Паление Икара. Между 1555 и 1558 гг. Королевский музей изящных искусств, Брюссель.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паление Икара. Между 1555 и 1558 гг. Королевский музей изящных искусств, Брюссель.



венного совершенства. В Италии Брейгель прожил около года, но ос­тался равнодушным к изучению древних памятников и почти не во­дил знакомства с итальянскими ху­дожниками.

Вскоре по возвращении в Ан­тверпен Брейгель создал картину «Падение Икара» (между 1555 и 1558 гг.). Прочитав название кар­тины, зритель невольно смотрит на изображение неба, но не находит там героя. Взгляд скользит по гла­ди морской лагуны с островами и парусниками, по скалистому, поро­сшему кустарником берегу. Вот крестьянин прилежно выводит бо­розду на своём поле; стоит, рассе­янно опираясь на посох, пастух; де­ловито закидывает удочку рыболов. И вдруг неподалёку от того места, где устроился рыбак, в ореоле жемчужных брызг зритель разли­чает ноги гибнущего Икара, уже почти скрывшиеся в пучине. Ветер разносит в стороны перья его рас­павшихся крыльев.

В XVI в. легенду об Икаре воспри­нимали как суровое предупреждение гордецам и недальновидным выс­кочкам, пренебрегающим своим предназначением. Конечно, Брей­гель знал и античный источник сказания — «Метаморфозы» древне­римского поэта Овидия, где о про­летающих по небу Дедале и Икаре говорится следующее:

Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою,

Или с дубиной пастух, иль пахарь,

на плуг приналёгший,

Все столбенели и их, проносящихся

вольно по небу,

За неземных принимали богов.

Художник ввёл в свою картину фи­гуры пастуха, пахаря и рыболова, но придал этим образам совсем иное звучание. Никто не восхищается Икаром. Его не видят или не жела­ют видеть: например, рыбак невоз­мутимо продолжает удить, хотя юноша и упал в воду прямо у него на глазах. И пастух, и пахарь, и рыбо­лов — каждый из них поглощён сво­им делом. «Ни один плут не остано­вится, когда кто-то умирает» — так говорит нидерландская пословица.

Что скрывается за подобной по­корностью общему ходу вещей — мудрое смирение или косная, жесто­кая слепота? Брейгель не знает отве­та, но в течение всей своей даль­нейшей жизни будет стараться получить его.

Давно была замечена близость произведений Брейгеля к нраво­учительным представлениям средне­векового народного театра. В карти­не «Битва Масленицы и Поста» (1559 г.) комедианты спускаются с подмостков и растворяются в толпе зрителей. Шутовской поединок Мас­леницы и Поста — обычная сцена ярмарочных представлений, устра­иваемых в Нидерландах в дни про­водов зимы. Но здесь она разворачи­вается не в балагане, а прямо на площади, среди житейской суеты. Карнавальные наряды кажутся осо­бенно яркими в гуще озабоченно спешащих по своим делам людей. Повсюду кипит жизнь: там водят хо­ровод, здесь моют окна, одни игра­ют в кости, другие торгуют, кто-то просит подаяние, кого-то везут хо­ронить... Площадь на картине — символ земного мира; через неё проходят двое — мужчина и женщи­на в одеждах пилигримов, а карлик в шутовском наряде, с факелом, зажжённым среди бела дня, указыва­ет им дорогу. Куда же он их ведёт?

*В древнегреческой мифо­логии искусный мастер Де­дал сделал крылья себе и своему сыну Икару, скрепив перья воском. Дедал и Икар поднялись в небо, но Икар взлетел слиш­ком высоко — жар солнца растопил воск, и Икар упал в морс.

Глуп ли маленький шут или он-то и есть истинный мудрец в этом мире?

В 1563 г. Брейгель перебрался из Антверпена в Брюссель. Переезд был связан с изменениями в личной жизни художника: он женился на до­чери своего бывшего учителя ван Альста, у него появились собст­венный дом, постоянная мастер­ская. О наступлении поры спокой­ной мудрой зрелости говорят и новые картины Брейгеля. С особой охотой мастер обращается к вечным сюжетам — к эпизодам библейской истории.

Композиция картины «Вавилон­ская башня», созданной в 1563 г., по­ражает своим спокойствием зрите­ля, привыкшего к пёстрой суете ранних брейгелевских работ. Башня, изображённая Брейгелем, напоми­нает римский амфитеатр Колизей, который художник видел в Италии,

и одновременно — муравейник. На всех этажах громадного сооружения кипит неустанная работа: вращают­ся блоки, переброшены лестницы, снуют фигурки рабочих. Заметно, что связь между строителями уже потеряна (не из-за начавшегося ли «смешения языков»?): где-то строи­тельство идёт полным ходом, а где-то башня уже превратилась в руины. Картина «Несение креста» написа­на в 1564 г. Сюжет, столь распростра­нённый в христианском искусстве, Брейгель трактует весьма необычно: зритель не сразу обнаруживает на картине Христа,. которого ведут на Голгофу. На переднем плане, изобра­жающем край скалистого обрыва, на­ходятся близкие Христа: Богоматерь, скорбно стиснувшая руки, склонив­шийся над Ней апостол Иоанн, ры­дающая Магдалина. Далее открывается вид на равнину, заполненную

Питер Брейгель Старший.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.230.177 (0.004 с.)