Отто Вагнер. Майолик-хауз. Фрагмент. 1899 г. Вена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отто Вагнер. Майолик-хауз. Фрагмент. 1899 г. Вена.



ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура рубежа XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зод­чества. Само название стиля архитектуры этого периода — модерн — сви­детельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна — в окон­чательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерье­ров зданий.

Модерн нашёл себе почву практически во всех странах Европы и эхом отозвался в Америке. Источником вдохновения служила вся история архи­тектуры от древних архаических сооружений до японских домов. Но не только она. Архитекторов воодушевляло практически всё, что было со­здано природой: растения, раковины моллюсков, чешуя рыб, игра потоков воды, плетение прядей женских волос. Почему так расширился круг исполь­зуемых образцов? Ответ заключается в сущности творческого метода ар­хитекторов модерна, для которых главным стал принцип импровизации на выбранную тему. Поэтому столь разнообразны сооружения рубежа XIX— XX вв., столь несхожи манеры отдельных зодчих и противоречивы их вы­сказывания. Практически в каждой стране были мастера, работавшие в раз­ных вариантах стиля.

В Бельгии наиболее заметными архи­текторами стиля модерн были Вик­тор Орта и Анри ван де Велде. Во Франции Эктор Гимар под влиянием творчества Орта применил орна­ментальные металлические конст­рукции в строительстве павильонов Парижского метрополитена, а Опост Перре (1874—1954) и Тони Гарнье (1869—1948) продолжили опыты инженера-строителя Гюстава Эйфе­ля в области эстетического осмыс­ления сугубо практических соору­жений.

Австрийская школа модерна прежде всего связана с деятельно­стью Отто Вагнера (1841 — 1918) и его ученика Йозефа Марии Ольбриха (1867—1908) — автора выставоч­ного зала венского Сецессиона. Од­новременно с ними в Вене работал один из наиболее передовых архи­текторов начала века — Адольф Лоос (1870-1933).

В Германии поисками нового архитектурного стиля занимались различные творческие объедине­ния. Одним из самых известных стал Сецессион в Мюнхене, образо­ванный в 1892 г. Наиболее яркий его представитель — Август Эндель (1871—1925).

Другим центром была Дармштадтская колония художников, ос­нованная в 1899 г. Большая часть её сооружений была построена по про­ектам Ольбриха в суровом, лишён­ном декора стиле. Рядом с Дрезде­ном архитектор Генрих Тессенов (1876—1956) возвёл для художест­венных мастерских «город-сад» Хеллерау, показав возможности архи­тектурной импровизации на тему классицизма.

На Британских островах круп­нейшим мастером модерна был шот­ландский архитектор и художник Чарлз Ренни Макинтош (1868—

*Ордер (от лат. ordo — «ряд», «порядок») — сочета­ние вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и го­ризонтальных несомых час­тей (антаблемента) архитек­турной конструкции, их строение и художественное оформление.

Брюссель.

Австрийский мастер Йозеф Хофман (1870—1956) был одним из ос­нователей венского Сецессиона. Следуя принципам рациональности и простоты в архитектуре, которых придерживались его представите­ли, он построил строгое, практически лишённое украшений здание. Его объёмы выступают в виде кубов и параллелепипедов; форма вхо­да повторяет форму полукруглого фонаря, расположенного над ним.

Луис Салливен.

Небоскрёб Гаранти-билдинг.

Гг.

Буффало.

Луис Генри Салливен, американский архитектор, проектировав­ший высотные деловые здания, сумел придать им художествен­ный облик. Он делил сооружение на пять уровней в соответствии с их назначением. На первом уровне помещались подвалы с ото­пительными помещениями, на втором — банки и магазины, кото­рые должны были хорошо освещаться. Третий уровень занимали просторные помещения, к которым вели широкие лестницы, чет­вёртый (Салливен уподоблял его улью) включал многочисленные этажи, заполненные конторами. На пятом уровне архитектор по­мещал аттик (стенку над венчающим сооружение карнизом, обычно украшенную рельефами или надписями), который напо­минал античные постройки.

Членение на уровни хорошо просматривается и в этом небо­скрёбе Салливена. Во втором уровне он использовал арки и пи­лястры (плоские вертикальные выступы на поверхности стены), что было очень необычно.

1928), глава Школы искусства в Глаз­го, который возводил сооружения, напоминавшие сельские коттеджи, а также занимался декоративно-при­кладным искусством.

Развитие модерна в странах Се­верной Европы оказалось связан­ным с национальным прошлым. Голландский архитектор Хендрик Петрюс Берлаге (1856—1934) создал выразительные здания из кирпича, близкие традициям XVII в., а финский зодчий Элиель Сааринен (1873— 1950) обратился к деревянным сру­бам и фольклорным орнаментам.

Испанский модерн нашёл единст­венного в своём роде исполнителя в лице Антони Гауди, в равной степе­ни использовавшего в постройках исторические и природные мотивы.

В конце XIX столетия в Америке возникла чикагская школа, самой за­метной фигурой которой был Луис Генри Салливен (1856—1924), при­думавший один из типов высотных деловых зданий.

Модерн завершил творческие по­иски XIX в. и одновременно стал основанием для дальнейшего разви­тия архитектуры в XX столетии. На­ступившей эпохе он оставил новые материалы и конструкции, новые представления о форме и простран­стве, плоскости и линии.

 

АНТОНИ ГАУДИ

(1852—1926)

Над испанским городом Барсело­ной высится огромный храм — Саграда Фамилия («Святое Семейст­во»). Издали он похож на готиче­ский собор, вблизи же кажется остатками кораллового рифа, вос­поминанием о морской стихии, не­когда царствовавшей здесь. Это уди­вительное сооружение построено по проекту испанского архитекто­ра Антони Гауди-и-Корнета. Он от­дал ему сорок три года жизни и, не закончив, предоставил коллегам и согражданам завершить его возве­дение (оно продолжается и ныне). Гауди родился в небольшом го­родке Реусе в Каталонии, области на северо-востоке Испании у Среди­земного моря. Его отец, дед и прадед были гончарами. В 1873 г., когда Гауди стал студентом Барселонской ар­хитектурной школы, там все были увлечены изучением средневековой архитектуры. Готика сделалась его пу­теводной звездой, а деятельность средневекового зодчего — идеалом жизни. Через четыре года директор школы, принимая дипломный проект молодого архитектора, сказал, что он «гений или безумец».

Вскоре Гауди получил первый за­каз. Мануэль Висенс, владелец круп­нейшего в Каталонии производства керамических изделий: кафельных плиток, черепицы и посуды, — решил построить особняк в Барселоне и одновременно показать горожанам образцы своей продукции. В 1878— 1885 гг. мастер возвёл живописную постройку с башнями-беседками на крыше. Стены особняка облицованы мозаикой из керамических цветных плиток и камня.

В оформлении интерьеров дома проявилась безграничная фантазия Гауди. В столовой на серо-коричне­вом каменном полу возвышается ка­мин, покрытый жёлтыми и голубыми плитками с цветочным орнаментом. Панели стен и двери выполнены из светлого дерева; по сторонам дверей изображены стоящие в воде цапли и

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Дом Висенса. Столовая.

Фрагмент.

Гг.

Барселона.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Дом Капричо. 1883—1885 гг.

Барселона.

Как и в доме Висенса, в этой ранней постройке Гауди использовал керамику. Правда, он только сделал проект, а строительство особняка вёл архитектор Максимо Диаз де Кихано, прозванный Капричо (исп. capricho — «каприз»). В композиции дома сразу бросается в глаза высокая башня: здесь вход в здание, лестница, соединяющая разные уровни дома, и смотро­вая площадка, чтобы обозревать живописные окрестности усадьбы. Круглый ствол башни установлен на фантастической конструкции из четырёх приземистых колонн с капителями в виде пальмовых листьев, в которых гнездятся голуби. Поверхность стен облицована кера­мическими плитками с выпуклыми цветами подсолнечника. Ограда смотровой площадки напоминает высохшие на солнце растения, а стоящая в центре беседка похожа на дерево.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Парк Гуэль. 1900—1914 гг.

Барселона.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Барселона.

*Фонарь - здесь застек­лённый или имеющий несколько окон выступ в стене здания.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Барселона.

*Портал (от лат. porta — «ворота») — архитектурное оформление входа в здание.

Антони Гауди.

Церковь

ВИКТОР ОРТА

(1861—1947)

Виктор Орта родился в бельгийском городе Генте. Он поступил в Гентскую консерваторию, но интерес к изобразительному искусству и ар­хитектуре оказался сильнее привя­занности к музыке. Орта перешёл на архитектурное отделение Гентской академии художеств. Затем он учил­ся у архитектора Альфонса Бала (1818—1895), построившего в столице Бельгии здание Музея старинно­го искусства.

В 1892 г. Орта получил первый заказ. Известный брюссельский ин­женер и промышленник Эмиль Тассель предложил молодому архитек­тору построить для него городской дом (1892—1893 гг.).

Пространство первых этажей брюссельских жилых домов тради­ционно просматривалось насквозь: в них раньше устраивали служебные помещения, связанные с двором. Орта сохранил этот приём, но ис­пользовал его совершенно иначе. Вестибюль восьмигранной формы, в который попадает вошедший с улицы человек, ограничен только металлическими конструкциями и плавно переходит в гостиную и ле­стницу. Гостиная поднята на по­л-этажа по сравнению с вестибюлем и огорожена тонкими металличе­скими колоннами. Лестница, веду­щая на второй этаж, поражает изя­ществом изогнутых маршей и напоминает ручей, извивающийся среди травы и деревьев.

Фантазия Орта в отделке ин­терьеров дома Тасселя переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи или графики. «Я спрашивал себя, — говорил мас-

Виктор Орта.

Брюссель.

Виктор Орта.

Виктор Орта.

Брюссель.

Над столовой расположен лекцион­ный зал, стены которого полностью смонтированы из металлических элементов. Здание Народного дома стало образцом функционального использования металла в общест­венном строительстве.

Виктор Орта.

Виктор Орта.

АНРИ ВАН ДЕ ВЕЛДЕ

(1863—1957)

Анри ван де Велде родился в Брюс­селе в семье преуспевающего фарма­колога. Сильное желание заниматься живописью привело будущего архи­тектора в Королевскую академию изящных искусств в Антверпене, а за­тем он отправился в Париж, где учил­ся в 1884—1885 гг. Особенно его привлекал неоимпрессионизм.

Вернувшись в столицу Бельгии, ван де Велде продолжил занятия живописью.

В 1892 г. художник женился, и это событие изменило его дальней­шую судьбу, заставив задуматься, в каком доме будет жить семья. «Я сказал себе, что никогда не допу­щу, чтобы моя жена и семья находи­лись в „аморальном" окружении. Но в это время всё, что можно бы­ло купить на рынке, отличалось без­вкусицей, „лживостью форм"».

Следуя примеру Уильяма Мор­риса, построившего после женить­бы знаменитый «Красный дом», ван де Велде возвёл в 1895 г. дом «Блюменверф» в местечке Уккеле под Брюсселем. Впоследствии он говорил, что именно этот дом толк­нул его на путь архитектуры. Ван де Велде придумал проект здания, интерьеры, мебель, посуду, мелочи быта, даже модели своих костюмов и платьев жены. Всё вместе предста­вляло собой художественный ан­самбль, воплощающий, по словам мастера, «красоту, обладающую властью над любой деятельностью».

«Блюменверф» пользовался по­пулярностью среди заказчиков. Он стал своеобразной рекламой твор­чества ван де Велде. Владелец па­рижского магазина «Maison de L'Art Nouveau» («Дом нового искусства») Сэмюэл Бинг пригласил художника работать в нём. Стиль бельгийского мастера совпал с духом французско­го «ар нуво». Так начались архитек­турная карьера ван де Велде и его известность в Европе.

Вскоре ван де Велде получил приглашение из Германии и поехал туда работать. Для богатого коллек­ционера картин графа Гарри Кесслера архитектор в 1900 г. оформил интерьеры берлинской квартиры. Форма, по мнению мастера, должна нести отголосок душевного состоя­ния человека. Столовая здесь выпол­нена в спокойных светлых тонах и украшена изящными деревянными панелями. Ван де Велде спроектиро­вал и изысканную мебель. Спинки стульев отдалённо напоминали кры­лья бабочек и усиливали лёгкое,

Анри ван де Велде.

Дом «Блюменверф». 1895 г.

Уккеле близ Брюсселя.

Анри ван де Велде.

Анри ван де Велде.

Берлин.

Анри ван де Велде.

Фолькванг-музей.

Интерьер.

Гг.

Хаген.

Анри ван де Велде.

Анри

Ван де Велде. Вилла

Хохенхоф. 1908 г. Хаген.

Анри

Ван де Велде.

Хаген.

Один из лучших частных домов архитектора напоминает «Блюменверф», но выполнен более монументально. Стены виллы об­лицованы грубым камнем, размер и рисунок кладки которого

меняется на разных этажах. В интерьере ван де Велде использо­вал панели из крашеного и натурального дерева, мебель, встрое­нную в деревянную обшивку стен.

коничным и функциональным. Двух­этажный музей возведён из светлого песчаника и прекрасно вписывается в пейзаж. Помимо выставочных по­мещений он включает лекционный зал, библиотеку и комнаты для гос­тей. Гладкие светлые стены, выхо­дящие в парк большие окна, гармо­ничные прямоугольные формы и свободно перетекающие из одного в другое внутренние пространства сде­лали это сооружение вершиной творчества ван де Велде.

Последние годы жизни архитек­тор провёл в Швейцарии в местеч­ке Оберегери. Ван де Велде умер в возрасте девяноста четырёх лет, пережив не только многих коллег, но и свой стиль.

Анри ван де Белле.

Музей Крёллер-Мюллер.

Г.

Оттерло (Нидерланды).

Анри ван де Велде.

ПЕТЕР БЕРЕНС

(1868—1940)

Петер Беренс родился в Гамбурге в богатой аристократической семье. Восемнадцатилетним юношей он поступил в живописный класс Ху­дожественной школы в городе Карлс­руэ. В течение десяти лет Беренс был поглощён поисками своего стиля. В 1896 г. он уехал в Италию, а вернув­шись в Германию, обратился к де­коративно-прикладному искусству, которое в то время привлекло при­стальное внимание художников.

Немецкий герцог Эрнст Людвиг фон Гессен, известный меценат и собиратель произведений искусства, в 1899 г. основал близ городка Дармштадта колонию художников и ар­хитекторов. Он дал мастерам землю, предложил застроить её, поселить­ся и работать. Беренс в числе других получил приглашение и принял учас­тие в деятельности колонии. Здесь он возвёл первое сооружение — собственный дом (1901 г.).

Молодой архитектор счёл анг­лийский коттедж наиболее удоб­ным типом частного жилища. Двух­этажный, с простой планировкой, этот дом воплощал скромный и строгий стиль жизни, характерный для Германии.

Уже на следующий год Беренс создал одно из лучших произведе­ний. В 1902 г. на первой Международ­ной выставке современного декора­тивного искусства в итальянском

ЭКТОР ГИМАР

(1867—1942)

Эктор Жермен Гимар учился в Школе изящных ис­кусств в Париже. За успехи он был награждён поезд­кой в Англию и Бельгию. Молодой мастер вернулся во Францию в 1894 г., потрясённый интерьером дома Тасселя Виктора Орта, и стал первым последователем бельгийского архитектора во Франции.

Гимар впервые сделал металлическую конструкцию одним из элементов архитектурного решения в особ­няке Беранже (1897—1898 гг.). Мастер вписал в ка­менную арку входа асимметричную композицию ко­ваных ворот, в рисунке которых не было ни одной повторяющейся линии, и продолжил металлический декор в вестибюле.

В 1898 г. Гимар получил заказ на возведение стан­ций Парижского метрополитена. Их строительством он занимался с 1898 по 1904 г. Если Гюстав Эйфель (со­здатель знаменитой башни) рекламировал металл преж­де всего как строительный и конструктивный материал, то Гимар показал его пластические возможности. Ули­цы Парижа украсили странные изогнутые колючие со­оружения, похожие на огромные ювелирные украше­ния. Павильоны трёх станций метрополитена (они не сохранились) архитектор возвёл из стандартных ме­таллических элементов, цветного стекла и вставок из эмали (стеклообразного покрытия) на стали. Металл был

Петер Беренс.

Турбинная фабрика.

Г.

Берлин.

из металлических конструкции, и это освободило внутреннее про­странство от ненужных опор. Сте­ны почти полностью стеклянные, с металлическими перегородками. Металлические детали фасада скры­ты железобетонными стенами, которые имитируют циклопическую (из огромных каменных блоков) кладку. Мощи промышленного про­изводства в полной мере соответст­вовала лишённая убранства рацио­нальная архитектура, обыгрывавшая выразительные возможности таких материалов, как железобетон, ме­талл, стекло.

Несколько иным был проект Фаб­рики высокого напряжения, кото­рую Беренс возвёл в 1910 г. также в Берлине. Более сложный техноло­гический процесс заставил объеди­нить в одном здании разнообразные производственные помещения. Ри­сунок главного фасада соответство­вал их расположению: стены-витра­жи указывали на местонахождение цехов, небольшие прямоугольники окон — на конторские и подсобные помещения, выступающие башен­ки — на лестничные клетки.

Монументальный стиль Беренса, проявившийся в постройках для концерна AEG, привлёк к нему вни­мание немецкого правительства. Архитектор получил заказ на строи­тельство здания Посольства Герма­нии в Петербурге (1911 —1912 гг.). Его фасад он украсил огромной ко­лоннадой из тёмно-красного грани­та, на три четверти выступающей из стены. Колоннада упрощена так, что почти не чувствуются её античные прообразы.

Первая мировая война принесла Беренсу разочарования и творче­скую депрессию, он мало строил в то время.

Сооружённый вскоре после вой­ны комплекс производственных зда­ний завода в Оберхаузене (1921 — 1925 гг.) — образец рационального стиля, которому архитектор остал­ся верен до конца.

В последние годы жизни мастер занимался проектами крупных про­мышленных и административных

зданий и ансамблей. Функциональ­ное осмысление производственно­го процесса и придание ему эстети­ческого смысла — вот основы, которые он заложил для дальнейше­го развития мировой промышлен­ной архитектуры.

Петер Беренс.

Петер Беренс.

Петер Беренс.

СКУЛЬПТУРА

АНТУАН БУРДЕЛЬ

(1861 — 1929)

Эмиль Антуан Бурдель родился на юге Франции в городе Монтобане. Его отец был столяром, дядя — ка­менотёсом, один дед — пастухом, другой — ткачом. Через много лет, став скульптором, Антуан Бурдель сказал: «Я леплю на простонарод­ном наречии».

Городской муниципалитет по­слал талантливого юношу учиться в Школу изящных искусств в Тулузе, а затем в Париж. Однако академиче­ские правила тяготили Бурделя. Вскоре он покинул школу, лишив­шись стипендии, и начал поиски новых учителей. Так произошла его встреча со скульптором Жюлем Далу (1838—1902). Возможно, именно Далу представил своего ученика знаменитому мастеру Огюсту Роде­ну. Примерно с 1890 г. начались их многолетняя дружба и сотрудниче­ство. Вначале Бурдель лишь учился у Родена, вникая в особенности его техники и видения формы. Затем, завоевав доверие мастера, он полу­чил право переводить гипсовые и глиняные модели в мрамор и брон­зу. Именно через руки Бурделя про­шла отливка скульптурной компози­ции «Граждане Кале»: он принимал изготовленные фрагменты памят­ника перед установкой в 1895 г. Мо­лодой скульптор участвовал также в создании памятника Бальзаку. Рабо­ты этого периода несут печать роденовского стиля: пластичность, сти­хийность, чувственность.

Вскоре после знакомства с Роде­ном Бурдель получил от муниципа­литета родного города заказ на па­мятник павшим во франко-прусской войне 1870—1871 гг. жителям депар­тамента Тарн-и-Гаронна. В 1902 г. «Памятник павшим» (1893—1902 гг.) был открыт на центральной площа­ди Монтобана. Могучий воин в от­чаянии взмахивает обломком сабли, за его спиной падает на землю дру­гой солдат. Над ними взмывает

вверх фигура, изображающая Побе­ду, с древком знамени в руках. В пер­вом самостоятельном монументе сразу обозначилось стремление Бурделя к героизации образов и мону­ментальности.

В 1900 г. мастер создал скульпту­ру «Голова Аполлона», противопо­ставив стихии чувств разум и равно­весие. Начался период его увлечения древнегреческой скульптурой. Это произведение — не копия, не попыт­ка воспроизвести архаические ори­гиналы, а глубоко личное пережи­вание античности, представление о ней, возникшее у художника при чтении строк древнегреческого поэта Гомера.

За Аполлоном последовал ряд статуй, воплотивших античные обра­зы. Скульптура «Геракл, стреляющий из лука» (1909 г.) принесла Бурделю первое признание публики и была высоко оценена его наставником Роденом. Геракл гибок и напряжён, как пружина. Бронзовая фигура луч­ника напоминает статую «Дискобол» древнегреческого мастера Мирона. Кажется, что в этой скульптуре отра­зилась фраза самого Бурделя: «Урав­новешенная неуравновешенность — вот чудесная вещь».

Антуан Бурдель.

Голова Аполлона.

Г.

Музей А. Бурделя, Париж.

Антуан Бурдель.

Антуан Бурдель.

Антуан Бурдель.

Антуан Бурдель.

Победа. 1918 г.

Буэнос-Айрес.

АРИСТИД МАЙОЛЬ

(1861—1944)

Аристид Майоль был сыном по­томственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). Он родился на юге Франции в городке Баньюльс-сюр-Мер. Здесь в кресть­янском труде и робких попытках за­ниматься искусством прошли пер­вые двадцать лет его жизни.

В 1881 г. Майоль поселился в Па­риже. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, за­тем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством со­временных французских художни­ков. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеле­нов — вытканных вручную шерстя­ных ковров-картин без ворса. Он вернулся домой и организовал ма­стерскую. В 1894 г. первые его рабо­ты были представлены публике. Тка­чество открыло Майолю забытые возможности декоративно-приклад­ного искусства, а созданные им гобе­лены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и по­клонников среди коллекционеров.

В сорок лет Майоль занялся скульптурой. Огюст Роден, посетив первую персональную выставку ма­стера в 1902 г., был восхищён его

Аристид Майоль.

Аристид Майоль.

Пюже-Теньер близ Гренобля.

работой «Леда» (1902 г.). Это был невероятный успех, признание пра­вильности избранного пути, более того — своеобразное благословение великого Родена.

В 1901 — 1905 гг. Майоль создал первую большую мраморную статую, у которой два названия: «Средизем­ное море» и «Мысль». Её композиция чиста и логична, а пластика формы естественна и проста.

Майоль, проверив в свои силы, начал участвовать в конкурсах про­ектов памятников. В 1906 г. появил­ся монумент «Скованная свобода» (1905—1906 гг.), изображающий мо­гучую женщину, воплощение жиз­ненной энергии, способной к пре­образованию мира. Таким Майоль представил памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Заказ­чики остались недовольны. Они по­пытались скрыть непривычный облик скульптуры, поставив её на очень высокий постамент и окружив деревьями.

Скульптор мечтал увидеть памят­ники Древней Греции. В 1908 г. у него появилась такая возможность. Новый друг Майоля немецкий меценат и коллекционер граф Гарри Кесслер осуществил его желание. Созерцая скульптуры Парфенона и храма Зев­са в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер ощутил родство сво­его таланта с пластическим мышле­нием древних греков, почувствовал связь, прошедшую через тысячелетия. Одновременно Майоль осознал неве­роятный разрыв культур — древней и современной. «Что должен был я

Аристид Майоль.

Аристид Майоль.

Аристид Майоль.

Аристид Майоль.

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура рубежа XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зод­чества. Само название стиля архитектуры этого периода — модерн — сви­детельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна — в окон­чательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерье­ров зданий.

Модерн нашёл себе почву практически во всех странах Европы и эхом отозвался в Америке. Источником вдохновения служила вся история архи­тектуры от древних архаических сооружений до японских домов. Но не только она. Архитекторов воодушевляло практически всё, что было со­здано природой: растения, раковины моллюсков, чешуя рыб, игра потоков воды, плетение прядей женских волос. Почему так расширился круг исполь­зуемых образцов? Ответ заключается в сущности творческого метода ар­хитекторов модерна, для которых главным стал принцип импровизации на выбранную тему. Поэтому столь разнообразны сооружения рубежа XIX— XX вв., столь несхожи манеры отдельных зодчих и противоречивы их вы­сказывания. Практически в каждой стране были мастера, работавшие в раз­ных вариантах стиля.

В Бельгии наиболее заметными архи­текторами стиля модерн были Вик­тор Орта и Анри ван де Велде. Во Франции Эктор Гимар под влиянием творчества Орта применил орна­ментальные металлические конст­рукции в строительстве павильонов Парижского метрополитена, а Опост Перре (1874—1954) и Тони Гарнье (1869—1948) продолжили опыты инженера-строителя Гюстава Эйфе­ля в области эстетического осмыс­ления сугубо практических соору­жений.

Австрийская школа модерна прежде всего связана с деятельно­стью Отто Вагнера (1841 — 1918) и его ученика Йозефа Марии Ольбриха (1867—1908) — автора выставоч­ного зала венского Сецессиона. Од­новременно с ними в Вене работал один из наиболее передовых архи­текторов начала века — Адольф Лоос (1870-1933).

В Германии поисками нового архитектурного стиля занимались различные творческие объедине­ния. Одним из самых известных стал Сецессион в Мюнхене, образо­ванный в 1892 г. Наиболее яркий его представитель — Август Эндель (1871—1925).

Другим центром была Дармштадтская колония художников, ос­нованная в 1899 г. Большая часть её сооружений была построена по про­ектам Ольбриха в суровом, лишён­ном декора стиле. Рядом с Дрезде­ном архитектор Генрих Тессенов (1876—1956) возвёл для художест­венных мастерских «город-сад» Хеллерау, показав возможности архи­тектурной импровизации на тему классицизма.

На Британских островах круп­нейшим мастером модерна был шот­ландский архитектор и художник Чарлз Ренни Макинтош (1868—

*Ордер (от лат. ordo — «ряд», «порядок») — сочета­ние вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и го­ризонтальных несомых час­тей (антаблемента) архитек­турной конструкции, их строение и художественное оформление.

Отто Вагнер. Майолик-хауз. Фрагмент. 1899 г. Вена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.112 (0.113 с.)