Внутренние стратегии семейной жизни



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренние стратегии семейной жизни



Структура семьи

 

состав ( в т.ч. наличие в семье ребенка с отклонением)

культурный и идеологический стиль

 

Культурный стиль семьи определяется:

этническими и расовыми факторами,

религиозной принадлежностью,

социально-экономическим статусом

образовательным статусом

 

 

Идеологический стиль семьи складывается из:

верований,

убеждений,

ценностных ориентиров

адаптивности поведения.

 

является критерием в выборе способов адаптации семьи

 

 

Внутренние стратегии семейной жизни

Пассивная позиция.

Активная позиция.

 

Внешние стратегии

Такие стратегии основываются на умении опираться на экстрасемейные подсистемы, т.е. на индивидуумов и учреждения, не входящие в систему семьи:

♦ Умение находить и использовать помощь других людей — соседей, друзей, других семей, имеющих или не имеющих сходные проблемы.

♦ Способность находить духовную поддержку — советы и помощь религиозных деятелей, участвовать в работе религиозных институтов.

♦ Умение использовать ресурсы государственной поддержки.

 

 

Жизненный цикл семьи

Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986г. выделил пять периодов, связанных со стрессомна стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Рождение ребенка — получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.

Школьный возраст — становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение), хлопоты по устройству, переживание реакций сверстников, заботы по внешкольной дея­тельности ребенка.

Подростковый возраст — привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связан-

 

________________________________________________________________

17

ных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвержением, планирование будущей занятости ребенка.

♦ Период «выпуска» — признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей социализации семьи инвалида.

Постродителъский период — перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

 

Таким образом, чтобы иметь возможность объективно рассматривать проблемы семей с детьми, имеющими ограниченные возможности, недостаточно учитывать лишь внутрисемейные возможности и внутрисемейные факторы.

Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. В России социально-экологическая модель привлекает все больший интерес исследователей. Существует концепция про­ницаемости семьи во взаимодействии с другими экстрасемейными системами. Примером может служить ситуация, в которой семья с ребенком замкнута или открыта для получения поддержки от других семей с подобными проблемами, групп поддержки, социальных институтов и других источников помощи.

 

 

Семейные функции

Семейные функции с точки зрения теории систем являются выходом семейной системы. Выполнение семейных функций является важным условием существования семьи и требует ее определенной независимости от экстрасемейной подсистемы.

Существует множество классификаций семейных функций как в отечественной литературе, так и в зарубежной. Однако не многие из них учитывают специфику функций семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Приведем одну из классификаций семейных функций. В соответствии с ней основными-являются следующие: эконо-

________________________________________________________________

18

мическая, связанная с оплатой банковских счетов, банковскими вкладами, заработной платой и другими финансовыми операциями. На семье лежат также обязанности по удовлетворению физиологических потребностей членов семьи, связанных с интимной близостью, приобретением и приготовлением пищи, покупкой одежды, лечением и профилактикой болезней, уходом за домом. Семья выполняет восстановительную функцию по организации индивидуального семейного отдыха, хобби ее членов. Важной функцией семьи является социализация детей, связанная с развитием социальных навыков и межличностных отношений. Семья способствует самоидентификации детей. Помогает им увидеть свои сильные и слабые стороны, способствует развитию чувства принадлежности. Велика воспитательная роль семьи. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность. Семья выполняет также мировоззренческую функцию, формируя систему ценностей у ребенка. Образовательная функция семьи связана с образованием детей и продолжением образования родителей. Наконец, семья играет важную роль в профессиональной подготовке и решении проблем, связанных с профессиональной деятельностью.

Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

 

Таким образом, понимание семьи как целостной системы позволяет распространить на нее положения, относящиеся к функционированию системных объектов:

♦ Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функциями.

♦ Семья как целое определяет некоторые характеристики входящих в нее индивидов.

♦ Семейная система не является простой суммой составляющих ее элементов.

♦ Каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием.

♦ Семейная система обладает способностью к саморегуляции.

 

 

________________________________________________________________

19

Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного подхода к организации клинико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей, психофизиологической системы мать-ребенок, всей семейной системы в целом.

 

Вопросы и задания

1. Что такое социально-экологическая модель семьи? Дайте основные характеристики.

2. Опишите модель семейных взаимодействий Олсона.

3. Назовите этапы жизненного цикла семьи.

4. Перечислите функции семьи, воспитывающей «нестандартного ребенка».

 

 

________________________________________________________________

20

ГЛАВА 2

Исторический аспект

 

Особенно хорошо изучена и документирована история семьи, где воспитывается ребенок с отклонением в развитии, в США. История американской семьи делится на четко очерченные временные периоды. Всего выделяют четыре исторических периода и соответствующих им четыре типа семьи.

1- й период — колониальный — 1600—1820гг. В этот период семья рассматривалась как маленькое государство. Это патриархальная, авторитарная семья.

2- й период — викторианская эпоха — 1820—1915гг. Семья на этом этапе развития общества рассматривалась как деловая фирма, преобладала предпринимательская модель семьи.

3- й период — эпоха всеобщего благоденствия —1915—1965гг. Социально приемлемой считалась семья, основанная на взаимопонимании и поддержке. Была предложена и поддерживалась социальными институтами партнерская модель семьи.

4- й период — эпоха борьбы с бюрократизмом. Семья рассматривается как плюралистический коллектив, с 1965г. по настоящее время.

 

 

Семья колониальной эпохи

(1600—1820гг.)

На этом отрезке исторического развития семья рассматривалась как сущностный аналог государства. Всячески подчеркивалось мужское главенство в семье над женой, детьми, слугами. Это закреплялось в законах государства. Каждый рожденный в стране ребенок принадлежит только отцу. Крепость такой семьи рассматривается как основа незыблемости государ­ственных устоев.

В раннем колониальном периоде одинокие люди, не вступавшие в брак, должны были находиться под контролем хорошей семьи. Воспитание аномальных детей заключалось в строгом контроле над ними. Научное изучение семей, имеющих детей с отклонением в развитии, еще не проводились, но были обнаружены записи о них в домовых книгах.

 

 

Викторианская эпоха

(1820—1915 гг.)

В эпоху «дикого» капитализма произошли радикальные изменения в идеологии общества и семьи. По мере распростране-

________________________________________________________________

22

ния капитализма старый иерархический порядок был разрушен. Капитализм подорвал основу института ремесленничества и традиции передачи мастерства, так как ремесленничество было несовместимо с системой наемного труда. Капитализм нуждается в наличии доступных источников рабочей силы, чтобы получать максимальную прибыль. В этот период отмечается сдвиг в социальной структуре общества, а именно, переход от политической модели, основанной на управлении элитой (номенклатурой), к опоре на рыночные рычаги управления. Произошли демократические изменения в системе выборов.

Подъем предпринимательства также побуждал к пересмотру идеологической базы общественного устройства. Возникло движение за реформы и религиозное возрождение 1930г. Это было движение среднего класса за новый образ жизни и новую семью, новый моральный кодекс для своего класса. В этой борьбе активно использовались средства массовой информации, которые создавали имидж истинного мужчины (мужа) и женщины (жены) и предлагали новую модель супружеской пары. Всякие отклонения от этого образца, ориентированного на чистоту семейной жизни, рассматривалось как проявление семейной деградации. В соответствии с этой моделью супруги рассматривались как партнеры в бизнесе. При этом муж являлся представителем фирмы вне дома и занимался внешними отношениями фирмы. Женщина являлась внутренним представителем фирмы и занималась внутренними отношениями семьи. Семья была реорганизована в соответствии с предпринимательской моделью. Поддерживался культ супермена мужчины, достигшего всего своими силами, а образ истинной женщины подразумевал благочестие, чистоту, покорность, хозяйственность. Эти требования не относились к женщинам-эмигранткам.

Уже были доступны хорошо организованные государственные учреждения для детей с отклонениями в развитии. Дети в них подбирались более тщательно по возрасту. К поведению ребенка предъявлялись определенные требования, поведение должно было быть предсказуемым и управляемым. Как только была введена система государственных школ, появились и программы обучения, содержащие нормативы для детей разного возраста. Изучались проблемы семей, в которых дети оказывались вне школы. В предпринимательской семье дети с отклонением в развитии препятствовали достижению успеха при наличии

 

________________________________________________________________

23

жесткой конкуренции в условиях рыночной экономики. Поэтому считалось социально приемлемым воспитывать их в специальных учреждениях. Требование контроля над ними, характерное для предыдущей эпохи, было трансформировано в экономическое требование сделать их полезными для общества.

Проблемами людей с недостатками в развитии — умственно отсталых, слепых, глухих — занимался Самуэль Ове. Он разрабатывал программы для специальных учреждений. Основой его разработок было достижение экономической и социальной полезности людей с недостатками в развитии. Он цитировал доктора Гилберта Вудворта, который писал: «Почти все идиоты могут стать лучше, физическое состояние и навыки самообслуживания у них могут быть улучшены, а те, у которых имеются большие способности, могут быть обучены и приносить пользу обществу, трудиться и быть счаст-чивыми».

В этот период отмечались и противоположные тенденции в научных исследованиях. Создавались и расистские теории, согласно которым все человечество делилось на две расы: творческую (креативную) и имитирующую, не способную к творчеству и бесполезную для общества. К последним относились негры и люди с недостатками в развитии.

Суть теории наследственной дегенерации Бенедикта Море-ля (1857г.) состоит в том, что все психические нарушения и отклонения в поведении предопределяются наследственными факторами и становятся все более глубокими от поколения к поколению (эффект антиципации) в связи с потерей жизненной энергии вплоть до достижения стадии идиотии. К таким отклонениям он относил помешательство, пауперизм (профессиональное нищенство), проституцию, незаконнорожденность. Эта теория имела большой резонанс в обществе и способствовала ухудшению отношения к людям с недостатками в развитии. Было исследовано множество родословных, и на первых порах выводы Мореля подтверждались. Это служило обоснованием по­литики содержания людей с недостатками развития изолированно в специальных учреждениях.

Самым ранним из таких эмпирических исследований была работа Рихарда Дубдейла (1877г.). Он провел генеалогический анализ шести поколений одной семьи и обнаружил преобладание случаев пауперизма, проституции, заболевания сифилисом, частоты незаконнорожденных детей, криминальности сре-

 

________________________________________________________________

24

ди кровных родственников по сравнению с родственниками по браку, а не по крови.

В1916 г. Генрих Эстабрук проанализировал ту же родословную. Оказалось, что 30% членов семьи плохо учились, а 20% вообще не могли учиться. Предполагалось, что все эти явления являются результатом наследственной дегенерации.

В середине 20-х гг. в социологии намечается постепенный отход от переноса биологических концепций и терминологии в социальные исследования. Теория Мореля потеряла свою популярность, особенно в связи с успехами генетики и развитием теории специального обучения.

Таким образом, в 20-х гг. наметился переход от изучения биологической дегенерации к исследованию семейной, социальной дегенерации, а также от предпринимательской семейной модели к модели, где муж и жена являются равноправными партнерами с приоритетом дружеских отношений между ними.

 

 

Современные подходы

ГЛАВА 3

Информация, которую

Можно получить от родителей

Целью диагностической работы с родителями является определение типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и собственной семье.

Семья представляет психологическую среду, в которой развивается ребенок, поэтому важна ее эффективность в стимуляции этого развития.

Целесообразно изучить психологический климат в семье (тест семейной тревоги), родительские стили и воспитательскую компетентность родителей, ценностные ориентации, уровень притязаний, самооценку.

Необходимо установить индивидуально-типологические и характерологические особенности членов семьи.

Психодиагностическое обследование проводится с соблюдением этических норм. При сообщении результатов родителям и ребенку их следует облечь в такую форму, чтобы у семьи возникло желание сотрудничать со специалистами, а не сопротивление и отрицание проблем.

Специалисты должны в щадящей форме предоставлять информацию, лучше отдельными порциями с подчеркиванием позитивных моментов в процессе конструктивного общения. Вся информация должна подаваться в вероятностных терминах, так как существует широкая вариативность в дости­жениях и медицинских прогнозах в зависимости от ситуации развития ребенка и других факторов, не поддающихся точной оценке. Наиболее удобной формой предоставления информации является беседа в форме вопросов и ответов, именно в той очередности, в которой у членов семьи возникают вопросы.

Родители должны получить информацию об источниках помощи: ассоциациях родителей и других формах общественной поддержки, о наличии реабилитационных центров в районе проживания.

Наиболее важной информацией для родителей являются сведения о возможности дополнительных нарушений физического и психического здоровья ребенка, способности к обучению, адекватному поведению; получению профессии и работы, перспектив иметь собственную семью и детей, вести независимое существование, иметь приемлемое качество жизни. Однако все

 

________________________________________________________________

38

эти вопросы должны обсуждаться с учетом готовности родителей к восприятию той или иной информации.

Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование. В психотерапевтической практике используются несколько видов интервью.

 

Интервью по генограмме

Проводя интервью по генограмме, педагог-дефектолог двигается от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту; от настоящей семейной ситуации к исторической хронологии семейных событий. Собирается информация по следующим вопросам:

Структура семьи — имена, пол, возраст, этническая принадлежность, религиозные воззрения, род занятий и образование членов семьи, другие браки и т.д.

Родительские семьи каждого из супругов, по крайней мере, в трех-четырех поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Живы ли родители? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются?

♦ Другие значимые для семьи люди (друзья, коллеги по работе, учителя, врачи и т.д.).

Настоящее состояние проблемы. (Как каждый видит проблему и как реагирует на нее?)

История развития проблемы. (Когда проблема возникла? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса?)

♦  Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи (рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.).

Реакции семьи на важные события семейной истории. (Какова была реакция семьи, когда родился больной ребенок?)

Семейные взаимоотношения. (Есть ли в семье какие-либо ее члены, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Какие члены семьи очень близки друг другу?)

Семейные роли. (Кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто самый авторитетный?) Важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу. Они являются важными ключами к эмоциональным взаимоотношениям.

 

 

________________________________________________________________

39

Трудные для семьи темы. (Имеет ли кто-нибудь из членов семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо арестовывались? За что? Каков их статус сейчас?) Эти вопросы должны задаваться особенно тактично и осторожно. И если семья высказывает сильное сопротивление, специалист должен отступить и вернуться к ним позднее.

 

Используя данные генограммы, педагог может помочь членам семьи преодолеть негативное восприятие друг друга. Подобное интервью может улучшить отношения членов семьи с врачом и медицинское лечение. Опрос по генограмме сфокусирован не только на проблемах и трудностях семьи. Он также выявляет успехи ее членов и способы эффективной адаптации.

 

Циркулярное интервью

Такое интервью также использует технологию прослеживания, коммуникаций с акцентом на обнаружение различий между членами семьи. Проводя интервью с семьями, оказывается полезным составлять упрощенную генограмму трех поколений семьи. «Поддержка» содержит в себе элементы двух предыдущих интервью и выражается во внимательном выслушивании, эмпатических репликах, дополнительных вопросах и позитивном новом определении роли члена семьи и семьи в целом. Педагог активно собирает информацию о про-

 

________________________________________________________________

40

блемах, используя наблюдения. Он должен отметить то настроение, с которым члены семьи приходят. Он отмечает взаимоотношения между родителями. Когда ребенок является проблемой, часто у родителей существует несогласие в том, как его воспитывать. Педагог отмечает также, кто из взрослых пришел к нему неохотно. Педагог наблюдает, как ведут себя родители с ребенком. Природа задаваемых вопросов позволяет членам семьи «открыть» новую реальность в своих отношениях, что запускает изменения в системе семьи.

 

Оценочные интервью

Оценочное интервью должно давать возможность терапевту получать информацию о семейной структуре, взаимодействиях, исторических корнях семьи и задачах жизненного цикла, с которыми семья не справляется в данный момент. (Более подробно см. Черников Л. В. Интегративная модель семейной психотерапевтической диагностики. — М., 1997.)

 

Информация, которую

Можно получить от ребенка

Для получения информации о семье нередко используются проективные методики,основанные на принципе проекции, т.е. перенесения на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств, желаний.

 

Методика «Рисунок семьи»

Этот метод используется для исследования восприятия детьми семейных взаимоотношений. Маленькие дети яснее выражают себя через действие, чем словами. Тест доступен детям с невысоким интеллектом. Они в состоянии улавливать нюансы отношения к ним членов семьи и ощущать свое одиночество в семье (Е. С. Романова, С. Ф. Потемкина). Метод является эмпирическим и может являться базисом для построения различных гипотез в совокупности с другими методами обследования.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Интерпретацию рисунка условно разделяют на три части: 1 — анализ структуры «Рисунка семьи»; 2 — интерпретацию особенностей графических презентаций членов семьи; 3 — анализ процесса рисования.

Анализ структуры « Рисунка семьи » и сравнение состава нарисованной и реальной семьи. Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.

Принято считать, что отсутствие кого-то из членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения — один из симптомов и признак конфликтных семейных взаимоотношений, психического дискомфорта ребенка в семье.

Отсутствие на рисунке автора означает конфликт между ним и семьей или кем-то из ее членов. Таким способом ребенок выражает свой протест против неприятия его в семье. Если ребенок из всей семьи рисует только себя, это, скорее всего, признак его одиночества в семье. Рисунок без кого-то из родителей или других членов семьи (например, сестры, брата) указывает, что именно этот родственник — источник дискомфорта и переживаний ребенка. Если ребенок «расширяет» свою семью, вводя в нее постороннего человека, этим он пытается восполнить дефицит любви, недополученный от близких.

 

________________________________________________________________

45

Значимость членов семьи ребенок обозначает с помощью размеров фигур. Чем больше значимость, тем больше размер его фигуры. Когда все хорошо в семье, ребенок изображает себя ростом с маму и папу, рядом с ними. Если он рисует себя с краю после братьев и сестер, далеко от папы и мамы, это может говорить о его ревности к другим детям.

Об эмоциональной близости или разобщенности родственников может свидетельствовать маленькое или большое расстояние между ними. Чем ближе эмоционально члены семьи друг другу, тем ближе они расположены на бумаге. В неблагополучных, конфликтных семьях родственники изображаются далеко друг от друга, а пространство между ними заполнено вещами, предметами.

Кинетический рисунок семьи. Ребенку дается инструкция нарисовать каждого члена семьи, включая себя, делающего что-нибудь. Эти кинетические (изображающие действие) рисунки могут быть более информативными, чем рисунки, выполненные по традиционным инструкциям.

Таким образом, детские рисунки человеческих фигур могут быть получены с использованием различных инструкций и методов анализа.

Подробнее о рисуночных методиках можно прочитать в книгах:

БарканА. И. Его величество ребенок. — М., 1996;

Берне Р. С, Кауфман С. X . Кинетический рисунок семьи. —-М., 2000;

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2003;

♦ Лосева В. К. Рисуем семью. — М., 1995;

Маховер К. Проективный рисунок человека. —М., 1996(2-ое издание);

Хоментаусках Г. Т. Использование детского рисунка для исследования 

внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. —1986. —№ 1.

Для изучения семейных взаимоотношений педагог может использовать методики комментирования картинки, завершения рассказа, неоконченных предложений, а также игровые задания.

Игровые задания

Педагог может предложить ребенку поиграть в игру « Чем я близких своих порадую, чем могу огорчить». Предлагаются два контура лица человека (хмурое и улыбающееся) и набор сюжет-

 

 

________________________________________________________________

46

ных картинок, отражающих и плохие, и хорошие поступки детей. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, представить себя главным действующим лицом и затем разложить картинки. Если маме (папе, бабушке) поступок понравится, картинку надо положить к улыбающемуся лицу, а если огорчит, — к хмурому. Анализ выполнения задания дает основание судить о вза­имоотношениях взрослых и ребенка, о единстве требований, предъявляемых ребенку взрослыми членами семьи, ценностных ориентациях семьи.

Методика комментирования картинок.Ребенку предъявляются картинки, изображающие сцены из семейной жизни. Предлагается описать картинку (Что нарисовано?) и озвучить (например, что мама или папа говорили дочке или сыну). Ребенок рассказывает о картинке, опираясь на собственный опыт, наделяя персонажей своими переживаниями и отношениями.

Методика завершения рассказа.Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ: «Я придумаю начало, а ты конец». Конец рассказа придумывает ребенок в зависимости от того, как реагировала бы его собственная мама в подобной ситуации.

Методика неоконченных предложений используется достаточно часто. Педагог предлагает ребенку «поиграть»: «Я начну предложение (фразу), а ты закончишь». Педагог играет роль ребенка, а ребенок мамы (папы). В ходе игры «ребенок» (педагог) обращается к «маме» (ребенку) с просьбами. Как и в других проективных методиках, предлагаются хорошо известные ребенку ситуации.

Проективные методики и игровые методы помогают педагогу увидеть «глазами ребенка» стереотипы повседневного общения в семье, помочь родителям понять мотивы поведения собственного ребенка, убедить в целесообразности изменения отношения к нему, если в этом назрела необходимость.

Широкие возможности для изучения семейных взаимоотношений и положения ребенка в семье предоставляет проективная методика Рене Жиля,содержащая 42 вопроса и рисунки, на которых ребенок определяет свое место среди членов семьи в разных ситуациях.

С детьми начиная с 6-летнего возраста можно использовать метод интервью. По наблюдениям специалистов ребенок способен точно определять суть семейных взаимоотношений, семейные роли.

 

________________________________________________________________

47

Информация, которую

Изучение структуры семьи

Одной из первых попыток создания диагностических инструментов, удобных для практики, была циркуляционная модель Олсона[Olson, 1979]. На основе этой модели был разработан ряд опросников и клинических шкал (Приложение II).

В работе с семейными проблемами широко используется техника «семейной скульптуры», пришедшая из психодрамы. Членов семьи просят с помощью телесной метафоры изобразить структуру взаимоотношений в их доме. Помогая людям занять определенные метафорические позы, психолог может мягко открыть семье ее структуру.

Существуют технологии с применением замещающих фигур для членов семьи.

ГЛАВА 4

Семья

Нестандартного

Ребенка

Интеграционные тенденции

Во всем мире нарастают интеграционные тенденции в отношении обучения и воспитания детей с недостатками в развитии. Первым этапом такой интеграции можно считать социальную приемлемость семейного воспитания таких детей. Вторым этапом можно считать те коррективы, которые были вне­сены в систему воспитания и обучения большой категории детей с ограниченными возможностями в США, где были упразднены вспомогательные классы при массовых школах и многие дети с легкой умственной отсталостью стали обучаться в «общем потоке».

В пользу такой интеграции детей приводятся следующие доводы:

1) снимается проблема « навешивания ярлыков»(обычно оно способствует снижению самооценки и уровня ожиданий);

2) в массовой школе более высокий уровень обучения, чем во вспомогательном классе;

3) выявляются дети, которым диагноз умственной отсталости был поставлен ошибочно.

Однако не все так просто. Как показали специальные исследования, интегрированных детей с легкой формой умственной отсталости могут отвергать их нормально развивающиеся одноклассники. Наибольшие трудности эти «интегрированные» дети испытывают в подростковом возрасте, так как именно в этот период «любовных записок» и назначений свиданий происходит наибольшее выражение неприятия со стороны сверстников. Это приводит к нарушению социальной адаптации «интегрированных» детей. Им в это возрасте требуется помощь специалистов, особенно психотерапевта.

 Принцип интеграции лежит также в основе воспитания и обучения детей с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности, в частности, с синдромом Дауна. В настоящее время считается, что возможности таких детей недооценивались в прошлом и на самом деле можно достичь гораздо больших успехов в их воспитании и обучении. Благодаря различным программам ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, одной из которых является программа «Маленькие ступеньки» Университета Маккуэри (Сидней), переведенная и адаптированная для условий нашей страны Е.М. Мастюковой. Такие программы рассчита-

 

________________________________________________________________

54

ны на работу с детьми группы риска, начиная с третьего дня жизни. Особое значение в реализации этих программ отводится родителям, которые работают по ним со своими детьми под руководством специалистов. В связи с этим взаимодействие родителей и специалистов становится более тесным и начинается с первых дней жизни ребенка. Эффективность такого взаимодействия зависит от квалификации специалиста, от понимания им семейной ситуации и умения взаимодействовать с семьей.

 

 

Реакции родителей

Для обеспечения эффективной работы с родителями «особых» детей специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что ис­пытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. В этой связи при планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности оказать им кон­сультативную помощь на том или ином этапе оказания помощи семье.

Предлагаем краткий анализ отдельных этапов развития реакций, которые наиболее часто встречаются у родителей.

Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии — это просто неверие в существование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультации других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаян­ная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Даже понимая чувства родителей, на этом этапе мало чем можно им помочь. В то же время несомненно, что длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему педагогической помощи. Следовательно, психологи и педагоги должны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задерживаться в кризисной ситуации и постепенно смириться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особые нужды, которые должны удовлетворяться.

 

________________________________________________________________

55

Гнев. Гнев — это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты не были с ними до­статочно откровенны в вопросах, касающихся здоровья ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка. Столкнувшись с проблемой проявления родительского гнева, специалисты должны уметь смягчить его, например как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами.

Чувство вины. Неуместное чувство вины — это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. По мнению Ханса Гарднера, зачастую оно перерастает во всепоглощающее страдание и переживания родителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

Эмоциональная адаптация. Это заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее родители уже выработали позитивные уста­новки как по отношению к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.

 

Общие проблемы

С отклонениями в развитии

Как показывают специальные исследования, развод весьма неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей, как здоровых, так и больных. У них наблюдаются более выраженные эмоциональные нарушения и трудности межличностного общения. Особенно болезненно реагируют на развод роди­телей дети с менее выраженным интеллектуальным дефектом. Реакция девочек на развод обычно легче, чем у мальчиков. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения.

У неполных семей помимо отсутствия от



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.036 с.)