Метод анкетирования (письменный опрос) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод анкетирования (письменный опрос)



Отличается достаточной валидностью.

Используются разные виды анкетирования: контактное (сам исследователь организует анкетирование и собирает опросные листы), заочное (анкеты с инструкциями рассылаются).

В зависимости от задач, стоящих перед исследователем, а также особенностей семей возможны разные типы анкет:

Открытая — содержит вопросы, на которые предстоит ответить испытуемому.

Закрытая — к вопросам даются возможные варианты ответов.

Смешанная — предлагаются возможные ответы и одновременно можно сформулировать некоторые ответы по-своему.

В литературе имеется достаточное количество методик диагностики типа родительских установок, супружеских отношений, семейного воспитания. Среди них тест-опросник родительских отношений, опросник «измерения родительских установок и реакций», опросник «удовлетворенность браком», эк­спресс-метод «самодиагностика» и др.

Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга) дает возможность проанализировать отношение родителей к ребенку, определить базовый тип воспитания и характер восприятия

 

 

________________________________________________________________

41

матерью своей роли в жизни ребенка не только качественно, но и количественно, благодаря наличию системы шкал.

«Живая беседа», особенно предварительно структурированная, может быть не менее информативной, чем анкета, при заполнении которой возможны различные искажения. С другой стороны, метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов.

При изучении семьи педагог чаще всего использует методы беседы и наблюдения.

Считается, что беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками, хотя эти различия не абсолютны. Беседа может служить для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотез, возникших на основе изучения семейных взаимоотношений с помощью других методов.

Педагогу важно уметь пользоваться методом эмпатического слушания (К. Роджерс, Т. Гордон). Эмпатия — это чувство понимания и сопереживания психологического состояния другого человека. Суть метода — создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного решения проблемы.

Педагогу необходимо проявлять тактичность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребенка, уметь акцентировать внимание на его положительных свойствах, чтобы создавать заинтересованность родителей во взаимодействиях со специалистами.

Педагог часто использует наблюдение как метод изучения семьи. Наблюдательный педагог подмечает многие особенности взаимоотношений взрослого и ребенка, по которым можно судить о степени их эмоциональной близости, особенностях коммуникаций. Педагог может создавать специальные ситуации для наблюдения, в которых взрослые и дети раскрываются полнее, например, при участии семьи в подготовке и проведении праздников, развлечении, организации совместного досуга.

При этом ребенок выполняет совместно с родителями какое-либо практическое задание, а педагог наблюдает и анализирует реакции родителей, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества его работы, умение взаимодействовать с ребенком.

Для изучения родительских позиций педагог может предложить родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок».

 

________________________________________________________________

42

Могут использоваться психотерапевтические приемы, когда педагог показывает родителям способы организации эмоционального взаимодействия с ребенком посредством арттерапии.

Существуют методы, с помощью которых одновременно и изучается, и корректируется позиция родителей. В результате такого подхода родители рассматривают предлагаемые методы как собственные наработки и более охотно внедряют их в свою педагогическую практику.

В последнее время нередко применяются методы психокоррекции, такие как психологический тренинг, в котором участвуют члены нескольких семей, имеющих сходные проблемы. Им предлагаются задания, выполнение и совместное обсуждение которых должно помочь выработке умений и навыков, необходимых ценностных изменений для совместной жизни с ребенком с особыми потребностями, гармонизировать отношения между членами семьи (более подробно эти методы описаны в главе V).

При хорошей совместимости группа участников тренинга становится группой взаимопомощи. Исключаются критика и осуждение, что создает условия для откровенности в обсуждении даже интимных проблем, обмена опытом, знаниями, свободного выражения переживаемых чувств.

Деятельность группы может быть полностью конфиденциальной и закрытой для посторонних. В процессе совместной работы участники таких тренингов повышают свою компетентность в вопросах брака и семьи, воспитания детей, стратегий выживания, что повышает их эффективность в различных сферах жизни.

Каждый специалист, работающий с детьми, нуждается в объективной информации о семье, в которой воспитывается ребенок. Такая информация помогает педагогу оказывать влияние на педагогический процесс в семье, согласовывать воспитательную деятельность семьи и детского учреждения.

Наиболее важной является информация о:

составе семьи, профессии;

образовательном уровне родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка;

♦ общей семейной атмосфере;

♦ семейных взаимоотношениях;

эмоциональной близости или, наоборот, автономности каждого члена в семье;

 

 

________________________________________________________________

43

♦ хаотичном противоречивом характере взаимоотношений;

приоритетах воспитания детей: здоровье, развитие нравственных качеств, способностей, дарований;

культурном уровне родителей;

уровне психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков;

готовности к повышению своей компетентности;

стратегиях и тактике воспитательных воздействий;

участии всех взрослых в воспитании;

♦ степени согласованности требований к ребенку;

♦ наличии конфликтов по поводу воспитания;

♦ неравномерном распределении воспитательных функций между взрослыми членами семьи;

отсутствии в семье условий для полноценного развития ребенка;

♦ организации совместных форм деятельности в семье: активном вовлечении ребенка в семейные дела и заботы;

эпизодическом привлечении ребенка к семейным делам;

разобщенности взрослых в семейных делах, изоляции ребенка от семейных дел и забот;

♦ отношении семьи к дошкольному учреждению, которое посещает их ребенок: безразлично относятся к детскому учреждению, не озабочены воспитанием собственного ребенка, стараются переложить все воспитательные функции на детское учреждение;

сотрудничестве со специалистами: готовы — не готовы.

Во всех случаях диагностическая работа с родителями должна осуществляться с учетом следующих принципов:

♦ диагностическая информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами;

♦ полученная информация должна быть конфиденциальной;

сообщение результатов диагностики супругам должно проводиться индивидуально с возможно более положительной оценкой вклада обоих;

♦ родителям должна оказываться помощь в определении методов и приемов воспитания детей с отклонениями в развитии.

Результаты диагностической работы дают специалисту информацию о возможных причинах неблагополучия в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений.

 

________________________________________________________________

44

Информация, которую

Можно получить от ребенка

Для получения информации о семье нередко используются проективные методики, основанные на принципе проекции, т.е. перенесения на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств, желаний.

 

Методика «Рисунок семьи»

Этот метод используется для исследования восприятия детьми семейных взаимоотношений. Маленькие дети яснее выражают себя через действие, чем словами. Тест доступен детям с невысоким интеллектом. Они в состоянии улавливать нюансы отношения к ним членов семьи и ощущать свое одиночество в семье (Е. С. Романова, С. Ф. Потемкина). Метод является эмпирическим и может являться базисом для построения различных гипотез в совокупности с другими методами обследования.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Интерпретацию рисунка условно разделяют на три части: 1 — анализ структуры «Рисунка семьи»; 2 — интерпретацию особенностей графических презентаций членов семьи; 3 — анализ процесса рисования.

Анализ структуры «Рисунка семьи» и сравнение состава нарисованной и реальной семьи. Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.

Принято считать, что отсутствие кого-то из членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения — один из симптомов и признак конфликтных семейных взаимоотношений, психического дискомфорта ребенка в семье.

Отсутствие на рисунке автора означает конфликт между ним и семьей или кем-то из ее членов. Таким способом ребенок выражает свой протест против неприятия его в семье. Если ребенок из всей семьи рисует только себя, это, скорее всего, признак его одиночества в семье. Рисунок без кого-то из родителей или других членов семьи (например, сестры, брата) указывает, что именно этот родственник — источник дискомфорта и переживаний ребенка. Если ребенок «расширяет» свою семью, вводя в нее постороннего человека, этим он пытается восполнить дефицит любви, недополученный от близких.

 

________________________________________________________________

45

Значимость членов семьи ребенок обозначает с помощью размеров фигур. Чем больше значимость, тем больше размер его фигуры. Когда все хорошо в семье, ребенок изображает себя ростом с маму и папу, рядом с ними. Если он рисует себя с краю после братьев и сестер, далеко от папы и мамы, это может говорить о его ревности к другим детям.

Об эмоциональной близости или разобщенности родственников может свидетельствовать маленькое или большое расстояние между ними. Чем ближе эмоционально члены семьи друг другу, тем ближе они расположены на бумаге. В неблагополучных, конфликтных семьях родственники изображаются далеко друг от друга, а пространство между ними заполнено вещами, предметами.

Кинетический рисунок семьи. Ребенку дается инструкция нарисовать каждого члена семьи, включая себя, делающего что-нибудь. Эти кинетические (изображающие действие) рисунки могут быть более информативными, чем рисунки, выполненные по традиционным инструкциям.

Таким образом, детские рисунки человеческих фигур могут быть получены с использованием различных инструкций и методов анализа.

Подробнее о рисуночных методиках можно прочитать в книгах:

БарканА. И. Его величество ребенок. — М., 1996;

Берне Р. С, Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи. —-М., 2000;

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2003;

♦ Лосева В. К. Рисуем семью. — М., 1995;

Маховер К. Проективный рисунок человека. —М., 1996(2-ое издание);

Хоментаусках Г. Т. Использование детского рисунка для исследования 

внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. —1986. —№ 1.

Для изучения семейных взаимоотношений педагог может использовать методики комментирования картинки, завершения рассказа, неоконченных предложений, а также игровые задания.

Игровые задания

Педагог может предложить ребенку поиграть в игру «Чем я близких своих порадую, чем могу огорчить». Предлагаются два контура лица человека (хмурое и улыбающееся) и набор сюжет-

 

 

________________________________________________________________

46

ных картинок, отражающих и плохие, и хорошие поступки детей. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, представить себя главным действующим лицом и затем разложить картинки. Если маме (папе, бабушке) поступок понравится, картинку надо положить к улыбающемуся лицу, а если огорчит, — к хмурому. Анализ выполнения задания дает основание судить о вза­имоотношениях взрослых и ребенка, о единстве требований, предъявляемых ребенку взрослыми членами семьи, ценностных ориентациях семьи.

Методика комментирования картинок. Ребенку предъявляются картинки, изображающие сцены из семейной жизни. Предлагается описать картинку (Что нарисовано?) и озвучить (например, что мама или папа говорили дочке или сыну). Ребенок рассказывает о картинке, опираясь на собственный опыт, наделяя персонажей своими переживаниями и отношениями.

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ: «Я придумаю начало, а ты конец». Конец рассказа придумывает ребенок в зависимости от того, как реагировала бы его собственная мама в подобной ситуации.

Методика неоконченных предложений используется достаточно часто. Педагог предлагает ребенку «поиграть»: «Я начну предложение (фразу), а ты закончишь». Педагог играет роль ребенка, а ребенок мамы (папы). В ходе игры «ребенок» (педагог) обращается к «маме» (ребенку) с просьбами. Как и в других проективных методиках, предлагаются хорошо известные ребенку ситуации.

Проективные методики и игровые методы помогают педагогу увидеть «глазами ребенка» стереотипы повседневного общения в семье, помочь родителям понять мотивы поведения собственного ребенка, убедить в целесообразности изменения отношения к нему, если в этом назрела необходимость.

Широкие возможности для изучения семейных взаимоотношений и положения ребенка в семье предоставляет проективная методика Рене Жиля, содержащая 42 вопроса и рисунки, на которых ребенок определяет свое место среди членов семьи в разных ситуациях.

С детьми начиная с 6-летнего возраста можно использовать метод интервью. По наблюдениям специалистов ребенок способен точно определять суть семейных взаимоотношений, семейные роли.

 

________________________________________________________________

47

Информация, которую



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.045 с.)