Развитие родителей и воспитание детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие родителей и воспитание детей



 

Несколько слов о кризисе. Один из аспектов нашего бытия – это развитие. Если развитие прекращается, к 37-40 годам неизбежно настигает тоска, дни становятся похожими один на другой, становится очень скучно жить (конечно, все приводимые цифры носят характер версии и гипотезы).

Первый кризис может случиться в 20 лет. К 20 годам у человека вырабатываются какие-то связи, представления, и этот процесс заканчивается. Не все работают на творческой работе, где всё постоянно меняется, большинство существует в русле известного алгоритма. И когда этот алгоритм усвоен – наступает ступор. Жизнь превращается в быт. 

Чтобы вывести человека из этого ступора, на некоторых тренингах пропагандируют необходимость все менять раз в 4 года: жену, детей, работу. Но при таком подходе вопрос о выходе из ступора не решается, так как человек остается функционировать все в той же эгоистической парадигме.

 

Подробнее о ступоре и о выходе из него в контексте темы общения с детьми см. в главе «От страдания к развитию и выходу из скорлупы (подробнее – о понимании "на кончиках пальцев")» из второй части статьи «Преодоление зависимого поведения»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2068/

В общих чертах о ступоре и о выходе из него см. в цикле бесед «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма»:

2. Мозг. Угасание в 37–40 лет. Эгоизм и тупик. Неутраченное внимание к совести, к ближним и к миру как возможность развития

3. Мозг, угасание в 37–40. Только – любимое дело, а потом – тошно. Что-то большее, чем твои интересы. Благотворительность

 

Есть прекрасная статья протоиерея Владимира Воробьева «Покаяние, исповедь, духовное руководство», в которой он рассматривает отношения в церковной среде. Когда люди только приходят, начинается бурное покаяние, слезы, им нравится молиться, а потом жизнь становится бытом, возвращаются какие-то мелкие страсти, вроде, и хочется быть чадом известного духовника, но радость куда-то уходит. Они не спорят, просто стоят на своем. И для 90% людей в нашей церкви духовная жизнь заканчивается через несколько лет.

 

См. подробнее мысли протоиерея Владимира Воробьева и комментарии к ним в беседе второй цикла «Горение сердца». Беседы также представлены в виде текста (расширенного по отношению к ним), имеющего то же название

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1789/

Также – в главе «Преодолеть порог возможностей» из первой части статьи «Духовное руководство: духовник и его слово в картине мира человека» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2124/

 

 

Потому что, выражаясь применительно к теме данной статьи, нет возможности ту самую доминанту на лицо другого проявить в церковной жизни. Сделать шаг вперед, пересмотреть собственные представления и что-то изменить в себе. И эта первая критическая отметка часто совпадает с рождением первых детей. Пеленки, крики, новый опыт. Человек был готов захлопнуться в своей капсуле, в изоляции, предаться удовольствиям (растянуться перед телевизором с пивом), а ребенок вырывает из этих режимов. Люди вынуждены стремительно развиваться, вырабатывать в себе новые нейронные связи. Как правило, ребенок вырастает, жизнь снова становится бытом, входит в привычную колею.

И следующий кризис – 37-40 лет, как отмечает Михаил Зощенко в книге «Возвращенная молодость». Он пишет, что самые большие ученые к 40 годам сходили с дистанции. Приводил пример химика Дэви, который открыл несколько элементов из таблицы Менделеева, научную деятельность которого в 33 года оборвалась. Еще один ученый, известный химик в 35 лет писал друзьям: «...Не будь я женат и не имей я троих детей – порция синильной кислоты была бы мне приятнее, чем жизнь...» (основные открытия он сделал до 37 лет).

Многим людям действительно тошно жить после этого срока. Можно этот кризис сопоставить с учением академика Ухтомского. Он использует термин – двойник. Опыт действительно нужен, но Ухтомский подчеркивает, что опыт не должен заслонить эти вновь вытекающие реальности. Ну и нам кажется удобным сделать так, как мы хотим. Мы всему уже дали ярлыки, все определили, это нужно, а это – нет, это вкусно, а это противно, и между нами и внешним миром вырастает стена собственных представлений, через которую пробиться практически невозможно. Даже если к нам обратится мудрец, мы будем не готовы его слушать.

 

См. подробнее в статье «Идеи академика А.А. Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде, в лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко)»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/

 

Так на студенческих днях рождениях дома не хватает места, чтобы принять всех гостей. Потом потихоньку люди отсеиваются. Стоит поругаться или услышать хоть малейший намек на замечание – и близкого друга в следующий раз никто не пригласит. Так постепенно семья отсекает связи и начинает жить в своей капсуле. И поэтому, кстати, христианские авторы и говорят, что христианская семья (хоть свое семейное пространство и необходимо) не должна замыкаться только в себе. Мы должны учиться раздавать дальше любовь и радость, которые мы испытали.

А в 37-40 лет (цифра гипотетическая) этот кризис доходит до такого масштаба, что человек никаких перспектив уже особо не видит. Никаких выходов. Они есть – рядом с ним неистощимая в своем разнообразии жизнь, просто она от него закрыта собственными моделями, концепциями, эгоизмом, гордыней, самомнением (что он прочитал целых 20 книжек, и все знает).

Одной учительнице подарили замечательную книжку Фаддея Успенского «Записки по дидактике» – одно из лучших произведений по педагогике. Он пишет, каким должен быть учитель и как выстраивать общение с детьми. А учительница – обиделась: «Вы считаете, что я плохо преподаю?!» Хотя книжка – глубочайший опыт!

Так кризис 37-40 лет совпадает с периодом нестабильности наших детей. 17-20 лет – это первые приводы в полицию, внебрачные беременности, отчисления из института, правонарушения, зависимости… А у родителей наконец куплен новый диван, в холодильнике – шпикачки, в каталоге – миллион часов видео и боев без правил, даже майка куплена, чтобы кетчупом заляпывать, и вдруг… Грозит тюремный срок – 8 лет твоему ненаглядному чаду. Надо вставать с дивана, надевать костюмчик, решать вопросы, бегать, суетиться. И хотя это страшно – это вырывает людей из трясины, в которую они попали.

У одного духовного автора есть мысль: «Если не хочешь страдать, либо не греши, либо, согрешив, кайся, либо всегда смиряйся».

 

Многие не понимают, что такое «смирение». Все считают, что смирение – это какое-то раболепство. Недавно вышла на русском языке книга Рэй Далио «Принципы», где один из богатейших людей мира, один из 100 самых влиятельных людей пишет, что ему понадобилось много лет, чтобы прийти к смирению. Однажды в период одного из экономических кризисов в США он сделал по телевидению громкое заявление. Сказал, что знает, как устроен рынок, и потому твердо заявляет, что дно кризиса еще не достигнуто, то есть, что кризис будет продолжаться. В результате того, что прогноз, озвученный во всеуслышание и с такой уверенностью не подтвердился, запустилась череда событий. Далио потерял почти все свои сбережения, от него ушли многие из его коллег. Он понял, что, идя по жизни, нужно смиряться.

У тебя есть своё мнение, тебе кажется, что оно идеально верное, но нужно своё мнение учиться постоянно сопоставлять с реальностью. Вот намёк на доминанту.

И если родители раньше были в своей капсуле, то они начинают активно искать выход. Так и больной после операции, так лежать – больно, так – тоже больно, и он находит какое-то положение, где не больно, и пытается в этом режиме уже лежать дальше. В центре «Сапёрный», где у нас проходили лекции «Горение сердца», я встречал самых счастливых родителей. Они прошли огонь, воду и медные трубы, но такой теплоты в общении я не видел никогда. Даже трудно представить, что они пережили, пройдя настоящий ад: тюремные сроки у детей, их срывы в наркотизацию. Но в результате этот кризис (святитель Николай Сербский считает, что если заменять слово «кризис» словами «суд Божий», то все будет понятно[9]) выявил то, чем люди действительно жили. Если никаких основ сформировано не было, кризис обнажает внутреннюю пустоту и неготовность к каким-то значимым поступкам. И кризис не закончится, пока человек не усвоит урок. И эти родители, пройдя весь этот путь, всю цепочку, понимают, что человек – это нечто более сложное. И тогда начинается новый этап развития.

Есть еще одна замечательная статья протоиерея Федора Бородина «Как вырастить счастливого ребенка»[10], в которой, помимо прочего, он рассказывает про одну супружескую пару, которая сознательно отказалась от детей. По словам человека, знавшего их (который и поведал о. Феодору о этой паре), в их квартире обстановка была такая, что больше получаса он не мог в ней находиться. [Впрочем, можно предположить, что если супружеской паре дети не даются по Промыслу Божию, этой паре Господь даст другую возможность развития].

И обратите внимание, в дальнейшем, когда начинаются первые признаки старческого маразма, это совпадет с необходимыми заботами о внуках. Только дети встали на ноги, хотелось расслабиться и отдохнуть – как пошли внуки. И ты опять не можешь впасть в спячку. Нам кажется, что жизнь начнется, когда мы всё в этой жизни определим и выстроим по нашему лекалу, но мы не понимаем, что это и станет точкой смерти. Развитие уйдет. 


[1] «Сетевые войны». Аналитический доклад Александра Дугина при участии Валерия Коровина и Александра Бовдунова. URL: https://izborsk-club.ru/2319.

 

[2] Джорджо Агамбен. «Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель».

[3] «Вообрази себе: это там в нервах, в голове, то есть там в мозгу эти нервы (ну черт их возьми!)… есть такие этакие хвостики, у нервов этих хвостики, ну, и как только они там задрожат… то есть видишь, я посмотрю на что-нибудь глазами, вот так, и они задрожат, хвостики-то… а как задрожат, то и является образ, и не сейчас является, а там какое-то мгновение, секунда такая пройдет, и является такой будто бы момент, то есть не момент, – черт его дери момент, – а образ, то есть предмет али происшествие, ну там черт дери – вот почему я и созерцаю, а потом мыслю… потому что хвостики, а вовсе не потому, что у меня душа и что я там какой-то образ и подобие, все это глупости. Это, брат, мне Михаил еще вчера объяснял, и меня точно обожгло. Великолепна, Алеша, эта наука! Новый человек пойдет, это-то я понимаю… А все-таки Бога жалко!» [см. главу «Гимн и секрет»].

[4] См. «Наркомании и токсикомании» из книги Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).

 

[5] См., к примеру, статью Хасьминского М.И. «Жизнь после смерти есть! Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли Сознание?» (http://www.memoriam.ru/sushhestvuet-li-dusha-i-bessmertno-li-soznanie).

 

[6] См. его книгу «Просвещенное сердце».

[7] Дарья Сокологорская. Функциональная неграмотность. URL: https://syg.ma/@daria-sokologhorskaya/funktsionalnaia-nieghramotnost.

 

[8] Интервью Владимира Воеводского. Часть 1: http://baaltii1.livejournal.com/198675.html; часть 2: http://baaltii1.livejournal.com/200269.html.

[9] См. «Письмо 8, священнику К., о мировом кризисе » из книги святителя Николая Сербского «Миссионерские письма».

[10]Федор Бородин, прот. Как вырастить счастливого ребенка. URL: http://www.pravoslavie.ru/110991.html.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.134 (0.015 с.)