Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страшный суд. Центральная часть Алтаря. Около 1443 Г. Капелла госпиталя, Бон.

Поиск

Рогир ван дер Вейден.

Страшный суд. Фрагменты. Около 1443 г. Капелла госпиталя, Бон.

 

Рогир ван дер Вейден.

Портрет Франческо д'Эсте. Около 1460 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Рогир ван дер Вейден.

Святой Лука, рисующий Мадонну. 1455—1440 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Боне. Центральная часть алтаря по­священа теме Страшного суда. Это су­ровое и величественное предупреж­дение грешному человечеству о грядущем беспощадном, но спра­ведливом расчёте с каждым. Надо всем высится фигура Судьи-Христа. Он восседает на радуге, как на пре­столе. Белая лилия и огненный меч, исходящие из Его уст, символизиру­ют соответственно Божественное милосердие и правосудие.

Низкое, тяжёлое небо будто го­тово обрушиться на землю — безра­достную, всхолмлённую, без единой травинки, переполненную могилами. Повинуясь голосу труб архангелов, земля отдаёт своих мертвецов: её по­верхность набухает, лопается, как скорлупа, и выпускает на свет обна­жённые, хрупкие, беспомощные фигурки воскресших. Всем им при­дётся взойти на огромные весы, ко­торые держит в руке архангел Миха­ил. Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, ли­бо вечные муки. Слева возвышаются райские врата, к которым ангел под­водит группу праведников; справа разверзлась пылающая пропасть пре­исподней, куда падают грешники.

Портреты, созданные Рогиром ван дер Всйденом — например, Франческо д'Эсте (около 1460 г.), — отлича­ются вниманием художника к слож­ному миру человеческих чувств и настроений. Взгляд исподлобья, спря­танная улыбка, приподнятые брови зримо свидетельствуют о привычках и характере человека. Такой же хара­ктеристикой портретируемого стано­вятся его земные заслуги: мастер не­редко вводит в свои портреты знаки власти и доблести: кольцо, орденскую цепь, почётный жезл и т. п.

В 1450 г. Рогир ван дер Вейден ез­дил в Рим поклониться римским свя­тыням. Кроме Рима он побывал и в крупнейших художественных цент­рах тогдашней Италии — Флорен­ции и Ферраре. С этой поездкой свя­зывают начало проникновения в Италию изобразительной традиции Северной Европы, оказавшей нема­лое влияние на искусство итальян­ского Возрождения.

ГУГО ВАН ДЕР ГУС

(около 1400—1482)

Гуго ван дер Гус провёл почти всю жизнь в своём родном Генте и уже при жизни пользовался всеевропей­ской известностью. Выдающийся не­мецкий художник Альбрехт Дюрер назвал ван дер Гуса крупнейшим ни­дерландским живописцем и поста­вил сто в один ряд с Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом. Добив­шись признания современников и разбогатев, ван дер Гус, неожиданно для своих сограждан, ушёл в мона­стырь (около 1475 г.), где и провёл остаток жизни. Последние годы ху­дожника были омрачены тяжёлой душевной болезнью: его мучили приступы отчаяния, к тому же он ис­пытывал безумную зависть к Яну ван Эйку, которого ему так и не удалось превзойти в живописи.

Алтарь Портинари Гуго ван дер Гуса — едва ли не первое в истории искусства Северной Европы произ­ведение, в котором художник, тща­тельно продумав соотношения фигур, подчинил их общей компо­зиционной схеме. Но Гуго ван дер Гус в отличие от итальянских масте­ров руководствовался здесь не столько законами перспективы, сколько логикой сюжета: там, где итальянцы строили пространство как архитекторы, он действовал как режиссёр. В его картине линии перспективы сходятся не где-то за гори­зонтом, а в самом центре компози­ции: он совпадает с фигуркой Младенца Христа.

Этот алтарь создан художником между 1473 и 1475 гг. для Томмазо ди Фолко Портинари, купца-флорентийца, который в те годы жил в Брюгге и занимал ту же должность, что и его предшественник Джованни Арнольфини, т. с. был торго­вым представителем банка Медичи. Алтарь сразу же после окончания ра­боты над ним отправили в Италию, на родину заказчика. Долгое время это творение Гуго ван дер Гуса нахо­дилось во флорентийской церкви Санта Мария Новелла.

Как и большинство произведе­ний такого рода, Алтарь Портинари представляет собой довольно боль­шой (его размеры в раскрытом ви­де 249х574 см) триптих; при этом все изображения подразделяются на два цикла, соответствующие ос­новным положениям алтаря: с за­крытыми и раскрытыми боковыми створками.

Гуго ван дер Гус.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.006 с.)