Некоторые проблемы психодиагностики семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые проблемы психодиагностики семьи



В последние годы все больше осознается психотерапевтическая сущность рисования, музыки, театра, как и любой другой художественной деятельности - искусства вообще. Благодаря этому стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом, а диагностический инструментарий становится одновременно и средством арттерапии.

Широкое применение рисуночных и игровых методов, таких как методика неоконченных предложений, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, желаний, стремлений и т.п.

С помощью проективных методов выявляют неосознаваемые установки обследуемого, его подсознательные импульсы. Проективные тесты очень информативны, просты в проведении, не требуют специального оборудования, не занимают много времени. Особенно эффективны такие методы при изучении детей. Выполнение заданий доступно детям со сниженным интеллектом и речевым недоразвитием. К тому же игра, рисунок помогают вступить в контакт с ребенком, расположить его к себе. Проективные методы могут использоваться многократно и при этом не теряют своего диагностического и психотерапевтического значения.

Первой стандартизованной рисуночной методикой является тест «Нарисуй человека» Ф.Гудинаф, разработанный в начале прошлого века. С тех пор было предложено много новых критериев оценки рисунков, стал развиваться подход, опирающийся на более обоснованные представления о формах самовыражения в художественной деятельности, в том числе изобразительной.

Основным недостатком проективных методик считается их недостаточная валидность, определенный субъективизм в интерпретации результатов, отсутствие статистических методов обработки данных. Поэтому эти методы обычно используются в комплексе с другими психодиагностическими методиками, сопоставляются с результатами наблюдений и бесед с членами семьи.

Рекомендуется использование набора из нескольких наиболее результативных рисуночных методов (А.Л.Венгер, 2003) для изучения различных психологических характеристик ре-

 

 

________________________________________________________________

49

бенка, в том числе его отношения к домашней обстановке в целом и к отдельным членам семьи, среди них рисунки: «Моя будущая семья», «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» и др.

Приоритетным направлением современной специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии в настоящее время является ранняя помощь семье. Это обусловливает особую важность разработки эффективных методов диагностики отклонений в развитии у детей младенческого возраста.

По данным Ю.А.Разенковой, Э.Л.Фрухт (1988—1999), только32,1% семейных детей и 6% детей-сирот развиваются в пределах возрастной нормы. При этом у 19,8% семейных детей и 47, 3% детей-сирот во втором полугодии жизни выявлено отставание по всем показателям развития более чем на 3—5 мес. На основе лонгитюдных исследований разработаны различные методы ранней диагностики в России и за рубежом, которые характеризуются единой возрастной и содержательной направленностью. Контроль за ходом психического развития младенцев осуществляется помесячно.

Отмечаются различия отечественных и зарубежных методик, которые касаются изучаемых областей развития ребенка, показателей развития, сроков начала осуществления проверок.

Преимуществом отечественных методик является выделение наиболее ранних возрастных сроков и показателей развития новорожденных детей, что позволяет выявлять отставание в развитии детей на наиболее ранних этапах. Разброс показателей в зарубежных методиках, по-видимому, связан с различ­ными подходами к понятию возрастной нормы и различными социокультурными условиями воспитания детей в разных странах. Поэтому зарубежные методы не могут быть использованы в качестве скринирующего (просеивающего) диагностического инструментария. Так, при использовании Мюнхенской функциональной диагностики развития детей первого года жизни выявляется только 8—10% детей, нуждающихся в ранней психолого-педагогической коррекции (Ю.А.Разенкова).

 

Обследование ребенка делается не из праздного любопытства. Оно преследует сугубо практические цели: оказать помощь ребенку и его семье. В этом плане трудно избежать хотя бы кос-

 

 

________________________________________________________________

50

венных прогнозов относительно программ обучения, социальной адаптации, перспектив трудоустройства. При этом важно определить ограничения, обусловленные, главным образом, интеллектуальной недостаточностью и те, которые связаны с любыми другими факторами и обстоятельствами. В то же время необходимо уметь оценивать ребенка в целом. Ребенок 12 лет с IQ (по Векслеру) равным 55 может быть достаточно упорным, настойчивым и в то же время доброжелательным и услужливым. Вполне возможно, что его впоследствии удастся трудоустроить, несмотря на его низкий интеллект. Другой подросток может иметь коэффициент интеллекта выше 70, но быть трудным в поведении: эмоционально лабильным, не способным длительно концентрировать внимание и соблюдать производственную дисциплину. В этом случае проблема заключается скорее в нарушении эмоционально-волевой сферы, чем в низком интеллекте.

При решении вопроса: как помочь ребенку необходимо тщательно проанализировать его семейную ситуацию. Изучение семейных взаимоотношений помогает найти адекватные подходы к решению проблем ребенка. Бывают ситуации, когда ребенка неправильно воспитывают. Ребенок, воспитывающийся в условиях гиперпротекции со стороны матери, становится узурпатором в своей семье, претендует на единоличное владение ее вниманием и использует для этого различные уловки, например, настраивает одного родителя против другого, создавая тяжелую конфликтную ситуацию в семье. В некоторых таких семьях подросший ребенок спит только с родителями, хотя имеет собственную постель и даже собственную комнату. Убедить мать в том, что ребенка необходимо переместить в его собственную постель или еще лучше комнату- это верный шаг к эмоциональной зрелости ребенка.

Никакое обследование ребенка и его семьи нельзя считать полным, если тщательно не рассмотрены все дополнительные проблемы, с которыми может столкнуться «особый» ребенок. Эти проблемы включают нарушения зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата (детский церебральный па­ралич), судорожные припадки, эмоциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, проблемы коммуникативного поведения и многие другие. Такое обследование под силу команде специалистов, включающей педагога-дефектолога, психолога, социального работника, педиатра, психиатра, ло-

 

 

________________________________________________________________

51

гопеда и, в случае необходимости, окулиста, сурдолога, ортопеда и др.

 

 

Вопросы и задания

1. Какую информацию о семье следует получить от родителей «особого» ребенка?

2. В какой форме следует предоставлять информацию о результатах психодиагностического обследования родителям?

3. Какие методы используются для изучения семьи «особого» ребенка?

4. Назовите принципы диагностической работы с родителями «особого» ребенка.

5. Какую информацию о семье и с помощью каких методов можно получить от ребенка?

6. Какие игровые задания для изучения семейных взаимоотношений можно предложить ребенку?

7. Какие рисуночные методы используются для изучения семейных взаимоотношений?

8. В чем преимущества проективных методов при работе с детьми?

 

 

________________________________________________________________

52

 

 

ГЛАВА 4

Семья

Нестандартного

Ребенка

Интеграционные тенденции

Во всем мире нарастают интеграционные тенденции в отношении обучения и воспитания детей с недостатками в развитии. Первым этапом такой интеграции можно считать социальную приемлемость семейного воспитания таких детей. Вторым этапом можно считать те коррективы, которые были вне­сены в систему воспитания и обучения большой категории детей с ограниченными возможностями в США, где были упразднены вспомогательные классы при массовых школах и многие дети с легкой умственной отсталостью стали обучаться в «общем потоке».

В пользу такой интеграции детей приводятся следующие доводы:

1) снимается проблема «навешивания ярлыков»(обычно оно способствует снижению самооценки и уровня ожиданий);

2) в массовой школе более высокий уровень обучения, чем во вспомогательном классе;

3) выявляются дети, которым диагноз умственной отсталости был поставлен ошибочно.

Однако не все так просто. Как показали специальные исследования, интегрированных детей с легкой формой умственной отсталости могут отвергать их нормально развивающиеся одноклассники. Наибольшие трудности эти «интегрированные» дети испытывают в подростковом возрасте, так как именно в этот период «любовных записок» и назначений свиданий происходит наибольшее выражение неприятия со стороны сверстников. Это приводит к нарушению социальной адаптации «интегрированных» детей. Им в это возрасте требуется помощь специалистов, особенно психотерапевта.

  Принцип интеграции лежит также в основе воспитания и обучения детей с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности, в частности, с синдромом Дауна. В настоящее время считается, что возможности таких детей недооценивались в прошлом и на самом деле можно достичь гораздо больших успехов в их воспитании и обучении. Благодаря различным программам ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, одной из которых является программа «Маленькие ступеньки» Университета Маккуэри (Сидней), переведенная и адаптированная для условий нашей страны Е.М. Мастюковой. Такие программы рассчита-

 

________________________________________________________________

54

ны на работу с детьми группы риска, начиная с третьего дня жизни. Особое значение в реализации этих программ отводится родителям, которые работают по ним со своими детьми под руководством специалистов. В связи с этим взаимодействие родителей и специалистов становится более тесным и начинается с первых дней жизни ребенка. Эффективность такого взаимодействия зависит от квалификации специалиста, от понимания им семейной ситуации и умения взаимодействовать с семьей.

 

 

Реакции родителей

Для обеспечения эффективной работы с родителями «особых» детей специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что ис­пытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. В этой связи при планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности оказать им кон­сультативную помощь на том или ином этапе оказания помощи семье.

Предлагаем краткий анализ отдельных этапов развития реакций, которые наиболее часто встречаются у родителей.

Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии — это просто неверие в существование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультации других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаян­ная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Даже понимая чувства родителей, на этом этапе мало чем можно им помочь. В то же время несомненно, что длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему педагогической помощи. Следовательно, психологи и педагоги должны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задерживаться в кризисной ситуации и постепенно смириться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особые нужды, которые должны удовлетворяться.

 

________________________________________________________________

55

Гнев. Гнев — это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты не были с ними до­статочно откровенны в вопросах, касающихся здоровья ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка. Столкнувшись с проблемой проявления родительского гнева, специалисты должны уметь смягчить его, например как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами.

Чувство вины. Неуместное чувство вины — это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. По мнению Ханса Гарднера, зачастую оно перерастает во всепоглощающее страдание и переживания родителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

Эмоциональная адаптация. Это заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее родители уже выработали позитивные уста­новки как по отношению к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.173.244 (0.019 с.)