Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра «История белорусской государственности»↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Факультет технологий управления и гуманитаризации Кафедра «История белорусской государственности»
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ» ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ЭКОНОМИКА» для студентов всех специальностей БНТУ
Составители: А.К. Дубовик, С.В. Потапенко, Е.А. Дубовик, О.В. Линкевич. Под редакцией В.А. Бобкова, А.К.Дубовика
Рассмотрено и утверждено на заседании Совета факультета 29 апреля 2019 г., протокол № 8.
М и н с к, 2 0 1 9 УДК 316 Составители: канд. ист. наук, доц. А.К. Дубовик, канд. филос. наук, доц. С.В. Потапенко, канд. ист. наук, преп. Е.А. Дубовик, ст. преп. О.В. Линкевич. Под редакцией д-ра ист. наук, проф., чл.-корр. НАН Беларуси В.А. Бобкова, доц. А.К. Дубовика Рецензенты: Клименко В.А., доктор социологических наук, профессор, Николаева Л.В., заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин УО «БГУИР», кандидат исторических наук, доцент
Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Социология» интегрированного модуля «Экономика» включает разделы: теоретический, практический, контроля знаний и вспомогательный, в которых содержатся материалы лекций, семинарских занятий, проверочные тесты, вопросы к экзамену, программа курса, список литературы и глоссарий. Предназначен для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения БНТУ.
Белорусский национальный технический университет пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь Тел.(017)292-31-72 E-mail: kafpolitics@bntu.by Регистрационный №
© Дубовик А.К., Потапенко С.В., Дубовик Е.А., Линкевич О.В. Под ред. Бобкова В.А., Дубовика А.К., 2019 © БНТУ, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели ЭУМК: 1) предоставить студентам учебные материалы для подготовки к семинарским занятиям и экзамену по дисциплине «Социология» интегрированного модуля «Экономика»; 2) на основе знаний, накопленных мировой и отечественной социологической мыслью, сформировать у студентов интерес к социальным процессам в современном обществе и их системное видение; 3) стимулирование у студентов мотивации к учебной деятельности, выработка у них гражданственности и активной жизненной позиции; 4) развитие способности рационально-критического анализа содержания, особенностей развертывания и перспектив трансформации социальных институтов и процессов в Республике Беларусь и современном мире; 5) формирование у будущих специалистов практических навыков выбора и принятия эффективных управленческих решений.
Рекомендации по организации работы с ЭУМК. Материал электронного учебно-методического комплекса содержит основные понятия, определения, необходимые пояснения по всем темам дисциплины «Социология» интегрированного модуля «Экономика» и предоставляет студентам возможность систематизировать полученные знания при подготовке к экзамену. ЭУМК призван способствовать более тщательной подготовке студентов к практическим занятиям, поскольку содержит тематический план каждого семинара, основные понятия и термины, дискуссионные вопросы, список литературы, источников и рефератов по тематике курса. Материалы раздела контроля знаний помогут студентам самостоятельно оценить степень своей подготовленности на основе тестовых заданий и вопросов к экзамену. Для удобства использования текстовой информации и быстрого перехода к нужной теме перечень материалов выполнен в форме электронного документа с гиперссылками.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. Лекции Лекция 1. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
План 1. Объект и предмет социологической науки. 2. Структура и уровни социологического знания. 3.Функции социологии, ее место в системе социально-гуманитарных наук. 4.Общество как целостная социальная система. 5.Социологический подход к изучению личности. План Развитие, прогресс, кризис
План 1. Социальные изменения, прогресс и регресс. 2. Основные характеристики социально-эволюционистского, формационного и цивилизационного подходов к объяснению развития общества. 3. Социологический анализ культуры. 4. Кризис как стадия развития социальных систем. Управление конфликтами и кризисами. 5. Социальноеуправление и социальная политика государства. Основные направления социальной политики в Республике Беларусь.
1. Социальные изменения, прогресс и регресс Основоположник социологической науки О. Конт выделил в социологии две важнейшие составные части: социальную статику и социальную динамику. Если социальная статика рассматривает общество с точки зрения сохранения его целостности и стабильности, то социальная динамика исследует причины, характер, движущие силы и направленность общественного развития. В обществе все изменяется: экономическая система, социальная структура, социальные институты, культурные ценности и нормы и т.п. Все эти перемены в общественной жизни охватываются понятием «социальные изменения». Данный феномен можно определить как совокупность многообразных перемен, происходящих в обществе, в его социальной структуре, социальных институтах, организациях, в социальных статусах и ролях индивидов и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества. Вся совокупность социальных изменений в зависимости от 1. Структурные социальные изменения включают в себя перемены, происходящие в различных социально-структурных компонентах общества: в социальной, социально-территориальной, этносоциальной, социально-демографической структуре, в отношениях власти и т. п. 2. Профессиональные социальные изменения охватывают все 3. Функциональные социальные изменения происходят в 4. Социокультурные изменения представляют собой сложный Социальные изменения составляют сердцевину социальной динамики общества. Она отражается не только понятием «социальные изменения», но и другими, близкими ему по значению: социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, социальный прогресс и т.п. Социальный процесс представляет собой совокупность действий социальных субъектов по достижению своих целей и осуществлению своих функций в различных сферах общественной жизни, а также результатов этих действий. Социальные изменения представляют наиболее динамичную часть социальных процессов, но не перекрывают их целиком, поскольку в социальном процессе значительное место принадлежит простому воспроизводству уже существовавших ранее структур, функций, норм, стандартов поведения. Близка к понятию «социальные изменения» и категория «социальное развитие». Но если социальные изменения могут быть позитивными и негативными,конструктивными и деструктивными, т.е. разнонаправленными, то социальное развитие – это необратимое, направленное изменение социальных объектов, в результате которого возникает их качественно новое состояние. Социальная динамика является более широкой по своему содержанию категорией, чем понятие «социальные изменения». Включая в себя всё содержание последнего, она, кроме того, фиксирует основные факторы и причины социальных изменений, прогрессивную или регрессивную направленность социальных процессов, разнообразие деятельности субъектов этих процессов и её результаты. Рассмотрение основных компонентов социальной динамики дает основание для выделения различных типов социальных изменений в зависимости от того, какие субъекты и в каких масштабах осуществляют эти процессы: 1) Институциональные изменения, которые осуществляются 2) Всеобщие социальные изменения охватывают не одну 3) Инновационные изменения отражают возникновение новыхспособов и результатов деятельности людей в различных сферах общества. Такие изменения чаще всего вызываются новейшими достижениями в науке, культуре, но они могут возникать и в результате развития религиозных доктрин. Так, немецкий социолог М. Вебер раскрыл инновационную роль протестантской этики в становлении духа капитализма, возникновении капиталистической экономической системы. 4) Эволюционные социальные изменения представляют собой 5) Революционные социальные изменения коренным образом 6) Циклические социальные изменения, последовательность которых складывается в определенный круговорот, совершаются в течение некоторого промежутка времени. Так происходит процесс возникновения, развития, увядания и исчезновения цивилизаций (например, инков и майя); циклический характер носит и социодинамика смены поколений людей. 7) Трансформационные социальные изменения происходят тогда, когда социальная система утрачивает устойчивость и стабильность, вступает в полосу глубокого кризиса, а затем совершается более или менее сложный и болезненный переход к новой социальной системе. Примером трансформации является модернизация общества – переход от аграрного к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. 8) Глобальные социальные изменения охватывают преобразования в технике, технологии, экономике, информационных процессах и превращаютмировое социальное пространство в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, капиталы, Социальные изменения столь разнообразны, что существует еще один ракурс их типологизации – разделение на определенные типы в зависимости от направленности перемен. По этому признаку социальные изменения делятся на два типа: 1) Прогрессивные социальные изменения имеют такую направленность, при которой осуществляется переход от нижнего уровня 2) Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Регрессивные социальные изменения имеют такую направленность, которая воплощается в переходе от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным, в процессах деградации, застоя, упадка, движении вспять, возвращении к изжившим себя социальным структурам и функциям. Типичным проявлением социального регресса стало утверждение в 30-х гг. XX века фашистского режима в Германии. Однако между прогрессом и регрессом существует не только связь Многие мыслители, например, Жан-Жак Руссо, считали, что научно-технический прогресс при всех положительных последствиях для развития общества приводит не к улучшению, а к регрессу нравственности. Некоторые философы и социологи отрицали наличие прогресса (О. Шпенглер) или сомневались в его наличии (И. Валлерстайн). Но важнейшим компонентом мирового социального развития являются прогрессивные социальные изменения. Применительно к истории человечества прогресс традиционно трактовался как социальный прогресс. Начиная с середины XIX века, понятие прогресса постепенно наполняется объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируется, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем). О прогрессе можно говорить применительно как к социальной системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. В последнее время в условиях цифровой трансформации общества появился термин «киберпрогресс».
2. Основные характеристики социально-эволюционистского, формационного и цивилизационного подходов к объяснению развития общества В объяснении всемирного социально-исторического процесса сложились три основных подхода: эволюционный (социальный эволюционизм), формационный (теория общественно-экономических формаций) и цивилизационный (теория исторических циклов ),учитывающие, пусть и в несколько отличной форме, единство и взаимозависимость социального и культурного развития. Создателями социального эволюционизма являются основоположники социологической науки О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.Общие черты эволюционного подхода кратко можно выразить следующим образом: человеческая история имеет единую форму и направленность развития, которая отождествляется с прогрессом. Различия отдельных обществ связаны с неодинаковой скоростью их развития. Эволюционные изменения строго линейны, носят предопределенный характер. Так, О. Конт объяснял историю общества на основе «закона трех стадий: теологической, метафизической и позитивной, на последней наступает эпоха науки и промышленности.Согласно Г. Спенсеру, социальная эволюция подобна эволюции в природе и выражается в том, что общество проходит через военную и промышленную стадии развития. Э. Дюркгейм рассматривал социальную эволюцию как переход от «механической» к «органической» солидарности.Первая господствует в неразвитых, архаических обществах; она определяется сходством составляющих их индивидов, одинаковостью исполняемых ими общественных функций, неразвитостью индивидуальных черт.Возникновение «органической» солидарности Дюркгейм связывал с разделением труда, под которым понимал профессиональную специализацию. Разделение труда начинает выполнять ту роль, которую раньше выполняло общее сознание, т. е. объединять людей и обеспечивать их совместную жизнь. Ссоциальным эволюционизмом связано технократическое направление, основоположником которого в социологии является американский экономист и социолог Торнстейн Веблен (1857–1929), автор книги «Инженеры и система ценообразования» (1921), признанный во всем мире «отцом технократизма». Справедливости ради следует отметить, что одновременно сходные идеи разрабатывал наш соотечественник, уроженец Гродненской губернии А.А. Богданов (1873–1928), который в своем основном труде «Тектология. Всеобщая организационная наука» (в трех частях) выдвинул идею создания науки об общих принципах организации – тектологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики. Т. Веблен рассматривал инженеров как класс, способный использовать плоды технологического развития на благо общественного переустройства и достижения экономической эффективности. Инженеры, как люди более всего приближенные к новым технологиям, являлись для Веблена прогрессивной силой, способной осуществить трансформацию общества на идеалах производительности. Ученый считал, что по мере развития технического прогресса будет расти численность инженеров и постепенно к ним должно перейти управление обществом. На рубеже 1950–1960-х гг. один из видных представителей технократического направления социальной философии и социологии, американский ученый Д. Белл (1919–2011) выступил автором (наряду с французским философом, социологом и публицистом Р. Ароном, американским социологом и экономистом У. Ростоу) теории индустриального общества. Сам термин «индустриальное общество» был введен ранее, в начале XIX века, французским мыслителем К.-А. Сен-Симоном. Согласно Беллу, технологии как инструментальные способы рационального действия являются главным детерминантом общественного развития. Основным инструментом оптимизации индустриального общества, а также управления существующими в нем организациями и предприятиями выступает машинная технология. Центральными переменными, определяющими его социальную динамику, становятся труд и капитал. В 1973 г. Д. Белл в книге «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» дополнил традиционное и индустриальное общества третьей стадией – постиндустриальной.Если для традиционного общества доминирующими институтами выступали армия и церковь, а для индустриального общества – фирма и корпорация, то в постиндустриальном обществе приоритетную роль играет университет – социальный институт, где возникает и артикулируется знание как базисный феномен постиндустриализма. В постиндустриальную эпоху именно знание является, по Беллу, основным источником богатства и власти, решающим средством управления выступают уже не машинные, а интеллектуальные, информационные технологии. Определяющее значение имеет становление системы телекоммуникаций. Для постиндустриального общества характерны пять основополагающих тенденций: 1. Переход от доминирования производства товаров к главной роли сектора услуг, включающего науку, образование, финансы, торговлю, медицину, транспорт, отдых, управление. 2. Преобладание в социальной структуре работников, занятых в сфере услуг, профессиональных групп, работающих в науке и образовании. 3. Главная роль в развитии общества принадлежит теоретическому знанию и технологическому росту. 4. Формирование наукоемких технологий, применяемых для обработки информации и ресурсосбережения. 5. Доминирующая роль в системе жизненных ценностей ориентации на получение знаний с помощью различных форм образования. Фактически синонимом постиндустриального общества является «информационное общество». Данное словосочетание впервые употребили в 1962 г. американский экономист Ф. Машлуп и в 1969 г. профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши, но широко оно стало использоваться после выхода в свет в 1973 г. книги Д. Белла и в 1983 г. работы японского ученого Е. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество». Первопричиной возникновения информационного общества являются три взаимосвязанных процесса. Во-первых, лавинообразный рост объемов производимой информации, особенно научной. Во-вторых, создание на базе широкого внедрения компьютеров и интернета современной информационно-коммуникативной инфраструктуры, открывающей принципиально новые возможности для оперативного и общедоступного получения информации и развития новых форм коммуникации. Истоки Интернета, или всемирной глобальной паутины, уходят в 1969 г. 29 октября 2019 г. человечество будет отмечать 50-летие интернета. Одним из американских ученых, способствовавших созданию всемирной сети, был уроженец белорусского Гродно П. Бэран. В-третьих, активное использование информации (особенно теоретических знаний) и электронных информационно-коммуникативных технологий в производственной, технической, управленческой и других видах деятельности, при организации общественной жизни. Для акцентирования ключевой роли информации и знаний в современном мире американский ученый П. Друкер начал использовать термин «общество знания», а М. Порат – общество, основанное на «информационной экономике» или «экономике знания». В дальнейшем в оборот были введены понятия «креативное общество» и «креативная экономика», «цифровая экономика» и «цифровая трансформация». Термин «цифровая экономика (Digital Economy) появился в 1995 г. одновременно у американского ученого-информатика из Массачусетского технологического института Н. Негропонте и у канадского профессора менеджмента Д. Топскотта из университета Торонто (его бестселлер опубликован в 1997 г.) и быстро получил распространение. Формационный подход в объяснении общественного развития связан с именами К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895). В 1859 г. в работе «К критике политической экономии. Предисловие» Маркс ввел понятие «общественно-политическая формация». Это общество на определенной стадии его развития, взятое в единстве всех его сторон, со свойственными ему базисом и надстройкой. Составными элементами теории формационного развития являются понятия «способ производства», «производительные силы», «производственные отношения», «экономический базис», «политико-правовая и идеологическая надстройка». Развитие и смену общественно-экономических формаций основоположники марксизма объясняли действием закона соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил. Развитие общества оценивалось как идущее по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация считается прогрессивнее предыдущей. Общество в своем развитии проходит через пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодальное общество, буржуазное (капиталистическое) общество и коммунистическое (на первой фазе социалистическое) общество. Ведущая роль в определении траектории общественного развития марксизмом отводится объективным социальным законам, в рамках которых действуют большие социальные группы, прежде всего классы, посредством действий которых, в первую очередь классовой борьбы, на практике реализуются исторические закономерности. В качестве силы, побуждающей к социальному действию, рассматриваются интересы людей. Они берутся как производные от социального положения индивидов, прежде всего отношения к собственности и уровня жизни, и выражают их стремление к сохранению или изменению этого положения, а в итоге – социального строя в целом. Родоначальником цивилизационного подхода к объяснению развития общества считается автор теории локальных цивилизаций Н.Я. Данилевский (1822–1885). В сочинении «Россия и Европа» (1869) он заявил, что история человечества не имеет единой линии развития, а состоит из истории 12 культурно-исторических типов (цивилизаций), начиная с древнеегипетского. Каждый культурно-исторический тип проходит стадии, типичные для любого живого организма: рождение, возмужание, дряхление, смерть. Особое место Данилевский отводил славянскому культурно-историческому типу, с которым связывал перспективы социального прогресса. Другим представителем теории локальных цивилизаций является немецкий философ и историк О. Шпенглер (1880–1936), автор двухтомного сочинения «Закат Европы». Линейной картине всемирной истории он противопоставлял «спектакль множества мощных культур», выделил восемь «высших культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, классическую (греко-римскую), арабскую, мексиканскую и западную. У каждой из культур есть свои детство, юность, возмужалость и старость. Завершение культуры он называет цивилизацией. Ее отличительными признаками становится замена местных традиций космополитизмом, кровных уз – городскими связями, естественной религиозной чувственности – научным и абстрактным подходом, народных ценностей – массовыми, истинных ценностей – деньгами, материнства – сексом, консенсуса – политикой грубой силы. Наиболее завершенный вариант теории локальных цивилизаций представлен идеями английского социолога и историка А. Дж. Тойнби (1889–1975).Он считал цивилизацией устойчивую общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. В 12-томном труде «Постижение истории» Тойнби выделил в истории 28 цивилизаций (в том числе в XX веке существуют 5 крупных и 2 реликтовые), выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Движущей силой их развития он считал «творческую элиту», отвечающую на различные исторические вызовы и увлекающую за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации. Вторая разновидность цивилизационной исследовательской традиции рассматривает цивилизацию как единый процесс развития человеческого сообщества, в основе которого преимущественно лежит изменение комплекса социально-культурных факторов. Такой подход характерен, прежде всего, для циклической теории динамики культурных суперсистем П. Сорокина. Он выделил три типа культурных суперсистем, которые, циклически сменяя одна другую, в разные периоды доминируют в общечеловеческой истории: идеациональный, чувственный, идеалистический. Своеобразие культурных суперсистем основывается на различии представлений о природе реальности. Современным вариантом цивилизационного объяснения истории стал мир-системный подход, который рассматривает развитие не отдельных обществ и цивилизаций, а их групп, систем. Наиболее известный представитель данного подхода американский социолог И. Валлерстайн подразделяет социальные (исторические) системы на два типа: минисистемы и миросистемы. Минисистема, по его определению, – это объект, содержащий внутри себя полное разделение труда и единые культурные рамки. Такого рода системы можно найти только в очень простых аграрных или охотничье-собирательских обществах. Миросистема – общность с единой системой разделения труда и множественностью культурных систем. Отсюда следует, что могут существовать две разновидности такой миросистемы – с общей политической системой и без нее. Их он описывает, соответственно, как мир-империю и мир-экономику. Миры-экономики были нестабильными структурами, которые приходили либо к дезинтеграции, либо к завоеванию и трансформации в мир-империю. Современный мир представляет собой мир-систему, которая состоит из ядра, полупериферии и периферии. Ядро представлено наиболее высокоразвитыми странами Запада, состав полупериферии изменчив, поскольку одни страны переходят в состав ядра, другие – уходят в периферию. Периферия – это страны, которые отличаются низкокачественной продукцией и являются главным образом источником сырьевых и энергетических ресурсов. Изменения на периферии вызваны не их собственной историей, а развитием мира-системы в целом.
3. Социологический анализ культуры Доминирующей исследовательской традицией в объяснении социодинамики постепенно стало рассмотрение развития общества в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с развитием культуры. Различие между понятиями «общество» и «культура» состоит в том, что категория «общество» охватывает основы социальной организации и взаимодействия людей на разных уровнях их совместной жизни (в обществе, группе, семье), а категория «культура» касается смысла и способов жизни людей. Культура (от латинского cultura – обработка почвы) – социальное явление. Культуры нет у животных, как нет и людей, не имеющих культуры. Термин «культура» имеет множество значений: 1) под культурой подразумевают определенную сферу общества, (духовная сфера); 2) под культурой понимается совокупность материальных и духовных ценностей; 3) культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений; 4) культура – социальная память общества и т.д. Социология культуры – область социологии, изучающая социальные аспекты создания, хранения, распространения и потребления культурных ценностей. Различают два основных вида культуры: 1) материальная (совокупность материальных ценностей); 2) духовная (совокупность духовных ценностей). Кроме того, выделяют политическую, экономическую, правовую культуру, культуру труда, быта, поведения и т.д. С точки зрения социологии в культуре выделяют две основные части: 1) культурную статику (описывает культуру в покое); 2) культурную динамику (описывает культуру в движении и изменении). К культурной статике относят внутреннее строение культуры, совокупность базисных элементов, или черт, и формы культуры – конфигурации, характерные сочетания этих элементов. Элементы бывают двух видов – материальные и нематериальные; совокупность первых (артефактов, т.е. объектов, созданных человеческими руками) создает материальную, вторых – духовную культуру (нормы, знания, ценности, идеи, традиции, обычаи и т.п.). В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Культурное наследие – часть культуры, которая выдержала испытание временем, как нечто ценное передается от одного поколения другому. Культурный ареал – это регион, внутри которого у разных культур наблюдается сходство в главных чертах (например, славянская культура). Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В 1959 г. социолог и этнограф Дж. Мердок выделил более 70 универсалий. Это язык, представления о мироустройстве и смысле жизни, ценности и нормы (табу), касающиеся взаимоотношений людей, в частности брачно-семейных отношений, религиозные верования и ритуалы, обычаи, связанные с рождением и смертью, различные виды искусства и т.п. Культурная дифференциация – разнообразие национальных культур. Выделяют три формы культуры: 1) элитарная культура; ее формула – «искусство для искусства»; 2) народная, созданная анонимными творцами. Например, фольклор; 3) массовая (например, эстрадная музыка). Возникла в середине XX века. Поп-культура – сленговое название, а китч – разновидность массовой культуры. Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей и традиций, присущая какой-то большой группе (например, молодежная субкультура). Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей. Культурная динамика описывает изменение черт культуры, ее трансформацию. Ее первокирпичиками являются открытия и изобретения – разновидности инноваций. Культурная динамика изучает культурные контакты, культурную диффузию (взаимопроникновение), культурную интеграцию, культурную аккумуляцию (накопление), конфликт культур и т.д. Особое внимание к культурной составляющей социодинамики привело к возникновению в начале ХХI в. культуральной социологии (культурсоциологии), связанной с именем Дж. Александера. Суть культурсоциологии состоит в том, что куль
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.017 с.) |