Кафедра «История белорусской государственности»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «История белорусской государственности»



Факультет технологий управления и гуманитаризации

Кафедра «История белорусской государственности»

 

 

СОГЛАСОВАНО: Заведующий кафедрой В.А. Бобков_________________   « »______________ 2019 г. СОГЛАСОВАНО: Декан ФТУГ Г.М. Бровка_________________   «     »_____________ 2019 г.

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ЭКОНОМИКА»

для студентов всех специальностей БНТУ

 

 

 

    Составители: А.К. Дубовик, С.В. Потапенко,  Е.А. Дубовик,  

    О.В. Линкевич.

    Под редакцией  В.А. Бобкова, А.К.Дубовика

 

Рассмотрено и утверждено на заседании Совета факультета 29 апреля 2019 г., протокол № 8.

 

 

М и н с к, 2 0 1 9


УДК 316

Составители:

канд. ист. наук, доц. А.К. Дубовик,

    канд. филос. наук, доц. С.В. Потапенко,

канд. ист. наук, преп. Е.А. Дубовик,

 ст. преп. О.В. Линкевич.

Под редакцией д-ра ист. наук, проф.,

чл.-корр. НАН Беларуси В.А. Бобкова, доц. А.К. Дубовика

Рецензенты:

Клименко В.А., доктор социологических наук, профессор,

Николаева Л.В., заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

УО «БГУИР», кандидат исторических наук, доцент

 

Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Социология» интегрированного модуля «Экономика» включает разделы: теоретический, практический, контроля знаний и вспомогательный, в которых содержатся материалы лекций, семинарских занятий, проверочные тесты, вопросы к экзамену, программа курса, список литературы и глоссарий.

    Предназначен для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения БНТУ.

 

Белорусский национальный технический университет

пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь

Тел.(017)292-31-72

E-mail: kafpolitics@bntu.by

Регистрационный №

 

© Дубовик А.К., Потапенко С.В., Дубовик Е.А., Линкевич О.В.

Под ред. Бобкова В.А., Дубовика А.К., 2019

© БНТУ, 2019
Перечень материалов

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. Лекции 6
Лекция 1. Общество как с истема и форма организации социальных взаимодействий 6
Лекция 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства 17
Лекция 3. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис 29
Лекция 4. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси 47
Лекция 5. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси 58
Лекция 6. Э мпирическое социологическое исследование общества 69
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. Планы семинарских занятий, вопросы и задания, темы рефератов 81
Семинар 1. Введение в дисциплину «Социология». Социология как  наука об обществе и социальном мире человека 81
Семинар 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства 83
Семинар 3. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси 85
Семинар 4. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси 87
Семинар 5. Эмпирическое социологическое исследование общества 89
РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 92
Тесты 92
Вопросы к экзамену 106
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 108
Программа курса 108
Список литературы 111
Глоссарий 115

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели ЭУМК:

    1) предоставить студентам учебные материалы для подготовки к семинарским занятиям и экзамену по дисциплине «Социология» интегрированного модуля «Экономика»;

    2) на основе знаний, накопленных мировой и отечественной социологической мыслью, сформировать у студентов интерес к социальным процессам в современном обществе и их системное видение;

    3) стимулирование у студентов мотивации к учебной деятельности, выработка у них гражданственности и активной жизненной позиции;

  4) развитие способности рационально-критического анализа содержания, особенностей развертывания и перспектив трансформации социальных институтов и процессов в Республике Беларусь и современном мире;

  5) формирование у будущих специалистов практических навыков выбора и принятия  эффективных управленческих решений.

 

Рекомендации по организации работы с ЭУМК.

Материал электронного учебно-методического комплекса содержит основные понятия, определения, необходимые пояснения по всем темам дисциплины «Социология» интегрированного модуля «Экономика» и предоставляет студентам возможность систематизировать полученные знания при подготовке к экзамену. ЭУМК призван способствовать более тщательной подготовке студентов к практическим занятиям, поскольку содержит тематический план каждого семинара, основные понятия и термины, дискуссионные вопросы, список литературы, источников и рефератов по тематике курса. Материалы раздела контроля знаний помогут студентам самостоятельно оценить степень своей подготовленности на основе тестовых заданий и вопросов к экзамену. Для удобства использования текстовой информации и быстрого перехода к нужной теме перечень материалов выполнен в форме электронного документа с гиперссылками.

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. Лекции

Лекция 1. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

 

План

    1. Объект и предмет социологической науки.

    2. Структура и уровни социологического знания.

    3.Функции социологии, ее место в системе социально-гуманитарных наук.

    4.Общество как целостная социальная система.

    5.Социологический подход к изучению личности.

План

Развитие, прогресс, кризис

 

План

    1. Социальные изменения, прогресс и регресс.

    2. Основные характеристики социально-эволюционистского, формационного и цивилизационного подходов к объяснению развития общества.

    3. Социологический анализ культуры.

           4. Кризис как стадия развития социальных систем. Управление конфликтами и кризисами.

    5. Социальноеуправление и социальная политика государства. Основные направления социальной политики в Республике Беларусь.

        

    1. Социальные изменения, прогресс и регресс

    Основоположник социологической науки О. Конт выделил в социологии две важнейшие составные части: социальную статику и социальную динамику.Если социальная статика рассматривает общество с точки зрения сохранения его целостности и стабильности, то социальная динамика исследует причины, характер, движущие силы и направленность общественного развития.

    В обществе все изменя­ется: экономическая система, социальная структура, социальные институты, культурные ценности и нормы и т.п. Все эти перемены в общественной жизни охватываются понятием «социальные изменения». Данный феномен можно определить как совокупность многообразных перемен, происходящих в обществе, в его социальной структуре, социальных институтах, организациях, в социальных ста­тусах и ролях индивидов и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества.

    Вся совокупность социальных изменений в зависимости от
их содержания
подразделяется на ряд основных типов:

    1. Структурные социальные изменения включают в себя перемены, происходящие в различных социально-структурных ком­понентах общества: в социальной, социально-территориальной,  этносоциальной, социально-демографической структуре, в отношениях власти и т. п.

    2. Профессиональные социальные изменения охватывают все
многообразие перемен, происходящих в профессиональ­ной деятельности людей в различных сферах жизни общества – в матери­альном производстве, культуре, науке и т.п.; в условиях научно-технического прогресса происходят изменения на рынке труда – одни профессии устаревают, появляются новые.

    3. Функциональные социальные изменения происходят в
функциях всех структурных компонентов общества – в его экономической, политической, социальной, культурной подсистемах; в производственной, семейно-бытовой, образовательной и иных сферах деятельности, в процессе развития социальных институтов, организа­ций, общностей и отдельных личностей.

    4. Социокультурные изменения представляют собой сложный
многоуровневый процесс социокультурной динамики, в ходе которой
меняются не только системы ценностей, норм, образцов поведения,
но и сами основополагающие принципы культуры.

    Социальные изменения составляют сердцевину социаль­ной динамики общества. Она отражается не только понятием «социальные изменения», но и другими, близкими ему по значению: социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, со­циальный прогресс и т.п. Социальный процесс представляет собой совокупность действий социальных субъектов по достижению своих целей и осуществлению своих функций в различ­ных сферах общественной жизни, а также результатов этих действий. Социальные изменения представляют наиболее динамичную часть социальных процессов, но не перекры­вают их целиком, поскольку в социальном процессе значительное место принадлежит простому воспроизводству уже существовавших ранее структур, функций, норм, стандартов поведения.        

    Близка к понятию «социальные изменения» и категория «социальное развитие». Но если социальные изменения могут быть позитивными и негативными,конструктивны­ми и деструктивными, т.е. разнонаправленными, то социальное раз­витие – это необратимое, направленное изменение социальных объектов, в результате которого возникает их качественно новое состояние.   Социальная динамика является более широкой по своему содержанию категорией, чем понятие «соци­альные изменения». Включая в себя всё содержание последнего, она, кроме того, фиксирует основные факторы и причины социальных изменений, прогрессивную или регрессивную направленность социальных процессов, разнообразие деятельности субъектов этих процессов и её результаты.

    Рассмотрение основных компонентов социальной динамики дает основание для выделения различных типов социальных измене­ний в зависимости от того, какие субъекты и в каких масштабах осуществляют эти процессы:

    1) Институциональные изменения, которые осуществляются
посредством деятельности социальных институтов – государства,
 политических партий, экономических систем, учреждений образования, культуры, религии и т.п. Примером институциональных изменений могут служить коренные преобразования экономиче­ской и политической систем в постсоветских странах. Одновременно с этим происходят существенные изменения и в самих социальных институтах – в содержании их деятельности, составе, функциях и т.п.

    2) Всеобщие социальные изменения охватывают не одну
или несколько сфер общественной жизни, как это происходит в процессе институциональных изменений, а все подсистемы, функции целостной системы общества, т.е. распространяются на всё общество. Такой характер носили, например, изменения, происходившие в процессе смены аграрно-ремесленного общества индустриальным, феодализма капитализмом.

    3) Инновационные изменения отражают возникнове­ние новыхспособов и результатов деятельности людей в различных сферах общества. Такие изменения чаще всего вызываются новейши­ми достижениями в науке, культуре, но они могут возникать и в ре­зультате развития религиозных доктрин. Так, немецкий социолог М. Вебер раскрыл инновационную роль протестантской этики в становлении духа капитализма, возникновении капиталистической экономической системы.

    4) Эволюционные социальные изменения представляют собой
постепенные, преимущественно количественные перемены, протекающие в различных социальных системах и общностях – в экономике, политике, культуре, образова­нии и т.п. Эволюционные изменения могут быть организуемы и регулируемы, в этом случае они приобретают характер социальных реформ. Примером таких преобразований может служить реформирование экономической системы в Беларуси, России и других странах СНГ на путях становления в них рыночной экономики.

    5) Революционные социальные изменения коренным образом
отличаются от эволюционных. Это изменения: а) не количественного,
а качественногохарактера, направленные на радикальные преобразования социальной системы, будь это экономика или политическая система; б) органически связаны с кризисом и, как правило,
не происходят без нарастания кризисных явлений; в) охватывают не второстепенные, а основныеструк­туры и функции изменяемой социальной системы; г) чаще всего опираются на насилие.

    6) Циклические социальные изменения, последовательность ко­торых складывается в определенный круговорот, совершаются в те­чение некоторого промежутка времени. Так происходит процесс воз­никновения, развития, увядания и исчезновения цивилизаций (напри­мер, инков и майя); циклический характер носит и социодинамика смены поколений людей.

    7) Трансформационные социальные изменения происходят то­гда, когда социальная система утрачивает устойчи­вость и стабильность, вступает в полосу глубокого кризиса, а затем совершается более или менее сложный и болезненный переход к новой социальной системе. Примером трансформации является модернизация общества – переход от аграрного к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу.

    8) Глобальные социальные изменения охватывают преобразования в технике, технологии, экономике, информационных процессах и превращаютмировое социальное пространство в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, капиталы,
товары и услуги, рабочая сила.

    Социальные изменения столь разнообразны, что существует еще один ракурс их типологизации – разделение на определенные типы в зависимости от направленности  перемен. По этому признаку социальные изменения делятся на два типа:

    1) Прогрессивные социальные изменения имеют такую направ­ленность, при которой осуществляется переход от нижнего уровня
развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, го­раздо более совершенной социальной системе, обладающей более организованной структурой и более эффективными функция­ми. Именно такой характер имели изменения, происходившие в обществе в процессе перехода от доцивилизационной стадии развития человечества к цивилизованной, наступившей 9–10 тыс. лет назад, или при переходе от аграрно-ремесленного типа общества к индустриальному типу примерно 300 лет тому назад.

    2) Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Регрессивные социальные изменения имеют такую направ­ленность, которая воплощается в переходе от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным, в процессах деградации, застоя, упадка, движении вспять, возвращении к изжившим себя социальным структурам и функциям. Типичным проявлением социального регрес­са стало утверждение в 30-х гг. XX века фашистского режима в Германии.

           Однако между прогрессом и регрессом существует не только связь
противоположностей, но более многообразная взаимозависимость. С одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной системы; с другой – при нарастании регрессивных изменений систе­мы в целом, отдельные ее структурные компоненты или функции могут сохранять и даже усиливать прогрессивное направление развития.

    Многие мыслители, например, Жан-Жак Руссо, считали, что научно-технический прогресс при всех положительных последст­виях для развития общества приводит не к улучшению, а к регрессу нравственности. Некоторые философы и социологи отрицали нали­чие прогресса (О. Шпенглер) или сомневались в его наличии (И. Валлерстайн). Но важнейшим компонентом мирового социального развития  являются прогрессивные социальные изменения.

     Применительно к истории человечества прогресс традиционно трактовался как социальный прогресс. Начиная с середины XIX века, понятие прогресса постепенно наполняется объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируется, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).

    О прогрессе можно говорить применительно как к социальной системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. В последнее время в условиях цифровой трансформации общества появился термин «киберпрогресс».

 

       2. Основные характеристики социально-эволюционистского, формационного и цивилизационного подходов к объяснению развития общества

    В объяснении всемирного социально-исторического процесса сложились три основных подхода: эволюционный (социальный эволюционизм), формационный (теория общественно-экономических формаций) и цивилизационный (теория исторических циклов),учитывающие, пусть и в несколько отличной форме, единство и взаимозависимость социального и культурного развития.

    Создателями социального эволюционизма являются основоположники социологической науки О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.Общие черты эволюционного подхода кратко можно выразить следующим образом: человеческая история имеет единую форму и направленность развития, которая отождествляется с прогрессом. Различия отдельных обществ связаны с неодинаковой скоростью их развития. Эволюционные изменения строго линейны, носят предопределенный характер.

    Так, О. Конт объяснял историю общества на основе «закона трех стадий: теологической, метафизической и позитивной, на последней наступает эпоха науки и промышленности.Согласно Г. Спенсеру, социальная эволюция подобна эволюции в природе и выражается в том, что общество проходит через военную и промышленную стадии развития. Э. Дюркгейм рассматривал социальную эволюцию как переход от «механической» к «органической» солидарности.Первая господствует в неразвитых, архаических обществах; она определяется сходством составляющих их индивидов, одинаковостью исполняемых ими общественных функций, неразвитостью индивидуальных черт.Возникновение «органической» солидарности Дюркгейм связывал с разделением труда, под которым понимал профессиональную специализацию. Разделение труда начинает выполнять ту роль, которую раньше выполняло общее сознание, т. е. объединять людей и обеспечивать их совместную жизнь.

    Ссоциальным эволюционизмом связано технократическое направление, основоположником которого в социологии является американский экономист и социолог Торнстейн Веблен (1857–1929), автор книги «Инженеры и система ценообразования» (1921), признанный во всем мире «отцом технократизма». Справедливости ради следует отметить, что одновременно сходные идеи разрабатывал наш соотечественник, уроженец Гродненской губернии А.А. Богданов (1873–1928), который в своем основном труде «Тектология. Всеобщая организационная наука» (в трех частях) выдвинул идею создания науки об общих принципах организации – тектологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики.

    Т. Веблен рассматривал инженеров как класс, способный использовать плоды технологического развития на благо общественного переустройства и достижения экономической эффективности. Инженеры, как люди более всего приближенные к новым технологиям, являлись для Веблена прогрессивной силой, способной осуществить трансформацию общества на идеалах производительности. Ученый считал, что по мере развития технического прогресса будет расти численность инженеров и постепенно к ним должно перейти управление обществом.

    На рубеже 1950–1960-х гг. один из видных представителей технократического направления социальной философии и социологии, американский ученый Д. Белл (1919–2011) выступил автором (наряду с французским философом, социологом и публицистом Р. Ароном, американским социологом и экономистом У. Ростоу) теории индустриального общества. Сам термин «индустриальное общество» был введен ранее, в начале XIX века, французским мыслителем К.-А. Сен-Симоном. Согласно Беллу, технологии как инструментальные способы рационального действия являются главным детерминантом общественного развития. Основным инструментом оптимизации индустриального общества, а также управления существующими в нем организациями и предприятиями выступает машинная технология. Центральными переменными, определяющими его социальную динамику, становятся труд и капитал.

    В 1973 г. Д. Белл в книге «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» дополнил традиционное и индустриальное общества третьей стадией – постиндустриальной.Если для традиционного общества доминирующими институтами выступали армия и церковь, а для индустриального общества – фирма и корпорация, то в постиндустриальном обществе приоритетную роль играет университет – социальный институт, где возникает и артикулируется знание как базисный феномен постиндустриализма. В постиндустриальную эпоху именно знание является, по Беллу, основным источником богатства и власти, решающим средством управления выступают уже не машинные, а интеллектуальные, информационные технологии. Определяющее значение имеет становление системы телекоммуникаций.

    Для постиндустриального общества характерны пять основополагающих тенденций:

    1. Переход  от доминирования производства товаров к главной роли сектора услуг, включающего науку, образование, финансы, торговлю, медицину, транспорт, отдых, управление.

    2. Преобладание в социальной структуре работников, занятых в сфере услуг, профессиональных групп, работающих в науке и образовании.

    3. Главная роль в развитии общества принадлежит теоретическому знанию и технологическому росту.

    4. Формирование наукоемких технологий, применяемых для обработки информации и ресурсосбережения.

    5. Доминирующая роль в системе жизненных ценностей ориентации на получение знаний с помощью различных форм образования.

    Фактически синонимом постиндустриального общества является «информационное общество». Данное словосочетание впервые употребили в 1962 г. американский экономист Ф. Машлуп и в 1969 г. профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши, но широко оно стало использоваться после выхода в свет в 1973 г. книги Д. Белла и в 1983 г. работы японского ученого Е. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество».

    Первопричиной возникновения информационного общества являются три взаимосвязанных процесса. Во-первых, лавинообразный рост объемов производимой информации, особенно научной. Во-вторых, создание на базе широкого внедрения компьютеров и интернета современной информационно-коммуникативной инфраструктуры, открывающей принципиально новые возможности для оперативного и общедоступного получения информации и развития новых форм коммуникации. Истоки Интернета, или всемирной глобальной паутины, уходят в 1969 г. 29 октября 2019 г. человечество будет отмечать 50-летие интернета. Одним из американских ученых, способствовавших созданию всемирной сети, был уроженец белорусского Гродно П. Бэран. В-третьих, активное использование информации (особенно теоретических знаний) и электронных информационно-коммуникативных технологий в производственной, технической, управленческой и других видах деятельности, при организации общественной жизни.

    Для акцентирования ключевой роли информации и знаний в современном мире американский ученый П. Друкер начал использовать термин «общество знания», а М. Порат – общество, основанное на «информационной экономике» или «экономике знания». В дальнейшем в оборот были введены понятия «креативное общество» и «креативная экономика», «цифровая экономика» и «цифровая трансформация». Термин «цифровая экономика (Digital Economy) появился в 1995 г. одновременно у американского ученого-информатика из Массачусетского технологического института Н. Негропонте  и у канадского профессора менеджмента Д. Топскотта из университета Торонто (его бестселлер опубликован в 1997 г.) и быстро получил распространение.

    Формационный подход в объяснении общественного развития связан с именами К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895). В 1859 г. в работе «К критике политической экономии. Предисловие» Маркс ввел понятие «общественно-политическая формация». Это общество на определенной стадии его развития, взятое в единстве всех его сторон, со  свойственными ему базисом и надстройкой. Составными элементами теории формационного развития являются понятия  «способ производства», «производительные силы», «производственные отношения», «экономический базис», «политико-правовая и идеологическая надстройка». Развитие и смену общественно-экономических формаций основоположники марксизма объясняли действием закона соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил. Развитие общества оценивалось как идущее по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация считается прогрессивнее предыдущей. Общество в своем развитии проходит через пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодальное общество, буржуазное (капиталистическое) общество и коммунистическое (на первой фазе социалистическое) общество.

    Ведущая роль в определении траектории общественного развития марксизмом отводится объективным социальным законам, в рамках которых действуют большие социальные группы, прежде всего классы, посредством действий которых, в первую очередь классовой борьбы, на практике реализуются исторические закономерности. В качестве силы, побуждающей к социальному действию, рассматриваются интересы людей. Они берутся как производные от социального положения индивидов, прежде всего отношения к собственности и уровня жизни, и выражают их стремление к сохранению или изменению этого положения, а в итоге – социального строя в целом.

    Родоначальником цивилизационного подхода к объяснению развития общества считается автор теории локальных цивилизаций Н.Я. Данилевский (1822–1885). В сочинении «Россия и Европа» (1869) он заявил, что история человечества не имеет единой линии развития, а состоит из истории 12 культурно-исторических типов (цивилизаций), начиная с древнеегипетского. Каждый культурно-исторический тип проходит стадии, типичные для любого живого организма: рождение, возмужание, дряхление, смерть. Особое место Данилевский отводил славянскому культурно-историческому типу, с которым связывал перспективы социального прогресса.

    Другим представителем теории локальных цивилизаций является немецкий философ и историк О. Шпенглер (1880–1936), автор двухтомного сочинения «Закат Европы». Линейной картине всемирной истории он противопоставлял «спектакль множества мощных культур»,  выделил восемь «высших культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, классическую (греко-римскую), арабскую, мексиканскую и западную. У каждой из культур есть свои детство, юность, возмужалость и старость. Завершение культуры он называет цивилизацией. Ее отличительными признаками становится замена местных традиций космополитизмом, кровных уз – городскими связями, естественной религиозной чувственности – научным и абстрактным подходом, народных ценностей – массовыми, истинных ценностей – деньгами, материнства – сексом, консенсуса – политикой грубой силы.

    Наиболее завершенный вариант теории локальных цивилизаций представлен идеями английского социолога и историка А. Дж. Тойнби (1889–1975).Он считал цивилизацией устойчивую общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. В 12-томном труде «Постижение истории» Тойнби выделил в истории 28 цивилизаций (в том числе в XX веке существуют 5 крупных и 2 реликтовые), выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Движущей силой их развития он считал «творческую элиту», отвечающую на различные исторические вызовы и увлекающую за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации.

    Вторая разновидность цивилизационной исследовательской традиции рассматривает цивилизацию как единый процесс развития человеческого сообщества, в основе которого преимущественно лежит изменение комплекса социально-культурных факторов. Такой подход характерен, прежде всего, для  циклической теории динамики культурных суперсистем П. Сорокина. Он выделил три типа культурных суперсистем, которые, циклически сменяя одна другую, в разные периоды доминируют в общечеловеческой истории: идеациональный, чувственный, идеалистический. Своеобразие культурных суперсистем основывается на различии представлений о природе реальности.

    Современным вариантом цивилизационного объяснения истории стал мир-системный подход, который рассматривает развитие не отдельных обществ и цивилизаций, а их групп, систем. Наиболее известный представитель данного подхода американский социолог И. Валлерстайн подразделяет социальные (исторические) системы на два типа: минисистемы и миросистемы. Минисистема, по его определению, – это объект, содержащий внутри себя полное разделение труда и единые культурные рамки. Такого рода системы можно найти только в очень простых аграрных или охотничье-собирательских обществах. Миросистема – общность с единой системой разделения труда и множественностью культурных систем. Отсюда следует, что могут существовать две разновидности такой миросистемы – с общей политической системой и без нее. Их он описывает, соответственно, как мир-империю и мир-экономику. Миры-экономики были нестабильными структурами, которые приходили либо к дезинтеграции, либо к завоеванию и трансформации в мир-империю. Современный мир представляет собой мир-систему, которая состоит из ядра, полупериферии и периферии. Ядро представлено наиболее высокоразвитыми странами Запада, состав полупериферии изменчив, поскольку одни страны переходят в состав ядра, другие – уходят в периферию. Периферия – это страны, которые отличаются низкокачественной продукцией и являются главным образом источником сырьевых и энергетических ресурсов. Изменения на периферии вызваны не их собственной историей, а развитием мира-системы в целом.

               

           3. Социологический анализ культуры

    Доминирующей исследовательской традицией в объяснении социодинамики постепенно стало рассмотрение развития общества в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с развитием культуры. Различие между понятиями «общество» и «культура» состоит в том, что категория «общество» охватывает основы социальной организации и взаимодействия людей на разных уровнях их совместной жизни (в обществе, группе, семье), а  категория «культура» касается смысла и способов жизни людей.

Культура (от латинского cultura – обработка почвы) – социальное явление. Культуры нет у животных, как нет и людей, не имеющих культуры.     Термин «культура» имеет множество значений: 1) под культурой подразумевают определенную сферу общества, (духовная сфера); 2) под культурой понимается совокупность материальных и духовных ценностей; 3) культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений; 4) культура – социальная память общества и т.д.

  Социология культуры – область социологии, изучающая социальные аспекты создания, хранения, распространения и потребления культурных ценностей. Различают два основных вида культуры: 1) материальная (совокупность материальных ценностей); 2) духовная (совокупность духовных ценностей). Кроме того, выделяют политическую, экономическую, правовую культуру, культуру труда, быта, поведения и т.д.

С точки зрения социологии в культуре выделяют две основные части: 1) культурную статику (описывает культуру в покое); 2) культурную динамику (описывает культуру в движении и изменении). К культурной статике относят внутреннее строение культуры, совокупность базисных элементов, или черт, и формы культуры – конфигурации, характерные сочетания этих элементов. Элементы бывают двух видов – материальные и нематериальные; совокупность первых (артефактов, т.е. объектов, созданных человеческими руками) создает материальную, вторых – духовную культуру (нормы, знания, ценности, идеи, традиции, обычаи и т.п.).

            В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Культурное наследие – часть культуры, которая выдержала испытание временем, как нечто ценное передается от одного поколения другому. Культурный ареал – это регион, внутри которого у разных культур наблюдается сходство в главных чертах (например, славянская культура).      Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В 1959 г. социолог и этнограф Дж. Мердок выделил более 70 универсалий. Это язык, представления о мироустройстве и смысле жизни, ценности и нормы (табу), касающиеся взаимоотношений людей, в частности брачно-семейных отношений, религиозные верования и ритуалы, обычаи, связанные с рождением и смертью, различные виды искусства и т.п. Культурная дифференциация – разнообразие национальных культур.

Выделяют три формы культуры:

1) элитарная культура; ее формула – «искусство для искусства»;

2) народная, созданная анонимными творцами. Например, фольклор;

3) массовая (например, эстрадная музыка). Возникла в середине XX века. Поп-культура – сленговое название, а китч – разновидность массовой культуры.

Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей и традиций, присущая какой-то большой группе (например, молодежная субкультура). Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей.

Культурная динамика описывает изменение черт культуры, ее трансформацию. Ее первокирпичиками являются открытия и изобретения – разновидности инноваций. Культурная динамика изучает культурные контакты, культурную диффузию (взаимопроникновение), культурную интеграцию, культурную аккумуляцию (накопление), конфликт культур и т.д.

    Особое внимание к культурной составляющей социодинамики привело к возникновению в начале ХХI в. культуральной социологии (культурсоциологии), связанной с именем Дж. Александера. Суть культурсоциологии состоит в том, что куль



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.017 с.)