Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта.



В связи с тем, что решение суда о признании нормативное-правового акта недействующим (полностью или частично) затрагивает не только интересы участников процесса, но и приводит (или может приводить) к изменению системы правового регулирования в определенной сфере законодатель уделяет внимание не только порядку вынесения решения по данной категории дел, но и правовым последствиям, связанным с данным решением.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

§ об удовлетворении заявленных требований полностью или в части;

§ об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

- указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших;

- указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения;

-  указание на распределение судебных расходов;

- Указание  порядок и срок обжалования решения суда.

- другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных положений.

. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

В случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Требования об оспаривании нормативных правовых актов, имеющих меньшую юридическую силу по отношению к акту, признанному недействительным, могут рассматриваться судом в порядке упрощенного (письменного) производства.

В случае рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства в мотивировочной части решения суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части должно содержаться обоснование тождественности повторного нормативного правового акта и нормативного правового акта, ранее признанного судом недействующим, должно быть указано на отсутствие изменений в соответствующем законодательстве, а также на решение суда, которым тождественный нормативный правовой акт признан недействующим.

В случае возражения административного ответчика против проведения процедуры упрощенного (письменного) производства судебное разбирательство проводится устно

 


1. Возбуждение производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

 

 Вступление в силу КАС РФ существенно ограничило полномочия арбитражных судов по рассмотрению заявлений о признании нормативно-правовых актов не имеющих юридической силы. В настоящий момент ст.  191 АПК РФ относит к юрисдикции Суда по интеллектуальным правам дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Все остальные категории нормативно-правовых актов оспариваются в судах общей юрисдикции, если это не входит в компетенцию Конституционного Суда.

Производство в Суде по интеллектуальным правам по оспариванию нормативно-правовых актов обладает рядом особенностей.

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в Суд по интеллектуальным правам с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в Суд по интеллектуальным правам (такое условие называется административной преюдицией).

 К заявлению о признании недействительным нормативно-правового акта предъявляются общие требования арбитражного законодательства к исковым заявлениям. Кроме того в таком заявлении должны быть указаны:

- наименование федерального органа исполнительной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт;

- название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

- права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;

- название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

-  требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

- перечень прилагаемых документов.;

К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 АПК РФ (сведения о заявителе, документ подтверждающий отправку копии заявления другой стороне и другие), а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

статья 126.  АПК РФ Документы, прилагаемые к исковому заявлению.

К исковому заявлению прилагаются: 1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют; 2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; 3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; 4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; 5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

Подача заявления в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.008 с.)