Модели семейных взаимодействий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели семейных взаимодействий



Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех понятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, коммуникации.

 

Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы:

Супружеская (муж — жена)

Родительская (родитель — ребенок)

Сибсовая (брат — сестра)

Расширенная семейная (экстрасемейная) — взаимодействие с друзьями, профессионалами и др.

 

Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье, а сплоченность и адаптивность определяет то, как происходит взаимодействие. Сплоченность описывается с помощью двух полярных состояний: переплетенности и разобщенности.

Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуются гиперопекой и гипервовлеченностью членов семьи в жизнь друг друга.

Адаптивность (гибкость) связана со способностью изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. (Ригидные семьи испытывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связанной с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Хаотические семьи часто переходят от чувства эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности).

 

 

четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения:

♦ «Принятие любовь»;

♦ «Явное отвержение»;

«Излишняя требовательность»;

«Чрезмерная опека».

 

неправильные типы воспитания, приводящих к возникновению неврозов у детей (А. И. Захаров, Д. Н. Исаев):

Отвергающее. Оно обусловлено рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов. Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля на почве попустительства.

Гиперсоциализирующее. Возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к социальному статусу других членов семьи.

Эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывают представление «я большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.

 

 

параметры воспитательного процесса (А. И. Захаров):

Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям:

а)гиперопека;

б) опека;

в) приятие;

г) неприятие.

 

Параметр контроля:

а) разрешительный;

б) допускающий;

в) ситуативный;

г) ограниченный.

 

♦Последовательностьнепоследовательность.

Аффективная устойчивостьнеустойчивость.

Тревожностьнетревожность.

 

черты патогенного воспитания:

Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.

Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.

Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей. Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

 

три неблагоприятных для ребенка п атогенных типа родительского отношения (А.Я. Варга):

Симбиотический.

Авторитарный.

Эмоционально отвергающий.

 

Жизненный цикл семьи

Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986г. выделил пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Рождение ребенка — получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.

Школьный возраст — становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение), хлопоты по устройству, переживание реакций сверстников, заботы по внешкольной дея­тельности ребенка.

Подростковый возраст — привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связан-

 

________________________________________________________________

17

ных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвержением, планирование будущей занятости ребенка.

♦ Период «выпуска» — признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей социализации семьи инвалида.

Постродителъский период — перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

 

Таким образом, чтобы иметь возможность объективно рассматривать проблемы семей с детьми, имеющими ограниченные возможности, недостаточно учитывать лишь внутрисемейные возможности и внутрисемейные факторы.

Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. В России социально-экологическая модель привлекает все больший интерес исследователей. Существует концепция про­ницаемости семьи во взаимодействии с другими экстрасемейными системами. Примером может служить ситуация, в которой семья с ребенком замкнута или открыта для получения поддержки от других семей с подобными проблемами, групп поддержки, социальных институтов и других источников помощи.

 

 

Семейные функции

Семейные функции с точки зрения теории систем являются выходом семейной системы. Выполнение семейных функций является важным условием существования семьи и требует ее определенной независимости от экстрасемейной подсистемы.

Существует множество классификаций семейных функций как в отечественной литературе, так и в зарубежной. Однако не многие из них учитывают специфику функций семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Приведем одну из классификаций семейных функций. В соответствии с ней основными-являются следующие: эконо-

________________________________________________________________

18

мическая, связанная с оплатой банковских счетов, банковскими вкладами, заработной платой и другими финансовыми операциями. На семье лежат также обязанности по удовлетворению физиологических потребностей членов семьи, связанных с интимной близостью, приобретением и приготовлением пищи, покупкой одежды, лечением и профилактикой болезней, уходом за домом. Семья выполняет восстановительную функцию по организации индивидуального семейного отдыха, хобби ее членов. Важной функцией семьи является социализация детей, связанная с развитием социальных навыков и межличностных отношений. Семья способствует самоидентификации детей. Помогает им увидеть свои сильные и слабые стороны, способствует развитию чувства принадлежности. Велика воспитательная роль семьи. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность. Семья выполняет также мировоззренческую функцию, формируя систему ценностей у ребенка. Образовательная функция семьи связана с образованием детей и продолжением образования родителей. Наконец, семья играет важную роль в профессиональной подготовке и решении проблем, связанных с профессиональной деятельностью.

Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

 

Таким образом, понимание семьи как целостной системы позволяет распространить на нее положения, относящиеся к функционированию системных объектов:

♦ Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функциями.

♦ Семья как целое определяет некоторые характеристики входящих в нее индивидов.

♦ Семейная система не является простой суммой составляющих ее элементов.

♦ Каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием.

♦ Семейная система обладает способностью к саморегуляции.

 

 

________________________________________________________________

19

Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного подхода к организации клинико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей, психофизиологической системы мать-ребенок, всей семейной системы в целом.

 

Вопросы и задания

1. Что такое социально-экологическая модель семьи? Дайте основные характеристики.

2. Опишите модель семейных взаимодействий Олсона.

3. Назовите этапы жизненного цикла семьи.

4. Перечислите функции семьи, воспитывающей «нестандартного ребенка».

 

 

________________________________________________________________

20

ГЛАВА 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.016 с.)