Навыки, помогающие преодолеть тягу к само-разрушительному поведению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навыки, помогающие преодолеть тягу к само-разрушительному поведению



 

Никаких прочих мыслей у человека в данный момент нет. И если это начинает действовать, то спасти его в данный момент могут только навыки. Как навыки у бойца. Он бежит, скажем, в джунглях, он устал, он ранен, он голоден, но, если был какой-то навык преодоления себя, то он сможет идти дальше.

Документальный фильм про боксера Василия Ломаченко начинается с кадра, как он сидит под водой четыре с половиной минуты. Смысл, как можно предположить, в том, что когда начинается удушье, не хватает воздуха, человека охватывает паника. Он начинает разрывать, ему хочется вырваться, вздохнуть, но он терпит. Ведь на ринге может произойти что угодно: тебе могут сбить дыхание, ты окажется в состоянии, когда не сможешь вдохнуть, но и тогда необходимо будет продолжать действовать, не поддаваться. То, что отрабатывается в зале, в реальной ситуации будет воспроизведено автоматически – это принцип тренировок.

Пункт первый – пост. На прошлой беседе мы разбирали некоторые навыки, в том числе и пост. Почему у нас сейчас эпидемия наркомании? Потому что отказались от поста. Кажется, эта мысль принадлежит Сергею Белькову. Смысл поста – обуздание своих желаний. Вот сейчас Рождественский пост, хочется мороженого. Если мы придем в гости к неверующей бабушке, и она нас угостит – то, наверное, можно сделать исключение. Но многие люди говорят: «Я болен». Мы все больны! Но даже человек, который не может поститься, может постараться себя ограничить.

В каких-то случаях, например, в гостях у пожилого человека, возможно и отступить от поста. Также по болезни можно заранее определить меру отступления. Например, диабетик съедает 200 граммов мяса, а остальное – постное. А если врач прописал 200 гр., но ему вкусно, и он съедает второй кусок вслед положенного – это уже личная прихоть. Смысл в том, что когда рука тянется, человек вырабатывает в себе способность эту руку остановить. И тот, у кого был навык поста, когда у него будет вспышка гнева или неконтролируемой ярости, которая может закончиться убийством, – он сможет остановиться. И когда начнет действовать тяга – у такого человека будет способность противопоставить ей некий ресурс.

Соответственно, мы понимаем, как важно на этом уровне воспитание помогать человеку преодолевать неуправляемое состояние. «Не пойдешь гулять, пока не помоешь посуду!» Он плачет, у него истерика, бьет посуду, не хочет, но постепенно приучается понимать, что пока не выполнит – всё равно никуда не пойдет. И эта способность человека себя ограничить и заставить даст ему потом некий ресурс выжить, когда будет захлестывать неуправляемое состояние паники.

Второй навыкэто послушание. Сейчас многие несколько неправильно понимают послушание – как некую покорность. Действительно, есть послушание духовнику, но когда вы знакомы с ним давно, когда его советы совпадали с последующими событиями, когда вы не видите ничего плохого и уже убедились за много лет, что он человек опытный, зла вам не желает, и вы уже добровольно хотите поступить, как он советует. И когда он говорит: «Сделай вот так!» – вы уже знаете, что он всегда прав, и, возможно, через 3 года сами придете к выводу, что лучше сэкономить время и просто послушаться.

Это неправильно, когда люди воспринимают послушание как приказание: «Сделай вот так, и мне плевать, что ты об этом думаешь». Когда нет двух уважающих друг друга людей, духовника и чада, которые вместе движутся к одной цели – Христу, то говорить о послушании вряд ли приходится. Это какая-то попытка подделать свои агрессивные импульсы под христианские мотивы.

Когда Василия Родзянко рукополагали в епископы, он спросил Антония Сурожского: Кому оказывать послушание, если он сам станет епископом? Ответ был: Проявлять послушание можно в отношении каждого. Если просьба человека не противоречит совести и не противоречит Евангелию, ты можно ее исполнить.

Но мы часто встречаем ситуации, когда нам просто не хочется. Я даже себя помню, когда я еще не был христианином. Смотришь какой-то глупый сериал, а там друзья ждут, либо в гости, либо мы встречаемся, чтобы куда-то идти. Позвонят: «Ты где?» Отвечаешь: «Я уже иду». А сил подняться нет. И тебе надо выяснить, найдет ли детектив убийцу, причем, ты не знаешь, что было в начале, но выяснить надо: догонит – не догонит. И реально – не подняться. Тебе говорят: «Ну всё, мы поехали!» Отвечаешь: «Ну, да, езжайте…»

Потом себя казнишь, коришь, но сделать ничего не можешь. Так и с наркоманом, когда у него начинает действовать тяга. Он не врал, он искренне говорил, что любит маму и обещал больше никогда этого не делать. На тот момент он был искренен, но когда начинает действовать тяга, состояние становится неуправляемым.

Не надо что-то делать через «не могу» и «не хочу». Без фанатизма, конечно. Если мы трое суток не спали, а нас просят что-то сделать, то надо извиниться и лечь спать. Но когда там, где это посильно, мы приучаем себя встать и сделать что-то, например, по дому, помыть посуду, когда мама просит – не «потом, когда фильм досмотрю», а сделать это сейчас.

Иногда у нас рождается легкая печаль, если мы что-то делаем ради ближнего, а наши планы не сложились. И для нас эта легкая печаль, по сути, навык преодоления какого-то зависимого поведения. Мы на маленьком примере учимся преодолевать что-то большое.

И египетские отцы свидетельствуют, что тот, кто не привык к послушанию – тот не способен преодолеть ни страсти вожделения, ни гнева. Сейчас же много подобных страстных влечений, любовная зависимость, в том числе… Это по сути та же тяга, только к человеку, который тебя не любит, который над тобой издевается, но его невозможно забыть. Люди кончают с собой из-за несчастной любви. «Страдания юного Вертера» очень хорошо описывают подобную историю.

Когда начинает действовать это неуправляемое состояние, человек не может ничего противопоставить, потому что он не привык себя никак ограничивать. Родители должны это каким-то образом учитывать в воспитательном процессе.

 

Например, в одном семействе ребенок не умел делиться. Мы пили чай, была тарелка сырников, я хотел взять один, а ребенок закричал, что он не даст. И мама, и папа пытались уговорить, что надо отца Прокопия сырником угостить, но – нет, моё и всё!

Какой здесь принцип? Если ничего не понятно, как в компьютерных играх засветка, остается только один вариант. Значит, не надо его упускать. Остался только вариант с сырником – значит, надо его довести до конца. И вот через два года мы собрались снова в этом семействе, поиграли с детьми, а потом сама эта девочка встала к плите. Бабушка уже наготовила пирожков, а она нажарила сырников и угощала отца Прокопия.

Процесс зависимого поведения выстраивается с детства, а новым навыкам можно учиться и в процессе игры. Эту же девочку во время игры в жмурки заперли в угол, и она стала от страха верещать. Это было совсем не логично, потому что так она себя только выдала, и ее легче стало поймать. В такой момент родители, не прибегая к морализаторству, через игру могут учить ребенка сдерживать свои эмоции. Например, здесь она могла бросить в сторону ботинок, отвлечь человека, с которым играла, и тихо прошмыгнуть. Если же такой момент не будет преодолен, человек не научится себя сдерживать, позднее это может привести к каким-то опасным последствиям. Так через игру с самого детства родители должны фиксировать подобные элементы.

Молитва. Если мы читаем Псалтирь и думаем, какие обои нам следует покупать в комнату, но при этом усилием воли себя все-таки заставляем сосредоточиться на словах Псалтири, то это усилие постепенно аккумулируется, накапливается, и когда на нас будет нападать некое неуправляемое состояние, появится ресурс с ним совладать.

Любовь к ближним, способность вдуматься, понять, посмотреть на человека не с точки зрения своей концепции, а как он мыслит, – такой подход как раз и формирует те самые лобные доли. Можно вспомнить нашего известного психолога Льва Выготского, у которого была статья «Нарушение понятий при шизофрении», где он говорит о том, что развитие высших психических функций у человека происходит тогда, когда присутствует духовная активность, направленная к миру. То есть у него есть интерес к другим, и он получает обратную связь. В этом случае у него развиваются психические функции. А если этого нет – начинает разрушаться даже то, что было. Наш организм стремится к экономии энергии, и когда какой-то процесс не используется, мы сразу его отбрасываем.

Если эти моменты будут учтены, то человека не захлестнут потом, например, приступы ревности. Все зациклены на наркомании, а ведь ревность – это тоже наказание для человека. Женщина и себя мучает, и мужа. У мужчин, конечно, тоже ревность бывает.

Кстати, ревность – это типичная черта алкоголиков. Существует даже алкогольный бред ревности. Муж и жена сидят в соседних комнатах, а ему кажется, что любовники лезут по канатам. Он врывается в комнату, никого не застает – значит, уже спрыгнули! Наказание для самовлюбленных натур, которые не научились прислушиваться к другим. Если ты не хочешь свою жизнь подчинить истине, ты вынужденно подчинишь свою жизнь злу.

 

См., к примеру, ответы:

«Ревность. Что делать, если ревность начала давать о себе знать» https://castbox.fm/vb/189010737

 «Любовная зависимость, зависимые отношения (также о зависимом отношении в целом)» https://castbox.fm/vb/187304941

«Любовная зависимость. Часть 2 (правда ли, что есть со-зависимость)» https://castbox.fm/vb/352644863

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.149.94 (0.009 с.)