Реклама и связи с общественностью



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реклама и связи с общественностью



МГУ имени М.В. Ломоносова

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРОГРАММА

дисциплины СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Для направлений подготовки

Культурология

Реклама и связи с общественностью

Религиоведение

 

Квалификации (степени) выпускника бакалавр

Москва, 2020

1. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с современным уровнем знаний о природе, особенностями естественнонаучной сферы культуры, основаниями противопоставления естественнонаучной и гуманитарных сфер науки и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир.

Задачи курса: содействовать получению широкого базового высшего университетского образования; формировать компетенции, связанные с возможностью анализировать ключевые этапы развития естествознания; выявлять социальную и культурную обусловленность научного знания, характер научного знания в конкретные исторические периоды; формировать системное представление о комплекс проблем и специфике современного этапа развития естествознания; помочь студенту в овладении содержанием основных концепции естествознания, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре, а также нуждаются в правовом регулировании научных исследований и практического применения полученных результатов. Курс направлен на формирование у студентов представлений о направлениях влияния основных концепций и законов естествознания на осмысление и разрешение проблем общественной жизни, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; на развитие способности критического восприятия и оценки различных источников научной информации, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога по важнейшим проблемам развития современной науки; развитие мировоззренческой культуры учащихся, способности решать мировоззренческие проблемы; на развитие умений применения основы и результаты естественнонаучного опыта, а так же использования естественнонаучных методов и при принятии решений в профессиональной области. Кроме этого, курс способствует овладению культурой мышления, умением логично формулировать и излагать собственное видение проблем и способов их разрешения, способностью в письменной и устной форме правильно и аргументировано представлять результаты своей мыслительной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Курс относится к следующему структурному элементу ООП ВПО Б1 Общекультурный блок, дисциплина относится к базовой части цикла. Изучение дисциплины рассчитано на 3 семестра, общий объем 8 зачетных единиц, общая трудоемкость дисциплины 288 часов, в том числе аудиторная нагрузка 142 часа, самостоятельная работа 146 часов. Отчетности: 3 семестр – зачет, 4 семестр – зачет, 5 семестр - экзамен.

5.1. Содержание разделов дисциплины, изучаемых в весеннем семестре 2019/2020 уч. года

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Тема 1. Образы мира живого. Проблема происхождения жизни. Сущность жизни. Проблема определения жизни. Основные этапы развития представлений о сущности и происхождении живого. Религиозно-мифологические представления (креационизм). Концепция спонтанного, самопроизвольного зарождения жизни (Аристотель, Реди). Жизнь как свойство Вселенной (концепция панспермии). Панспермия направленная и ненаправленная. Концепция эволюционного происхождения жизни на основании физико-химических закономерностей. Эволюционная модель происхождения жизни: гипотеза Опарина-Холдейна. Проблема экспериментального подтверждения представлений о происхождении жизни.   Современные исследования проблемы происхождения жизни. Современные представления о сущностных характеристиках живого. Отличия живого и неживого в вещественном, структурном и функциональном аспектах. Проблема идентификации вирусов как природных объектов.
2. Тема 2. Концепция эволюционизма в современной науке. Концепция стационарного состояния. Идея развития в естествознании: основные этапы становления. Эволюционные теории Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Дарвинизм и генетика. Разнообразие антидарвиновских концепций. Катастрофизм и сальтационизм о факторах прогрессивного развития органической природы. Постулаты современной теории эволюции. Факторы эволюции. Эволюционная парадигма в научном познании. Эволюция, развитие, прогресс. Принципы глобального эволюционизма. Значение эволюционистских взглядов для развития науки и культуры.
2 Тема 3. Мир как система. Системный подход в современной науке. Структурные уровни организации материи. Мега - макро - и микромир. Проблема соотношения части и целого. Упорядоченность и целостность, целостность и целесообразность. Механицизм и витализм. Пространство и время в естествознании. Эволюция взглядов на пространство и время. Свойства пространства и времени. Мерность пространства и времени. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования. Проблема человеческого времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Синергетика. Законы сохранения энергии в макропроцессах, принцип возрастания энтропии.
4 Тема 4. Человек и биосфера Экологический кризис и экологическая катастрофа. Локальные, региональные и глобальные кризисы и катастрофы. Антропогенные кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов. Основные типы антропогенного воздействия на природные экосистемы. Преобразование, загрязнение и эксплуатация природных систем. Загрязнение окружающей среды как форма антропогенного воздействия. Классификация типов загрязнений. Химические, физические, биологические загрязнения. Антропогенное воздействие на атмосферу. Проблема «озоновых дыр». Антропогенное воздействие на гидросферу. Антропогенное воздействие на литосферу. Основные методы сохранения окружающей природной среды. Статус особо охраняемых природных объектов. Экологическое нормирование, использование нормативов. Экологический мониторинг, типы мониторинга. Экологический контроль, аудит, экспертиза. Экологическое воспитание и образование. Осознание человеком своей ответственности перед остальной биосферой. Причины, побуждающие охранять природу. Переход от антропоцентризма к биоцентризму. Что мешает разработке концепции глобального развития человечества? Особенности поведения сложных нелинейных систем со многими цепями обратной связи. О связи причины и следствия в сложных системах. “Мировая динамика” Джея Форрестера. Пределы роста. Влияние научных и технических достижений на поведение глобальной модели. Многоуровневая компьютерная модель системы мирового развития М.Месаровича и Э.Пестеля.
5 Тема 5. Происхождение человека. Представление об антропосоциогенезе в современном естествознании. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Возникновение социальных связей. Становление социальной жизни и трансформация биологических законов. Единство направленности и вариабельности путей исторического становления вида Homo sapiens. Проблема моно- и полифилии в происхождении человека. Проблема биологического многообразия вида в концепции расообразования и ее социальные импликации. Становление междисциплинарных подходов в исследовании исторических путей становления вида Homo sapiens (на примере геногеографии). Эволюция мозга как биосоциальная проблема. Гипотезы речевого филогенеза и их значение для социогуманитарных наук. Ограниченность методологии натурализма в объяснении происхождения человека. Монизм и дуализм в решении биосоциальной проблемы. Значение принципа монизма для решения проблемы синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Е.В.Брызгалина Концепции современного естествознания. М., Проспект, 2012 (переиздание 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г.)

Е.В.Брызгалина, В.М.Занфира, А.Р.Курбанов, Е.А.Рождественская, Е.М.Шкомова. Концепции современного естествознания. Учебное пособие под ред. Е.В.Брызгалиной, М, изд-во Проспект, 2017.

Е.В.Брызгалина Индивидуальность человека М., 2003.

Е.В.Брызгалина Методические рекомендации по курсу «Концепции современного естествознания» М., изд-во Юридического Колледжа МГУ, 1996.

Е.В.Брызгалина «Концепции современного естествознания» Курс лекций. М., изд-во Юридического Колледжа МГУ,1997

 

  1. Ахлибининский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. 2000
  2. Бабушкин А.Н. Концепции естествознания. 2000
  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания 2000
  4. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: структурный курс основ естествознания. М., 2000
  5. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. 2001
  6. Жигалов Ю.И. Концепции современного естествознания 2002
  7. Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. 2001
  8. Канке В.А. Концепции современного естествознания 2001
  9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания 2000
  10. Концепции современного естествознания. Для студентов вузов. Под редакцией С.И.Самыгина. Издание 3-е.2001
  11. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Под редакцией Скоробогатова В.А.) Издание 3-е.2001
  12. Лобачев А.И. Концепции современного естествознания 2001
  13. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. 2002
  14. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания 2002

 

Журналы

Вопросы истории естествознания и техники

Высшее образование в России

Вопросы философии

Наука и жизнь

Науковедение

Природа

 

Рекомендации по подготовке заданий по темам курса

    Задания должны быть выполнены заранее, распечатаны и в распечатанном виде принесены студентом на занятие в дату, указанную в календарно-тематическом плане курса). Обратите внимание: ко всем темам домашние задания распределены по направлениям подготовки.

    Заранее выполненные домашние задания к конкретной теме должны быть распечатаны и принесены на занятие в конкретную дату, указанную в календарно-тематическом плане.  Внимание! При распечатке домашнего задания каждая работа студента должна включать следующую информацию: фамилию автора, номер учебной группы, порядковый номер и тему, дату занятия. Все страницы работы должны быть скреплены между собой, к домашней работе должен быть прикреплен дополнительный чистый лист для выполнения письменной работы на занятии.

Работа по теме (домашнее задание + работа на занятии) сдается преподавателю лично студентомстрого на занятии по данной теме (смотри календарно-тематический план).

Критерии для оценивания заданий: А) соответствие результатов работы студента заданию по тематике, полноте и точности раскрытия материала; Б) самостоятельность работы; В) наличие ссылок на использованные источники, в том числе нормативные акты, оформление источников должно соответствовать требованиям ГОСТ; Г) оформление работы в соответствии со стандартами учебных работ. А - 4 балла; Б - 4 балла; В - 1 балл; Г – 1 балл.

Домашние задания прошедших тем (без личного посещения занятия и выполнения письменной работы на занятии) в течение семестра не принимаются. Домашние задания к темам, пропущенных в течение семестра по любым причинам, должны быть лично сданы преподавателю на последнем занятии.

Литература к теме.

1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 5

2. Галимов Э.М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М., Едиториал УРСС, 2006

3. Серебровская К. Сущность жизни. История поиска. М. 1994

4. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика. М., Наука, 1972

Задания к теме.

Задание 1. Для студентов направления Реклама и связи с общественностью

Проанализируйте научный текст о проблеме происхождения жизни.

    По ссылке на сайте ПостНаука (https://postnauka.ru/talks/36256) прочитайте интервью с доктором биологических науки Арменом Мулкиджаняном о проблеме возникновения живого из неживого, реконструкции предков LUCA и первых РНК-организмах. Ответьте на следующие вопросы:

    Какие концепции происхождения жизни можно выделить? Совпадает ли позиция автора данного текста с материалом лекции по данной теме? Какая из существующих теорий происхождения живого из неживого кажется Вам наиболее соответствующей критериям науки, выделенным на лекциях в рамках темы 1? Почему? В чем сложность проблемы возникновения живого из неживого? Какое прикладное значение имеют исследования происхождения живого из неживого?

    Каково мнение сторонников эволюционной теории о возможных условиях возникновения живого из неживого? Что такое жизнь с точки зрения биологии? Порассуждайте, о чем может идти речь в ответе на вопрос что такое жизнь в физике, в философии? Что такое методы «сверху-вниз» и «снизу-вверх» в исследовании происхождения жизни? Что такое «the Last Universal Cellular Ancestor» или LUCA? Какова роль исследования вирусов в продвижении в глубь истории возникновения живого из неживого?

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

 

Задание 2. Для студентов направления Религиоведение

Проанализируйте научный текст о проблеме происхождения жизни.

    По ссылке на сайте ПостНаука (https://postnauka.ru/longreads/88776) прочитайте текст Михаила Никитина (МГУ имени
М.В. Ломоносова) о проблеме возникновения живого. Ответьте на следующие вопросы:

    Почему проблема происхождения жизни носит междисциплинарный характер? свой ответ обоснуйте ссылками на материал текста. Совпадает ли позиция автора данного текста с материалом лекции по данной теме? Проанализируйте концепцию биохимической эволюции, объясняющей происхождение жизни, с точки зрения соответствия/несоответствия критериям науки, выделенным на лекциях в рамках темы 1. В чем сложность проблемы возникновения живого из неживого? Какое прикладное значение имеют описанные в тексте исследования происхождения живого из неживого?

    Каково мнение сторонников эволюционной теории о возможных условиях возникновения живого из неживого? Что такое жизнь с точки зрения биологии? Порассуждайте, о чем может идти речь в ответе на вопрос что такое жизнь в физике, в философии? 

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

Задание 5. Для студентов направления Культурология

Опишите специфику ретровирусов.

Ознакомьтесь с отрывком из книги «Таинственный геном человека» биолога Фрэнка Райана на сайте ПостНаука (https://postnauka.ru/longreads/77488) и лекцией молекулярного биолога Грега Тауэрса (https://postnauka.ru/video/79476). Обратите внимание, что ресурс ПостНаука содержит и другие материалы по теме.

На основании изученного материала и дополнительных источников дайте сравнительное описание вирусов и живых организмов. Как современная наука отвечает на вопрос о происхождении вирусов? Опишите особенности ретровирусов в сравнении с другими вирусами. Чем отличаются ретровирусы от короновирусов? Какую роль сыгради ретровирусы в эволюции человека? В чем особенность ВИЧ как ретровируса? Как эти особенности вляиют на борьбу человечества с эпидемией ВИЧ?

 

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

 

Вопросы по теме:

1. Какие варианты постановки и решения проблемы происхождения жизни Вам известны. Опишите естественнонаучное содержание и методологические принципы решения проблемы в каждом из вариантов.

2. В чем причины сохранения в современной культуре креационистских представлений? Возможно ли их исчезновение по мере развития науки?

3. Объясните, почему любая концепция происхождения жизни должна ответить на вопрос: «Случайно или с необходимостью возникла жизнь?»

4. Сформулируйте трудности, которые испытывает современное естествознание, пытаясь описать происхождение жизни.

Литература к теме.

1. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991, гл. 1

2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 7

3. Еськов К. История Земли и жизни на ней (М.: МИРОС, МАИК «Наука / Интерпериодика», 2000), переиздана в 2004 и под названием «Удивительная палеонтология» в 2007 и 2010.

4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994

5. Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. Киев. 1990, С. 83-1О8

6. Марков А.В., Наймарк Е.Б. Перспективы отбора. От зеленых пеночек и бессмысленного усложнения до голых землекопов. — Corpus, 2019. — 416 с

7. Марков А.В. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. (М.: Астрель: CORPUS, 2010).

8. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. (М.: Мир, 1986)

9. Северцов А. С. Теория эволюции. (М.: ВЛАДОС, 2005)

 

Для тех, кому особенно интересно:

Задания к теме.

Задание 1. Для студентов направления Реклама и связи с общественностью

Опишите случай правого регулирования преподавания эволюционизма.

В открытых источниках найдите информацию о первом «антидарвиновском» процессе (1925 года, США, вошел в историю как «обезьяний процесс»). Укажите основные положения билля Батлера. Какие санкции были установлены для нарушителей данного закона? Были ли нарушения вышеуказанного закона? Кто стал первым обвиняемым, нарушившим указанный закон? Когда и почему билль Батлера был отменен? Опираясь на знания курса и дополнительную литературу, выскажите собственное мнение по поводу возможности введения подобного закона в нашей стране.

 В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

 

Задание 2. Для студентов направления Религиоведение

Опишите случай правого регулирования преподавания эволюционизма.

Найдите в открытых источниках материалы о судебном иске несовершеннолетней Марии Шрайбер и её отца Кирилла Шрайбера к министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга за нарушение прав человека путём «безальтернативного навязывания теории Дарвина» об эволюции видов в общеобразовательных школах (2006 год). Выберите сторону истца или ответчиков, приведите не менее двух аргументов, обосновывающих дополнительно Вашу позицию (нельзя использовать аргументы, которые фигурировали в реальном процессе. Аргументы должны содержать отсылку к литературе и нормативным актам).

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

 

Задание 3. Для студентов направления Культурология

    Опишите случай правого регулирования преподавания эволюционизма.

Несмотря на то, что работа Ч.Дарвина «Происхожление видов путем естественного отбора» вышла в свет в 1859 году, споры вокруг дарвинизм и теории эволюции не утихают до сих пор. В открытых источниках найдите информацию об одном из нижеуказанных процессов, направленных против дарвинизма.

· Апрель 2004 года, Италия, министр образования Летиция Моратти объявила, что, по ее мнению, необходимо отменить изучение теории Дарвина в средней школе.

· Сентябрь 2004 года, Сербия, министр просвещения Лиляна Чолич распорядилась исключить из программы восьмого класса средних школ Сербии теорию происхождения видов Чарльза Дарвина.

· 2005 год, Турция, город Мерсин, пять учителей начальной школы были оштрафованы за преподавание дарвинизма.

Укажите аргументы, которые высказывались против преподавания теории Дарвина. Какая реакция на указанные события последовала со стороны общества в целом? Со стороны научных кругов? (перечислите аргументы каждой из сторон). Чем завершились данные процессы? Как Вы думаете, чем обусловлено появление подобных процессов в 21 веке?

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

 

Вопросы к теме:

1. Почему создание эволюционной теории кардинально изменило образ науки?

2. В чем сходство и различие эволюционных теорий Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина?

3. Проанализируйте, каким образом, в дискуссиях по проблеме эволюции живого обсуждается соотношение необходимости и случайности в развитии природы.

4. Каковы, с позиции современной науки, доказательства эволюционизма?

 

Литература к теме.

1. Безручко Б. П., Короновский А.А., Трубецков Д.И., Храмов А.Е. Путь в синергетику: Экскурс в десяти лекциях. -3 изд. ЛЕНАНД, 2015. - 304 с.

2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 6

3. Винер Н., Человек управляющий. СПб, Питер, 2011

4. Концепции самоорганизации: становление образа нового образа научного мышления. М., Наука, 1994

5. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007

6. Синергетика. Антология//Научный редактор, составитель, автор переводов и вступительной статьи E.H. Князева. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013.

Задания к теме.

Задание 1. Для студентов направления Реклама и связи с общественностью

    Сформулируйте суть системного подхода в современной науке. Приведите два примера проявления системного подхода в разработке управленческих решений.

Сформулируйте суть синергетического подхода в исследовании социо-культурных процессов. Приведите два примера, иллюстрирующих возможности и значение применения синергетического подхода в процессе рекламных коммуникаций.

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

 

 

Задание 2. Для студентов направления Религиоведение

    Сформулируйте суть системного подхода в современной науке. Приведите два примера проявления системного подхода при изучении проблем религиоведения.

Сформулируйте суть синергетического подхода в науке. Приведите два примера, иллюстрирующих возможности и значение применения синергетического подхода в процессе научного познания явлений духовной жизни. Укажите, какие проблемы религиоведения привлекают Вас больше всего. Как Вы считаете, применим ли в этой проблеме системный подход. Обоснуйте свою позицию.

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

Задание 3. Для студентов направления Культурология

Опишите основные идеи и результаты использования биологических знаний в архитектуре и дизайне.

    Нери Оксман (Neri Oxman), профессор Массачусетского технологического института, в 2009 году вошла в список Fast Company «Сто самых креативных людей» и в список двадцати самых влиятельных архитекторов современности. Найдите в открытых источниках описание ее идей и результатов. Например, просмотрите краткую лекцию Нери Оксман «Дизайн на пересечении биологии и технологии» на ресурсе TED (по ссылке http://www.ted.com/talks/neri_oxman_design_at_the_intersection_of_technology_and_biology).

    На основании найденного материала ответьте на следующие вопросы: Понятие «бионика» появилось в начале двадцатого века. Что же оно значит? Как связаны бионика и кибернетика? «Современная архитектурная бионика», «бионическая архитектура» - что означают эти понятия? Приведите один пример из практики архитектуры нашей страны, один пример из архитектурной практики зарубежья. Какие направления использования биологических знаний в архитектуре и дизайне Вы считаете наиболее перспективными? Ответ обоснуйте. Как вы считаете, потребует ли массовый переход к использованию биологических процессов и объектов в дизайне, изменений в сфере законодательства? Ответ обоснуйте.

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

 

 

Вопросы к теме

1. В чем специфика системного подхода или системного метода? Каковы его основные признаки? Чем он отличается от других методов и приемами научного исследования?

2. Какими признаками обладают пространство и время во Вселенной?

3. В чем суть гипотезы «тепловой смерти Вселенной»?

4. Что является предметом исследования кибернетики и синергетики? Какими характеристиками обязательно должен обладать объект изучения синергетики?

 

 

Задания к теме.

Задание 1. Для студентов направления Реклама и связи с общественностью

    Опишите стратегии решения экологических проблем

В открытых источниках найдите фильм «Что может сделать бизнес для спасения планеты», подготовленный Всемирным фондом дикой природы. Он посвящен проблеме сохранения на Земле биоразнообразия и возможным подходам к решению этой проблемы. Фильм доступен по ссылке (https://www.youtube.com/watch?v=oJmeA0TMVJs&list=PLe-0YDE8KpRZVfyk3SNwmGvSgcsbBW1Z7&index=2&t=0s).

После просмотра фильма ответьте на следующие вопросы:

    На какую аудиторию рассчитан данный фильм и почему? Аргументируйте свою точку зрения. Приведите дополнительные аргументы в пользу тезиса о необходимости адресного обращения к определенным целевым группам по вопросам экологии и антропогенного воздействия человека на биосферу.

    Какую стратегию развития экономики с учетом императива сохранения биоразнообразия предлагают авторы фильма? Какие пункты она включает? Дайте им характеристику. Кто может стать субъектами реализации этой стратегии? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. Как Вы считаете, насколько возможна реализация этой стратегии и почему? С какими препятствиями глобального и локального характера может столкнуться реализация такой стратегии? Какие факторы могут способствовать принятию стратегии, предложенной авторами фильма? Какие социальные группы могут ее поддержать?

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

 

Задание 2. Для студентов направления Религиоведение     

Опишите стратегии решения экологических проблем

    В открытых источниках найдите фильм «Что может сделать бизнес для спасения планеты», подготовленный Всемирным фондом дикой природы. Он посвящен проблеме сохранения на Земле биоразнообразия и возможным подходам к решению этой проблемы. Фильм доступен по ссылке (https://www.youtube.com/watch?v=oJmeA0TMVJs&list=PLe-0YDE8KpRZVfyk3SNwmGvSgcsbBW1Z7&index=2&t=0s).

После просмотра фильма ответьте на следующие вопросы:

    Какой смысл авторы фильма вкладывают в понятие «антропоцен»? Существуют ли иные значения этого понятия?

    В чем авторы фильма видят необходимость сохранения биоразнообразия на Земле? Вследствие каких глобальных факторов биоразнообразие сегодня сокращается? Какие риски несет сокращение биоразнообразия? Какие дополнительные аргументы в пользу сохранения биоразнообразия вы можете привести на основании дополнительных источников?

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

        

 

Задание 3. Для студентов направления Культурология

    В открытых источниках найдите фильм «Мусор» («Trashed», 2012, реж. К.Брэди). Он посвящен проблеме загрязнения Земли и конкретно проблемам, связанным с накоплениями мусора и его утилизации  (https://www.youtube.com/watch?v=PhibZ8tL-wI).

    После просмотра фильма ответьте на следующие вопросы:

На какую аудиторию рассчитан данный фильм и почему? Аргументируйте свою точку зрения. Какой смысл авторы фильма вкладывают в понятие «загрязнение»? В чем авторы фильма видят опасности загрязнения Земли мусором? Какие стратегии решения «мусорной проблемы» предлагаются в фильме? С привлечением дополнительных источников попробуйте оценить их с точки зрения возможностей реализации, затрат и эффективности.

В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день, указанный в календарно-тематическом плане.

 

Вопросы к теме:

1. Назовите основные причины возникновения проблем в системе «Человек - биосфера»

2. В чем заключается сущность концепции устойчивого развития?

3. Выделите основные направления решения экологических проблем и определите их ограничения.

Задания к теме.

Задание 1. Для студентов направления Реклама и связи с общественностью

 Опишите современные дискуссии по вопросу речевого филогенеза.

На основании текста о причинах появления языка в антропосоциогенезе http://postnauka.ru/longreads/38342 и дополнительных источников ответьте на следующие вопросы. 1. По каким вопросам относительно происхождения языка ведутся дискуссии в современной науке? 2. Укажите физиологические/биологические предпосылки формирования членораздельной речи у человека? 3. Какие отделы головного мозга обеспечивают функционирование языка? К каким последствиям приводят повреждения этих отделов? 4. Какими методами современная наука получает информацию о происхождении человеческого языка. С какими сложностями/ограничениями приходится сталкиваться ученым? 5. Как Вы думаете, в чем причина сохраняющегося общественного интереса к теме происхождения языка? Приведите не менее 2 самостоятельных примеров использования результатов исследований происхождения языка в Вашей профессиональной деятельности.

Задание 2. Для студентов направления Религиоведение     

Опишите современные научные взгляды на проблему расообразования.

Просмотрите не менее 5 лекций по Вашему выбору из курса Лекций Расоведение (http://postnauka.ru/courses/42085). Укажите, какие лекции Вы прослушали. На основании курса лекций по происхождению рас и дополнительных источников ответьте на следующие вопросы:1. По каким вопросам относительно происхождения рас в современной науке ведутся дискуссии? 2. Какими методами современная наука получает информацию о происхождении рас? 3. Как Вы думаете, в чем причина сохраняющегося общественного интереса к теме происхождения рас? 4. Для каких сфер жизни общества важны сведения о расообразовании?

 

Задание 3. Для студентов направления Культурология

Опишите явление межполушарной асимметрии.

Известны факты специализаций правого и левого полушарий мозга. Опишите современные взгляды на функциональную асимметрию полушарий. Почти все известные человеческие языки заключают в себе некую направленность. Правое часто ассоциируется с законностью, правильным поведением, твердостью ("Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами"), высокими моральными устоями («праведник»). Левое ассоциируется со слабостью, трусостью, неопределенностью цели, умыслом («пойти налево»), даже противозаконностью («левый доход»). Вы считаете такую точку зрения обоснованной? Приведите аргументы в обоснование Вашей позиции: приведите примеры ассоциаций с правым и левым в русских поговорках; в лексике известных Вам языков; в практике употребления понятий «правый» и «левый» в политической терминологии и юридических практиках.

 

Вопросы к теме:

1. Какие факторы антропосоциогенеза выделят современная наука? Проиллюстрируйте на примерах механизм действия каждого фактора на популяции современного вида Homo sapiens.

2. Продолжается ли в настоящее время эволюция вида Homo sapiens? Ответ обоснуйте.

3. По каким направлениям в антропосоциогенезе происходила эволюция мозга?

4. Сравните лингвистический и генетический каналы передачи информации, выделите черты сходства и различия.

 

I . Текущий контроль знаний

Форма контроля аудиторной работы Максимальная оценка Единица оценивания учебной активности
1. Оценка активности студента и качества его работ, выполненных на занятиях 25 баллов за каждую тему, 5 тем, максимальный балл 125 Оценка работы: 1- 10 баллов – оценка задания части, выполненного в ходе домашней подготовки по теме; 1 – 15 баллов – задания, выполненные на занятии (в зависимости от качества и объема работы)
2. Посещение лекционных занятий  5 баллов за каждую лекцию, 13 лекций, максимальный балл 65 Фиксирование присутствия на лекции
3. Ответ на зачете «Удовлетворительно» – 50 баллов, «Хорошо» - 75 «Отлично» - 100 При ответе на зачете на оценку «неудовлетворительно», проставляется оценка неудовлетворительно.

 

II. Итоговая оценка.

Оценка в баллах переводится в стандартную оценку так: 

Число баллов Стандартная оценка
146 -195  Зачет (удовлетворительно)
196-245 Зачет (хорошо)
246-290 Зачет (отлично)
145 и менее Незачет (неудовлетворительно)

Список вопросов для подготовки к зачету:

1. Основные этапы развития представлений о сущности и происхождении живого до ХХ века.

2. Концепция эволюционного происхождения жизни (взгляды В.И.Опарина).

3. Современные представления о сущностных характеристиках живого.

4. Идея развития в естествознании: основные этапы становления.

5. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

6. Антидарвинизм о факторах развития органической природы.

7. Дарвинизм и генетика: проблема синтеза знаний.

8. Эволюционная парадигма в современном научном познании.

9. Структурные уровни организации материи.

10. Пространство и время в естествознании.

11. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования.

12. Хронобилогия о специфике «человеческого времени».

13. Механицизм и витализм как исторические традиции в познании соотношения части и целого.

14. Кибернетика: предмет исследования, особенности.

15. Самоорганизация в живой и неживой природе: синергетика.

16. Сущность и роль системного подхода в социогуманитарном познании.

17. Сущность и роль синергетического подхода в социогуманитарном познании и практике.

18. Основные этапы и типы антропогенного воздействия на природные экосистемы.

19. Основные методы сохранения окружающей природной среды.

20. Переход от антропоцентризма к биоцентризму в современной науке: суть, причины, следствия.

21. Загрязнение окружающей среды как форма антропогенного воздействия.

22. Влияние научных и технических достижений на модель будущей мировой системы

23. Понятие «антропосоциогенез». Современная наука об основных факторах антропосоциогенеза.

24. Единство направленности и вариабельности путей исторического становления вида Homo sapiens.

25. Проблема критериев выделения человека из мира животных. Место вида Homo sapiens в системе живого.

26. Становление междисциплинарных подходов в исследовании исторических путей становления вида Homo sapiens (на примере геногеографии).

27. Проблема



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.036 с.)