Отто Вагнер. Майолик-хауз. Фрагмент. 1899 г. Вена.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отто Вагнер. Майолик-хауз. Фрагмент. 1899 г. Вена.



ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура рубежа XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зод­чества. Само название стиля архитектуры этого периода — модерн — сви­детельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна — в окон­чательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерье­ров зданий.

Модерн нашёл себе почву практически во всех странах Европы и эхом отозвался в Америке. Источником вдохновения служила вся история архи­тектуры от древних архаических сооружений до японских домов. Но не только она. Архитекторов воодушевляло практически всё, что было со­здано природой: растения, раковины моллюсков, чешуя рыб, игра потоков воды, плетение прядей женских волос. Почему так расширился круг исполь­зуемых образцов? Ответ заключается в сущности творческого метода ар­хитекторов модерна, для которых главным стал принцип импровизации на выбранную тему. Поэтому столь разнообразны сооружения рубежа XIX— XX вв., столь несхожи манеры отдельных зодчих и противоречивы их вы­сказывания. Практически в каждой стране были мастера, работавшие в раз­ных вариантах стиля.

В Бельгии наиболее заметными архи­текторами стиля модерн были Вик­тор Орта и Анри ван де Велде. Во Франции Эктор Гимар под влиянием творчества Орта применил орна­ментальные металлические конст­рукции в строительстве павильонов Парижского метрополитена, а Опост Перре (1874—1954) и Тони Гарнье (1869—1948) продолжили опыты инженера-строителя Гюстава Эйфе­ля в области эстетического осмыс­ления сугубо практических соору­жений.

Австрийская школа модерна прежде всего связана с деятельно­стью Отто Вагнера (1841 — 1918) и его ученика Йозефа Марии Ольбриха (1867—1908) — автора выставоч­ного зала венского Сецессиона. Од­новременно с ними в Вене работал один из наиболее передовых архи­текторов начала века — Адольф Лоос (1870-1933).

В Германии поисками нового архитектурного стиля занимались различные творческие объедине­ния. Одним из самых известных стал Сецессион в Мюнхене, образо­ванный в 1892 г. Наиболее яркий его представитель — Август Эндель (1871—1925).

Другим центром была Дармштадтская колония художников, ос­нованная в 1899 г. Большая часть её сооружений была построена по про­ектам Ольбриха в суровом, лишён­ном декора стиле. Рядом с Дрезде­ном архитектор Генрих Тессенов (1876—1956) возвёл для художест­венных мастерских «город-сад» Хеллерау, показав возможности архи­тектурной импровизации на тему классицизма.

На Британских островах круп­нейшим мастером модерна был шот­ландский архитектор и художник Чарлз Ренни Макинтош (1868—

*Ордер (от лат. ordo — «ряд», «порядок») — сочета­ние вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и го­ризонтальных несомых час­тей (антаблемента) архитек­турной конструкции, их строение и художественное оформление.

Брюссель.

Австрийский мастер Йозеф Хофман (1870—1956) был одним из ос­нователей венского Сецессиона. Следуя принципам рациональности и простоты в архитектуре, которых придерживались его представите­ли, он построил строгое, практически лишённое украшений здание. Его объёмы выступают в виде кубов и параллелепипедов; форма вхо­да повторяет форму полукруглого фонаря, расположенного над ним.

Луис Салливен.

Небоскрёб Гаранти-билдинг.

Гг.

Буффало.

Луис Генри Салливен, американский архитектор, проектировав­ший высотные деловые здания, сумел придать им художествен­ный облик. Он делил сооружение на пять уровней в соответствии с их назначением. На первом уровне помещались подвалы с ото­пительными помещениями, на втором — банки и магазины, кото­рые должны были хорошо освещаться. Третий уровень занимали просторные помещения, к которым вели широкие лестницы, чет­вёртый (Салливен уподоблял его улью) включал многочисленные этажи, заполненные конторами. На пятом уровне архитектор по­мещал аттик (стенку над венчающим сооружение карнизом, обычно украшенную рельефами или надписями), который напо­минал античные постройки.

Членение на уровни хорошо просматривается и в этом небо­скрёбе Салливена. Во втором уровне он использовал арки и пи­лястры (плоские вертикальные выступы на поверхности стены), что было очень необычно.

1928), глава Школы искусства в Глаз­го, который возводил сооружения, напоминавшие сельские коттеджи, а также занимался декоративно-при­кладным искусством.

Развитие модерна в странах Се­верной Европы оказалось связан­ным с национальным прошлым. Голландский архитектор Хендрик Петрюс Берлаге (1856—1934) создал выразительные здания из кирпича, близкие традициям XVII в., а финский зодчий Элиель Сааринен (1873— 1950) обратился к деревянным сру­бам и фольклорным орнаментам.

Испанский модерн нашёл единст­венного в своём роде исполнителя в лице Антони Гауди, в равной степе­ни использовавшего в постройках исторические и природные мотивы.

В конце XIX столетия в Америке возникла чикагская школа, самой за­метной фигурой которой был Луис Генри Салливен (1856—1924), при­думавший один из типов высотных деловых зданий.

Модерн завершил творческие по­иски XIX в. и одновременно стал основанием для дальнейшего разви­тия архитектуры в XX столетии. На­ступившей эпохе он оставил новые материалы и конструкции, новые представления о форме и простран­стве, плоскости и линии.

 

АНТОНИ ГАУДИ

(1852—1926)

Над испанским городом Барсело­ной высится огромный храм — Саграда Фамилия («Святое Семейст­во»). Издали он похож на готиче­ский собор, вблизи же кажется остатками кораллового рифа, вос­поминанием о морской стихии, не­когда царствовавшей здесь. Это уди­вительное сооружение построено по проекту испанского архитекто­ра Антони Гауди-и-Корнета. Он от­дал ему сорок три года жизни и, не закончив, предоставил коллегам и согражданам завершить его возве­дение (оно продолжается и ныне). Гауди родился в небольшом го­родке Реусе в Каталонии, области на северо-востоке Испании у Среди­земного моря. Его отец, дед и прадед были гончарами. В 1873 г., когда Гауди стал студентом Барселонской ар­хитектурной школы, там все были увлечены изучением средневековой архитектуры. Готика сделалась его пу­теводной звездой, а деятельность средневекового зодчего — идеалом жизни. Через четыре года директор школы, принимая дипломный проект молодого архитектора, сказал, что он «гений или безумец».

Вскоре Гауди получил первый за­каз. Мануэль Висенс, владелец круп­нейшего в Каталонии производства керамических изделий: кафельных плиток, черепицы и посуды, — решил построить особняк в Барселоне и одновременно показать горожанам образцы своей продукции. В 1878— 1885 гг. мастер возвёл живописную постройку с башнями-беседками на крыше. Стены особняка облицованы мозаикой из керамических цветных плиток и камня.

В оформлении интерьеров дома проявилась безграничная фантазия Гауди. В столовой на серо-коричне­вом каменном полу возвышается ка­мин, покрытый жёлтыми и голубыми плитками с цветочным орнаментом. Панели стен и двери выполнены из светлого дерева; по сторонам дверей изображены стоящие в воде цапли и

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Дом Висенса. Столовая.

Фрагмент.

Гг.

Барселона.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Дом Капричо. 1883—1885 гг.

Барселона.

Как и в доме Висенса, в этой ранней постройке Гауди использовал керамику. Правда, он только сделал проект, а строительство особняка вёл архитектор Максимо Диаз де Кихано, прозванный Капричо (исп. capricho — «каприз»). В композиции дома сразу бросается в глаза высокая башня: здесь вход в здание, лестница, соединяющая разные уровни дома, и смотро­вая площадка, чтобы обозревать живописные окрестности усадьбы. Круглый ствол башни установлен на фантастической конструкции из четырёх приземистых колонн с капителями в виде пальмовых листьев, в которых гнездятся голуби. Поверхность стен облицована кера­мическими плитками с выпуклыми цветами подсолнечника. Ограда смотровой площадки напоминает высохшие на солнце растения, а стоящая в центре беседка похожа на дерево.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Парк Гуэль. 1900—1914 гг.

Барселона.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Барселона.

*Фонарь - здесь застек­лённый или имеющий несколько окон выступ в стене здания.

Антони Гауди.

Антони Гауди.

Барселона.

*Портал (от лат. porta — «ворота») — архитектурное оформление входа в здание.

Антони Гауди.

Церковь

ВИКТОР ОРТА

(1861—1947)

Виктор Орта родился в бельгийском городе Генте. Он поступил в Гентскую консерваторию, но интерес к изобразительному искусству и ар­хитектуре оказался сильнее привя­занности к музыке. Орта перешёл на архитектурное отделение Гентской академии художеств. Затем он учил­ся у архитектора Альфонса Бала (1818—1895), построившего в столице Бельгии здание Музея старинно­го искусства.

В 1892 г. Орта получил первый заказ. Известный брюссельский ин­женер и промышленник Эмиль Тассель предложил молодому архитек­тору построить для него городской дом (1892—1893 гг.).

Пространство первых этажей брюссельских жилых домов тради­ционно просматривалось насквозь: в них раньше устраивали служебные помещения, связанные с двором. Орта сохранил этот приём, но ис­пользовал его совершенно иначе. Вестибюль восьмигранной формы, в который попадает вошедший с улицы человек, ограничен только металлическими конструкциями и плавно переходит в гостиную и ле­стницу. Гостиная поднята на по­л-этажа по сравнению с вестибюлем и огорожена тонкими металличе­скими колоннами. Лестница, веду­щая на второй этаж, поражает изя­ществом изогнутых маршей и напоминает ручей, извивающийся среди травы и деревьев.

Фантазия Орта в отделке ин­терьеров дома Тасселя переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи или графики. «Я спрашивал себя, — говорил мас-

Виктор Орта.

Брюссель.

Виктор Орта.

Виктор Орта.

Брюссель.

Над столовой расположен лекцион­ный зал, стены которого полностью смонтированы из металлических элементов. Здание Народного дома стало образцом функционального использования металла в общест­венном строительстве.

Виктор Орта.

Виктор Орта.

АНРИ ВАН ДЕ ВЕЛДЕ

(1863—1957)

Анри ван де Велде родился в Брюс­селе в семье преуспевающего фарма­колога. Сильное желание заниматься живописью привело будущего архи­тектора в Королевскую академию изящных искусств в Антверпене, а за­тем он отправился в Париж, где учил­ся в 1884—1885 гг. Особенно его привлекал неоимпрессионизм.

Вернувшись в столицу Бельгии, ван де Велде продолжил занятия живописью.

В 1892 г. художник женился, и это событие изменило его дальней­шую судьбу, заставив задуматься, в каком доме будет жить семья. «Я сказал себе, что никогда не допу­щу, чтобы моя жена и семья находи­лись в „аморальном" окружении. Но в это время всё, что можно бы­ло купить на рынке, отличалось без­вкусицей, „лживостью форм"».

Следуя примеру Уильяма Мор­риса, построившего после женить­бы знаменитый «Красный дом», ван де Велде возвёл в 1895 г. дом «Блюменверф» в местечке Уккеле под Брюсселем. Впоследствии он говорил, что именно этот дом толк­нул его на путь архитектуры. Ван де Велде придумал проект здания, интерьеры, мебель, посуду, мелочи быта, даже модели своих костюмов и платьев жены. Всё вместе предста­вляло собой художественный ан­самбль, воплощающий, по словам мастера, «красоту, обладающую властью над любой деятельностью».

«Блюменверф» пользовался по­пулярностью среди заказчиков. Он стал своеобразной рекламой твор­чества ван де Велде. Владелец па­рижского магазина «Maison de L'Art Nouveau» («Дом нового искусства») Сэмюэл Бинг пригласил художника работать в нём. Стиль бельгийского мастера совпал с духом французско­го «ар нуво». Так начались архитек­турная карьера ван де Велде и его известность в Европе.

Вскоре ван де Велде получил приглашение из Германии и поехал туда работать. Для богатого коллек­ционера картин графа Гарри Кесслера архитектор в 1900 г. оформил интерьеры берлинской квартиры. Форма, по мнению мастера, должна нести отголосок душевного состоя­ния человека. Столовая здесь выпол­нена в спокойных светлых тонах и украшена изящными деревянными панелями. Ван де Велде спроектиро­вал и изысканную мебель. Спинки стульев отдалённо напоминали кры­лья бабочек и усиливали лёгкое,

Анри ван де Велде.

Дом «Блюменверф». 1895 г.

Уккеле близ Брюсселя.

Анри ван де Велде.

Анри ван де Велде.

Берлин.

Анри ван де Велде.

Фолькванг-музей .

Интерьер.

Гг.

Хаген .

Анри ван де Велде.

Анри

Ван де Велде. Вилла

Хохенхоф . 1908 г. Хаген.

Анри

Ван де Велде.

Хаген .

Один из лучших частных домов архитектора напоминает «Блюменверф», но выполнен более монументально. Стены виллы об­лицованы грубым камнем, размер и рисунок кладки которого

меняется на разных этажах. В интерьере ван де Велде использо­вал панели из крашеного и натурального дерева, мебель, встрое­нную в деревянную обшивку стен.

коничным и функциональным. Двух­этажный музей возведён из светлого песчаника и прекрасно вписывается в пейзаж. Помимо выставочных по­мещений он включает лекционный зал, библиотеку и комнаты для гос­тей. Гладкие светлые стены, выхо­дящие в парк большие окна, гармо­ничные прямоугольные формы и свободно перетекающие из одного в другое внутренние пространства сде­лали это сооружение вершиной творчества ван де Велде.

Последние годы жизни архитек­тор провёл в Швейцарии в местеч­ке Оберегери. Ван де Велде умер в возрасте девяноста четырёх лет, пережив не только многих коллег, но и свой стиль.

Анри ван де Белле.

Музей Крёллер-Мюллер.

Г.

Оттерло (Нидерланды).

Анри ван де Велде.

ПЕТЕР БЕРЕНС

(1868—1940)

Петер Беренс родился в Гамбурге в богатой аристократической семье. Восемнадцатилетним юношей он поступил в живописный класс Ху­дожественной школы в городе Карлс­руэ. В течение десяти лет Беренс был поглощён поисками своего стиля. В 1896 г. он уехал в Италию, а вернув­шись в Германию, обратился к де­коративно-прикладному искусству, которое в то время привлекло при­стальное внимание художников.

Немецкий герцог Эрнст Людвиг фон Гессен, известный меценат и собиратель произведений искусства, в 1899 г. основал близ городка Дармштадта колонию художников и ар­хитекторов. Он дал мастерам землю, предложил застроить её, поселить­ся и работать. Беренс в числе других получил приглашение и принял учас­тие в деятельности колонии. Здесь он возвёл первое сооружение — собственный дом (1901 г.).

Молодой архитектор счёл анг­лийский коттедж наиболее удоб­ным типом частного жилища. Двух­этажный, с простой планировкой, этот дом воплощал скромный и строгий стиль жизни, характерный для Германии.

Уже на следующий год Беренс создал одно из лучших произведе­ний. В 1902 г. на первой Международ­ной выставке современного декора­тивного искусства в итальянском

ЭКТОР ГИМАР

(1867—1942)

Эктор Жермен Гимар учился в Школе изящных ис­кусств в Париже. За успехи он был награждён поезд­кой в Англию и Бельгию. Молодой мастер вернулся во Францию в 1894 г., потрясённый интерьером дома Тасселя Виктора Орта, и стал первым последователем бельгийского архитектора во Франции.

Гимар впервые сделал металлическую конструкцию одним из элементов архитектурного решения в особ­няке Беранже (1897—1898 гг.). Мастер вписал в ка­менную арку входа асимметричную композицию ко­ваных ворот, в рисунке которых не было ни одной повторяющейся линии, и продолжил металлический декор в вестибюле.

В 1898 г. Гимар получил заказ на возведение стан­ций Парижского метрополитена. Их строительством он занимался с 1898 по 1904 г. Если Гюстав Эйфель (со­здатель знаменитой башни) рекламировал металл преж­де всего как строительный и конструктивный материал, то Гимар показал его пластические возможности. Ули­цы Парижа украсили странные изогнутые колючие со­оружения, похожие на огромные ювелирные украше­ния. Павильоны трёх станций метрополитена (они не сохранились) архитектор возвёл из стандартных ме­таллических элементов, цветного стекла и вставок из эмали (стеклообразного покрытия) на стали. Металл был

Петер Беренс.

Турбинная фабрика.

Г.

Берлин.

из металлических конструкции, и это освободило внутреннее про­странство от ненужных опор. Сте­ны почти полностью стеклянные, с металлическими перегородками. Металлические детали фасада скры­ты железобетонными стенами, которые имитируют циклопическую (из огромных каменных блоков) кладку. Мощи промышленного про­изводства в полной мере соответст­вовала лишённая убранства рацио­нальная архитектура, обыгрывавшая выразительные возможности таких материалов, как железобетон, ме­талл, стекло.

Несколько иным был проект Фаб­рики высокого напряжения, кото­рую Беренс возвёл в 1910 г. также в Берлине. Более сложный техноло­гический процесс заставил объеди­нить в одном здании разнообразные производственные помещения. Ри­сунок главного фасада соответство­вал их расположению: стены-витра­жи указывали на местонахождение цехов, небольшие прямоугольники окон — на конторские и подсобные помещения, выступающие башен­ки — на лестничные клетки.

Монументальный стиль Беренса, проявившийся в постройках для концерна AEG, привлёк к нему вни­мание немецкого правительства. Архитектор получил заказ на строи­тельство здания Посольства Герма­нии в Петербурге (1911 —1912 гг.). Его фасад он украсил огромной ко­лоннадой из тёмно-красного грани­та, на три четверти выступающей из стены. Колоннада упрощена так, что почти не чувствуются её античные прообразы.

Первая мировая война принесла Беренсу разочарования и творче­скую депрессию, он мало строил в то время.

Сооружённый вскоре после вой­ны комплекс производственных зда­ний завода в Оберхаузене (1921 — 1925 гг.) — образец рационального стиля, которому архитектор остал­ся верен до конца.

В последние годы жизни мастер занимался проектами крупных про­мышленных и административных

зданий и ансамблей. Функциональ­ное осмысление производственно­го процесса и придание ему эстети­ческого смысла — вот основы, которые он заложил для дальнейше­го развития мировой промышлен­ной архитектуры.

Петер Беренс.

Петер Беренс.

Петер Беренс.

СКУЛЬПТУРА

АНТУАН БУРДЕЛЬ

(1861 — 1929)

Эмиль Антуан Бурдель родился на юге Франции в городе Монтобане. Его отец был столяром, дядя — ка­менотёсом, один дед — пастухом, другой — ткачом. Через много лет, став скульптором, Антуан Бурдель сказал: «Я леплю на простонарод­ном наречии».

Городской муниципалитет по­слал талантливого юношу учиться в Школу изящных искусств в Тулузе, а затем в Париж. Однако академиче­ские правила тяготили Бурделя. Вскоре он покинул школу, лишив­шись стипендии, и начал поиски новых учителей. Так произошла его встреча со скульптором Жюлем Далу (1838—1902). Возможно, именно Далу представил своего ученика знаменитому мастеру Огюсту Роде­ну. Примерно с 1890 г. начались их многолетняя дружба и сотрудниче­ство. Вначале Бурдель лишь учился у Родена, вникая в особенности его техники и видения формы. Затем, завоевав доверие мастера, он полу­чил право переводить гипсовые и глиняные модели в мрамор и брон­зу. Именно через руки Бурделя про­шла отливка скульптурной компози­ции «Граждане Кале»: он принимал изготовленные фрагменты памят­ника перед установкой в 1895 г. Мо­лодой скульптор участвовал также в создании памятника Бальзаку. Рабо­ты этого периода несут печать роденовского стиля: пластичность, сти­хийность, чувственность.

Вскоре после знакомства с Роде­ном Бурдель получил от муниципа­литета родного города заказ на па­мятник павшим во франко-прусской войне 1870—1871 гг. жителям депар­тамента Тарн-и-Гаронна. В 1902 г. «Памятник павшим» (1893—1902 гг.) был открыт на центральной площа­ди Монтобана. Могучий воин в от­чаянии взмахивает обломком сабли, за его спиной падает на землю дру­гой солдат. Над ними взмывает

вверх фигура, изображающая Побе­ду, с древком знамени в руках. В пер­вом самостоятельном монументе сразу обозначилось стремление Бурделя к героизации образов и мону­ментальности.

В 1900 г. мастер создал скульпту­ру «Голова Аполлона», противопо­ставив стихии чувств разум и равно­весие. Начался период его увлечения древнегреческой скульптурой. Это произведение — не копия, не попыт­ка воспроизвести архаические ори­гиналы, а глубоко личное пережи­вание античности, представление о ней, возникшее у художника при чтении строк древнегреческого поэта Гомера.

За Аполлоном последовал ряд статуй, воплотивших античные обра­зы. Скульптура «Геракл, стреляющий из лука» (1909 г.) принесла Бурделю первое признание публики и была высоко оценена его наставником Роденом. Геракл гибок и напряжён, как пружина. Бронзовая фигура луч­ника напоминает статую «Дискобол» древнегреческого мастера Мирона. Кажется, что в этой скульптуре отра­зилась фраза самого Бурделя: «Урав­новешенная неуравновешенность — вот чудесная вещь».

Антуан Бурдель.

Голова Аполлона.

Г.

Музей А. Бурделя, Париж.

Антуан Бурдель.

Антуан Бурдель.

Антуан Бурдель.

Антуан Бурдель.

Победа. 1918 г.

Буэнос-Айрес.

АРИСТИД МАЙОЛЬ

(1861—1944)

Аристид Майоль был сыном по­томственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). Он родился на юге Франции в городке Баньюльс-сюр-Мер. Здесь в кресть­янском труде и робких попытках за­ниматься искусством прошли пер­вые двадцать лет его жизни.

В 1881 г. Майоль поселился в Па­риже. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, за­тем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством со­временных французских художни­ков. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеле­нов — вытканных вручную шерстя­ных ковров-картин без ворса. Он вернулся домой и организовал ма­стерскую. В 1894 г. первые его рабо­ты были представлены публике. Тка­чество открыло Майолю забытые возможности декоративно-приклад­ного искусства, а созданные им гобе­лены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и по­клонников среди коллекционеров.

В сорок лет Майоль занялся скульптурой. Огюст Роден, посетив первую персональную выставку ма­стера в 1902 г., был восхищён его

Аристид Майоль.

Аристид Майоль.

Пюже-Теньер близ Гренобля.

работой «Леда» (1902 г.). Это был невероятный успех, признание пра­вильности избранного пути, более того — своеобразное благословение великого Родена.

В 1901 — 1905 гг. Майоль создал первую большую мраморную статую, у которой два названия: «Средизем­ное море» и «Мысль». Её композиция чиста и логична, а пластика формы естественна и проста.

Майоль, проверив в свои силы, начал участвовать в конкурсах про­ектов памятников. В 1906 г. появил­ся монумент «Скованная свобода» (1905—1906 гг.), изображающий мо­гучую женщину, воплощение жиз­ненной энергии, способной к пре­образованию мира. Таким Майоль представил памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Заказ­чики остались недовольны. Они по­пытались скрыть непривычный облик скульптуры, поставив её на очень высокий постамент и окружив деревьями.

Скульптор мечтал увидеть памят­ники Древней Греции. В 1908 г. у него появилась такая возможность. Новый друг Майоля немецкий меценат и коллекционер граф Гарри Кесслер осуществил его желание. Созерцая скульптуры Парфенона и храма Зев­са в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер ощутил родство сво­его таланта с пластическим мышле­нием древних греков, почувствовал связь, прошедшую через тысячелетия. Одновременно Майоль осознал неве­роятный разрыв культур — древней и современной. «Что должен был я

Аристид Майоль.

Аристид Майоль.

Аристид Майоль.

Аристид Майоль.

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура рубежа XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зод­чества. Само название стиля архитектуры этого периода — модерн — сви­детельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна — в окон­чательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерье­ров зданий.

Модерн нашёл себе почву практически во всех странах Европы и эхом отозвался в Америке. Источником вдохновения служила вся история архи­тектуры от древних архаических сооружений до японских домов. Но не только она. Архитекторов воодушевляло практически всё, что было со­здано природой: растения, раковины моллюсков, чешуя рыб, игра потоков воды, плетение прядей женских волос. Почему так расширился круг исполь­зуемых образцов? Ответ заключается в сущности творческого метода ар­хитекторов модерна, для которых главным стал принцип импровизации на выбранную тему. Поэтому столь разнообразны сооружения рубежа XIX— XX вв., столь несхожи манеры отдельных зодчих и противоречивы их вы­сказывания. Практически в каждой стране были мастера, работавшие в раз­ных вариантах стиля.

В Бельгии наиболее заметными архи­текторами стиля модерн были Вик­тор Орта и Анри ван де Велде. Во Франции Эктор Гимар под влиянием творчества Орта применил орна­ментальные металлические конст­рукции в строительстве павильонов Парижского метрополитена, а Опост Перре (1874—1954) и Тони Гарнье (1869—1948) продолжили опыты инженера-строителя Гюстава Эйфе­ля в области эстетического осмыс­ления сугубо практических соору­жений.

Австрийская школа модерна прежде всего связана с деятельно­стью Отто Вагнера (1841 — 1918) и его ученика Йозефа Марии Ольбриха (1867—1908) — автора выставоч­ного зала венского Сецессиона. Од­новременно с ними в Вене работал один из наиболее передовых архи­текторов начала века — Адольф Лоос (1870-1933).

В Германии поисками нового архитектурного стиля занимались различные творческие объедине­ния. Одним из самых известных стал Сецессион в Мюнхене, образо­ванный в 1892 г. Наиболее яркий его представитель — Август Эндель (1871—1925).

Другим центром была Дармштадтская колония художников, ос­нованная в 1899 г. Большая часть её сооружений была построена по про­ектам Ольбриха в суровом, лишён­ном декора стиле. Рядом с Дрезде­ном архитектор Генрих Тессенов (1876—1956) возвёл для художест­венных мастерских «город-сад» Хеллерау, показав возможности архи­тектурной импровизации на тему классицизма.

На Британских островах круп­нейшим мастером модерна был шот­ландский архитектор и художник Чарлз Ренни Макинтош (1868—

*Ордер (от лат. ordo — «ряд», «порядок») — сочета­ние вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и го­ризонтальных несомых час­тей (антаблемента) архитек­турной конструкции, их строение и художественное оформление.

Отто Вагнер. Майолик-хауз. Фрагмент. 1899 г. Вена.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.025 с.)