Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медресе Шир-Дор. Самарканд. Узбекистан.
Минарет Калян. Фрагмент. 1127 г. Бухара. Узбекистан. также три спиралевидных минарета — два в Самарре (Ирак) и один в знаменитой мечети Ибн Тулуна в Каире (Египет). Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, сталактитовыми карнизами и ажурными решётками балконов, лентами орнаментов и надписей. Завершались минареты фонарём, куполком или шатром. С XII в. на востоке распространился тип соборной мечети с четырьмя айва'нами (сводчатыми или колонными залами без передней стены) на каждой стороне двора. Айванная композиция характерна также для медресе' — мусульманских богословских школ или университетов и караван-сараев — постоялых дворов. ИСКУССТВО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ В эпоху первых арабских завоеваний и во времена правления династии Омейядов (661—750 гг.), воцарившихся в древнем городе Дамаске (Сирия), новые поселения возникали вдали от столицы, на путях продвижения военных отрядов. Города Куфа и Ба'сра на юге и Мосу'л на севере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее напоминали укреплённые военные лагеря. Для защиты и расширения границ мусульманского мира на его окраинах сооружались крепости — рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру. В сельских районах Палестины и Сирии Омейяды строили свои поместья. С запустением этих мест они превратились в «замки пустыни». Самые знаменитые из них — Кусейр-Амра (10-е гг. VIII в.), Мшатта (первая половина VIII в.) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (около 728 г.) в Сирии — были украшены орнаментальными и сюжетными росписями, мозаиками, рельефами из камня и стука (искусственного мрамора). Эти замки и сохранившиеся в тунисских городах Сус и Монастир рибаты сложены были из тёсаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами и единственным входом в центре главного фасада образовывали в плане квадрат. Все помещения выходили на мощёный внутренний двор. Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иерусалиме воздвигли знаменитую Куббат ас-Сахру (Купол Скалы) — третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман. Традиция связывает сооружение Куббат ас-Сахры с важнейшим событием Священной истории ислама — чудесным вневременным ночным путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим и восхождением к престолу Аллаха. Тогда Пророку было дано наставление относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад.
Куббат ас-Сахра была воздвигнута в 687—691 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, — здесь, по преданию, Авраам в подтверждение своей веры готов был принести в жертву Богу сына, а Соломон построил Иерусалимский храм. По словам историка X в. аль-Мукаддаси, это здание должно было затмить находящуюся ря- Кусейр-Амра. 10-е гг. VIII в. Иордания. ****Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. Мусульмане зовут его Ибрахимом и чтят как первого проповедника единобожия, родоначальника евреев и арабов, а также восстановителя разрушенной Потопом Каабы. Соломон (965—928 гг. до н. э.)—древнееврейский царь, почитаемый мусульманами как пророк Сулейман. *Сталактиты — вид архитектурного украшения, внешне напоминающею природные сталактиты (известковые отложения в пещерах), за что они и получили такое название. **Фонарь — выделенная часть архитектурного сооружения с проёмами для освещения и вентиляции. ***Шатёр — коническое или пирамидальное четырёх- или многогранное перекрытие здания. дом христианскую церковь Святого Гроба, «дабы не ослеплялись умы мусульман» её великолепием и огромностью. В 874 г. арабский историк аль-Йакуби писал по поводу места возведения и архитектуры иерусалимской святыни: «Это Скала, о которой сообщают, что на неё Посланник Божий поставил свою стопу... затем Абд аль-Малик (халиф в 685— 705 гг. — Прим. ред.) построил над Скалой купол... и люди взяли в обычай обходить Скалу точно так, как они это делали вокруг Каабы». Мусульмане воспринимали Куббат ас-Сахру как символ победы и торжества ислама. Зодчим удалось создать сооружение, действительно царящее над городом: в панораме Старого Иерусалима сразу бросается в глаза огромный, излучающий золотое сияние купол, вознесённый над скалой. На половине высоты центральная, купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутреннее помещение которой разделено столбами и колоннами надвое, создавая двойной обход вокруг священной скалы. Под скалой находится пещера, превращённая в небольшое святилище.
Внутри Куббат ас-Сахры четыре мощных столба с расставленными между ними изящными мраморными колоннами обрамляют скалу, выступающую над уровнем пола на полтора метра. Высота подкупольного пространства (около двадцати метров) равна диаметру купола, что придаёт конструкции здания устойчивость и удивительную пропорциональность. Соразмерность Куббат ас-Сахры связана также с тем, что в пей число архитектурных элементов каждого вида кратно четырём. Возможно, это не случайно, поскольку число «четыре» ассоциируется с четырьмя буквами в арабском написании слова «Аллах» и с квадратом как символом Каабы. Внутреннее убранство здания поражает великолепием. Его стены облицованы узорчатыми мраморными панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.006 с.) |