Робер Кампен. Святой Иоанн Креститель и заказчик алтаря. Левая часть двустворчатого Алтаря Верля. 1438 г. Музей Прадо, Мадрид.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Робер Кампен. Святой Иоанн Креститель и заказчик алтаря. Левая часть двустворчатого Алтаря Верля. 1438 г. Музей Прадо, Мадрид.



 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

В начале XV в. в Нидерландах наря­ду с новым художественным виде­нием мира появился и новый спо­соб его образного воплощения — живопись масляными красками.

Об использовании растительно­го (льняного, макового или орехо­вого) масла для составления красок было известно и раньше. Во всяком случае, в трактате немецкого мона­ха Теофила «О различных искусст­вах», появившемся в начале XII в., содержится рецепт приготовления красок на основе льняного масла и клеящего вещества — гуммиараби­ка. И всё же до XV в. эта техника не играла самостоятельной роли в жи­вописи: масляными красками рас­крашивали деревянные статуи, расписывали ковры и знамёна. Художники, писавшие картины на деревянных досках, использовали такие краски крайне редко и не­охотно: сырое растительное масло высыхало чрезвычайно медленно. Законченную картину приходилось высушивать на солнце в течение не­скольких дней, и краски нередко блёкли и растрескивались.

Однако в XV столетии масляная техника распространилась по всей Европе, впоследствии заняв господ­ствующее положение в европейской живописи и сохранив его вплоть до конца XIX в. Столь значительная пе­ремена стала возможной благодаря нововведению, сделанному нидер­ландским живописцем Яном ван Эйком. Ма'стера из города Брюгге дол­гое время считали изобретателем масляных красок. На самом деле Ян ван Эйк лишь усовершенствовал их, но именно после этого масло полу­чило всеобщее признание.

Ян ван Эйк был наделён неза­урядным исследовательским даром. Ещё в молодости, в начале своего творческого пути, художник отдал немало сил поиску связующего ве­щества для красок, которое, вклю­чая в себя масло, было бы в то же время более надёжным и удобным для работы, чем состав, предложен­ный Теофилом. Наконец около 1410 г. он попробовал растворить проваренное и очищенное льняное масло в так называемом белом брюггском лаке (летучем веществе типа скипидара) и, добавив тщатель­но растёртый пигмент, получил густую массу, легко высыхающую даже в тени.

Вскоре мастер увидел, что соз­данные им краски обладают и дру­гими поистине чудесными свойства­ми. Теперь он мог смешивать их на палитре, достигая необычайного разнообразия цветов и оттенков. Художник получил возможность свободно накладывать один слой краски поверх другого — вносить изменения в картину по ходу рабо­ты или, наметив основные формы одноцветными красочными пятна­ми, затем «оживлять» их лёгкими мазками другого тона, передавать облик предметов и сложные пере­ходы от света к тени с поразитель­ной точностью. К тому же оказа­лось, что новые краски светоносны: тонкая плёнка масла, застывая на поверхности слоя краски, создава­ла своего рода линзу, которая одно­временно и отражала падающий на картину свет, и вбирала его в себя. На солнце масляные краски горели, переливались; по великолепию это зрелище было сравнимо только с россыпью драгоценных камней или с готическим витражом.

Единственный недостаток мас­ляной техники, как выяснилось поз­же, состоял в том, что краски под действием времени и солнечных лу­чей могли терять свою яркость и чистоту, темнеть и блёкнуть, что не­редко и случалось с картинами, на­писанными маслом в XVIII—XIX вв. Но в раннюю пору развития масля­ной живописи на пути такой опас­ности стоял сам метод работы жи­вописца. В XV в. художник был специалистом-универсалом, масте­ром в полном смысле этого слова. Он не только рисовал и писал, но и выбирал, шлифовал доску для кар­тины, готовил грунт, растирал крас­ки, делая всё с соблюдением стро­гих правил, добросовестно, на века. Немаловажно и то обстоятельство, что для приготовления красок тог­да применялись в основном пигмен­ты минерального происхождения, более стойкие, чем органические красители, которые стали использо­ваться позднее. Масляная живопись старых мастеров, как правило, пре­восходно сохранялась, она и по сей день поражает зрителей богатством и свежестью тонов.

Со времён Яна ван Эйка масля­ная техника стала традиционной для Нидерландов. Уже в XV в. она перекочевала в Германию и во Францию, а оттуда — в Италию. Первым из итальянских живопис­цев её освоил Антонелло да Месси­на. Особую популярность новая техника приобрела у венециан­ских живописцев, стремившихся использовать цветовые эффекты и передавать световоздушную среду.

Николаус Мануэль Дойч.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.008 с.)