Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие родителей и воспитание детей↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Несколько слов о кризисе. Один из аспектов нашего бытия – это развитие. Если развитие прекращается, к 37-40 годам неизбежно настигает тоска, дни становятся похожими один на другой, становится очень скучно жить (конечно, все приводимые цифры носят характер версии и гипотезы). Первый кризис может случиться в 20 лет. К 20 годам у человека вырабатываются какие-то связи, представления, и этот процесс заканчивается. Не все работают на творческой работе, где всё постоянно меняется, большинство существует в русле известного алгоритма. И когда этот алгоритм усвоен – наступает ступор. Жизнь превращается в быт. Чтобы вывести человека из этого ступора, на некоторых тренингах пропагандируют необходимость все менять раз в 4 года: жену, детей, работу. Но при таком подходе вопрос о выходе из ступора не решается, так как человек остается функционировать все в той же эгоистической парадигме.
Подробнее о ступоре и о выходе из него в контексте темы общения с детьми см. в главе «От страдания к развитию и выходу из скорлупы (подробнее – о понимании "на кончиках пальцев")» из второй части статьи «Преодоление зависимого поведения» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2068/ В общих чертах о ступоре и о выходе из него см. в цикле бесед «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма»: 2. Мозг. Угасание в 37–40 лет. Эгоизм и тупик. Неутраченное внимание к совести, к ближним и к миру как возможность развития 3. Мозг, угасание в 37–40. Только – любимое дело, а потом – тошно. Что-то большее, чем твои интересы. Благотворительность
Есть прекрасная статья протоиерея Владимира Воробьева «Покаяние, исповедь, духовное руководство», в которой он рассматривает отношения в церковной среде. Когда люди только приходят, начинается бурное покаяние, слезы, им нравится молиться, а потом жизнь становится бытом, возвращаются какие-то мелкие страсти, вроде, и хочется быть чадом известного духовника, но радость куда-то уходит. Они не спорят, просто стоят на своем. И для 90% людей в нашей церкви духовная жизнь заканчивается через несколько лет.
См. подробнее мысли протоиерея Владимира Воробьева и комментарии к ним в беседе второй цикла «Горение сердца». Беседы также представлены в виде текста (расширенного по отношению к ним), имеющего то же название
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1789/ Также – в главе «Преодолеть порог возможностей» из первой части статьи «Духовное руководство: духовник и его слово в картине мира человека» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2124/
Потому что, выражаясь применительно к теме данной статьи, нет возможности ту самую доминанту на лицо другого проявить в церковной жизни. Сделать шаг вперед, пересмотреть собственные представления и что-то изменить в себе. И эта первая критическая отметка часто совпадает с рождением первых детей. Пеленки, крики, новый опыт. Человек был готов захлопнуться в своей капсуле, в изоляции, предаться удовольствиям (растянуться перед телевизором с пивом), а ребенок вырывает из этих режимов. Люди вынуждены стремительно развиваться, вырабатывать в себе новые нейронные связи. Как правило, ребенок вырастает, жизнь снова становится бытом, входит в привычную колею. И следующий кризис – 37-40 лет, как отмечает Михаил Зощенко в книге «Возвращенная молодость». Он пишет, что самые большие ученые к 40 годам сходили с дистанции. Приводил пример химика Дэви, который открыл несколько элементов из таблицы Менделеева, научную деятельность которого в 33 года оборвалась. Еще один ученый, известный химик в 35 лет писал друзьям: «...Не будь я женат и не имей я троих детей – порция синильной кислоты была бы мне приятнее, чем жизнь...» (основные открытия он сделал до 37 лет). Многим людям действительно тошно жить после этого срока. Можно этот кризис сопоставить с учением академика Ухтомского. Он использует термин – двойник. Опыт действительно нужен, но Ухтомский подчеркивает, что опыт не должен заслонить эти вновь вытекающие реальности. Ну и нам кажется удобным сделать так, как мы хотим. Мы всему уже дали ярлыки, все определили, это нужно, а это – нет, это вкусно, а это противно, и между нами и внешним миром вырастает стена собственных представлений, через которую пробиться практически невозможно. Даже если к нам обратится мудрец, мы будем не готовы его слушать.
См. подробнее в статье «Идеи академика А.А. Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде, в лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко)» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/
Так на студенческих днях рождениях дома не хватает места, чтобы принять всех гостей. Потом потихоньку люди отсеиваются. Стоит поругаться или услышать хоть малейший намек на замечание – и близкого друга в следующий раз никто не пригласит. Так постепенно семья отсекает связи и начинает жить в своей капсуле. И поэтому, кстати, христианские авторы и говорят, что христианская семья (хоть свое семейное пространство и необходимо) не должна замыкаться только в себе. Мы должны учиться раздавать дальше любовь и радость, которые мы испытали. А в 37-40 лет (цифра гипотетическая) этот кризис доходит до такого масштаба, что человек никаких перспектив уже особо не видит. Никаких выходов. Они есть – рядом с ним неистощимая в своем разнообразии жизнь, просто она от него закрыта собственными моделями, концепциями, эгоизмом, гордыней, самомнением (что он прочитал целых 20 книжек, и все знает). Одной учительнице подарили замечательную книжку Фаддея Успенского «Записки по дидактике» – одно из лучших произведений по педагогике. Он пишет, каким должен быть учитель и как выстраивать общение с детьми. А учительница – обиделась: «Вы считаете, что я плохо преподаю?!» Хотя книжка – глубочайший опыт! Так кризис 37-40 лет совпадает с периодом нестабильности наших детей. 17-20 лет – это первые приводы в полицию, внебрачные беременности, отчисления из института, правонарушения, зависимости… А у родителей наконец куплен новый диван, в холодильнике – шпикачки, в каталоге – миллион часов видео и боев без правил, даже майка куплена, чтобы кетчупом заляпывать, и вдруг… Грозит тюремный срок – 8 лет твоему ненаглядному чаду. Надо вставать с дивана, надевать костюмчик, решать вопросы, бегать, суетиться. И хотя это страшно – это вырывает людей из трясины, в которую они попали. У одного духовного автора есть мысль: «Если не хочешь страдать, либо не греши, либо, согрешив, кайся, либо всегда смиряйся».
Многие не понимают, что такое «смирение». Все считают, что смирение – это какое-то раболепство. Недавно вышла на русском языке книга Рэй Далио «Принципы», где один из богатейших людей мира, один из 100 самых влиятельных людей пишет, что ему понадобилось много лет, чтобы прийти к смирению. Однажды в период одного из экономических кризисов в США он сделал по телевидению громкое заявление. Сказал, что знает, как устроен рынок, и потому твердо заявляет, что дно кризиса еще не достигнуто, то есть, что кризис будет продолжаться. В результате того, что прогноз, озвученный во всеуслышание и с такой уверенностью не подтвердился, запустилась череда событий. Далио потерял почти все свои сбережения, от него ушли многие из его коллег. Он понял, что, идя по жизни, нужно смиряться. У тебя есть своё мнение, тебе кажется, что оно идеально верное, но нужно своё мнение учиться постоянно сопоставлять с реальностью. Вот намёк на доминанту. И если родители раньше были в своей капсуле, то они начинают активно искать выход. Так и больной после операции, так лежать – больно, так – тоже больно, и он находит какое-то положение, где не больно, и пытается в этом режиме уже лежать дальше. В центре «Сапёрный», где у нас проходили лекции «Горение сердца», я встречал самых счастливых родителей. Они прошли огонь, воду и медные трубы, но такой теплоты в общении я не видел никогда. Даже трудно представить, что они пережили, пройдя настоящий ад: тюремные сроки у детей, их срывы в наркотизацию. Но в результате этот кризис (святитель Николай Сербский считает, что если заменять слово «кризис» словами «суд Божий», то все будет понятно[9]) выявил то, чем люди действительно жили. Если никаких основ сформировано не было, кризис обнажает внутреннюю пустоту и неготовность к каким-то значимым поступкам. И кризис не закончится, пока человек не усвоит урок. И эти родители, пройдя весь этот путь, всю цепочку, понимают, что человек – это нечто более сложное. И тогда начинается новый этап развития.
Есть еще одна замечательная статья протоиерея Федора Бородина «Как вырастить счастливого ребенка»[10], в которой, помимо прочего, он рассказывает про одну супружескую пару, которая сознательно отказалась от детей. По словам человека, знавшего их (который и поведал о. Феодору о этой паре), в их квартире обстановка была такая, что больше получаса он не мог в ней находиться. [Впрочем, можно предположить, что если супружеской паре дети не даются по Промыслу Божию, этой паре Господь даст другую возможность развития]. И обратите внимание, в дальнейшем, когда начинаются первые признаки старческого маразма, это совпадет с необходимыми заботами о внуках. Только дети встали на ноги, хотелось расслабиться и отдохнуть – как пошли внуки. И ты опять не можешь впасть в спячку. Нам кажется, что жизнь начнется, когда мы всё в этой жизни определим и выстроим по нашему лекалу, но мы не понимаем, что это и станет точкой смерти. Развитие уйдет. [1] «Сетевые войны». Аналитический доклад Александра Дугина при участии Валерия Коровина и Александра Бовдунова. URL: https://izborsk-club.ru/2319.
[2] Джорджо Агамбен. «Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель». [3] «Вообрази себе: это там в нервах, в голове, то есть там в мозгу эти нервы (ну черт их возьми!)… есть такие этакие хвостики, у нервов этих хвостики, ну, и как только они там задрожат… то есть видишь, я посмотрю на что-нибудь глазами, вот так, и они задрожат, хвостики-то… а как задрожат, то и является образ, и не сейчас является, а там какое-то мгновение, секунда такая пройдет, и является такой будто бы момент, то есть не момент, – черт его дери момент, – а образ, то есть предмет али происшествие, ну там черт дери – вот почему я и созерцаю, а потом мыслю… потому что хвостики, а вовсе не потому, что у меня душа и что я там какой-то образ и подобие, все это глупости. Это, брат, мне Михаил еще вчера объяснял, и меня точно обожгло. Великолепна, Алеша, эта наука! Новый человек пойдет, это-то я понимаю… А все-таки Бога жалко!» [см. главу «Гимн и секрет»].
[4] См. «Наркомании и токсикомании» из книги Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).
[5] См., к примеру, статью Хасьминского М.И. «Жизнь после смерти есть! Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли Сознание?» (http://www.memoriam.ru/sushhestvuet-li-dusha-i-bessmertno-li-soznanie).
[6] См. его книгу «Просвещенное сердце». [7] Дарья Сокологорская. Функциональная неграмотность. URL: https://syg.ma/@daria-sokologhorskaya/funktsionalnaia-nieghramotnost.
[8] Интервью Владимира Воеводского. Часть 1: http://baaltii1.livejournal.com/198675.html; часть 2: http://baaltii1.livejournal.com/200269.html. [9] См. «Письмо 8, священнику К., о мировом кризисе » из книги святителя Николая Сербского «Миссионерские письма». [10]Федор Бородин, прот. Как вырастить счастливого ребенка. URL: http://www.pravoslavie.ru/110991.html.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.80.252 (0.012 с.) |