Концепция семейного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция семейного воспитания



«Особые дети в России»

Результаты научных исследований и опыт, накопленный в области педагогики, психологии и социологии, способствовали значительному изменению взглядов на проблему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитых странах.

Еще не так давно во многих развитых странах, в том числе и в США, считалось социально приемлемым воспитывать таких детей в специальных учреждениях, рассчитанных на многочисленный контингент и расположенных чаще всего за городом. В настоящее время под давлением общественного мнения социальная политика в отношении этой категории детей претерпевает кардинальные изменения. Подчеркивается предпочтительность и необходимость воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье, а не в учреждениях. В настоящее время маму не отговаривают отказаться от воспитания такого ребенка в семье.

Специальные исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в семье, имеют большую продолжительность жизни. Матери объясняют, что при адекватном воспитании, соответствующем обучении и коррекции у многих детей с ограниченными возможностями удается развить навыки само­обслуживания, хотя не всегда в полном объеме, и даже обучить их профессиональным навыкам. Это избавляет государство от необходимости содержать их в специальных учреждениях, а самих детей от полной беспомощности и зависимости от окружающих.

О признании прав таких детей на полноценную жизнь свидетельствуют законы о равных правах на образование всех детей независимо от наличия у них тех или иных недостатков раз-

 

________________________________________________________________

33

вития, стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года. В связи с этим в реализации программ воспитания и обучения детей с проблемами в развитии все большая роль отводится семье, в которой воспитывается такой ребенок. Проблемы этих семей интенсивно изучаются. Хотя способы адаптации каждой семьи в обществе сугубо индивидуальны, что исключает возможность создания универсальных рецептов на все случаи жизни, некоторые общие закономерно­сти этого процесса уже установлены. Знание этих закономерностей необходимо специалистам в области педагогики и психологии, работающим с детьми с отклонениями в развитии и их семьями.

Во всем мире нарастают интеграционные тенденции в отношении обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.

Воспитание нестандартного ребенка на основе адаптированной к нему модели воспитания с предупреждением и преодолением на разных этапах его несостоятельности составляет концептуальную основу семейного воспитания.

Необходимость разработки концепции семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Целью государственной политики является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе медицинской, пси­хологической и социальной, для успешной их интеграции в общество. Главными направлениями в этой области являются:

♦ приоритет семейного воспитания детей с различными отклонениями и особенностями в развитии, защита их прав и интересов;

♦ разработка эффективных методов помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями и особенностями в развитии; создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы семьи, имеющей ребенка с той или иной формой средовой дезадаптации.

Для выполнения этих задач необходимы:

♦ программа единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии (см. Приложение V);

 

________________________________________________________________

34

♦ организация выявления младенцев с отставанием в развитии или группы риска и оказания им и их семьям ранней комплексной помощи;

♦ обучение и консультирование семьи; обеспечение ранней медицинской коррекции;

согласованная работа государственных и негосударственных учреждений по социальной защите семьи и сохранению ребенка в семье;

♦ создание оптимальных условий коррекционного воспитания и обучения детей с различными отклонениями;

♦ реализация права семьи и детей с отклонениями в развитии на защиту и помощь со стороны государства;

♦ содействие развитию и укреплению семьи нестандартного ребенка как гуманитарного, так и социального института;

♦ гуманизация связей семьи с обществом и государством;

♦ установление гармонических внутрисемейных отношений;

♦ формирование общественного признания как социальной нормы благополучной семьи, создающей все необходимые условия для развития ребенка с отклонениями и особенностями развития;

♦ повышение квалификации специалистов, работающих в массовых учреждениях, в области специальной педагогики и психологии, для работы с современной семьей;

♦ просветительская работа с родителями, имеющими детей как с отклонениями в развитии, так и здоровых детей; обеспечение подготовки и издания книг по семейному воспитанию детей с особенностями развития и поведения;

♦ выявление детей и семей, требующих социальной помощи, и предоставление им информации о соответствующих службах;

♦ исследование и оценка состояния семьи и ребенка;

♦ обеспечение детей с ограниченными возможностями и их семей всем комплексом необходимых услуг;

♦ создание благоприятного семейного климата, обеспечивающего условия для оптимального развития всех членов семьи нестандартного ребенка;

♦ создание банка данных по всем видам социальной поддержки с адресами служб помощи, поддержки семьи и ребенка;

♦ организация поддержки в средствах массовой информации положительного образа семьи, гарантирующей качествен-

 

 

________________________________________________________________

35

ное воспитание и развитие нестандартного ребенка, в том

числе и с нарушениями поведения.

Главной идеей настоящей концепции является достижение совместной гармоничной жизни с нестандартным ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной интеграции нестандартной семьи и нестандартного ребенка в общество.

 

 

Вопросы и задания

1. Какие концепции семейного воспитания предлагались в различные исторические эпохи?

2. В чем суть теории семейного кризиса?

3. Что такое теория нормализации семейной жизни?

4. Назовите основные положения концепции «Особые дети в России».

________________________________________________________________

36

ГЛАВА 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.008 с.)