Минарет Мальвия. Середина IX в. Самарра. Сирия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минарет Мальвия. Середина IX в. Самарра. Сирия.



АРАБЕСКА

Арабеска (от франц. arabesque — «арабский») — так назвали европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на ос­нове точного математического расчёта. Арабеска по­строена на повторении и умножении одного или не­скольких элементов узора — геометрических фигур, растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц, лю­дей и фантастических существ. Такой орнамент фак­тически исключает фон: один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты». Рисунок арабески по ритму созвучен арабской классической поэзии и му­зыке и согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся тка­ни Вселенной». Бесконечное, протекающее в за­данном ритме «движение» арабески может быть остановлено или продолжено в любой её точке без на­рушения целостности узора. Арабеску можно разме­щать на поверхности любой конфигурации и разме­ра: не существует никакой принципиальной разницы между орнаментальными композициями на стене здания или ковре, на переплёте рукописи и керами­ческом или ювелирном изделии.

Изразцы из Альгамбры. XIV в. Национальный археологический музей, Мадрид.

Изразцы из дворца Алькасар. XIV в. Севилья. Испания.

тей колонного типа. От иракских предшественниц её отличали более компактная планировка и появление удивительно пропорциональных

высоких стрельчатых арок, кото­рые с этого времени стали характер­ной чертой произведений архитек­туры в мусульманских странах.

История средневекового мусульманского мира насыщена бурными по­литическими событиями. В XI—XII вв. турки-сельджуки покорили Среднюю Азию, Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену при­шли монголы, захватившие Багдад в 1258 г. Они положили конец халифа­ту Аббасидов.

В Северной Африке и Южной Испании распространилась власть дина­стий Альморавидов (1056—1146 гг.) и Альмохадов (1121/1122—1269 гг.). Око­ло трёх столетий в сердце мусульманского мира правили (вплоть до 1171 г.) основатели Каира (969 г.) халифы Фатимиды, а затем султаны Айюбиды (конец XII — первая половина XIII в.) и Мамлюки (1250—1517 гг.). На Среднем Востоке в результате захватнических войн среднеазиатского правителя Тимура (1370—1405 гг.) была создана держава, положившая на­чало эпохе великих мусульманских империй позднего Средневековья.

Мечеть Ибн-Тулуна. 876—879 гг. Каир. Египет.

МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО

Мавританское искусство — это ус­ловное название художественного стиля, который сложился и расцвёл в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI—XV вв. Ярче всего мавританский стиль проявил­ся в архитектуре.

Жемчужина мавританского зод­чества — Альгамбра (на окраине города Гранада в Испании), укреп­лённая резиденция гранадских эми­ров (правителей). Построена она в XIII—XIV вв. Это уникальный памят­ник искусства и вместе с тем типич­ный образец мусульманской «скры­той архитектуры». Массивные стены крепости, её башни и ворота с бас­тионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают «со­кровище» — дворец, одновременно роскошный и удобный для жизни. В основе композиции дворцового ан­самбля лежит система дворов, рас­положенных на разных уровнях. Изысканно строгий Дворик миртов с прямоугольным бассейном, обса­женным апельсиновыми деревьями и миртами, с грациозными портика­ми на торцах был центром Дворца приёмов. Под прямым утлом к нему примыкает Дворец львов с залами,

утончённое убранство которых со­здаёт атмосферу роскоши и покоя. В центре дворца — покоряющий со­размерностью и красотой форм Дворик львов с фонтаном, окружён­ным двенадцатью фигурами камен­ных львов. Эти грубоватые, схема­тичные изваяния, как утверждает надпись на фонтане, не могут ни­кого испугать, «ибо им не хватает



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.162 (0.004 с.)