодействии. Социально-педагогическая поддержка образо­вательного учреждения формируется под воздействием идей и ценностей мирового уровня, общества данной страны, региона и конкретного социума, имеющего свои природные, этнические, духовно-нравственные, социально-экономические особенности. Носителями этих идей являются непосредственные участники и руководители образовательного учреждения. Эта команда — катализатор, идейный вдохновитель и организатор формирования социально-педагогической поддержки школы.

Но без соответствующих условий эти идеи могут быть не реализованы. Поэтому существует предэтап постепенного на­копления элементов для формирования и развития системы со­циально-педагогической поддержки.

Началом формирования социально-педагогической поддержки выступают: новые идеи, привнесенные извне или выращен­ные в данном сообществе в соответствии с особенностями дан- ; ной системы; группа единомышленников (носителей этих идей),! способная к саморазвитию и привлечению (мотивации) других : участников педагогического процесса к инновационной деятель­ности.

В результате анализа психолого-педагогической литературы, проведенного педагогического (формирующего) эксперимен­та было установлено, что процесс развития социально-педаго­гической поддержки школы складывается из двух стадий. На первой стадии формируется инновационная команда, разраба­тываются модель, проект и программа конкретных действий, организуется проблематизация школьного коллектива на семинарах, собраниях, путем участия в проектах, осуществляется корректировка деятельности. На второй стадии, на основе раз­работанных механизмов, осуществляется собственно развитие социально-педагогической поддержки школы путем организа­ции деятельности разнообразных сообществ, системы повыше­ния квалификации педагогов и просвещения родителей, вклю­чение в личностно и социально значимую общешкольную дея­тельность (мероприятия), направленную на оказание помощи детям в самореализации их интересов.

Технология формирования и развития социально-педаго­гической поддержки школы определяет механизмы развития социально-педагогической поддержки: управленческие и мотивационные.

Управленческие механизмы характеризуют следующее обеспечение: организационно-управленческое (подбор кадров, организация системы повышения квалификации по данной проблеме, организация коллективного анализа деятельности), на­учно-методическое (анализ ситуации, разработка проекта, про­граммы развития, плана конкретных действий, "проблематизация" и обучение коллектива), психолого-педагогическое (стиму­лирование создания разнообразных сообществ, направленных на реализацию целей и задач развития социально-педагогичес­кой поддержки), материально-предметное (мебель, оборудован­ные помещения, оргтехника и т. д.).

К мотивационным механизмам относятся: ценностные ори­ентации, интересы, готовность к преобразованиям.

Для обоснования мотивационных механизмов развития со­циально-педагогической поддержки школы была использована психологическая концепция активности личности В.А. Петров­ского, которая позволила сделать выводы, что, с одной стороны, социально-педагогическая поддержка служит основанием фор­мирования духовной и социальной активности личности как важнейшего фактора ее самореализации, с другой стороны, со­циально-педагогическая поддержка формируется при условии внутренней и внешней (социальной) активности личности в про­цессе взаимодействия (сотрудничества и сотворчества).

Исходным является представление об активности как дви­жении, характеризующем деятельность. При этом активным может быть назван не всякий процесс, а лишь такой, само су­ществование которого находится в прямой зависимости от субъекта. Это — процессы "запуска" деятельности, ее осуще­ствления, контроля над ее динамикой и т. д. Активность, следо­вательно, может быть определена как совокупность обусловлен­ных индивидом моментов движения деятельности.

Возникновение активности можно охарактеризовать мо­ментом запуска стимулов. Для их определения мы опирались на принцип полидисциплинарности, т. е. использование не толь­ко педагогических, но и пограничных с педагогикой понятий (психологических, философских). Стимулы активности включа­ют неудовлетворенность (неудовлетворенность своим бытием, личностными качествами, окружающей средой), что определя­ет возникновение потребностей; качественные характеристики и способности человека; мотивы личности. Новые мотивы, воз­никшие в результате неудовлетворенности личности, основан­ные на новых идеях и ценностях, порождают новую цель дея­тельности, при этом они вступают во взаимодействие с теми личностными характеристиками личности и ее способностями, которые стимулируют процесс возникновения активности. Не­удовлетворенность влияет на возникновение мотивов, затем мотивы, подталкиваемые соответствующими личностными спо­собностями и качествами личности, высвобождают внутренне сконцентрированную энергию личности, превращая ее актив­ность во внешнюю деятельность. Степень "взрыва" (проявле­ние активности во внешней деятельности) зависит от степени неудовлетворенности, а также таких качеств личности, как оп­тимизм, усердие, эмпатия, толерантность, развитость, прежде всего тех способностей, которые обеспечивают успешность осу­ществляемой деятельности.

Значение неудовлетворенности личности как процесса, про­
исходящего внутри человека, явно недооценивается в современ­ной науке. Каждый на собственном опыте постоянно убеждает­ся в его существенном влиянии на бытие человека. Удовлетво­рение характеризуется как эмоциональное состояние личнос­ти, возникающее на духовно-нравственном, социальном и ма­териальном уровнях. Состояние удовлетворенности тесно свя­зано с потребностями человека. В этом смысле оно корреллируется с известной "пирамидой потребностей" А. Маслоу. Удов­летворение потребностей нижнего уровня — витальных потребностей — ведет личность по пути удовлетворения потребнос­тей следующих вышестоящих уровней. Поэтому неудовлетво­ренность как состояние человека опережает процесс проникновения потребностей.       

Неудовлетворенность личности тесно связана с потребнос­тями, мотивами и поступками личности.

Состояние, возникшее у индивида вследствие неудовлет­воренности во внешних или внутренних факторах, необходимых для полноценного (равновесного) его существования и развития, характеризуется как потребность, которая для своего удовлетворения подталкивает, т. е. побуждает к деятельности, которая помогает снять неудовлетворенное состояние. Однако неудов­летворенность является процессом, так как после ее реализа­ции, возникает другая, устремляющая человека от биологичес­кой неудовлетворенности (физическое обеспечение организма пищей, теплом, сексом; физическое состояние тела, природная среда и т. д.) к социальной (неудовлетворенность своим положе­нием в группе, неудовлетворенность группой, социальным ок­ружением, обществом, средой обитания), затем к идеальной (не­удовлетворенность возможностями познания мира, качествами, уровнем своего духовного развития).

Если возникла неудовлетворенность личности, возникли потребности, но мотив оказался не сформирован или не был ре­ализован в конкретной деятельности, то это ведет к неудовлет­воренности собой, другими людьми, средой, что подталкивает вновь к включению движения активности с возможными изме­нениями потребностей, побуждающих через мотивы к деятель­ности.

Отсутствие потребностей при возникновении неудовлетво­ренности приводит к появлению агрессивного, депрессивного или пассивного состояний, что может привести к разрушению личности. Поэтому выпадение одного из элементов в цепи ак­тивности несет отрицательные последствия для личности.

Неудовлетворенность индивида относится к побудитель­ным, эмоциональным факторам (положительным или отрица­тельным) или смыслообразующим (ценностным) — стимулам развития потребностей, потребностного состояния личности.

Возникшая неудовлетворенность ведет к появлению по­требности осознания возникших внутренних (субъективных) или внешних (объективных) препятствий (трудностей). Это под­талкивает личность к поиску причин, их породивших, и опре­делению проблемы. Личность находит новые смыслы, опреде­ляет цели и задачи, способы их удовлетворения, возникают мо­тивы-ценности (по А.Н. Леонтьеву), которые помогают в осуще­ствлении необходимой деятельности. На новом этапе вновь воз­никает неудовлетворенность как свойство человека к постоянному движению к возможностям своего бытия, требующая коррекции предыдущей деятельности или выходу на новый виток развития. Вновь включается механизм активности.

Неудовлетворенность может выступать в конструктивном (позитивном) виде как творческая неудовлетворенность, жела­ние изменить себя (связана с процессом саморазвития личнос­ти), среду своего обитания. Деструктивная неудовлетворенность предполагает негативное отношение к людям, обществу, дея­тельности, созвучно с нигилизмом как отрицанием всего, что окружает. Она возникает при ориентации личности на внешний локус контроля, когда проявляются такие черты, как неуверен­ность, неуравновешенность, агрессивность, тревожность, подо­зрительность.

Конструктивная неудовлетворенность возникает в момент проявления личностью интереса к новому и осознанием того, что ей этого недостает. Платон говорит о неудовлетворенности как присущему человеку стремлении к постижению "мира идей", идеала. Гончар, по его мнению, не может быть удовлетворен сде­ланным им кувшином, так как идеальное представление о нем всегда прекраснее, чем то, что сделано даже самым искусным мастером. Неудовлетворенность, по его мнению, является той силой, которая толкает человечество по пути своего развития к Истине.

Если субъект находится в некоторой оппозиции по отноше­нию к социокультурной среде, у него возникает неудовлетво­ренность своим развитием в данных условиях. Это приводит к
появлению новых потребностей, включению механизма актив­ности путем высвобождения стимулов, что ведет к изменению среды и себя в ней, или толкает к поиску другой среды. В ней
должно развиваться такое количество условий, которые были бы необходимы для ее субъектов. Она развивается в соответствии с запросами личности.

С субъектной позиции личность может быть не удовлетво­ренной: 1) своими взглядами, духовно-нравственным, идейно-ценностным уровнем, нравственными качествами личности; 2) уровнем своей интеллектуальной подготовленности (познавательными возможностями, интеллектуальными способностями); 3) на физическом уровне — состоянием здоровья, внешними ха­рактеристиками личности (физическое отставание в развитии, уродство или несоответствие с его точки зрения состояние его тела, лица), индивидуальными особенностями (повышенная эмо­циональность, обидчивость, леность и т. д.), своими поступками и качеством своей деятельности.

С позиции отношения к среде личность может быть не удов­летворенной: 1) идеями и ценностями, транслируемыми в данном сообществе; 2) качеством образования (интеллектуальным потен­циалом учительства, используемыми технологиями и методиками обучения, воспитания и развития личности); 3) формами и метода­ми работы, видами деятельности, отношениями в данной среде.

При этом субъектная неудовлетворенность, выраженная в потребности в саморазвитии на идейном, духовно-нравственном, интеллектуальном или физическом уровнях, может вступать во взаимодействие с внешней неудовлетворенностью на соответ­ствующих уровнях. Учитель, осмысливая новые педагогические идеи, пытается привнести их в педагогическую среду. Он бесе­дует о них со своими коллегами, родителями, во время нефор­мального общения с детьми делится идеями в доступной для них форме. Ученик, находящийся в процессе саморазвития, не удов­летворенный своими поступками, пытается построить новые отношения с одноклассниками, в соответствии с его понимани­ем правильного поведения. Неудовлетворенность ученика сво­им интеллектуальным уровнем, независимо от мотивов, побуж­дающих его к интеллектуальной активности, подталкивает его к поиску сообщества, где востребована интеллектуальная дея­тельность, если он не удовлетворен такой средой в классе, шко­ле. Родители, представляющие интересы ребенка в школе и за­интересованные в его развитии, не удовлетворенные качеством его знаний, как правило, не удовлетворены педагогической сре­дой. Поэтому становятся или той силой, которая помогает изме­нить эту среду, или ищут другую.

Проблема перевода деструктивной неудовлетворенности в конструктивную является педагогической проблемой. Социаль но-педагогическая поддержка ребенка предполагает оказание помощи ребенку в осмыслении своей неудовлетворенности, вы­явление причин, ее породивших, осознание этой проблемы и поиск способов переноса деструктивной неудовлетворенности, основанной на отрицательных эмоциях (гнев, обида, страх, стыд и др.), в .конструктивную. Важнейшим шагом в преодолении не­гативного неудовлетворенного состояния является поиск новых смыслов, находящихся вне ребенка. Педагог может помочь ре­бенку расширить его представления о мире, предложить дея­тельность, в которой он будет успешен. У ребенка многие про­блемы возникают тогда, когда он испытывает внутреннюю не­удовлетворенность в бытийном дефиците любви, тепла, внима­ния, поддержки и защиты со стороны близких. Родители из-за занятости на работе или увлеченности собственными пробле­мами подменяют духовные и душевные связи с ребенком мате­риальными объектами (подарками, престижными экскурсион­ными путевками и т. д.). Другие подчеркивают постоянно ис­ключительность своего чада по сравнению с другими, тем са­мым развивают у него неадекватную самооценку, ведущую к интолерантности. Третьи пребывают сами в постоянной депрес­сии и втягивают своего ребенка в состояние пессимизма и уны­ния. Четвертые ведут аморальный образ жизни, внедряют в со­знание ребенка свои безнравственные идеи, совершают соответ­ствующие поступки.

Накоплен достаточно большой опыт помощи ребенку, не удовлетворенному своим положением в среде подростков, стре­мящемуся к социальному признанию, к интеллектуальному или физическому развитию. Если он осознает свою проблему, ему нужно только помочь выбрать средства для ее преодоления, со­здать соответствующие условия. Опасность современного пери­ода заключается в том, что увеличилось количество подростков и юношей инфантильных, но с большими амбициями, нигилистическим взглядом на мир, пренебрежительно или с ненавистью относящихся к другим людям по социальному, этническому или конфессиональному признаку. Такое неконструктивное неудов­летворенное состояние может привести подростка к антисоциальным поступкам, проповедованию идей сатанизма, нежеланию вообще трудиться. Если это связано с дефицитом любви в семье, то педагог может создать такую культурную среду, где ему ста­ло бы уютно. Это и "дружеские посиделки", душевные беседы, доброе внимание со стороны учителя, сверстников. А если это связано с бездуховностью личности, "генетической безнравствен­ностью" или безнравственностью, приобретенной в семье, окру­жающей социальной среде? Как достучаться до его Я-идеального? Одним из путей может быть использование метода "зеркаль­ного отражения", т. е. воздействие на восприятие мира подрост­ка путем завуалированной демонстрации фактов и судеб подоб­ных ему людей с опорой на потребностные сферы его личност­ных притязаний. Одновременно можно включить его в те виды деятельности, где он мог бы испытать радость от доброго поступ­ка, помощи однокласснику, учителю, животным, деревьям и т. д.

Как восстановить у ребенка оптимистический взгляд на мир? Прежде всего учитель сам должен быть оптимистом, ина­че его потуги продемонстрировать радость жизни будут выгля­деть неискренними и пошлыми. Видение перспектив, ощуще­ние красоты мира и его многообразия, увлеченность, полнота ощущений своего бытия, стремление к открытиям, развитие различительных способностей (осознание многогранности каж­дого явления и процесса, способствуют развитию интеллекту­альной, эстетической и этической культуры личности) харак­теризуют человека-оптимиста. Именно эти качества должен развивать педагог у детей-пессимистов.

Метод сотрудничества (организация совместной деятель­ности, в которой подросток, имеющий деструктивную неудов­летворенность, мог бы быть успешным и проявить свои лучшие качества), метод сочувствия (создание эмоционально насыщен­ного пространства, личностно значимого для ребенка, например, помощь бездомным животным и обсуждение этой проблемы с ребятами), метод сотворчества (помочь ребенку увидеть пре­красное, участвовать в совместной творческой деятельности).

Итак, неудовлетворенность является изначальным момен­том (в том числе одним из стимулов) запуска механизма действия стимулов активности, перевода ее из внутреннего во внеш­нее проявление, в определенную деятельность.

Активность личности или группы как средства развития социально-педагогической поддержки в рамках образователь­ного учреждения возможно при условии лидирующей роли ко­манды педагогов в контакте с родительским активом и учащи­мися, которые выступают той силой, которая помогает в реали­зации новых идей. Поэтому творческое содружество трех основ­ных коллективов образовательного учреждения являются тем стержнем, той силой, которая преобразует среду и тем самым изменяет себя.

Технология формирования и развития социально-педаго­гической поддержки эффективна при соблюдении психолого-педагогических условий.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.012 с.)