Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели семейных взаимодействий
Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех понятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, коммуникации.
Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы: ♦ Супружеская (муж — жена) ♦ Родительская (родитель — ребенок) ♦ Сибсовая (брат — сестра) ♦ Расширенная семейная (экстрасемейная) — взаимодействие с друзьями, профессионалами и др.
Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье, а сплоченность и адаптивность определяет то, как происходит взаимодействие. Сплоченность описывается с помощью двух полярных состояний: переплетенности и разобщенности. Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуются гиперопекой и гипервовлеченностью членов семьи в жизнь друг друга. Адаптивность (гибкость) связана со способностью изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. (Ригидные семьи испытывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связанной с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Хаотические семьи часто переходят от чувства эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности).
четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: ♦ «Принятие любовь»; ♦ «Явное отвержение»; ♦ «Излишняя требовательность»; ♦ «Чрезмерная опека».
неправильные типы воспитания, приводящих к возникновению неврозов у детей (А. И. Захаров, Д. Н. Исаев): ♦ Отвергающее. Оно обусловлено рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов. Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля на почве попустительства. ♦ Гиперсоциализирующее. Возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к социальному статусу других членов семьи. ♦ Эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывают представление «я большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.
параметры воспитательного процесса (А. И. Захаров):
♦ Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: а)гиперопека; б) опека; в) приятие; г) неприятие.
♦ Параметр контроля: а) разрешительный; б) допускающий; в) ситуативный; г) ограниченный.
♦Последовательность — непоследовательность. ♦ Аффективная устойчивость — неустойчивость. ♦ Тревожность — нетревожность.
черты патогенного воспитания: ♦ Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания. ♦ Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности. ♦ Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей. Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
три неблагоприятных для ребенка п атогенных типа родительского отношения (А.Я. Варга): ♦ Симбиотический. ♦ Авторитарный. ♦ Эмоционально отвергающий.
Жизненный цикл семьи Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986г. выделил пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. ♦ Рождение ребенка — получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи. ♦ Школьный возраст — становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение), хлопоты по устройству, переживание реакций сверстников, заботы по внешкольной деятельности ребенка. ♦ Подростковый возраст — привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связан-
________________________________________________________________ 17 ных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвержением, планирование будущей занятости ребенка. ♦ Период «выпуска» — признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей социализации семьи инвалида. ♦ Постродителъский период — перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.
Таким образом, чтобы иметь возможность объективно рассматривать проблемы семей с детьми, имеющими ограниченные возможности, недостаточно учитывать лишь внутрисемейные возможности и внутрисемейные факторы. Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. В России социально-экологическая модель привлекает все больший интерес исследователей. Существует концепция проницаемости семьи во взаимодействии с другими экстрасемейными системами. Примером может служить ситуация, в которой семья с ребенком замкнута или открыта для получения поддержки от других семей с подобными проблемами, групп поддержки, социальных институтов и других источников помощи.
Семейные функции Семейные функции с точки зрения теории систем являются выходом семейной системы. Выполнение семейных функций является важным условием существования семьи и требует ее определенной независимости от экстрасемейной подсистемы. Существует множество классификаций семейных функций как в отечественной литературе, так и в зарубежной. Однако не многие из них учитывают специфику функций семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Приведем одну из классификаций семейных функций. В соответствии с ней основными-являются следующие: эконо- ________________________________________________________________ 18 мическая, связанная с оплатой банковских счетов, банковскими вкладами, заработной платой и другими финансовыми операциями. На семье лежат также обязанности по удовлетворению физиологических потребностей членов семьи, связанных с интимной близостью, приобретением и приготовлением пищи, покупкой одежды, лечением и профилактикой болезней, уходом за домом. Семья выполняет восстановительную функцию по организации индивидуального семейного отдыха, хобби ее членов. Важной функцией семьи является социализация детей, связанная с развитием социальных навыков и межличностных отношений. Семья способствует самоидентификации детей. Помогает им увидеть свои сильные и слабые стороны, способствует развитию чувства принадлежности. Велика воспитательная роль семьи. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность. Семья выполняет также мировоззренческую функцию, формируя систему ценностей у ребенка. Образовательная функция семьи связана с образованием детей и продолжением образования родителей. Наконец, семья играет важную роль в профессиональной подготовке и решении проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.
Таким образом, понимание семьи как целостной системы позволяет распространить на нее положения, относящиеся к функционированию системных объектов: ♦ Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функциями.
♦ Семья как целое определяет некоторые характеристики входящих в нее индивидов. ♦ Семейная система не является простой суммой составляющих ее элементов. ♦ Каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием. ♦ Семейная система обладает способностью к саморегуляции.
________________________________________________________________ 19 Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного подхода к организации клинико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей, психофизиологической системы мать-ребенок, всей семейной системы в целом.
Вопросы и задания 1. Что такое социально-экологическая модель семьи? Дайте основные характеристики. 2. Опишите модель семейных взаимодействий Олсона. 3. Назовите этапы жизненного цикла семьи. 4. Перечислите функции семьи, воспитывающей «нестандартного ребенка».
________________________________________________________________ 20 ГЛАВА 2
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.016 с.) |