Эпоха всеобщего благоденствия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха всеобщего благоденствия



(1915—1965гг.)

В этот период произошло существенное изменение модели семьи. После первой мировой войны США достигли статуса индустриальной державы. Эпоха, предшествовавшая первой мировой войне, прошла под лозунгом «выживания наиболее приспособленных в борьбе за существование». Однако после первой мировой войны появился другой лозунг — «Объединение наций», так как только в союзе наций заключается сила и возможность исполнения желаний.

В семейной жизни это выразилось в непопулярности пред­принимательского образца семьи с его ориентацией на конкуренцию как основу выживания. Предлагается другая модель семьи — модель, делающая акцент на дружественных отношениях между супругами, модель партнерской семьи, постоянно подчеркивается примат взаимности, обоюдности, равноправного партнерства между супругами. Таким образом, желание единства в обществе восторжествовало над индивидуализмом.

Принцип конкуренции потерпел неудачу как основной принцип формирования общественных институтов, в том числе и семьи. Идеал семьи пользовался популярностью и до первой мировой войны, однако позже его значение еще более воз-

 

________________________________________________________________

25

росло, так как женщина получила право голоса и те же права, что и мужчина.

На международной арене поддерживалась идея, что позиция неограниченной конкуренции между нациями является главным фактором войны. Угроза войны становилась все более ощутимой. Для достижения коллективной безопасности усилиями разных стран была создана Лига наций (ООН).

В экономической области принцип конкуренции вызывал тревогу в том смысле, что в таких условиях мог выжить только самый жестокий.

В целом получило распространение мнение, что необузданная «борьба за существование наиболее приспособленных» является угрозой американскому обществу.

Это мнение еще более утвердилось после великой депрессии 30-х гг. Несостоятельность традиционного конкурентного социального порядка стала очевидной. В результате появился лозунг всеобщего благоденствия и национального согласия. Отказ от принципа конкуренции как основного организационного принципа общественных отношений был отражен и в моде­лях семейных отношений.

Социальные психологи отразили главные элементы этих перемен в своих концепциях, отказавшись от внешнего общественного контроля над семьей, делая акцент на межличностном согласии и партнерстве в семье. Число семейных функций резко снизилось и только любовь осталась законной причиной продолжений существования семьи. Начался поворот от семьи предпринимательского типа с ее тактикой на выживание в социально-экономической сфере к партнерской семейной модели с гуманистическим подчеркиванием зависимости личного благополучия ее членов от единства семейной группы.

В связи с таким изменением ценностных ориентиров в обществе в        30—40-х гг. прошлого века было предпринято исследование эффективности специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Ведущие специалисты по социальной политике изменили свои позиции в отношении этих учреждений и сделали вывод об их непригодности в сложившейся ситуации. Однако эти исследования были прерваны Второй мировой войной. После войны о пользе этих учреждений заговорили снова. Были проведены специальные исследования, которые кон-

 

________________________________________________________________

26

центрировались вокруг двух связанных между собой вопросов.

1. Как наличие в семье ребенка с отклонениями в развитии влияет на семейные отношения, жизнь родителей, братьев, сестер, общее благосостояние семьи?

2. Решается ли проблема семьи помещением ребенка в учреждение?

Если в XIX в. отказ от предпринимательской модели семьи рассматривался как признак семейной дегенерации, а «лечебной» социальной политикой являлась изоляция и стерилизация, то в середине XX в. как социальную дегенерацию стали рассматривать отклонения от партнерской модели семьи.

Проводившиеся исследования ставили целью определить круг мероприятий, направленных на облегчение тягот семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Дискутировалась эффективность специальных классов для умственно отсталых детей при массовых школах. Изучался уровень стресса в семьях, имеющих детей с недостатками в развитии, психическое здоровье членов семьи, их экономические проблемы, степень социальной изоляции в связи с трудностями поведения ребенка. Исследования были сфокусированы на нуждах детей, на необходимости организации их реабилитации. Были предложены нормативы здорового образа жизни для партнерской семьи. Изучали характер стрессовых событий и способы адаптации к ним родителей.

В своих ранних исследованиях Фарбер (1959г.) определил характер кризиса семьи, имеющей ребенка с тяжелым недостатком в развитии, как остановку ее жизненного цикла:

1. Развитие цикла замедляется, смены семейных ролей не происходит.

2. Жизненный цикл семьи теряет свою синхронность, при этом чем больше его асинхронность, тем больше степень семейного кризиса.

Фарбер показал, что ситуация в семье, имеющей ребенка с тяжелой недостаточностью, становится даже более стрессогенной по мере развития семейного цикла, т.е. на его поздних стадиях. Согласно концепции остановки семейного цикла независимо от порядка рождения и социальной роли проблемного ребенка этот ребенок постепенно перемещается в сторону млад­шего ребенка, т.е. не взрослеет. Наличие у него недостатков в развитии влияет на адаптацию здоровых братьев и сестер, за ис-

 

 

________________________________________________________________

27

ключением тех случаев, когда между детьми большая разница в возрасте.

В целом исследования по семейному кризису выявили несколько факторов, являющихся особенно значимыми: характер недостатка в развитии ребенка, возраст и пол членов семьи, ее социально-экономический статус, религиозность.

Был сделан вывод: «Подозрения родителей о имеющихся у ребенка проблемах в развитии вызывает у них определенную тревогу, однако критическим моментом в родительских переживаниях является установление медицинского диагноза». Отсюда возникла теория «семейного кризиса», которая породила много исследований.

Было показано также, что, опираясь только на собственные силы, семья не может противостоять кризису, связанному с наличием проблем у ребенка. При этом отказ от ребенка и помещение его в специальное учреждение далеко не решает всех семейных проблем, а порождает другие не менее сложные про­блемы. В результате были сделаны выводы в пользу воспитания ребенка в семье, так как отказ от него не решает всех проблем семьи.

Это предполагает необходимость планирования и обеспечения помощи во всех областях (здоровье, образование, занятость, обеспечение жильем и специалистами), адаптированной к специальным нуждам детей их семей. Таким образом, рассмотрение семейного кризиса ведет к рассмотрению вопросов, связанных с развитием специализированной поддержки семьи, имеющей проблемных детей.

 

 

Современные подходы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.008 с.)