Обработка и анализ социологической информации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка и анализ социологической информации.



    1. Виды и типы социологических исследований

Социологическое исследование является одним из видов социального исследования – научного познания социальной реальности. Социологическое исследование – это система эмпирических и теоретических процедур, которая позволяет получить новое знание об изучаемом социальном объекте. Социологическая экспертиза имеет важное значение в диагностике и прогнозировании социальных процессов и явлений. Проведение социологических исследований в Республике Беларусь является выполнением социального заказа государства в целях обслуживания социальной практики иобеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

По целям и задачам выделяют различные типы исследований: теоретические, прикладные, эмпирические, теоретико-прикладные. Теоретические направлены на разработку социологической теории. Особенностями прикладных социологических исследований являются: практическая направленность; ориентация на заказчика (собранная информация – собственность заказчика, который волен поступать с ней так, как считает нужным: принять к сведению; сдать в архив или библиотеку; внедрить в практику, разрешить или запретить публикацию и т.д.); изучение социальных процессов в конкретной организации; концентрация внимания на определенных сторонах изучаемого объекта; гибкость в использовании методов исследования; факультативность учета мнения коллег (др. ученых) и т.д. Если цель теоретического исследования – приращение научно-теоретического знания, то прикладное социологическое исследование проводится с целью решения конкретной социальной проблемы. Теоретико-прикладные исследования решают и теоретические, и практические задачи. Эмпирические исследования направлены на сбор конкретной социологической информации.

В зависимости от глубины изучения выделяют три вида социологических исследований. Пилотное (разведывательное) исследование– наиболее простой вид социологического исследования, так как решает ограниченные и конкретные задачи, проводится с целью зондажа общественного мнения или апробации социологического инструментария на небольшой выборке. Пилотное исследование является пробным исследованием, предваряющим основное. В ходе такого исследования проверке подвергаются все элементы будущего основного исследования: уточняются его задачи и гипотезы, проверяется качество операционализации основных понятий, уточняется инструментарий исследования, корректируются границы обследуемой совокупности в основном исследовании, выявляются трудности, которые могут встретиться в ходе его проведения, отрабатывается организация сбора информации. Часто в результате пилотного исследования формируются новые гипотезы, а также собираются социологические данные. Для определения объема выборки пилотного исследования не существует каких-либо формул; обычно исследуемая совокупность насчитывает 50100 человек, но в эту выборку должны включаться все значимые для целей исследования группы респондентов.

Описательное исследованиеболее сложный вид конкретного социологического исследования, проводимого по достаточно подробно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Данное исследование предполагает систематическое характеристическое описание объекта. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений.

Аналитическое исследованиесамый углубленный вид социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, которые лежат в его основе и обуславливают его характер и специфику. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, оно носит комплексный характер, в нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Наряду с основным критерием различения видов социологического исследования могут использоваться и другие критерии, связанные с формой и характером проведения исследования. Так, в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или динамике, выделяются два вида социологического исследования: разовое (точечное) и повторное. Разовое (точечное)дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени, т.е. однократное снятие информации о каком-либо явлении позволяет охарактеризовать явление в статике, но не пригодно для описания изменении этих явлений.

Повторное исследование позволяет дать характеристику явления в динамике, установить направление изменения какого-либо процесса. Выделяют панельные, когортные и трендовые повторные исследования. Цель повторного исследования – изучение изменений, происходящих в какой-либо группе людей в течение определенного промежутка времени. Своеобразие панельного исследования состоит в том, что исследованию подвергаются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы. При когортном исследовании опрашиваются респонденты, отвечающие какому-либо признаку (пол, возраст и т.д.). Например, подростки, молодежь и т.п. Встречается и лонгитюдное исследование (от англ. longitude – долгота, буквально продолжительное исследование) – тип социологического и социально-психологического исследования, направленный на фиксацию и описание этапов развития молодежи в процессе ее жизненного самоопределения. При трендовых повторных исследованиях ставится задача определить тенденции развития изучаемых процессов. В последние годы широкое распространение получает мониторинг (от англ. monitor – контролировать, отслеживать). Например, мониторинг социально-трудовой сферы, мониторинг распределения и трудоустройства молодых специалистов.

Выделяют также выборочные и сплошные социологические исследования. При выборочном изучается не весь массив, не вся генеральная совокупность, а ее часть, называемая выборочной совокупностью, или выборкой. Французская пословица гласит: «Чтобы понять вкус супа, необязательно съесть весь котелок, достаточно одной ложки». Выборочные исследования имеют большие преимущества перед сплошными в эффективности затрат труда, времени и средств.

Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, чем сплошное исследование, хотя требует более изощренной методики и техники.

Наиболее важным является правильное построение выборки. При правильном проведении всех процедур измеряемые характеристики выборочной совокупности респондентов будут проецироваться на всю генеральную совокупность, т.е. выборка будет отвечать свойству репрезентативности. В противном случае, при неправильном расчете выборки имеет место ошибка репрезентативности. Р епрезентативность выборки свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности.

Однако полного совпадения выборочных данных с данными обработки генеральной совокупности, как правило, не бывает. В этом и заключается недостаток выборочного метода, на фоне которого видны преимущества сплошного исследования генеральной совокупности. Поэтому при определении выборки социолог сразу же рассчитывает доверительную вероятность – заранее допускаемую погрешность выборки; и доверительный интервал, который показывает, насколько вы можете быть уверены в полученных результатах (с какой вероятностью случайный ответ попадет в доверительный интервал).

Существуют различные типы и методы выборки. Типами выборкиназываются основные разновидности статистической выборки: случайная (вероятностная) и неслучайная (невероятностная). Вместо термина «тип выборки» часто употребляют слова «вид» и «разновидность», что также правильно.Тип выборки говорит о том, как люди попадают в выборочную совокупность, объем выборкисообщает о том, какое их количество туда попало. Методом выборкиназывают способ построения того типа выборки, название которого этот метод носит, например метод вероятностной выборки. Элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации, называется единицей наблюдения. Обычно единица наблюдения – это отдельный человек.

Структура выборки –процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность. Если в генеральной совокупности, например, 20% жителей Минска, 50% представителей остальных городских поселений Беларуси и 30% жителей сельской местности, то и в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые процентные пропорции. К типу поселения могут добавиться классы, возраст, национальности и т.д. Для каждого признака устанавливаются процентные пропорции в генеральной и выборочной совокупностях. Расхождение структуры двух совокупностей ведет к ошибке репрезентативности. Таким образом, структура выборкипроцентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.

Случайная (вероятностная) выборка – это выборка, для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет вероятность быть отобранным. Это позволяет исследователю рассчитать, насколько правильно выборка отражает генеральную совокупность, из которой она выделена (спроектирована). Вероятностные методы подбора выборки включают:

    - простой случайный отбор,

    - систематический отбор,

    - кластерный отбор,

    - стратифицированный отбор.

Разновидностями случайной выборки выступают: механическая, гнездовая, многоступенчатая, районированная и др.

    Существует «закон больших чисел», согласно которому число респондентов должно быть достаточно большим, чтобы исключить большую случайность.

Методы невероятностной (неслучайной) выборки. Неслучайная(невероятностная) выборкаэто способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не дает возможности рассчитать, насколько правильна (репрезентативна) выборка. По этой причине предпочтение обычно отдается вероятностной выборке, хотя иногда по условиям исследования оказывается единственно возможным про­вести неслучайную выборку.

Разновидности неслучайной выборки:

    - метод снежного кома,

     -метод основного массива,

    - метод стихийного отбора,

    - квотная выборка.

В реальной практике чаще всего применяются квотная и многоступенчатая выборка,построенная с применением процедуры поэтапного отбора объектов опроса. При этом совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени) становится исходной для отбора на следующем. Соответственно различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы), единицы отбора второй ступени (вторичные единицы) и т.д. Объекты самой нижней ступени, с которых ведется непосредственный сбор информации, называются единицами наблюдения.

 

       2.Этапы социологического исследования. Программа социологического исследования

Социологическое исследование имеет ряд этапов, которые отличаются характером, содержанием, формами и процедурами.

Подготовительный этап насыщен разными видами работ, научными и практическими процедурами. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, формируются исследовательские группы, составляются графики работ и т.д.

Полевой (основной) этап связан со сбором первичной информации в зоне  практических действий социолога.

Этап обработки информации. Весь собранный массив информации изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров, контроля за составом данных. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется программа обработки информации на ЭВМ.

Заключительный этап (анализ информации и подготовка итоговых документов). В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, парадоксы, проблемы, формируются выводы и рекомендации. В качестве итоговых документов выступают информационная справка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе, который предназначен для заказчика исследования.

Программа социологического исследования является основным научно-методическим документом организации и проведения исследования. Состоит из двух основных частей: теоретико-методологической и методико-процедурной. Они логически связаны, подчинены общему замыслу научного поиска.

Программа выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную. Методологическая функция программы состоит в том, что она позволяет четко обозначить изучаемую проблему, сформулировать цели и задачи исследования, определить основные понятия, проинтерпретировать их и провести операционализацию. Методологическая часть программы должна в полной мере ответить на вопрос: что будет изучаться? Методическую и организационную функции выполняет вторая часть программы – процедурная. В этой части программы должно быть указано, как будет проводиться исследование. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным.

Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:

1) методологический (теоретический) и

2) методический (процедурный).

Раньше выделялся и организационный раздел, куда входили план исследования, графики исследования подразделений, финансовые сметы и т.д. В последнее время эти документы не выделяются в раздел, а помещаются в приложении к программе.

Первый, методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов. К ним относятся:

1. Определение проблемы исследования, формулирование проблемной ситуации (противоречия между знанием и незнанием);

2. Определение объекта и предмета исследования и их предварительный анализ.

3. Вычленение основных понятий, их интерпретация и операционализация.

4. Постановка целей и задач исследования.

5. Формулирование исходных гипотез.

Первое, с чего начинает социолог, разрабатывая программу, – это осмысление и анализ социальной проблемы и формулирование проблемной ситуации. Затем, определив объект и предмет социологического исследования, необходимо поставить цели и задачи исследования. Цель – это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Задачи исследования – это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблем. В наиболее общей форме задачи любого исследования состоят в получении нового значения.

Гипотеза в социологическом исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями, механизме их функционирования и развития. Рабочие гипотезы классифицируют на описательные, объяснительные и прогнозные, на первичные и вторичные; гипотезы- основания и гипотезы-следствия; основные и не основные.

Наряду с теоретическим, большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки и методов сбора информации, ей обработки и анализа. Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности (генеральная или вторичная), методов сбора первичной социологической информации (опрос, наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент), разработку их инструментария (анкет, бланков наблюдения, вопросников и т.д.), описание приемов сбора, обработки и анализа социологической информации.

На основе программы составляется рабочий план исследования, в котором определяются сроки проведения работ, фиксируются исполнители, предлагается расчет денежных средств и т.д.

Роль программы социологического исследования весьма значительна. Если социолог, приступая к полевому исследования, имеет готовую программу, то его действия будут последовательными, логичными. От умело составленной программы во многом (по мнению некоторых социологов, не менее чем на 50%) зависит успех социологического исследования.

    3. Методы сбора социологической информации

Выделяют 4 основных метода сбора социологической информации:

1. Изучение документов. Документ – специально созданный предмет для передачи и хранения информации, зафиксированной на любом материальном носителе:  тексте, пленке, дискете и т.п.

Документы бывают: письменные (рукописные, машинописные, печатные), фонетические (звуковые, магнитофонные записи), иконографические (рисунки, фото и кино документы), документы на машиночитаемых носителях информации (на дискетах, дисках). Выделяют также официальные и неофициальные, первичные (например, протоколы) и вторичные (справки), личные и безличные документы.

Существуют два способа анализа документов:

а) традиционный;

б) количественный (метод контент-анализа), когда информация, содержащаяся, например в средствах массовой информации, переводится в количественные показатели.

Достоинства метода изучения документов в том, что он позволяет оперативно получить необходимые данные и не требует затрат.

Недостатки этого метода в том, что:

1) информация не всегда бывает достоверной;

2) в документах, как правило, не содержится информации о внутреннем мире, о состоянии сознания работников.

2. Социологическое наблюдение – это целенаправленное систематическое восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем в дневнике, журнале, бланке наблюдений.

Виды наблюдения:

    - внешнее (со стороны, или невключенное);

    -внутреннее (включенное) наблюдение, которое бывает:

    а) открытое (применялось, например, в 1960-е гг. при изучении и обобщении социологами передового опыта бригадного подряда в строительстве);

    б) скрытое (инкогнито) – используется при изучении девиантного (отклоняющегося) и деликвентного (противоправного) поведения (впервые применили социологи Чикаго во второй половине 1930-х гг.).

Достоинства метода наблюдения: он позволяет фиксировать изучаемые явления одновременно с их развитием, дает возможность непосредственного воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени.

Недостатки наблюдения: метод требует значительных затрат времени, кадровых и финансовых ресурсов; кроме того возможности человеческого восприятия ограничены, поэтому исследователь может упустить что-то важное.

3. Социологический опрос – главный метод сбора социологической информации. Им, как правило, собирается от 50 до 90% социологической информации. Он представляет собой вопросно – ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает сообщение респондентов.

Приоритетность применения опроса в случаях:

- когда слабая обеспеченность изучаемого предмета статистической и документальной информацией;

- когда исследуемые явления малодоступны непосредственному наблюдению; когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания (потребности, интересы, мотивы, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.);

- в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т.д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т.д.

Виды опроса (по формам контакта).

1. Индивидуальный или групповой.

    2. Устный (интервью, беседа, телефонный) или письменный (анкетирование, почтовый, прессовый опрос).

    3. Личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный).

    4. Свободный или формализованный, фиксированный (направленный).

    5. Сплошной или выборочный.

    6. По месту жительства или работы, временные целевые аудитории.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса – анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Вопросы в анкете можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по функции (основные и неосновные); по форме (закрытые, полуоткрытые и открытые; прямые и косвенные; дихотомические, порядковые, номинальные).

Широко применяется интервью. Оно требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное (стандартизированное), фокусированное и свободное (нестандартизированное). Формализованное интервью – самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Фокусированное интервью – следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Оно проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы, определяется только тема интервью.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данного метода сбора социологической информации.

4. Социальный эксперимент. Различают естественный (полевой) и искусственный (лабораторный). Кроме того, эксперимент делят на линейный (имеется одна, исследуемая, группа) и параллельный (две группы: одна – экспериментальная, вторая – для контроля). Но необходимо отметить, что в социологии область использования эксперимента незначительна, что во многом обусловлено этическими соображениями. Почти все эмпирические данные представляют собой результаты срезов ситуации в том виде, в каком она представлена в действительности.

Кроме этих четырех основных, другими методами сбора социологической информации являются:

5. Тестирование  (от англ. test – проба, испытание) – метод изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению.

6. Социометрический метод – метод изучения межличностных отношений в группах (введен в 1930-х гг. американским социологом Дж. Морено).

7. Метод экспертных оценок и др.

    4. Обработка и анализ социологической информации

Собранный богатый социологический материал всегда нуждается в научной обработке и анализе. Это заключительный этап социологического исследования, который логически завершает исследовательский процесс. Анализу предшествует предварительная подготовка собранной информации, кодирование данных, контроль, исправление ошибок, ручная (при небольшом количестве анкет) и машинная (компьютерная) обработка.

Среди этапов непосредственного анализа выделяют описание, интерпретацию и объяснение. Среди методов описания – группировку и типологизацию (эмпирическую и теоретическую), среди типов интерпретации выделяют операциональную, эмпирическую и теоретическую, в ходе которой идет поиск взаимосвязей между переменными и которая логично подводит к объяснению как этапу социологического анализа, на котором выводятся закономерности и формулируются законы, строятся объяснительные модели и делается социологический прогноз.

Прежде всего нужно дать собранному социологическому материалу научное описание, т.е. зафиксировать результаты полученных эмпирических данных. Сюда входит: систематизация эмпирических данных по изучаемым проблемам, составление графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.д. Затем идет группировка полученной информации, т.е. ее компоновка по определённым признакам, вопросам, проблемам, выяснение взаимосвязей полученных данных. За ним следует теоретическая типологизация, т.е. описание признаков и взаимосвязей исследуемых явлений в данной проблеме. Наконец, идет процесс объяснения и построения теории.

Объяснение – это раскрытие на основе эмпирических данных сущности объекта исследования с выяснением его закономерных связей в общем потоке причинно-следственных связей. В конечном итоге исследователь получит теоретические данные по изучаемой проблеме, с ее позитивными и негативными характеристиками, и сможет сделать научные оценки и рекомендации в составленном отчете по результатам исследования.

Существуют две группы способов анализа и обобщения результатов: количественная и качественная. Количественные способы анализа и обобщения данных включают в себя: классификацию данных по определенному признаку, составление таблиц, построение графиков и диаграмм, определение статистической взаимосвязи между признаками (коэффициента корреляции), регрессионный и факторный анализ и др.

Классификация или группировка это упорядочение данных по какому-то одному статистическому признаку. Выбор признака для классификации осуществляется в соответствии с целями исследования и сформулированными гипотезами. Группировки могут осуществляться на основе выделения номинальных групп (по полу, возрасту, уровню квалификации и т.д.) или по какому-либо возрастающему или убывающему признаку (например, по уровню заработной платы: от 1 до 10 минимальных размеров оплаты труда, от 11 до 20, от 21 до 30 и т.д.). Таблицы, графики и диаграммы позволяют наглядно представить результаты исследований.

Коэффициент корреляции позволяет выявить и количественно оценить взаимосвязь между двумя переменными. Он может показывать степень идентичности характеристик, сравниваемых групп (например, ценностей или доходов), а также степень взаимосвязи между двумя признаками социального объекта (например, зависимость конкретных политических ориентаций от величины совокупного дохода). При одновременном возрастании переменных корреляция является положительной. Тогда же, когда возрастание одной переменной связано с уменьшением другой, корреляция считается отрицательной. Крайние значения коэффициента корреляции: +1 и 1. В том случае, если величина корреляции составляет +1, можно говорить о тождестве, если 1, то о полной обратной зависимости признаков.

Иногда с помощью коэффициента корреляции можно установить причинно-следственные связи. Более глубоко раскрыть характер взаимосвязи между переменными позволяет регрессионный анализ, используя который можно установить характер и форму зависимости результативных признаков от объясняющих. Факторный анализмногомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных.

Количественныеспособы анализа и обобщения данных позволяют получить достаточно точные и объективные данные, исключить субъективность и предвзятость из исследовательского процесса. Поэтому их значение в социологии невозможно переоценить.

Однако в последнее время социологи большее внимание стали уделять качественным методам анализа, так как последние позволяют более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений, раскрыть социальные взаимосвязи, показать зависимость одних переменных от других, представить социальный мир не в одномерном, а в многомерном измерении. Качественные способы анализа и обобщения данныхвключают в себя: типологизацию, моделирование, создание и разработку теорий, социальное прогнозирование.

Типологизация это способ группировки объектов по эмпирически или логически выделенным признакам или их комбинациям. Значение этого способа теоретического анализа заключается в упорядочении и систематизации данных исследования, изучаемых свойств и признаков социальных объектов. Он позволяет связать эмпирические исследования с их теоретическим объяснением.

Моделированиеэто упрощенный способ описания причинно-следственных связей. С помощью теоретических моделей формируются представления о функционировании и изменениях в социальных системах, при различных условиях, причинах конкретных явлений. В отличие от типологизации, ориентированной на описание многочисленных случаев, процесс моделирования ориентирован на изучение ограниченного числа явлений.

В заключение лекции следует отметить, что социологические исследования имеют большое значение в диагностике и прогнозировании социальных процессов и явлений. Их проведение в Республике Беларусь является выполнением социального заказа государства в целях обслуживания социальной практики и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

 

 


Практический раздел . Планы семинарских занятий, вопросы и задания, темы рефератов и СООБЩЕНИЙ

Семинар 1. Введение в дисциплину «Социология». Социология как наука об обществе и социальном мире человека

 

Ключевые понятия и категории: социология, объект социологии, предмет социологии, уровни социологического знания, специальные социологические теории, функции социологии,  общество, социальное, социальные отношения, личность, социальный статус, социализация личности.

 План

1. Объект и предмет социологической науки.

2. Структура и уровни социологического знания.

3. Взаимосвязь социологии с другими науками. Функции социологии, ее роль в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций студентов.

4. Общество как система: сущность, основные признаки и характеристики. Важнейшие подсистемы общества.

5. Общество и личность. Процесс социализации личности.

 

Вопросы для дискуссии и задания для самоконтроля и повторения

1. Какие науки помимо социологии изучают общество?

2. Что изучает социология?

3. Что является объектом и предметом социологии?

4. Определите уровни социологического знания. Как соотносятся теоретическая и эмпирическая социология?

5. В чем состоит сущность основных функций социологии?

6. Дайте определение понятия «общество».

7. Каковы основные признаки общества?

8. Как соотносятся понятия «страна», «государство», «общество»?

9. Охарактеризуйте основные подсистемы общества.

10.Дайте определение понятия «личность».

11.В чем специфика социологического подхода к изучению личности?

12.Какие социологические теории личности Вы знаете?

13.В чем состоит сущность понятия «социализация»? Охарактеризуйте основные этапы социализации личности.

14.Что такое «социальный статус» и «социальная роль»?

15.Напишите эссе на тему «Информационное общество – общество будущего или общество без будущего».

16.Напишите свою социальную биографию.

Примерные темы рефератов и сообщений

1. К вопросу о предмете социологии.

2. Возрастание роли социологических знаний в современном обществе.

3. Понятие общества в истории социологической мысли.

4. Ноосферное общество.

5. Даниел Белл – теоретик постиндустриального информационного общества.

6. Цифровая трансформация общества в Беларуси.

7. Основные социологические теории личности.

8. Социализация личности. Феральные люди.

9. Статусно-ролевой набор студента.

10. Роль социологии в формировании социально-личностных компетенций студентов и молодых специалистов.

Литература

1. Бабосов, Е.М. Возрастающая роль креативной личности в развитии сетевого общества // Е.М. Бабосов // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. – 2017. – №1. – С. 4–10.

2. Бабосов, Е.М. Современный социум: характер и направленность развития / Е.М. Бабосов,Ч.С. Кирвель, О.А. Романов. – Минск: Четыре четверти, 2013. – 728 с.

3. Лазаревич, А.А. Грядущее информационное общество / А.А. Лазаревич. – Минск, 2006. – 392 с.

4. Руткевич, М.Н. Общество как система: социологические очерки / М.Н. Руткевич. – СПб., 2001. – 444 с.

5. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. – М., 2005. – 696 с.

6. Наумова, Н.Ф. Философия и социология личности /
Н.Ф. Наумова. – М., 2006. – 575с.

7. Немировский, В.Г. Социология человека: от классических к постклассическим подходам / В.Г. Немировский. 2-е изд. – М., 2008. – 302 с.

8. Новик, Е.К. Социально-гуманитарное знание и образование: парадоксы развития / Е.К. Новик // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. – 2018. – №1. – С.105–112.

9. Солодникова, И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И.В. Солодникова // Социол.  исследования.  – 2007. – № 2. – С. 32–39.

10.Мнацаканян, М.О. Постмодернизм и судьбы социологии как самостоятельной общественной науки / М.О. Мнацаканян // Социол.  исследования. – 2016. – № 9. – С. 134–140.

11.Янчук, В.А. Социология + экономическая теория = экономика? О модулях обществоведения в вузах / В.А. Янчук // Беларус. думка. – 2014. – №11. – С.66–69.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.041 с.)