Религиозная ситуация в Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозная ситуация в Беларуси



 

Религия как тип мировоззрения и социальный институт. Специфика социологического анализа религии.

Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем: процессы институционализации религии, сакрализации и секуляризации. Понятие новых религиозных движений (неокультов).

Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика. Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.  

Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь.

Тема 6. Э мпирическое социологическое

Исследование общества

Роль социологических исследований в познании общества. Характерные особенности социологического исследования, его функции и виды.

Этапы социологического исследования. Программа социологического исследования как основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части.

Методы сбора первичной социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки.

Значение социологической экспертизы в диагностике и прогнозировании социальных процессов и явлений. Проведение социологических исследований в Республике Беларусь как выполнение социального заказа государства в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и обслуживания социальной практики.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Бабосов, Е.М. Социология: учебник для вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 287 с.

2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное пособие. 4-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 603 с.

3. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 415 с.

4. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: хрестоматия / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 351 с.

5. Бабосов, Е.М. Социология: учебно-методический комплекс для вузов / Е.М. Бабосов, Е.П. Сапелкин. – Минск: Технопринт, 2001. – 407 с.

6. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов технических вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / Ю.Г. Волков. – М.: Кнорус, 2017. – 320 с.

    7. Дмитриев, А.В. Общая социология: учебник для студентов высших учебных заведений по дисциплине «Социология» / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2017. – 303 с.

8. Елсуков, А.Н. Социология: краткий курс / А.Н. Елсуков. – 2-е изд. – Минск:ТетраСистемс, 2008. – 127 с.

    9. Кравченко, А.И. Социология: учебник для бакалавров /А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2016. – 533 с.

10. Кравченко, А.И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2016. – 239 с.

11. Кравченко, А.И. Социология в схемах и определениях: учебник. – М.: Проспект, 2016. – 362 с.

12. Лапин, Н.И. Общая социология: учебное пособие для вузов / Н.И. Лапин. – М.: Высшая школа, 2006. – 415 с.

13. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилова. – Минск: Беларус. Энцыкл., 2003. – 382 с.

14. Социология. Методические указания для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения / А.К. Дубовик, С.В. Потапенко. – Минск: БНТУ, 2013. – 41 с.

     15. Социология. Модуль «Экономика»: пособие / А.Н. Данилов [и др.]: под общ. ред. А.Н. Данилова. – Минск: БГУ, 2017. – 155 с.

     16. Социология: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / А. Н. Данилов  [ и др.]; под общей ред. А.Н. Данилова. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 318 с.

     17. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж.Т. Тощенко. – М.: Юрайт, 2004. – 527 с.

     18. Фролов, С.С. Общая социология: учебник / С. С. Фролов. – М.: Проспект, 2016. – 383 с.

Дополнительная литература:

    19. Актуальные проблемы современного белорусского общества: (2011–2016 гг.): социологический аспект / Д. Г. Ротман [и др.]; под ред. Д.Г. Ротмана [и др.]. – Минск: БГУ, 2016. – 246 с.

    20. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: учебник; 2-е изд. / А.И. Антонов. – М.: Инфра-М, 2016. – 364 с.

    21. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск, 2001. – 495 с.

    22. Бабосов, Е.М. Современный социум: характер и направленность развития / Е.М. Бабосов, Ч.С. Кирвель, О.А. Романов. – Минск: Четыре четверти, 2013. – 728 с.

     23. Бабосов, Е.М. Социология: энциклопедический словарь: от классики до современности / Е.М. Бабосов. – М., 2009. – 480 с.

     24. Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации, управления / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006. – 591 с.

     25. Бабосов, Е.М. Стратификационная трансформация современной Беларуси / Е.М. Бабосов. – Минск, 2018. – 360 с.

    26. Безнюк, Д.К. Социология религии: пособие для студентов / Д.К. Безнюк. – Минск: БГУ, 2009. – 192 с.

    27. Беларусь в условиях глобализации и интеграции: материалы Международной научной конференции, 24–25 октября 2013 г. / Под ред. В.А. Бобкова. – Минск: БНТУ, 2013. – 273 с.

    28. Беларусь в условиях глобализации и интеграции. Материалы Международной научной конференции (Минск, 25 октября 2018 г.) / Ред. колл.: С.В. Харитончик, В.А. Бобков [и др.]. – Минск: БНТУ, 2018. – 206 с.

Беленький, В.Х. Стратификационная система общества: некоторые вопросы теории и практики: монография / В. Х. Беленький. – М.: Инфра-М; Красноярск: СФУ, 2018. – 242 с.

29. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: БГУ, 2010. – 453 с.

    30. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: социология XXI века / И. Валлерстайн. – М.: Системс, 2004.

    31.  Горшков, М.К. Прикладная социология / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М., 2003. – 312 с.

  32. Добреньков, В.И. Методика социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М., 2005. – 348 с.

  33. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник для студентов высших учебных заведений /В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2017. –  767 с.

  34. Добреньков, В.И. Социология: учебник: по социологическим специальностям / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2017. – 623 с.

  35. Дубовик, А.К. Рынок труда. Учебно-методическое пособие / А.К. Дубовик. – Минск: БНТУ, 2017. – 109 с.

    36. Иоффе, Э.Г. Социальный статус студенческой молодежи Беларуси в условиях трансформируемых обществ: учебное пособие / Э.Г. Иоффе, Э.Г. Степанов. – Минск, 2006. – 31 с.

    37. История социологии: учебник / под общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004. – 408 с.

     38. Здравомыслов, А.Г. Социология: теория, история, практика / А.Г. Здравомыслов. – М., 2008. – 382 с.

     39. Знать, чтобы предвидеть…: социологические этюды / А.Н. Данилов и др.; под общей ред. А.Н. Данилова. – Минск: БГУ, 2015. – 358 с.

    40. Козырев, Г.И. Социология семьи: любовь и расчет в брачно-семейных отношениях и не только…: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 191 с.

41. Кравченко, А.И. Краткий социологический словарь /А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2009. – 352 с.

    42. Кучко, Е.Е. Методология и методы социологических исследований: пособие / Е.Е. Кучко, С.Н. Бурова, Л.В. Филинская. – Минск, 2018. – 251 с.

    43. Лазаревич, А.А. Грядущее информационное общество / А.А. Лазаревич. – Минск, 2006. – 392 с.

    44. Лапина, С.В. Социология: учебное пособие: в 2 ч. / С.В. Лапина. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – Ч. 1. – 195 с

     45. Лоусон, Т. Социология. А-Я: словарь-справочник: пер. с англ. К.С. Ткаченко / Т. Лоусон, Дж. Гэррод. – М.: ФАИР -ПРЕСС, 2000. – 604 с.

     46. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. – М.: Хранитель, 2006. – 873 с.

     47. Немировский, В.Г. Социология человека: от классических к постклассическим подходам / В.Г. Немировский. 2-е изд. – М., 2008. – 302 с.

     48. Новикова, Л.Г. Социология как судьба...: избранное, воспоминания коллег / Л.Г. Новикова. – Минск: Беларуская навука, 2012. – 447 с.

           49. Общая социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под общей ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Инфра-М, 2013. – 652 с.

     50. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова, Л.Г. Новиковой. – Минск: БГУ, 2001. – 354 с.

     51. Осипов, Г.В. Социология / Г.В. Осипов. – Изд. 3-е, стереотипное. – М.: URSS: ЛКИ, 2012. – 372 с.

     52. Радугин, А.А. Социология. Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М., 2006. – 201 с.

    53. Рубанов, А.В. Социология массового поведения: учеб.-метод. пособие / А.В. Рубанов. – Минск: БГУ, 2011. – 158 с.

    54. Руткевич, М.Н. Общество как система: социологические очерки / М.Н. Руткевич. – СПб., 2001. – 444 с.

55. Симхович, В.А. Социология: учебное пособие / В.А. Симхович. – 2-е изд. – Минск, 2006. – 199 с.

    56. Современный социум в мире глобальных перемен: к 85-летию академика Е.М. Бабосова / С. В. Абламейко и др.; редкол: А.Н. Данилов (отв. ред. [и др.]. – Минск: Беларуская навука, 2016. – 508 с.

    57.  Соколова, Г.Н. Современная западная социология: хрестоматия / Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко. – Минск, 2008. – 520 с.

    58.Соколова, Г.Н. Экономическая реальность в социальном измерении: экономические вызовы и социальные ответы / Г.Н. Соколова. – Минск: Беларуская навука, 2010. – 458 с.

  59. Сорокин П.А. Социальная мобильность / пер. с англ. / под ред. В.В. Сапова. – М.: Academia: LVS, 2005. – 608 с.

  60. Социокультурные функции высшего образования в современном обществе / В.А. Клименко [и др.]; под ред. В.А. Клименко. – Минск: Право и экономика, 2014. – 246 c.

    61. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичёв. – М.: Норма, 2008. – 608 с.

  62. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов [и др.]. – Минск: Кн. дом, 2003. – 1311 с

  63. Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: Темат. Слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 2013. – 415 с.

  64.Титаренко, Л.Г. Парадигмы и повороты современной социологии / Л.Г. Титаренко. – Минск: БГУ, 2018. – 238 с.

  65. Титаренко, Л.Г. Социология общественного мнения: курс лекций / Л.Г. Титаренко. – Минск: РИВШ, 2013. – 255 с.

    66. Трансформационные процессы в Беларуси и России: социальный аспект / Г.Н. Соколова, Н.Н. Сечко, Е.В. Тарасова. – Минск: Беларуская навука, 2009. – 221 с.

     67. Тощенко, Ж.Т. Социология: учеб. для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. – 4-е изд., перераб. и дополн. – М.: Юнити-Дана, 2013. –  607с.

     68. Шерис, А.В. Влияние религиозного фактора на обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь. / А.В. Шерис. – Минск: Право и экономика, 2015. – 176 с.

     69. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. – М., 2005. – 696 с.

     70. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: ИКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003. – 596 с.

 

 

 


ГЛОССАРИЙ

А

АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ – социальные субъекты, связанные с социализацией и ответственные за нее.

Адаптация социальная (от лат. adapto – приспособляю) – процесс при­способления личности или социальной группы к общественной среде.

АНКЕТА (от франц. enquete – расследование) – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.

АНКЕТНЫЙ ОПРОС (анкетирование) – письменный, опосредованный метод сбора социологической информации.

АНОМИЯ (от греч. а – отрицательная частица и nomos – закон) – состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей. В период кризисов старые нормы уже не действуют, а новые еще не появились. Концепция аномии используется Э.Дюркгеймом для характеристики общества, в котором индивиды не располагают сколько-нибудь четкими поведенческими ориентирами во взаимоотношениях друг с другом.

АУТГРУППА – группа людей, по отношению к которой индивид не испытывает чувства идентичности или принадлежности («не мы», «чужие»).

АСКРИПТИВНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – положение в обществе, обусловленное характеристиками, которыми человек наделяется от рождения.

Б

БЕДНОСТЬ – состояние, при котором индивид или семья испытывают острую нехватку ресурсов либо для поддержания своего здорового состояния (абсолютная бедность), либо для достижения уровня жизни, который рассматривается в данном конкретном обществе как приемлемый (относительная бедность).

Брак – это юридическая форма организации отношений между мужчиной и женщиной, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

В

ВАЛИДНОСТЬ (от англ. valid – имеющий силу, обоснованный – способность средства измерения или метода исследования адекватно оценить то, на что они направлены; мера пригодности методики для решения определённых исследовательских задач.

Верификация (от позднелат. verificatio – подтверждение, доказательство) – проверка, эмпирическое подтверждение социологических гипотез путем их сопоставления с наблюдаемыми объектами.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (интеракция) – система взаимообусловленных социальных действий, при котором действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Выделяют вербальное (словесное), физическое и невербальное взаимодействие; взаимодействие на макро- и микроуровнях; опосредованное и непосредственное взаимодействие.

Выборка, выборочная совокупность – часть элементов генеральной совокупности, отобранная при помощи специальных методов для эмпирического исследования.

Г

ГЕНДЕР ( англ. gender – пол) – совокупность социаль­ных характеристик пола.

Генеральная совокупность – весь объект эмпирического исследования, изучаемый при сплошном исследовании.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – научное предположение о структуре и характере исследуемого объекта, сущности связи между изучаемыми явлениями. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – область самореализации людей, защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства.

 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п.

 ГРУППА ВТОРИЧНАЯ – группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят преимущественно формальный (официальный) характер.

 ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ – группа, в которой происходит первичная социализация индивида, и отношения носят интимный, доверительный, неформальный характер (например, семья).

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

 ГРУППА РЕАЛЬНАЯ – группа, обладающая набором характеристик, отражающих присущую данному субъекту сущность.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

ГРУППА СТАТИСТИЧЕСКАЯ  (номинальная) – группа, выделяемая по поддающимся измерению признакам.

Д

Девиация (от позднелат. deviatio–отклонение) – отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

ДЕВИАНТНОЕ поведение – отклоняющееся поведение; поведение, идущее вразрез с основными нормами, принятыми в конкретном обществе или группе, в рамках которых такое поведение проявляется.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – действие, которое соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

ДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЕ – форма действия, при которой поведение определяется обычаями и убежденность в котором не рациональна, а традиционна.

ДЕЙСТВИЕ ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ – действие, рационально регулирующее цели, средства и побочные последствия собственного поведения, рассчитанного на достижение успеха.

ДЕЙСТВИЕ ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ – действие, характеризующееся сознательной верой в этическую, эстетическую, религиозную и др. безусловную самоценность определенного поведения независимо от его успеха.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (от греч. demos – народ и grapho – пишу) – система социальных мероприятий, направленных на формирование желательного для общества демографического (прокреативного) поведения.

ДЕПРИВАЦИЯ (лат. deprivatio – потеря, лишение) – процесс сокращения или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивида или группы; недостаточное удовлетворение какой-либо потребности.

ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс, противоположный социализации, отражающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм и сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы.

ДИСФУНКЦИЯ – социальная активность, оказывающая отрицательное воздействие на эффективность функционирования социальной системы.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ (гетерогенность) – базовая характеристика социальной структуры, основанная на номинальных параметрах. Предполагает разделение общества на категории и социальные группы, не сравнимые по принципу «выше» – «ниже» (например, этническая или религиозная гетерогенность).

ДОСТИГНУТЫЙ (ПРИОБРЕТЕННЫЙ) СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – положение в обществе, приобретенное человеком благодаря собственным усилиям.

И

ИЕРАРХИЯ (от греч. hieros –священный и аrche–власть) – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Имидж – статусный образ.

ИНГРУППА – группа людей, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности («мы»).

ИНДИВИД (от лат. individuum – неделимое, особь) – отдельный человек, единичный представитель человеческого рода.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальность индивида в социуме, совокупность характерных особенностей, отличающих одного индивида от другого.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ (от лат. institutum – установление, учреждение) – определенная форма организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей; элемент социальной структуры общества.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ социологического исследования (от лат. instrumentum – орудие) – система методических и технических приемов осуществления исследования, воплощенная в соответствующих операциях и процедурах и представленная в форме разнообразных документов.

ИнтерАКЦИЯ (от англ. interaction – взаимодействие) – социальное взаимодействие.

Интервью ( англ. interview – встреча, беседа с глазу на глаз) – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

К

Каста (от порт. casta – род, поколение) – группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Классы (от лат. classis – разряды) – исторически сложившиеся группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного прозводства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства (Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.39. – С.15.).

Когнитариат (от лат. cognicio – знание, понимание) – интеллектуальный класс  в постиндустриальном обществе, занятый в производстве информации (Э. Тоффлер).

Контент-анализ (от англ. contens – содержание) – количественный формализованный метод анализа текстов документов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа контролируют поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям; социальный институт, обеспечивающий следование нормам. Формы контроля: принуждение, влияние общественного мнения, регламентация в социальных институтах, групповое давление. Разновидности контроля: внешний (формальный и неформальный) и внутренний (самоконтроль).

КОНФЕССИЯ (от лат. сonfession – вероисповедание) – религиозное направление; объединение верующих в пределах одной религии, имеющее определенную организационную структуру.

КОНФЛИКТ (лат. conflictus – столкновение) – столкновение сторон, интересов различных социальных общностей; форма проявления социального противоречия.

КРИЗИС СОЦИАЛЬНЫЙ (греч. krisis – поворотный пункт, исход) – процесс крайнего обострения противоречий в обществе, резкое нарастание критической массы конфликтов до такой точки, за которой следует разрыв социальных связей, утеря способности общественными образованиями выполнять свои функции, дестабилизация общества как целостной системы.

КУЛЬТУРА (лат. cultura – обработка почвы) – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных трудом человека; система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых ценностей, традиций и норм поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Л

ЛИЧНОСТЬ – совокупность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude – долгота) – вид повторного исследования в социологии и психологии, при котором ведется длительное периодическое изучение одних и тех же социальных объектов.

М

МАРГИНАЛЫ (от лат. marginalis – находящийся на краю) – индивиды и группы, занимающие промежуточное положение на границе между двумя и более социальными слоями, культурами, частично ассимилированные в них.

Метод (от греч. methodos – путь, способ достижения) – способ теоретического или эмпирического получения ин­формации в процессе исследования.

Методика социологического исследования – совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки первичной социологической информации.

Методология учение о методах и принципах научного познания.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – любой переход (перемещение) индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую.

МОБИЛЬНОСТЬ  ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ – переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне

МОБИЛЬНОСТЬ ВЕРТИКАЛЬНАЯ – отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ( от франц. moderne – современный) – совокупность технологических, экономичес­ких, социальных, культурных, политических перемен, направ­ленных на совершенствование общественной системы.

МОНОГАМИЯ (от греч. monos – один и  gamos – брак) – форма брака и семьи, в которой индивид имеет только одного супруга; однобрачие.

мониторинг (от англ. monitor – контролировать, отслеживать) – систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также для информирования общественности.

Н

НАБЛЮДЕНИЕ – прямая регистрация событий очевидцем.

НАБЛЮДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ – метод сбора социоло­гической информации путем прямой и непосредственной реги­страции исследователем событий и условий их протекания; целенаправленное систематическое восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем в дневнике, журнале, бланке наблюдений.

НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА – основные теории, концепции, «универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых» (Т. Кун, 1962).

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) – коренное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

НЕОКУЛЬТЫ – новые религиозные движения, появившиеся в последние десятилетия и носящие деструктивный характер.

НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – социальные правила, которыми определяются ожидания общества в отношении действий индивидов в определенных обстоятельствах.

НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ (от лат. nucleus – ядро) – семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении и не состоящих в браке.

О

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ (от лат. formatio – образование, вид) – исторически определенная ступень развития общества, взятого в единстве всех его сторон, со  свойственными ему базисом (способом производства) и надстройкой.

ОБЩЕСТВО – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием.

ОБЩЕСТВО  ИНДУСТРИАЛЬНОЕ – общество, в котором товары и услуги, необходимые для социальной жизни, производятся главным образом на промышленных предприятиях и где большинство населения вовлечено в процесс промышленного производства и обслуживание потребностей индустрии.

 ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ – доиндустриальные общественные уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства; сословной иерархией; стабильностью структуры; способом социокультурной регуляции, основанном на традиции.

 ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ – концепция общества конца XX столетия, выдвигающая на первый план снижение его зависимости от промышленного производства, возникновение новых отраслей сферы услуг и акцент на роли знаний. Характеризуется глубокой трансформацией всех форм общественной жизни на базе НТП; особая роль отводится сфере услуг, науке и информации.

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – определенная социальная реальность, на которую направлен познавательный интерес исследователя и не зависящая от исследователя.

Операционализация понятий – совокупность операций, с помощью которых понятия, используемые в конкретно-социологическом исследовании, разлагаются на составные элементы (индикаторы), способные в совокупности описать их содержание.

ОПРОС СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ – главный метод сбора социологической информации;  вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает сообщение респондентов.

П

ПАНЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. panel – список) – вид повторного исследования, который предполагает изучение одного и того же социального объекта с определенным временным интервалом по одной и той же программе и методике.

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. pilot – опытная установка) –пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого проверка качества социологического инструментария.

ПОЛИАНДРИЯ (от греч. polу – много и andros – родит. падеж от aner – муж) – многомужество, форма полигамного брака, когда одна женщина имеет несколько мужей.

ПОЛИГАМИЯ (от греч. polу – много и  gamos – брак) – форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супругов другого пола; многобрачие.

ПОЛИГИНИЯ (от греч. polу – много и  gyne – жена) –  многоженство; форма полигамного брака, когда один мужчина имеет несколько жен.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – свойства, стороны, отношения и процессы социальной реальности (в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения; существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения исследуемых проблем.

Прекариат (от англ. precarious – «нестабильный» и слова «пролетариат») – социальный класс работников с временной или частичной занятостью, которая носит постоянный и устойчивый характер. Для прекариата характерны: неустойчивое социальное положение, слабая социальная защищенность, отсутствие многих социальных гарантий, нестабильный доход, депрофессионализация.

Проблемная ситуация противоречие, возникающее в социальной реальности, требующее научного осмысления для принятия действенных мер по его разрешению.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – документ, включающий методологическую, методическую части и рабочий план исследования.

ПРОГРЕСС (от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития от низшего к высшему, к более совершенному и передовому, переход на более высокую ступень развития.

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ (от лат. processus – прохождение, продвижение) –  после­довательная смена состояний об­щества или его отдельных систем.

Р

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Основным стратификационным признаком выступала личная несвобода субъекта.

РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ – семья, состоящая из родителей, их детей и совместно с ними проживающих родственников.

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от позднелат. revolutio – поворот, переворот) – коренной переворот в социально-экономической и политической жизни общества; насильственное свержение старого общественного строя и установление нового. Социальная революция предполагает радикальные качественные изменения в общественных отношениях, во всей их системе.

РЕГРЕСС (от лат. regressus – обратное движение) – движение вспять, переход от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным.

РЕЛИГИЯ (от лат. religare – cвязывать, соединять) мировоззрение и поведение индивида, группы, которые определяются верой в сверхъестественные силы (богов, духов, ангелов и др.); сложная социальная система, в которую входят религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Репрезентативность (от франц. representatif представительный) – свойство выборочной совокупности представлять, отражать основные характеристики генеральной совокупности.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ – усвоение новых ценностей, ролей взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально новые социальные условия.

РЕСПОНДЕНТ (от лат. responsare – отвечать, реагировать) – участник социологического опроса, отвечающий на вопросы, т.е. выступающий в качестве источника первичной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах.

РОДСТВО – совокупность социаль­ных отношений, основанных на кровных узах, браке и специаль­ных правовых нормах (опекун­стве, усыновлении и т.п.).

Роль Социальная – модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений; связанная со статусом система действий (функций, поведения) субъекта.  

С

Семья – основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ (от греч. systema – составленное из частей) – определенное целостное образование, основными элементами которых являются люди, их нормы и связи.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическими законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis – общественный) – это сложный процесс включения индивида в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ – совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального поведения.

Социальная структура общества – совокупность относительно устойчивых общностей людей, определенный порядок их взаимосвязи и взаимодействия.

Социальное – определенное свойство общественных объектов и явлений, которое отличает их от объектов и явлений природы.

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов друг на друга.

Социальное раз­витие– необратимое, направленное изменение общества, социальных объектов (социальных отношений, институтов и т.д.),  в результате которого возникает их качественно новое состояние.

Соци­альные изменения – совокупность многообразных перемен, происходящих в обществе, его социальной структуре, социальных
институтах, организациях, в социальных ста­тусах и ролях индивидов и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества.

Соци­альные ОТНОШЕНИЯ – совокупность многообразных связей, которые возникают между индивидами и группами людей, а также внутри последних в процессе их деятельности и реализации своих социальных статусов и ролей.

СоциЕТАЛЬНЫЙ (от лат. societas – общество, общность) – термин, применяемый в социологии для обозначения отношений и процессов в наиболее сложных социальных системах, обычно для описания отношений и процессов на уровне общества в целом.

Социологическое исследование – система эмпирических и теоретических процедур, которая позволяет получить новое знание об изучаемом социальном объекте.

Социология  (от лат. societas – общество и греч. logos – учение) –  наука о закономерностях развития общества как социальной системы, о социальном мире человека, о социальных общностях, социальных отношениях, социальных процессах, социальных институтах, механизмах их функционирования и развития.

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. socius – общий и греч. metron – мера) – метод изучения струк­туры межличностных отноше­ний в малых группах.

СОЦИУМ (лат. socium – общее, совместное) – большая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях. Высшая форма социума – общество как целостная социальная система.

СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ (от лат. status – положение, состояние дел) – интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений; ранг или позиция индивида в группе или группы в обществе.

Статусный набор – совокупность всех статусов данного индивида.

СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. stratum – слой, пласт и facere –делать) – социальное неравенство;расположение социальных слоев сверху вниз по признаку неравен­ства доходов, объема власти, уровня образования, профессионального престижа и т.п.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ (лат. structura – строение) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.

Субкультура (от лат. sub – под) – это часть общей культуры, система ценностей и традиций, присущая какой-то большой группе (например, молодежная субкультура).

Т

Техника социологического исследования совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа социологической информации.

ТЕХНОКРАТИЗМ (от греч. techne искусство, мастерство и kratos – власть) – представления и концепции, абсолютизирующие роли техники в социальной жизни, обосновывающие необходимость и неизбежность возрастания в обществе роли технической интеллигенции (специалистов, менеджеров).

ТОЛПА – вид массовой социальной общности; временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных общностью интересов и физическим пространством.

ТРЕНДОВОЕ  исследование (от англ. trend тенденция) разновидность повторного исследования, при котором ставится задача определить тенденции развит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.112 с.)